Тренинг коррекции агрессивного поведения среди подростков "Агрессию - под контроль!"
классный час по психологии (11 класс) на тему

Михайлов Михаил Алексеевич

Данный тренинг обучит подростков практическим приёмам использования техники "Я - сообщений".  На занятии обрабатываются и анализируются модели поведения в ситуации конфликта и  модели использования техникуи"Я - сообщения". Рекомендовано для психологов и для педагогов (классных руководителей) для проведения классных часов и обучающих семинаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_starshie_klassy_agressiyu_pod_kontrol.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хатангская средняя школа №1»

Тренинг коррекции агрессивного поведения

 у учащихся 9 – 11 классов

Тема: «Агрессию – под контроль!»

Педагог-психолог:

Михайлов Михаил Алексеевич

с. Хатанга 2018 г.

Материалы: Мягкий мяч, фломастеры, листы А4, мешочек с приёмами.

Цель тренинга :

- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;

- формирование чувства импатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;

- обучение «ненаправленным» способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приёмам регуляций психического равновесия.

 «Правила нашего тренинга»

Ребята, для того, чтобы всем было комфортно, необходимо выработать и принять правила.

  1. Выражать свое мнение, начинать речь словом «я» - я считаю, я чувствую, я думаю;
  2. Внимательно слушать, когда говорят другие
  3. Уважать чужое мнение
  4. Говорить по одному
  5. Нельзя перебивать, Шуметь, когда кто-то говорит
  6. Оценивать других, Критиковать
  7. Рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами тренинга

I)  Вводная беседа.

Хочу сделать вам комплимент : у вас очень добрые и удивительно красивые лица. На них не отражается ни плохого настроения, не обнаруживаются грубые черты лица. Из этого не трудно сделать вывод, что вы никогда не злитесь, не обижаетесь.

Или все-таки бывает иногда чувство обиды, досады? Случается попасть в неприятные ситуации?

- Бывало.

- А можете припомнить, что вы чувствовали тогда?

- Внутри все кипит; кулаки сжимаются так, что белеют костяшки пальцев; зубы стиснуты; вот когда искажается лицо.

- Да, именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой агрессия.

Агрессивный человек – это человек которому нужна помощь! Хотя физически он в полном порядке, но душевно  он  нуждается в помощи. В его душе нет ничего доброго и хорошего, а значит личность его не будет развиваться. Он живет в постоянном конфликте с окружающим миром и людьми.

А вы хотите узнать как бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить вас?

Расположитесь удобнее на ваших стульях.

Возьмитесь за руки, расслабьтесь, закройте глаза, сделайте медленный вдох и медленный выдох.

Не открывая глаз представьте соседа сидящего слева от вас.

Почувствуйте тепло его ладони

Слегка нежно пожмите его руку, как-бы здороваясь с ним.

Попытайтесь определить и почувствовать его состояние, настроение, мысли, что происходит у него в душе.

Если вы чувствуете у него грусть, печаль поделитесь с ним частицей своей радости.

Если чувствуете его усталость поделитесь своей энергией.

Дайте понять ему что он не один.

Дайте понять что вы его друг.

Ещё раз нежно и ласково сожмите ему руку.

Медленно  не торопясь  откройте глаза

Упр1. «Комплимент“.

 Сегодня мы начинаем занятие с комплиментов друг другу. Что такое комплимент? Доводилось ли вам делать комплименты? Кому они чаще всего были адресованы?

Сейчас посмотрите на своего соседа, сидящего слева от вас. Подумайте, что вам нравится в этом человеке (какие черты характера, умения особенности).

А теперь по очереди будем говорить комплименты сидящим слева, начиная фразу словами: “ Здравствуйте, мне очень нравится …”

Обсуждение: Какие качества или умения назывались чаще? Кому было трудно сделать соседу комплимент? С чем это связано, по-вашему? Что чувствовали участники, когда слышали в свой адрес комплименты? Стоит ли говорить друг другу комплименты, приятные слова, хвалить друг друга?

Упр2. «Самопрезентация»

Порой люди конфликтуют между собой, хотя совсем друг друга не знают. А ведь многие вещи объединяют людей.

  1. Имя;
  2. Возраст;
  3. Любимый цвет;
  4. Любимое блюдо;.
  5. Любимое животное;
  6. Мои увлечения;
  7. Моя мечта;
  8. Мне нравиться в себе;
  9. Кем я буду в будущем.

Обсуждение с детьми. Узнали ли вы то, чего раньше не знали? Есть ли у вас сходства в интересах? Заинтересовались ли вы друг другом?

Упр 3. Притча «Как не обижаться на оскорбления…? Совет мудреца»

Один человек стал публично оскорблять одного мудреца:

-Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!

В ответ на это мудрец лишь улыбнулся.

Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шёлковых шароварах спросил мудреца:

- Как ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе необидно?

Мудрец опять улыбнулся и сказал:

Идём со мной.

Юноша последовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажёг  лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл совершенно никчёмный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал:

Примерь, это тебе под стать.

Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился:

-Зачем мне эти грязные обноски? Я вроде прилично одет, а вот ты, наверное спятил! – и бросил халат обратно.

- Вот видишь,- сказал мудрец, ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Не стоит обижаться на оскорбления – это, то же самое, что и примерять лохмотья которые вам швыряют.

Обсуждение с детьми. О чём притча? Чему учит притча?

Упр 4. Способы снятия агрессивного состояния.

По очереди дети вытягивают из мешочка приёмы и способы снятия агрессивного состояния, и пытаются их попробовать продемонстрировать.

Обсуждение с детьми. Скажите, трудно ли противостоять  агрессии? Получиться ли  сразу использовать данные умения и способы противостоять агрессии? Правильно, нужно учиться контролировать себя!

Упр 5.

В круг поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 — слезам и горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания — 10 минут.

Обсуждение группы: Трудно ли было успокаивать, плачущего человека? Всегда ли вы ставите себя на место другого? А кто слышал о таком слове как « ИМПАТИЯ»?

Упражнение на Мышечное расслабление: Вдох – пауза 5 сек(напряжение) –медленный выдох (расслабление)

Упр 6.

Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы:

«Я не люблю когда...» и «Я люблю, когда...». Время выполнения задания — 5 минут.

Обсуждение группы

Упр 7.

Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: Мне радостно, когда... Мне грустно, когда... Время выполнения задания — 6—7 минут.

Упр 8. «Просьба»

Спросить у участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникали при этом сложности, почему?

        Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?

        При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросит продемонстрировать. Обратить внимание группы  на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они для себя что-то новое?

Упр 9  «Доброе животное».

        Представьте, что вся наша группа превратилась в одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется  его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Очень важно делать все одновременно.

        Обсуждение

  • Понравилось ли вам животное?
  • Хотелось ли нарушить правила игры?
  • Можно ли сказать, что все поддерживали друг друга?

Упр 10  «Шаг навстречу»

        Ведущий приглашает двух участников (желательно друзей) выйти к классной доске  и стать лицом друг к другу. Задание: нужно сделать шаг навстречу другу и сказать ему что-либо приятное. Очередной шаг делает второй участник и т.д.

Обсуждение

  • Легко ли было произносить вслух комплименты?
  • Что приятнее – произносить комплименты или слушать их?

.   “Релаксационный комплекс”.

Сядьте удобно. Закройте глаза и представьте, что у вас в левой руке – лимон. Выжмите сок из этого лимона, очень сильно сожмите его, почувствуйте напряжение в пальцах, запястье, в руке. Медленно бросьте остатки лимона. Другой лимон возьмите  в правую руку. Выжмите из него как можно больше сока. Теперь опять левой рукой. Опять правой. Теперь в обеих руках по лимону. Будет много лимонного сока.

Представьте, что вы пушистый и ленивый кот. Вы только что проснулись и надо потянуться (руки вперед, вверх, высоко-высоко, назад), быстро бросьте их в низ. Вам приятно, тепло, уютно. Вы лежите на солнышке.

Сейчас – вы черепаха, лежите возле пруда, нежитесь. Вдруг появилась опасность. Вы втягиваете голову в плечи, плечи поднимаете до ушей, голову опускаете. Опасность миновала, вы расслабились. Это приятно – тебе ничего и ничто не угрожает.

У вас во рту крепкая жвачка, ее невозможно разгрызть. Вы стараетесь разжевать ее, плотно сжимая зубы. Вот и жвачка размякла, стала легкой и приятной, просто воздушной. Вы начинаете понимать, что нужно сделать, чтобы расслабиться. Думайте о хорошем, приятном. Мысли больше не суетятся в вашей голове. Но тут прилетела муха и уселась прямо на ваш нос. Избавьтесь от нее без использования рук. Подтяните нос кверху. Напрягите все лицо. Муха улетела. Теперь расслабьте лицо.

Заключительная притча

Когда-то давно, старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на 2-х волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию.

Другой волк представляет собой добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- а какой волк в конце побеждает?

Стары индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

Я хочу, чтобы вы не забывали эту притчу, и задумались, кого же кормите вы внутри своего сердца?

Завершение «Пожелать что-нибудь доброе всему классу!» по кругу.

Для разрядки: Австралийский дождь      

                           Насос и шарики

                           Свеча доверия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия

В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

педсовет "Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников"

Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников...

Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида

В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...

Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"

обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Тренинг коррекции агрессивности у подростков

Тренинг предназначен для профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков....