Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»
элективный курс по психологии (9, 10 класс)

Медкова Марина Андреевна

Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.

Это ставит новые задачи перед системой общего образования. Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько она может способствовать верному профессиональному выбору. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В помощь выпускникам31.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №359

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 Принята решением Педагогического совета                                              «УТВЕРЖДАЮ»

ГБОУ школа №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга                 Директор ГБОУ школа №359

Протокол №1 от 31.08.2018                                                                         Павлиди П.С.

                                                                                                                        __________________

                                                                                                                        Приказ №102/1 от 31.08.2018

«СОГЛАСОВАНО»                                                              

Заместитель директора по направлению                                                                    

деятельности отдела диагностики,                                      

консультирования и групповой работы  

Тарахтий Валерия Валерьевна                                            

                                                                                     

________________________                                                

«04» сентября 2018 г.                                                                 .

Программа

социально-психологической помощи в самоопределении

для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»

                                                 

Составитель: Медкова Марина Андреевна

                                           Педагог-психолог ГБОУ школа №359

                                                 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018 год

I. Пояснительная записка

Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.

Это ставит новые задачи перед системой общего образования. Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько она может способствовать верному профессиональному выбору. При этом от школы ожидают, что она поможет и профессионально определиться, и обеспечит последующее успешное освоение профессии (под которым родители обычно понимают поступление в ВУЗ). Все более привлекательными для родителей становятся образовательные учреждения, где специализация начинается на самых ранних ступенях образования. Это позволяет избавиться от сомнений и колебаний относительно дальнейшего жизненного пути, и расширяет диапазон знаний и умений в выбранной области. Поэтому профессиональное образование начинается теперь задолго до окончания школы.

Для учащихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.

Цель: оказать профессиональную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;
  • выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;
  • формирование у обучающихся представления об основных психических явлениях (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;
  • формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;
  • осуществлять поддержку мотивации к будущему профилю обучения.
  • развитие навыков и умений школьников по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.

Программа рассчитана на 17 учебных часов. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;

создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Форма контроля знаний

По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.

Если участники по окончании курса не имеют четко выраженной профессиональной направленности (сомневаются в выборе или профессиональные интересы отсутствуют), то с ними необходимо провести индивидуальную работу. Необходимо выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору и провести коррекционную работу с подростком.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

  часов

Занятия

Теорети-ческие

Практи-ческие

Раздел 1. Человеческие возможности при выборе  профессии. Диагностический блок 

11

Вводный урок. Основы профессионального самоопределения.

1

1

Темперамент  и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

1

Интересы и выбор профессии.

1

1

Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

1

Чувства и эмоции.

1

1

Познавательные способности при выборе профессии: диагностика интеллектуальной сферы.

1

1

Общее представление о психических процессах: память, внимание.

1

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.

1

1

Способности и профессиональная пригодность.

1

1

Профессия и здоровье.

1

1

Человек среди людей.

1

Раздел  2. Основные подходы к индивидуальному  выбору профессии.

3

Мотивы и потребности.

1

Формы получения  профессионального образования.

1

Рынок образовательных услуг в России

1

Раздел  4. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.

3

«Лестница карьеры».

1

Резюме. Портфолио. Навыки самопрезентации.

1

     1

Профориентационная игра «Работодатель».

1

     1

ИТОГО:

17

II. Содержание программы

Раздел 1. Человеческие возможности при выборе профессии. Диагностический блок. 

Тема 1. Вводный урок. Основы профессионального самоопределения.1час

         Значение в жизни человека принятия правильного решения о профессиональном выборе. Понятие «Профессия». Определение мотивации выбора профессии.

Тема 2. Темперамент  и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 1 час

Понятие «темперамент». Определение типов темперамента (методика Резапкиной). Влияние темперамента на профессию. Тепинг-тест.

Тема 3. Интересы и выбор профессии. 1 час

Интересы и склонности в выборе профессии. Формирование интересов, их виды и проявление в различных видах деятельности. Определение типа будущей профессии (опросник Климова Е.А.). Методика «Профиль».

Тема 4. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. 1 час

Классификация профессий по типам. Склонности и профессиональная направленность. Анкета «Определение  профессиональных склонностей» (Йовайши). Тест «Профессиональный тип личности» (Голланд).

        

Тема 5. Чувства и эмоции 1 час

Понятие «чувства» и «эмоции». Способы проявления эмоций. Типы агрессивного поведения. Эмоциональность личности и выбор профессии. Практические задания/упражнения на проявление и узнавание эмоций. Тест эмоций.

Тема 6 . Познавательные способности при выборе профессии.  1 час

      Диагностика интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления).

Методика «Эрудит». Выявление уровня познавательного развития и успешности обучения учащихся. Мышление и выбор профессии. Упражнения для тренировки и развития внимания.

Тема 7. Общее представление о психических процессах: память внимание. 1 час

Общее представление о памяти. Виды памяти, процессы памяти. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Диагностика оперативной логической памяти (Ясюкова). Знакомство с приемами и техниками запоминания и возможностями развития памяти. Внимание, его виды. Характеристики внимания и выбор профессии. Упражнения для тренировки и развития внимания.

Тема 8. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы 1 час.

Мышление и выбор профессии. Упражнения для развития внимания.

Тема 9. Способности и профессиональная пригодность. 1 час

Понятие и виды способностей. Характеристика способностей. Способности и профессионально важные качества, профессиональная пригодность. Соотношение требований разных групп профессий к личностным, физиологическим, интеллектуальным особенностям человека.

Тема 10. Профессия и здоровье. 1 час

Понятие «профессиональное здоровье». Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Возможные воздействия профессиональной деятельности на здоровье, факторы профессионального риска возникновения заболеваний. Противопоказания по отдельным группам профессий, ограничения профпригодности. Проблема профилактики психоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности. Психологический практикум. Тест «Образ жизни».

Тема 11. Человек среди людей . 1 час

Общение и его роль в жизни человека. Виды общения. Схема осуществления коммуникации. Барьеры на пути коммуникации. Деловое общение. Методы и средства эффективного общения. Умение слушать.

Раздел  2. Основные подходы к индивидуальному  выбору профессии.

Тема 12. Мотивы и потребности. 1 час 

Мотивационная сфера человека. Классификация мотивов выбора профессии. Две поведенческие стратегии: мотивация «достижения успеха» и мотивация «избегания неудачи». Методика «Мотивы выбора профессии»

Тема 13. Формы получения  профессионального образования. 1 час 

Варианты профессионального образования. Виды учебных учреждений, форм обучения, их отличительные особенности.

Тема 14. Рынок образовательных услуг в России. 1 час 

Формирование предложения и спроса на современном рынке труда (актуальные рабочие места, спрос и предложение на современном рынке труда).

Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир».

Раздел  3. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.

Тема 15.«Лестница карьеры». 1 час 

Планирование карьеры. Варианты карьеры. Построение цели. Ранжирование собственных качеств. Этапы и цели карьеры.

Тема 16. Резюме. Навыки самопрезентации. 1 час 

Понятия резюме и автобиография, различия и сходство. Требования, предъявляемые к резюме. Рассмотрение вариантов. Создание собственного резюме.

Тема 17. Профориентационная игра «Работодатель». 1 час 

Практические задания на развитие навыков самопрезентации в профессиональной сфере. Анализ трудностей и достижений по результатам выполнения заданий. Обмен личным опытом, чувствами и впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая модель повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов при изучении курса «Экология».

 Для лучшего представления разработанной методики необходимо выразить теоретическо-методологические  аспекты повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов...

Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»

Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами....

Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему «Условия и выбор»

Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему урока «Условия и выбор - ветвление" применительно к языку программирования Pascal....

Авторская программа элективного курса по геометрии для обучающихся 10 - 11 классов по теме: «Решение задач по планиметрии и стереометрии»

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу геометрии, являющиеся небольшим справочником по теоретическому материалу, позволяющий систематизировать базовый уровень, теоретические знания ...

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....

«Опыт профориентационной работы с обучающимися 8-х классов Учебный методический курс «Первый шаг в профессию» под. редакцией С.Н. Чистяковой;

Для человека, живущего в эпоху быстрых экономических, социально-культурных перемен, профессиональное самоопределение личности не рассматривается только в аспекте адаптационных процессов. Профессиональ...