Барьеры общения
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7 класс)

Митковская Екатерина Николаевна

Занятие в форме игрового тренинга подойдет для учащихся с пятого класа. Продолжает тему "Общение". Способствует формированию позитивной атмосферы в группе и развивает умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barery_v_obshchenii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия "Барьеры общения"

Для учащихся 5-8 класов

Цель занятия:

Исследования депривации коммуникативных каналов в роли барьеров общения.

Задачи занятия.

Обучающие:

  • получение знаний о природе барьеров общения и роли коммуникативных каналов.

Развивающие:

  • развитие умений анализировать коммуникативные ситуации на наличие барьеров общения.

Воспитательные:

  • повышение уровня культуры группового взаимодействия;
  • создание в группе атмосферы открытости и взаимного доверия;
  • формирование чувства единства и целостности группы.

 

 Здоровьесберегающий аспект занятия.

Направленность на развитие личности участников:

  • создание условий для самораскрытия и самопознания;
  • способствование формированию позитивного представления о себе, повышение самооценки.

Ориентация на базовые потребности участников:

  • самоактуализация – приобретение нового опыта межличностного взаимодействия, развитие эмпатии;
  • признание и уважение – формирование чувства взаимной поддержки и принятия друг друга;
  • общение – организация форм невербального общения;
  • психологическая безопасность – формирование атмосферы открытости и взаимного доверия, включенность ведущего в каждый элемент занятия.

 Структура занятия.

Формой занятия является игровой тренинг с элементами интерактивного обучения. В соответствии с этим занятие представляет собой серию взаимосвязанных упражнения, после которых следует обсуждение их результата. В отдельный блок вынесена теоретическая часть, что позволяет участникам понять взаимосвязь практических результатов и теоретических положений информационного блока.

Занятие проходит без перерыва, что позволяет повысить его интенсивность и делает его более структурированным и цельным.

  Этапы занятия

Отведенное время

Организация игрового пространства, традиционное приветствие.

Краткое обсуждение целей и задач занятия.

7 минут

5 мин.

Упражнения на эмоциональную разрядку, на повышение работоспособности и вовлеченности участников в работу.

10 минут

Упражнения на понимание сущности барьеров общения через депривацию одного из коммуникативных каналов.

15 мин.

Обсуждение результатов упражнения.

Теоретический блок «Роль депривации коммуникативных каналов в ситуациях общения».

10 мин.

Обсуждение итогов занятия, обратная связь.

6 мин.

Упражнение на повышения уровня группового сплочения, уменьшение психологической дистанции, повышение общего эмоционального фона в группе.

Оценивание работы каждого участника. Ритуал прощания.

5 минут

4 мин.

Итого

60 мин.

 Средства:

  • мягкая игрушка;
  • повязки на глаза;
  • изображения каналов восприятия (рука, глаз, ухо)
  • изображения средств коммуникации (телефона, радио, компьютера и т.д.).

 Краткая характеристика группы, с которой проводится занятие.

  • год обучения 1.
  • на основе предыдущих занятий группа является единым коллективом, способным воспринимать новые знания, вырабатывать соответствующие знания и умения.
  • психологическая характеристика группы:

с одной стороны - нетерпимость к недостаткам других, быстрая реактивность, вспыльчивость, ожидание негатива;

с другой - желание участвовать во всем, интерес к новой деятельности, критичное отношение к себе, способность к активному участию и взаимодействию друг с другом.

  • на основе характеристики группы ее участники в целом способны:

- понимать поставленные цели занятия;

- включаться  в активную деятельность на занятии;

- обсуждать и осмысливать достигнутые на занятии результаты

- проявлять уважение по отношению к руководителю и участникам группы.

  • прогнозируемые трудности:

- проблемы с анализом собственной деятельности;

- низкая степень проявления эмпатии и рефлексии;

- трудность с принятием ответственности за свою деятельность и пониманием своей роли в сложившейся ситуации.

Содержание занятия:

  • Организация игрового пространства, приветствие.

Так как, занятия проходят в учебном классе, определенное время перед началом групповой работы уделяется организации игрового пространства: сдвигаются парты, стулья составляются в круг. Далее следует традиционное приветствие.

  • Постановка целей и задач.

Ведущий: «Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить об общении. Мы уже знаем, как важен при общении взгляд, выражение лица, та информация, которую мы передаем. Ведь общение это не только речь. Информацию от человека мы еще получаем, видя его лицо, его взгляд, его движения. Как вы думаете, умеют ли общаться животные? Представьте себе, что к вам подходит собака, виляет хвостом и заглядывает вам в глаза. Что она хочет донести до вас? Вы ее гладите, а она трется о ваши ноги. Можно ли считать это общением? А если собака рычит, какую информацию вы получите? Если вы пишите письмо, вы общаетесь? С кем? Да, с адресатом письма. Сейчас в нашей жизни появилось много технических средств, таких как, почта, телефон, Интернет, и другие. Помогают ли они нам общаться друг с другом или наоборот, мешают? Я думаю, в конце нашего занятия мы сможем ответить на эти вопросы».

  • Разминка, упражнения на повышения уровня активности, эмоциональной вовлеченности участников.

Целью данных упражнений является создание непринужденной атмосферы в группе, уменьшения напряжения, характерного для начала работы.

  • «Привет».

Участники располагаются в кругу. Ведущий объясняет правила: «Тот, у кого находится в руках этот предмет (показывает мячик, небольшую мягкую игрушку) должен перекинуть его другому участнику, сказав ему «Привет, я рад тебя видеть».

Обсуждение. Все ли участники смогли справиться с заданием? Что помогало справиться с заданием? Что помогало нам общаться: улыбка, контакт глазами, интонация с которой мы говорили, подобранные слова и выражения.

  • Упражнения на понимание сущности барьеров общения через депривацию одного из коммуникативных каналов.

Данные упражнения помогают участникам настроиться на невербальный способ общения, создает позитивную атмосферу в группе, обеспечивают эмоциональную вовлеченность участников в процедуру тренинга, умение выражать свое состояние невербальными средствами.

  • Упражнение «Два автобуса».

Группа разбивается на две команды. Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 1,5-2 метров. Ведущий объясняет задание. «Представьте себе что, вы со своим другом находитесь в разных автобусах. Вы не слышите друг друга, а можете только видеть. Ваша задача – не пользуюсь словами, а только жестами, передать другой команде следующую информацию: «Мы идем на дискотеку в пять вечера». Другая команда должна понять, что ей хотят передать и ответить так же без слов».

Обсуждение. Легко ли было понять, что хотят ребята? Что помогало пониманию, а что мешало?

  • Упражнение «Общение в темноте».

Участники надевают повязки на глаза. Ведущий объясняет задание: «Ребята, необходимо собраться с закрытыми глазами в соответствии с сезоном рождения в четыре группы, таким образом, должно образоваться четыре группы: весенние, зимние, летние и осенние.

Обсуждение. Какая группа быстрее собралась? Что надо было сделать? Передать информацию всем о времени года своего рождения. Кому было легко, выполнять задание? Кому сложно? Что помогало при передаче этой информации? Что мешало? Как общаться было легче? Без слов или без зрения?

  • Теоретический блок «Роль депривации коммуникативных каналов в ситуациях общения».

Каналы общения: зрение, слух, тактильные контакты. Демонстрация изображения канала восприятия и определение когда он используется.

Ухудшение качества общения при отсутствии одного из каналов.

  • Обсуждение итогов занятия, обратная связь.
  • Упражнение «Средства коммуникации».

Группа разбивается на две команды. Каждая команда получает карточку с изображением мобильного телефона или компьютера. Ведущий объясняет задание: «Ребята, необходимо подумать несколько минут над тем, является ли общение при помощи этих средств полноценным. Что мы применяем при этом общении, а что нет (зрение, слух, речь, прикосновения), и представить свое средство общения так, чтобы мы поняли, что мы теряем, общаясь таким способом.  

Обсуждение. Может ли общение без личного контакта быть полноценным? Общение, когда мы не видим или не слышим друг друга? Без слов или без зрения? Или лучше общаться вживую?

  • Заключительное упражнение.
  • Упражнение «Хлопки».

Упражнение направлено на снятие напряжения возникающего между участниками, а также на повышение уровня группового сплочения.

Участники хаотично расходятся по помещению и поднимают ладони на уровень груди. За одну минуту каждый участник должен хлопнуть в ладоши со всеми остальными участниками.

Ведущий: «Видите, как общаться друг с другом. Для этого не нужно даже разговаривать. Достаточно желания делать друг другу приятное.

  • Подведение итогов занятия
  • Оценивание работы каждого участника, индивидуальная похвала, определение успехов и достижений.
  • Ритуал прощания.

 Предполагаемый результат занятия:  

  • осознание роли коммуникативных каналов как барьеров общения;
  • формирование позитивной атмосферы в группе;
  • развитие умения работать вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные барьеры - общения.

Занятие "Коммуникативные барьеры - общения"  разработано для старшеклассников 10-11 классы,...

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный

Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Психология общения. Тема: барьеры общения

барьеры общения. психология общения...

Итоговый индивидуальный проект 9 класс. Направление: психология «Барьеры общения, их выявление и устранение»

laquo;Барьеры общения, их выявление и устранение». Актуальность проблемы затруднений в общении обусловлена целым рядом факторов. Начиная от личностных особенностей и заканчивая семей...