Арт-терапия. Материалы и техники
презентация к уроку по психологии

Арт-терапия – это: 

  • знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности. 

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми. 

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание.

Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир человека.

Данная  презентация познакомит вас с материалами и техниками арт-терапии. Расскажет о возможностях применения их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon art-terapiya_materialy_i_tehniki.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт-терапия материалы и техники

Слайд 2

История появления арт-терапии Термин "арт-терапия" появился в Англии. Ввёл его английский врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895-1977) . В 1938 году, в то время лечения от туберкулеза в санатории, рисуя близлежащие объекты, обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. . В работе с туберкулёзными больными А. Хилл заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжёлых переживаний, помогают выздоровлению. Он свою работу с пациентами в книге «Искусство против болезни» (1945 г), позже он создал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов (1964 г) и стал ее первым президентом.

Слайд 3

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956). Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации .

Слайд 4

Арт-терапия, как метод, связана с использованием различных художественных материалов и созданием образов, с процессом художественного творчества и реагированием пациента/клиента на созданные им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, характеристики личности, интересы, проблемы и конфликты (Американская арт-терапевтическая ассоциация, 1998).

Слайд 5

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. В последнее время добавились: куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, мандалатерапия . Появился и комплексный метод - арт-синтезтерапия - работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Слайд 6

Показания для Арт-терапии

Слайд 7

Факторы арт-терапии: отреагирование сильных переживаний (катарсис); обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта; развитие в процессе творчества различных жизненно важных навыков и способностей (самоорганизация, внимание, образное мышление и т.д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Слайд 8

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения , направленная на то, чтобы «столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное» и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности , познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Факторы арт-терапии

Слайд 9

Основные цели арт-терапии: самовыражение, расширение субъективного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).

Слайд 10

Сферы анализа , (что имеет значение при анализе работ): как человек себя выражает; что выражает; почему именно это и в такой форме; как это воздействует на человека или группу.

Слайд 11

МАТЕРИАЛЫ Глина, соленое тесто Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации. Требует определенных физических усилий, затрат времени; символизирует тело; стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.

Слайд 12

Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди , занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться.

Слайд 13

На этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Слайд 14

Пластилин – трехмерный материал, контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками. может использоваться для создания двухмерных изображений; требует определенных усилий; затраты времени различны; Работа с пластилином способствует созданию конкретных, иногда схематичных образов; яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволяет изображать любые темы

Слайд 15

Гуашь - двухмерный, пластичный материал; предполагает использование кистей и других инструментов, а также непосредственную работу руками; требует минимальных усилий и различных затрат времени.

Слайд 16

Гуашь активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды.

Слайд 17

Акварель - пластичный; плохо контролируемый материал; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; развивает фантазию и появление легких, эфемерных образов.

Слайд 18

Масляная (восковая) пастель – двухмерный, пластичный и контролируемый материал. Пастель предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и затрат времени; стимулирует появление разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.

Слайд 19

Цветные карандаши - материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения; не позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует непосредственной работы руками; затраты сил невелики, но предполагают множество движений рукой при раскрашивании

Слайд 20

Простые карандаши - материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный, однако может использоваться для растушевки и стираться; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий, но может предполагать множество движений рукой для раскрашивания; позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания.

Слайд 21

Ручки, маркеры, фломастеры - двухмерные, пластичные и контролируемые материалы; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов, активизирует фантазию. не требует усилий; затраты времени различны; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов, активизирует фантазию .

Слайд 22

Уголь - натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерный; пластичный и мало контролируемый; предполагают мягкость и точность движений, и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различны; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.

Слайд 23

Грим или краски для лица Свойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения и удаления. Грим позволяет усилить эмоциональное состояние через гримирование лица, через создание на лице маски (злости, гнева, обиды, раздражения) и последующего проигрывания. Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний. При работе в парах можно с помощью грима отразить на лице партнера его наиболее часто переживаемые эмоции, что помогает подростку осознать, каким видят его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.

Слайд 24

Бумага - может использоваться как двухмерный материал и при этом прикрепляться с помощью клея или скрепок, либо быть скомкана или свернута, создав при этом трехмерные формы.

Слайд 25

Старые журналы, газеты и плакаты Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать. Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.

Слайд 26

Целлофан - прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки. Туалетная или оберточная бумага - нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать слоистость, легкость, воздушность; имеет различные оттенки.

Слайд 27

Ткани Свойства: пластичность, прочность (тонкость). Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.

Слайд 28

Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки - мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного и интимного характера. Выступают в качестве метафор различных качеств самого художника. Крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания.

Слайд 29

Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь. Проволока Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит. Проволока отражает состояния: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем.

Слайд 30

Материалом может служить все, что автор считает возможным и нужным использовать.

Слайд 31

Функции психотерапевта: 1) создание атмосферы терпимости, принятия и безопасности для свободного выражения клиентом содержаний внутреннего мира; 2) структурирование и организаци я действий и поведения клиента; 3) установление эмоционального резонанса с клиентом, необходимого для обмена чувствами, образами и идеями (эмпатия); 4) использование различных интервенций , направленных на оказание эмоциональной поддержки, самовыражение и раскрытие клиента; 5) наблюдение на процессом спонтанного развития ситуации и невмешательство в естественный ход событий.

Слайд 32

2) художественный процесс – создание феномена (творческая деятельность); 3) интуитивное проникновение в содержание художественного феномена; 4) процедура «Что-ты-видишь?» – описание феномена, исследование структуры, интеграция образа Феноменологическая последовательность арт-процесса: 1) свободная активность и непосредственное переживание перед творческим процессом (актуализация сенсорных, эмоциональных, когнитивных переживаний в работе с художественным материалом);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидальных тенденций техниками рациональной эмоциональной поведенческой терапией

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – это критический, переломный  возраст. Главные новообразования этого возраста открытие «Я», возникн...

Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

Материалы и техника рисунка

Знакомство с видами и жанрами рисунка. Последовательность их выполнения в разных техниках....

Использование методических приемов арттерапии и техник танцевальной терапии в коррекционно развивающей работе психолога

Арттерапия является специализированной формой психотерапии, которая основана использовании искусства, изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арттерапии – это гармонизация разви...

Материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки

Тема. Материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Цели: закрепить знания учащихся о общих и характерных чертах рисования живых организмов; формирование знаний учащи...

Конспект НОД "Декорирование различных материалов в технике "Декупаж"

Цель занятия: Эстетическое воспитание, психологическая и практическая подготовка.Задачи:Дидактические:Обучить технике декупажа, сформировать творческие навыки, умение использовать приобретенные н...

Технологическая карта урока «Многообразие видов форм, материалов и техник современного искусства».

Урок рассказывающий об искусстве разных видов керамики, гобелен, стекла "Витраж", глина, металл, различные нити, ткань. На уроке учащиеся выполняют работу по образцу, выделяя следующие акцен...