Психологическая диагностика
материал по психологии

Севостьянова Александра Николаевна

Психологическая диагностика самооценки подростков с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskaya_diagnostika_samootsenki_detey.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика самооценки детей.

Самооценка – это сложноструктурированное, системное центральное личностное образование, компонент «Я – концепции». В самооценке личность оценивает свои качества, поступки, результаты деятельности, своё место среди людей. В структурном отношении она рассматривается как единство когнитивного (рационально – оценочного) и эмоционального (эмоционально – оценочного) уомпонентов. Основу рационально – оценочного уомпонента самооценки состовляют знания личности о себе. Основу эмоционально – оценочного компонента самооценки состовляют отношения личности к себе, которые проявляются в степени удоволетворённости человеком своими качествами, поступками, результатами деятельности, своей продуктивностью. Надо учитывать что компоненты самооценки функционируют в целостном единстве. Любое самооценивание – это приписывание человеком себе определённого значения, в котором в единой, интегрированной форме представлены.

В содержательном плане самооценка может быть направлена на будущее, настоящее и прошлое. Исходя из этого, в исследованиях выделяют прогнастическую, актуальную и ретроспективную самооценку. Прогностическая самооценка направлена на будущее. Она предшествует реальным поступкам и деятельности человека. В ней оценивается возможная продуктивность личности, её возможности в последующей деятельности или жетейских ситуациях. С прогностической оценкой не посредственно связен уровень притязаний личности, основу которого состовляет оценка человеком своих возможностей в конкретных ситуациях общения, деятельности, профессионального или социального роста.

Актуальная самооценка направлена на  настоящее, на оценку развёртывающегося процесса деятельности и поведения.

Ретроспективная самооценка направлена на итоговую оценку достигнутого личностью в настоящем или прошлом. Прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки в реальных ситуациях самооценивания представлены во взаимосвязи и трансформации.

Самооценка также может быть направлены на оценку себя в целом как личности и на оценку отдельных, конкретных личностных проявлений или качеств. В данном случае выделяется общая (обобщение) самооценка и частные (конкретные) самооценки. Общая самооценка проявляется в глобальном отношении личности к себе, в самоуважении, удоволетворённости собой, определяет степень уверенности в себе. Она носит обобщённый характер, так как в ней в обобщённо – интегрированным виде представлены частные самооценки.

В частных самооценках отрожаются кокретные проявления человека, его поступки, результативность деятельности, личностные качества. Они могут характеризоваться различным уровнем ситуативности и обобщённости, иметь разные, в отдельных случаях даже противоположные значения. Одни свои качества человек может оценивать выше, другие ниже. В этом проявляется степень дифференцированности самооценки, которая характеризует самооценку с точки зрения количественной широты оцениваемых качеств и их качественной разнополярности. Способность оценивать, не только конкретные, внешние свои проявления, но и стоящее за ними внутренние личностные качества являются проявление её глубины.

Общая и частная самооценки взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидно влияние общей самооценки на частные и наоборот. Однако общая самооценка не сводима к простой совокупности частных самооценок. Как отмечалось выше, она имеет обобщенно – интегрированную природу. Вследствие этого значения обобщённой, целостной оценки  себя могут быть относительно независимы и существенно отличаться от значений конкретных самооценок. Способность оценить себя в целом как личность, не подменяемая простым перечислением тех или иных внешних качеств, является показателем зрелости самооценки и проявлением степени её обобщенности.

Целостное исследование самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает реализацию психодиогностической программы. В ней можно выделить следующие диогностические параметры:

  1. Степень адекватности самооценки. Этот параметр отражает состояние её рационально – оценочных компонтов. По этому параметру самооценка может быть адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной, т.е. иметь различную степень соответсвтия реальным качествам личности. для её опредеоения исследователи обычно сопостовляют самооценочные суждения и критерии их адекватноти. В качестве критериев адекватности могут выступать экспертные оценки, а так же результаты деятельности и поведения испытуемых. Экспертами являются люди, хорошо знающие ребёнка, специально приглашённые участвовать в исследовании. Это могут быть учителя, воспитатели, родственники, сверстники.  Количество экспертов должно быь нечётное, обычно 3 – 5 человек. Эксперты оценивают ребёнка по тем же параметрам и в той же системе отсчёта, по которым оценивал себя испытуемый. Например, оценка успеваемости, эффективности трудовой деятельности, волевых, морально – нравственных качеств. В качестве критериев адекватности также могут использовать результаты психологических методик, позволяющих объективно оценить реальное значение тех или иных личностных качеств испытуемого, эффективность его деятельности, оссобености поведения. В данном случае исследователь соотносит оценочные уждения ребёнка о себе с результатоми объктивной оценки его личностных качеств.
  2. Степень нормализованности самооценки. Этот параметр отражает состояние её эмоционально – оценочных компонентов. По этому параметру самооценка может быть нормализованной, ненормализованно завышенной и ненормализованно заниженной, т.е. имеь разную степень удоволетворённости собой. Для её определения исследователи обычно соотност суждения испытуемых о своих реальных качествах с их суждениями о своих идеалах. Определяется степень различий между самооценкой и идеаломи с использованием математической статистики. Опосредованно на степень нормализованности самооценки может указывать её сопостовление со взаимооценками. Например, приписывание ребёнком себе в самооценке знаений более низких, чем они дают во взаимооценках своим сверстникам, может свидетельствовать о черезмерной неудоволетворёности собой, т.е. о ненормализованно заниженной свмооценке.
  3. Степень глубины самооценки. В данном случае исследователь выевляет способность испытуемого выделять и оценивать свои внешние проявления и утренниеие личностные качества, стоящие за ними. Например, в како степени ребёнок способен дать положительную или отрицательную оценку своему поведению в опредеоённой ситуации, и  в какой степени он способен оценить те или иные волевые, морально нравственные, коммуникативные качества, стоящие за реальными поступками.
  4. Степень критичности самооценки. Данный параметр указывает, насколько адекватно, нормализовано и глуоко ребёнок может оценить свои личностные качества. Рост адекватности, нормализованности и глубины самооценочных суждений указывает на повышение критичности самооценки.
  5. Степень устойчивости самооценки. В данном случае исследователь рассматривает самооценку во временном, динамическом аспекте. Для определения степени устойчивости самооценки последовательно и отсрочено во времени проводится несколько серий, в контексте которых ребёнок оценивает с использованием определённого набора психологических методик одни и те же мвои личностные качества. В дальнейшем результаты серий сопостовляются, и выявляется насколько существенны в них различия. Если различия несущественны, то самооценка ребёнка устойчива. Если различия существенны, то самооценка ребёнка неустойчива. Неустойчивость самооценки отмечается при циклоидных акцентуациях характера и психопатиях.
  6. Степень дифференцированности самооценки. Дифференцированность – это количественно – качестванная характеристика самооценки. В данном случае исследователь выевляет, насколько широко в количественном плане ребёнок может оценить свои качества и насколько критично он это делает. В недеференцированной самооценке отрожается незначительный объём качеств.  Они оцениваются недостаточно адекватно, нормализовано и глубоко. Вследствии этого испытуемый некретичен в оценке этих качеств. Он синкретично приписывает одинаковые значения объективно разным своим свойствам. Рост дифференцированости самооценки проявляется в расширении спектра личностных качеств, отрожаемых в ней, и в повышении критичности в их оценке. Постепенно преодолевается синкретическое единообразие в самооценочных суждениях. Ребёнок по разному оценивает те или иные свои качества, учитывая их объективные характеристики. Для реализации данного парметра исследователя желательно использовать методики, включающие в себя различные оценочные критерии. Например, оценка успешности учебной деятельности по различным предметам, оценка волевых, морально – нравственных качеств и т.д. Данные методики могут способствовать изучению достаточно широкого круга  частных самооценок. В дальнейшем они анализируются, сравниваются между собой, выявляется степень их кретичности, синкретичности и дифференцированности.
  7. Степень обобщённости самооценки. В данном случае исследователь выявляет способность ребёнка оценить себя в целом как личность, а так же содержание этой оценки. В этих целях можно использовать самооценочные критерии, в наибольшей степени отрожающие состояние личности в целом, которые носят глобальный, обобщённый характер. Опосредованно о состоянии общей самооценки ребёнка свидетельствует анализ достаточного объёма частных самооценок по значимым для испытуемого оценочным критериям.
  8. Оссобености ретроспективной, актуально и прогностической самооценки, включая и уровень притязаний. В данном случае используется различные формулировки инструкций, побуждающих испытуемого оценивать себя в прошлом, будущем и настоящем.


Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн

Цель – выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.

Может эффективно использоваться в массовых и коррекционно – образовательных шкалах.

Ход исследования.

Школьнику по очереди предлагается пять карточек. На каждой из них нарисована вертикальная линия. Линии соответственно символизируют рост, здоровье, ум, характер, счастье. Испытуемому предлагается оценить себя по этим критериям. По росту, характеру и счастью школьник оценивает себя относительно своих одноклассников. По здоровью и уму – относительно всего человечества. К каждой карточке в отдельности прилагается инструкция.

Например: «Допустим, на этой линии располагается все твои одноклассники: вот здесь вверху (показываем) самые счастливые, а здесь внизу (показываем) самые несчастливые. Как ты думаешь, где твоё место среди твоих одноклассников по счастью? Определи это место на линии и обозначь его точкой карандашом».

Школьнику даётся в руки цветной карандаш. Он ставит точку на прямой. Далее переходим к следующей карточке. В результате этого этапа работы испытуемый оценивает себя по пяти критериям.

Затем проводится беседа, целью которой является уточнение содержания самооценок ребёнка. В процессе обследования и проведения беседы желательно учитывать особенности поведения, эмоциональных реакция испытуемого: скорость реакций, наличий сомнений, колебаний, негативизма, эмоциональной подавленности, ухода от ответа и т.д.

По мнению автора, беседу целесообразно начинать с темы «Счастье». Вопросы задаются в зависимости от того, где испытуемый поставил точку. Например, если он отнёс себя к счастливым, то исследователь вначале спрашивает: каких он людей считает несчастливыми, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит? Если испытуемый отнес себя к несчастливым, то начинаем беседу с вопросов: каких он людей считает счастливыми, что он понимает под счастьем? Можно также спросить ребёнка, что ему не хватает для полноты счастья. Отвечая на данные вопросы, школьник определяет содержание полярных понятий, своё понимание, соответствие и отношение к ним. После окончания беседы испытуемому можно предложить вторично себя оценить по счастью на прямой. В данном случае используем карандаш иного цвета.

По аналогичной схеме организуется беседа и по остальным  темам. Вопросы должны задаваться корректно и осмотрительно, с учётом принципа гуманности в психодиагностической работе с пациентом. Так, обсуждая тему «Ум» рекомендуется проявлять деликатность при формулировании вопросов. Например, мы спрашиваем, какими качествами своего ума ребёнок недоволен.

В процедуре проведения методики существуют различные варианты и дополнения. В частности, в ход основной методики включается модифицированный вариант методики Де Греефа. Ребёнку при оценке себя по уму предлагается на той же линии оценить своего соседа по парте и учителя. Точки ставятся карандашами двух других цветов. На завышение самооценки испытуемого указывает определение на прямой по уму себя выше, чем учителя. О занижении самооценки свидетельствует оценка себя по уму ниже не только учителя, но и соседа по парте.  

Обработка и интерпретация данных.

Вначале анализируется расположение точек на линиях, на первичном этапе. Выявляется тенденция тяготения точек к середине или крайним полюсам прямой. В результате первичной обработки данных исследователь формирует гипотезу об особенностях самооценки испытуемого. Предположение проверяется в ходе последующей беседы и в процессе сравнения с результатами вторичного самооценивания. Соответственно гипотеза может быть отвергнута или подтверждена.

В норме испытуемые обнаруживают позиционную тенденцию оценивать себя чуть выше середины, что может расходиться с их реальной самооценкой. Значительные отклонения от середины могут свидетельствовать о завышении или занижении самооценки. Крайне низкие оценки могут указывать на склонность школьника к депрессии. При психопатизации личности отмечается несогласованость самооценки, тенденция к крайним, полярным оценкам.

На первичном этапе обработки методики Дембо – Рубинштейн рациональные и эмоциональные составляющие самооценки выступают нерасчеленение. Её результаты дают общую характеристику самооценки по тому или иному оценочному критерию. Так, приписывание себе крайне высоких значений может свидетельствовать и о её неадекватности, и о её ненормализованности. В процессе беседы можно уточнить этот вопрос так как создаются условия для более глубокого понимания отношений испытуемого к себе, степени его удовлетворённости собой. Для уточнения степени адекватности самооценки можно привлекать экспертные оценки.

Полученные результаты по каждой прямой сопоставляют между собой. Это позволяет оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки школьника в целом.

            В целях уточнения степени устойчивости самооценки школьников исследование повторяется несколько раз на одной и той же выборке испытуемых. Полученные результаты сопоставляются. При их совпадении делается вывод об устойчивости самооценки.


Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял

Цель – выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости частных и общей самооценки.

Может эффективно использоваться в массовых школах.

В авторской модификации испытуемому предлагается задания не в виде прямых, а в виде лестниц. Они состоят из 9 ступеней, соответствующих девяти ступеням выраженности оцениваемого качества. Например: 1. Самые здоровые; 2. Очень здоровые; 3. Здоровые; 4. Более или менее здоровые; 5. Средне здоровые; 6. Более или менее больные; 7. Больные; 8. Очень больные; 9. Самые больные.

Испытуемому предлагается оценить себя по следующим критериям: здоровью, уму, характеру, счастью, росту, смелости, доброте, по степени уважения в классе, по красоте.

Упрощённый вариант состоит из шести лестниц: оценка себя по уму, здоровью, счастью, смелости, доброте, росту. Каждая лестница состоит из семи ступеней.

Ход исследования.

Ребёнку по очереди предлагается 6 карточек с лестницами. К каждой карточке в отдельности даётся инструкция. Например: «Допустим, на этой лестнице расположены все твои одноклассники. Наверху самые счастливые (показываем), внизу – самые несчастливые (показываем). Как ты думаешь, где твой место среди твоих одноклассников по счастью? Где бы ты поставил себя? Укажи своё место на ступеньках лестницы и обозначь его точкой». Испытуемый работает с каждой карточкой в отдельности, обозначая своё положение на лестнице цветным карандашом. Затем испытуемому предлагается оценить свои идеалы и качества своих одноклассников. Используется дополнительные инструкции и наборы карточек.

По окончании данного этапа методики проводиться беседа по правилам, описанные в методики Т.В. Дембо и С.Я. Рубенштейн. В её заключении испытуемому даётся возможность оценить себя вторично. В конце исследования привлекаются эксперты. Им раздаются бланки с лестницами, и предлагается оценить личностные качества испытуемых.

Обработка и интерпретация.

В целом обработка данной модификации аналогична обработке базовой формы, описанной выше. Отличия в том, что её результаты можно выразить в баллах. Они соответствуют номерам ступенек выбранных школьниками. Это  позволяет сочетать качественный и количественный подход в осмыслении результатов. Упрощается процедура соотнесения самооценки, средней экспертной оценки и идеалов, выраженных в единицах измерения.

На начальном этапе определяются баллы по каждому оцениваемому качеству, а так же анализируется содержание самооценок. Полученные результаты уточняются в ходе последующей беседы и в процессе сравнения значений первичного и вторичного самооцениваний

В норме испытуемый обнаруживает позиционную тенденцию оценивать себя чуть выше середины (3 – 4 баллов), что иногда расходится с их реальной самооценкой. Значительные отклонения от середины могут свидетельствовать о завышении или занижение самооценки. Кране низкие оценки могут указывать на склонность школьников к депрессии. При психопатизации личности отмечается несогласованность самооценки, тенденция к крайним, полярным оценкам.

Для уточнения степени адекватности самооценки можно привлекать экспертные оценки. По каждому испытуемому экспертные баллы суммируются и деляться на количество экспертов. Полученный балл по средней экспертной оценке соотносится с баллом самооценки. Степень их совпадения указывает на степень адекватности самооценки.

Для уточнения степени нормализованности самооценки можно использовать:

  1. Результаты беседы, проведённой с ребёнком. В процессе беседы создаются условии для более глубокого понимания отношений испытуемого к себе, степени его удовлетворённости собой;
  2. Результаты соотнесения оценок школьников, присвоенных себе и своим одноклассникам, выраженных в баллах. Более высокая или низкая оценка школьникам одноклассников относительно себя может указывать на ненормализованность его самооценки.
  3. Результаты соотнесения самооценки и идеалов школьника, выраженных в баллах. Тенденция к их совпадению или зеркальному различию указывает на возможную тенденцию к чрезмерной самоудовлетворённости или самонеудовлетворённости.

Полученные результаты по каждой лестнице сопоставляются между собой. Это позволяет оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки школьника в целом. В целях уточнения степени устойчивости самооценки школьников исследование повторяется несколько раз на одной и той же выборке испытуемых. Полученные результаты сопоставляются. При их совпадении делается вывод об устойчивости самооценки.


  1. Самые здоровые
  2. Очень здоровые
  3. Здоровые
  4. Более или менее здоровые
  5. Больные
  6. Очень больные
  7. Самые больные

  1. Самые счастливые
  2. Очень счастливые
  3. Счастливые
  4. Более или мене счастливые
  5. Несчастливые
  6. Очень несчастливые
  7. Самые несчастливые

  1. Самые добрые
  2. Очень добрые
  3. Добрые
  4. Более или мене добрые
  5. Злые
  6. Очень злые
  7. Самые злые

  1. Самые умные
  2. Очень умные
  3. Умные
  4. Более или менее умные
  5. Не очень умные
  6. Глупые
  7. Самые глупые

  1. Самые смелые
  2. Очень смелые
  3. Смелые
  4. Более или менее смелые
  5. Трусливые
  6. Очень трусливые
  7. Самые трусливые

  1. Самые высокие
  2. Очень высокие
  3. Высокие
  4. Среднего роста
  5. Маленькие
  6. Очень маленькие
  7. Самые маленькие


Методика «Лесенка»

Модификация методики Дембо – Рубинштейн и Т.И. Габриал для дошкольников.

Цель – выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки. Может эффективно использоваться и в массовых дошкольных учреждениях.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображена лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, а также две карточки с изображением мальчика или девочки. В исследовании используется первая или вторая карточка в зависимости от пола ребёнка.

Ход исследования.

Ребёнку предлагается лист бумаги с лесенкой и даётся следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: (умные, добрые, сильные, послушные) – чем выше, тем лучше (указывают на соответствующие ступеньки: «хорошие»,  «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже (указываем «плохие», «очень плохие», самые плохие») на средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Дошкольнику даётся карточка с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка), которую он должен поставить на выбранную им ступеньку.

Модифицируя инструкции, можно выявить различные частные самооценки, оценки своих идеалов, ожидаемые оценки и взаимооценки детей.

По результатам обследования с ребёнком проводится беседа. Она позволяет уточнить содержание самооценки ребёнка, выявить аргументацию выборов детей, степень самостоятельности их оценок. Задаются вопросы: «Почему ты себя сюда поставил?», «Ты всегда такой?», «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?».

Обработка и интерпретация.

Учитывается значение лесенок, выбранных ребёнком, его поведение и высказывание в процессе проведения методики и беседы, а также соотносятся значение различных оценок (самооценки, оценки, идеалов, ожидаемые оценки и т.д.).

При заниженной самооценке дошкольники с сохранным интеллектом, выполняя задание, ставят себя на нижние ступеньки. Объясняя свой выбор, они часто ссылаются на негативное мнение о себе взрослых. При завышенной самооценке дошкольники без колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку. Данная тенденция отражается и в ожидаемых оценках. Объясняя свой выбор, они ссылаются на мнение о себе взрослых: «Мама сказала, что я хороший». По мнению авторов методики, при тенденции к нормализации самооценки (в авторской версии к адекватности), дошкольники с сохранным интеллектом ставят себя на 3-ю или 2-ю ступеньку. Они ожидают от взрослых таких же либо несколько более низких оценок. Объясняя свой выбор, дошкольники пытаются анализировать результаты своей деятельности, ссылаются на свою продуктивность и достижения в реальных жизненных ситуациях.


Методика А.В.Петровского

Цель – выявление особенностей нормализованности и устойчивости самооценки.

Ход исследования.

Школьнику предлагается прочесть список слов обозначающих отдельные качества личности.

Выясняется степень понимания школьником значения слов. При необходимости проводится уточняющая беседа. Испытуемому предлагается выбрать из предложенных личностных качеств от 10 до 20 слов, которые, по его мнению, соответствуют положительным чертам его идеала. Они выписываются в столбик под буквой «N». Это положительное эталонное множество. Затем предлагается выбрать 10 из 20 слов, которые, по мнению испытуемого, не должны входить в его положительный идеал. Они выписываются в столбик под буквой «N1». Это отрицательное эталонное множество (анти-идеал)

Далее испытуемый выбирает из положительного множества «N1», а затем и из отрицательного множества «N» личностные качества, которыми он, по его мнению, обладает. Он должен ориентироваться не на степень выраженности качества, а только на его присутствие или, отсутствие («да» или «нет»). соответственно они выписываются в два столбика под буквами «n» и «n1».

Обработка и интерпретация.

Подсчитывается количество качеств, выбранных испытуемым из положительного эталонного множества. Оно делится на общее количество качеств в эталоне, т.е. n/N.

Подсчитывается количество качеств, выбранных испытуемым из отрицательного эталонного множества. Оно делится на общее количество качеств в эталоне, т.е. n1/N2.

Если значение полученного коэффициента по положительному множеству близко к единице, то это свидетельствует о тенденции к совпадению самооценки с идеалами. Испытуемый, скорее всего, чрезмерно удовлетворен собой, его самооценка ненормализованно завышена.

Если значение полученного коэффициента по отрицательному множеству близко к нулю, это может говорить также о завышении самооценки.

Если значение коэффициента по положительному множеству близка к нулю, то испытуемый, скорее всего, чрезмерно неудовлетворен собой.

Если значение полученного коэффициента по отрицательному множеству близко к единице, это также может говорить о завышении самооценки.


Методика А.И. Липкиной

Согласно данной методике школьникам в процессе учебной деятельности предлагалось оценить свою успешность. Методика преимущественно направлена на выявление степени адекватности этих оценок. Соответственно, по ее результатам можно анализировать содержание рационально-оценочных компонентов самооценки.

Автор полагал, что данные частные самооценки школьников могут в значительной степени выявить особенности их общей оценки своих возможностей. В данном случае учитывалось ведущее значение учебной деятельности в школьном возрасте.

Ход исследования.

Школьнику предлагается выполнить соответствующее учебной программе задание. После его выполнения исследователь просит ребенка самостоятельно оценить полученный результат и поставить себе оценку по пятибалльной системе. Затем выполненная работа передается на проверку и оценку учителем. Эти экспертные оценки используются в качестве критериев адекватности оценок учащимися степени продуктивности своей учебной деятельности.

Обработка и интерпретация.

По каждой учебной работе экспертные оценки суммируются и делятся на количество экспертов. Средняя экспертная оценка соотносится с оценкой, выставленной школьником себе за выполненное учебное задание. При их совпадении делается вывод об адекватности самооценки. При их несовпадении в ту или иную сторону делается вывод о неадекватно завышенной или заниженной самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВ»

«Психологические тесты и анкеты для классных руководителей и родителей»...

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

психологическая диагностика "Я- лидер"

Полезный материал для классного руководителя при обсуждении актива класса и для изучения личности учащихся...

Роль стартовой психологической диагностики в планировании индивидуальных образовательных траекторий

Статья раскрывает значени стартовой психологической диагностики в первом классе (по ФГОС)....

Нейро-психологическая диагностика

Сводная таблица начальной и промежуточной нейро-психологической диагностики...

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Список инструментария для психологической диагностики

Информационная сетка методик для диагностики интеллекта, личностной сферы, мотивационной сферы, профориентация и др. Ориентирована на детей старшего школьного возраста 15-18 лет....