Конспекты коррекционно - развивающих занятий для 8-х классов (ССД).
методическая разработка по психологии

Егорова Тамара Николаевна

В материалы представлены разработки коррекционно - развивающих занятий для обучающихся со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_dlya_ssd_8_kl.docx262.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие №1

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие ориентации в пространстве
  • Развитие понятийного мышления
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»:      вспомните добрые, хорошие слова на букву «А»                  (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

ИЛИ (для учащихся, которым сложно для выполнения предыдущее упражнение)

Упражнение – разминка «Слушай и повторяй». Педагог стучит ладонью по столу определенное число раз и просит каждого учащегося воспроизвести услышанное.

Основная часть

Упражнение 1. «Назови предметы»

Ученики по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию учителя называют слова на темы: «Овощи», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Растения», «Магазин».

Упражнение 2.  «Какого цвета?»

Материал к заданию: разноцветные и контурные изображения овощей и фруктов.

Учитель показывает рисунок и просит учеников назвать цвет овощей, ягод и фруктов.

Далее учащимся предлагается раскрасить их.

Упражнение 3.  «Послушай тишину»

Комната немного затемнена для обострения слуховых ощущений (можно закрыть глаза). В тишине ученики слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

Занятие №2

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Б» (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).

Упражнение – разминка «Ребро, ладонь, кулак». Учащиеся под руководством педагога ставят руку на ребро, потом ладонь и кулак. Выполняется в разном темпе, в зависимости от особенностей учащихся.

Основная часть

Задание 1. «Назови одним словом»

Учащихся просят заменить несколько слов одним общим словом.

Примерные наборы слов:

Чиж, грач, сова, воробей - ... (птицы).

Шарф, варежки, брюки, пальто - ... (одежда).

Ножницы, молоток, пила, грабли - ... (инструменты)

Весна, лето, осень, зима - ….(время года)

Ручка, пенал, тетрадь, дневник, учебник - …(школьные принадлежности).

Задание 2. «Раскрась правильно».

Материал к заданию: каждый ученик должен иметь цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков /Рабочая тетрадь/

а) Учитель говорит: «Раскрасьте синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находится перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым».

б) Учитель просит закрасить черным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зеленым карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы желтая клеточка находилась между черной и красной клеточками.

в) Раскрасить зеленым карандашом клеточку, расположенную на пересечении двух полосок. Клеточку справа от зеленой раскрасить красным карандашом, клеточку слева - желтым. Клеточку, следующую за красной, раскрасить синим карандашом, а клеточку, находящуюся перед желтой, - черным. Раскрасить клеточку, расположенную над зеленой, коричневым карандашом, а клеточку под зеленой - голубым.

г) Внимательно рассмотреть порядок следования кружков и заполнить пустые клеточки.

Задание 3. «Что? Где?»

а) Учитель задает детям вопросы о расположении разных предметов на плакате: выше какого предмета находится мяч? Ниже какого предмета находится мяч? Что находится правее мяча? Что находится левее мяча?

б) Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

 

Занятие №3

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

(Смотреть занятие 1)

Основная часть

Задание 1. «Конкретизация понятий» 

Нужно назвать как можно больше слов, относящихся к заданному понятию.

Например, «Овощи», «Игрушки», «Цветы», «Одежда» и др.

Задание 2. Продолжи выполнение по заданному  образцу.

Задание 3. «У кого ряд длиннее?»

Учитель называет какое-либо существительное, например КОТ. Один из учеников повторяет. Затем учитель добавляет другое слово, например ЛИСТ. Ученик повторяет: КОТ, ЛИСТ. Далее учитель добавляет еще слово, например ГРУША. Ученик повторяет все слова: КОТ, ЛИСТ, ГРУША и т.д.

Цель задания - запомнить как можно больше слов.

Примеры цепочек слов.

1. Рак, мост, халат, торшер, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, ядро.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

Занятие №4

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А»  (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.). /Закрепление пройденного на 1 занятии/.

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

Основная часть

Задание 1. «Магнитофон»

Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слово. Начинать с двусложного слова, затем перейти к трехсложному и т.д., постепенно удлиняя цепочку слогов.

КО        ВА          РО

МА       ЗА           КА

ША      МОК      ТА

Задание 2. Запутанные дорожки.

Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить в сложном переплетении линий связи между предметами (лицами). При затруднении можно использовать карандаш.

Задание 3. Игра «Угадай какой предмет убрали?»

Перед учащимися выставляются мелкие предметы (от 6 до 10 в зависимости от состава группы), просим запомнить все предметы. Учащиеся закрывают глаза, ведущий убирает один предмет. Необходимо назвать предмет, который был убран. Игра повторяется до тех пор пока учащиеся затрудняются с называнием убранного предмета.

 Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

Занятие №5

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Б» (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.). .). /Закрепление пройденного на 2 занятии/.

Основная часть.

Задание 1. «Найди ошибку».

Ведущий просит учеников выслушать фразы, которые он скажет. В некоторых из них есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их.

3-C

1. Хозяйка сварила зуб.

2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.

3. У девочки болел суб.

4. На лугу паслась коса.

П-В

1. Воду хранили в почке.

2. На цветке сидела папочка.

3. Мальчик бил воду из стакана.

4. Из чайника шел бар.

Д-Т

1. В этом томе я живу.

2. У меня взрослая точка.

3. На лугу росла густая драва.

4. В конце предложения надо ставить дочку.

Задание 2. «Определи фигуру»

Материал к заданию: листы бумаги с контурами геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 5, а, б).

а) Учитель просит учеников рассмотреть фигуры в первой части листа и соединить стрелками фигуры, которые кажутся им похожими.

б) Закрасить красным карандашом фигуру, расположенную в нижней строке и в правом столбце. Есть ли на рисунке еще такая же фигура? Где она расположена?

Закрасить синим карандашом фигуру, расположенную в средней строке, в левом столбце. Есть ли на рисунке такая же фигура? Где она расположена? и т.д.

Задание 3. «Учись слушать и выполнять» 

Ведущий дает ученикам по очереди поручения следующего характера: «Саша, возьми на столе из корзинки линейку и положи ее на свой стол справа»; «Таня, возьми левой рукой книжку с полки и открой ее на 3 странице и подай мне».  Остальные ученики следят за правильностью выполнения поручений.

Или

Нарисуйте в правом верхнем углу - квадрат, в правом нижнем углу – круг,

в левом верхнем углу – прямоугольник, в левом нижнем – любую геометрическую фигуру. В центре листа нарисуй все фигуры, которые были использованы.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

Занятие №6

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.)  Закрепление материала 3 занятия.

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

(Смотреть занятие 1)

Основная часть

Задание 1 Продолжи выполнение по заданному  образцу

Задание 2  «Кроссворд»

Учащимся предлагается решить примеры, раскрасить картинки и с их помощью заполнить кроссворд. Нарисовать ответ, который получится по вертикали (редиска).

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

Занятие №7

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие моторики и координации движения.
  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие навыков культуры поведение

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение – разминка «Ребро, ладонь, кулак». Учащиеся под руководством педагога ставят руку на ребро, потом ладонь и кулак. Выполняется в разном темпе, в зависимости от особенностей учащихся.

Основная часть

Задание 1. «Куда указывают стрелки?» 

Материал к заданию: плакат с разнонаправленными стрелками

а) Учитель просит показать рукой направление, которое указывает каждая стрелка.

б) Учеников просят назвать направления, которые указывают стрелки.

в) Учеников просят закрасить стрелки указывающие направо – синим цветом, налево – желтым, вверх – зеленым, вниз – красным.

Задание 2. «Запомни точно»

Материал к заданию: три квадрата с  черными кружками для запоминания.

Учитель показывает первый квадрат с кружками на 8-10 сек. Ученики должны запомнить расположение кружков, а затем по памяти воспроизвести у себя на листе в первом квадрате. Потом учитель показывает второй квадрат и т.д.

        

Задание 3  «Шарики»

Учащимся предлагают сосчитать, сколько шариков у них нарисовано на первой строке. Далее им нужно нарисовать во втором ряду на два шарика больше. При проверки работы учащиеся объясняют, почему именно такое количество шариков они нарисовали.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего.

Занятие №8

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие  мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» ((аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) Закрепление пройденного на 1 и 4 занятии.

Основная часть

Задание 1.  «Повтори»

Учитель медленно, с разным ритмом, ударяет несколько раз ладошками по столу. Задача учащихся запомнить и повторить.

Задание 2. «Где ошибся Буратино?»

Материал к заданию: лист бумаги с узором, который «нарисовал» Буратино Учитель рассказывает о том, что Буратино, когда срисовывал узор, постоянно отвлекался, в результате у него получалось то правильно, то неправильно. Нужно найти ошибки и исправить их.

Задание 3. «Одинаковы ли бусы?»

Материал к заданию: лист бумаги с попарно изображенными бусами.

Учитель предлагает рассмотреть пары бус и решить, одинаковы ли они, если нет, то чем отличаются. Учитель предлагает учащимся попробовать сделать бусы одинаковыми.

Задание 4. «Выполни правильно»

Материал к заданию: индивидуальные бланки, цветные карандаши.

Задания учащимся:

а) Нарисовать синий кружок внутри каждой фигуры на рис. 1 и 2, а красный кружок - вне их. Отметить зеленую точку на границе каждой фигуры, 'Продолжить линию так, чтобы закрашенный треугольник оказался внутри фигуры 3, закрашенный квадрат - вне фигуры 4, закрашенный кружок - на линии фигуры 5.

б) Продолжить синим карандашом линию так, чтобы круг оказался вне, а квадрат - внутри фигуры 6.

в) Отметить красным карандашом точку, расположенную внутри треугольника, но вне круга и квадрата на рис. 7.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего

Занятие №9

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Д» (добрый, душевный, дружелюбный, добродушный, доброжелательный, добросовестный, дружный и т.д.)

Основная часть

Задание 1.  «Угадай предмет, который убран»

Учитель расставляет перед учащимися мелкие предметы (от 5 до 10, в зависимости от уровня группы) и просит учащихся запомнить предметы, затем учащиеся закрывают глаза, а педагог убирает один предмет. Учащимся необходимо ответить, какой предмет убран.

Задание 2. «Найди образец».

Материал к заданию: листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими, но отличающимися малозаметными компонентами фигурами.

Учитель просит учеников рассмотреть фигуру-образец слева на рисунке и найти точно такую же в правой части. Раскрасить их одинаково.

Задание 3. «Перепутанные линии».

Материал к заданию: большие листы бумаги с нарисованными перепутанными линиями.

Ученики по очереди прослеживают взором (при затруднениях можно пользоваться указкой или пальцем, карандашом) за направлениями линий. Выигрывает тот, кто при правильном ответе выполнит задание быстрее всех. (Правильные ответы: А - 4; Б -1;В-2;Г-5! Д-3.)

Задание 4. «Продолжи ряд».

Учащимся предлагается продолжить выполнение по заданному  образцу строки.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего

Занятие №10

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие моторики

Ход занятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.)  Закрепление ранее пройденного.

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

ИЛИ (для учащихся, которым сложно для выполнения предыдущее упражнение)

Упражнение – разминка «Слушай и повторяй». Педагог стучит ладонью по столу определенное число раз и просит каждого учащегося воспроизвести услышанное.

Основная часть

Задание 1. «Продолжи ряд»

Учащимся предлагается ряд слов, необходимо назвать их одним словом (обобщить) и добавить в каждый ряд по одному слову.

а) чашка, тарелка, кастрюля ……. (посуда)

б) туфли, сапоги, тапочки …… (обувь)

в) дневник, ручка, тетрадь …. (школьные принадлежности)

г) ромашка, роза, тюльпан …..(цветы)

д) пальто, платье, свитер….. (одежда)

е) кресло, диван, стул…. (мебель)

Задание 2. «Найди одинаковые»

Материал к заданию; каждый ученик получает  лист бумаги с контурами различных фигур, цветные карандаши.

Нужно найти на каждом рисунке одинаковые фигуры и раскрасить их одним цветом.

Задание 3. «Нарисуй так же»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с образцами и местами для копирования.

Учеников просят внимательно рассмотреть образец слева и точно так же воспроизвести его в квадрате справа.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Учащиеся делятся своими чувствами и тем, что им понравилось больше всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Коррекционно-развивающее занятие для 5-х классов "Пещера страхов"

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, ...

Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса

Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы.  Отдельные упражнения...

Развивающее занятие для учащихся 5 классов "Мы и наш класс"

Данное занятие рекомендуется проводить в начале учебного года, в период адапации школьников. Вести его может педагог-психолог или классный руководитель.Цель занятия: снижение тревожности, достижение в...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Презентация коррекционно-развивающего занятия в 5"Б" классе на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

С помощью потешек, веселых стихов и песенок-потешек учащиеся знакомятся с частями тела человека....