Психологическое просвещение беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно"
консультация

Соловьева Надежда Александровна

Что такое буллинг в школе. Как помочь детям, оказавшимся жертвами буллинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родителям о буллинге в школе.42 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – ЭТО ОПАСНО!

13 марта в Иванове прошел очередной Форум уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях по теме: «Буллинг в школе: причины, формы, модели профилактики и механизмы пресечения».   Возглавила  форум Т.П. Океанская, уполномоченная по правам ребенка в Ивановской области. В числе участников форума была Соловьева Н.А. , педагог - психолог первой категории ОГКОУ «Приволжская школа-интернат», уполномоченная по правам ребенка в школе.

Что же такое буллинг в школе?

Термин «буллинг» – означает  «травля», вид группового эмоционального и/или физического насилия.

 Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят вещи, придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону, распространяют сплетени, ложные слухи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым и т.д. В последнее время в школах имеет место кибербуллинг - издевательства, которые происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.

Буллинг (травлю) нельзя путать с непопулярностью, школьным конфликтом или агрессивным поведением конкретного ребенка.

Как же отличить?

Непопулярность возникает, когда у ребенка в классе нет друзей, его неохотно принимают в игру. При этом нет насилия по отношению к «непопулярному» ученику. Когда дети поругались или даже подрались – это школьный конфликт. Сегодня один ударил другого, завтра наоборот - дети взаимодействуют на равных. При травле такого не происходит, при травле одни всегда нападают, другие всегда страдают.

Агрессивное поведение конкретного ребенка возникает, когда один кого-то обижает, но другие члены группы его не поддерживают и даже осуждают. Возможно, что класс сплачивается против агрессора, если тот буквально терроризирует остальных. Это травлей не считается.

 Травля – всегда групповое явление, когда коллектив сознательно издевается над одним  или один агрессор издевается при поддержке группы.

Почему же возникает школьный буллинг?

Школьный буллинг, в основном, возникает при наличии двух факторов. Первое - это неправильное воспитание в семье. Вырастает ребенок, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.

 Второе - это неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка.

Какие дети становятся жертвами буллинга?

Объектом травли может стать любой обучающийся! Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности к группе: в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае», полностью ощущать принадлежность.  Травля возникает очень легко, поскольку проще всего дружить «против» кого-то, издеваться над ним.

Чаще всего жертвами буллинга становятся неуверенные, тихие дети, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, слишком худые или полные, те, кто носит очки, кто имеют физические недостатки, дети, успешные в учебе, внешне очень красивые.

        Каковы последствия буллинга для детей, ставших жертвой ?

        Во-первых, возникают трудности в учебе, ребенок допускает  пропуски занятий. Во-вторых, устойчиво снижается самооценка ребенка, часто бывают депрессия и тревожные расстройства. Но самое опасное то, что могут возникать суицидальные мысли.

То есть можно считать травлю проблемой только жертвы?

Это ошибочное мнение. От травли страдают все участники - жертва, которая получает опыт унижения; свидетели, которые получают опыт бессилия перед властью толпы и зачинщики (преследователи), которые получают опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты.

        Как родители могут определить, что их ребенка травят в школе?
         Родители могут заподозрить наличие травли, если у их дочери или сына произошли определенные изменения. Если у ребенка пропадают деньги и вещи, он стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах, отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы. Обучащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми. Порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле, либо ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.
        Если определено, что травля в школе имеет место и над ребенком издеваются, нельзя надеяться на то, что дети сами разберутся. Необходимо понимать, что бездействие только позволит развязать руки агрессорам, они почувствуют свою вседозволенность, еще больше станут издеваться над ребенком.

Как же должны родители вести себя в данной ситуации и как они могут помочь детям, ставшим жертвами буллинга?

Родители должны показывать своему ребенку, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.         Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.

 Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.

Родители должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие. Рассказать, что не стоит впадать в слезы, кричать, а лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.

Обязательно показать своему ребенку, что родители с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.

Ребенок, если портят его вещи, должен сразу сообщить об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.

Родители должны объяснить, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если поступают угрозы или попытки избиения.

 Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, родители могут отправить его в спортивную секцию или записать на творческий кружок. Важно, чтобы у ребенка было место, где он мог бы ощутить свою значимость.

Необходимо повышать самооценку, регулярно хвалить детей, воспитывать в своем ребенке уверенность в себе, смелость. Ведь как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.

 Если ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору школы, а при крайней необходимости в правоохранительные органы.

         Ни один человек не должен находиться в состоянии униженности, все имеют право учиться и расти при наличии безопасной обстановки.

К кому можно обращаться родителям, детям, если они столкнулись с буллингом в школе?

Прежде всего, дети должны обратиться к родителям, классному руководителю. Обращаться можно к социальному педагогу, директору школы, уполномоченному по правам ребенка в  школе.    Если проблема травли не будет решена в школе, то можно обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области по адресу: г. Иваново, ул. Театральная, д. 16, каб. 13, 14, 21.  или по телефону: (4932) 32-75-99, 32-97-49, 32-47-60, а также можно отправить письмо на адрес электронной почты e-mail: deti@ivanovoobl.ru;

Дети всегда могут позвонить на детский телефон доверия 8-800-2000-122 (звонки принимаются круглосуточно, без определения номера; запись разговора не ведется; все, что говорится, остается в тайне).

«В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству» (Конвенция ООН «О правах ребенка» ст. 28).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

Психологическое просвещение: Беседа для обучающихся "Поговорим о травле"

Буллинг в школе.  Материал для бесед с обучающимися, в помощь учителям и воспитателям....

Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"

Буллинг в школе - это опасно!  Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Правовое просвещение. Беседа.

Методические рекомендации по проведению беседы на тему прав и обязанностей человека. План проведения беседы. Информационные материалы....