Внеурочная деятельность по психологии 10 класс. Блок 1.
рабочая программа по психологии (10 класс)

Полякова Ирина Васильевна

"Подготовка старшеклассников к семейной жизни" Блок 1 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch.10_kl.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 города Кызыла Республики Тыва»

«Рассмотрено»

Заместитель директора по ВР

Тыртык-оол Е.Н. /________________/

Протокол №_______

От «___»________________20____ года

«Рекомендовано»

Председатель Научно-методического совета  Фельдман С.К./________________/

Протокол №______

От «____»__________________20____ года

«Утверждаю»

Директор

Макарова Н.Н. /__________________/

Приказ №_________________

От «_____»__________________20 ____ года

Рабочая программа внеурочной деятельности

по психологии в 10 -х классах «Этика и психология семейной жизни»

(предмет, класс и т.п.)

педагог-психолог Полякова И.В

(Ф.И.О. учителя)

На 2018 – 2019 учебный год

                                                                                                                                              Составлено на основе программы

для образовательных учреждений

«Подготовка старшеклассников

 к семейной жизни» Салчак Л.П.,

Шишминцева Н.Д. Кызыл 2008

Кызыл 2018г

Пояснительная записка

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Воспитание  добропорядочного, гуманистически направленного молодого человека, способного противостоять негативным сторонам жизни, сексуально грамотного, в будущем надежного семьянина, способного принимать на себя ответственность за создание семьи и воспитание детей.

Задачи курса:

  1. Образовательные:

Вооружение старшеклассников системой знаний:

- в области социально-экономической политики в сфере семьи, материнства, отцовства и детства с учетом особенностей социальной среды Республики Тыва;

- о правовых  нормах детей и родителей, гражданской ответственности за семью и воспитание детей;

- о психологии личности, умеющей объективно оценивать, развивать и реализовать себя с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

- о функциональных обязанностях  молодых людей, совершенствовании нравственных устоев родительской семьи, в будущем собственной;

2. Воспитательные:

- формирование у учащихся высокого уровня самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, умение ее проектировать и достойно реализовать;

- воспитание толерантности, терпимости, понимания окружающих людей, независимо от  различия их культурных особенностей, языка, обычаев, традиций, исповедуемых религий;

3. Учащиеся должны:

- знать правовые документы, раскрывающие права, обязанности родителей и детей;

- овладеть системой знаний о духовно-нравственных основах семьи, семейных отношениях;

- знать основы семейно-брачных отношений, об особенностях молодой семьи, ответственности за семью, негативных последствиях ошибок молодых людей в дружбе, любви, трагедий, связанных с ранним материнством;

- особенности своей личности, психические свойства, темперамент, черты характера, индивидуальные особенности, методы управления собой.

4. Учащиеся должны уметь:

- проводить анализ особенностей своей личности (психических свойств, черт характера, темперамента, ценностных ориентаций) путем применения различных диагностических методик, давать адекватную самооценку своей личности, развивать себя физически и психически, постоянно развивать свой интеллект и культуру;

- формировать в себе внимание и заботу, доброту, эмпатию к людям;

- относиться ответственно к выбору подруги, друга, проявлять к ним любовь, уважение, юношам проявлять мужское достоинство, понимать и поддерживать девичью гордость и честь.

Курс имеет следующую структуру: задача первого раздела «Психология личности» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.

Второй раздел «Особенности межличностных отношений юношества» раскрывает понятия о психологии межличностных отношений.

В третьем разделе «Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности.

Раздел «Брак и семья» начинается с раскрытия  понятия «готовность к браку», затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.

В завершающем разделе «Семья и дети» рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.

Курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» является средством духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья – это жизненный центр, воспитывающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Календарно-тематическое планирование:

Дата проведения

урока

Тема. Содержание

Планируемые результаты

10 а

10 б

1

Введение. Человечество-восхождение к семье. Знакомство. Задачи курса. Раскрытие понятий «Психология» и «Этика», «Брак и семья». Отрасли психологии. Филогенез семьи. Причины кризиса семьи в современном мире. Проективная методика «Моя семья»

Мотивация учащихся к занятиям психологией 

Личностные УУД: определять, зачем нужна психология  

Познавательные УУД: объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Коммуникативные УУД: высказывать собственное мнение.

Регулятивные УУД: умение слушать и принимать точку зрения других

2

3-4

5

6

7-8

9-10

11-12

13-14

Психология личности. Понятие личности. Отличие личности от индивида. Особенности индивидуальности. Психологические характеристики личности.

Психологическое здоровье личности. Найди лишнее слово. Понятие здоровье. Составные части здоровья. Уровни и показатели здоровья личности

Особенности личности.  Самооценка. Упр. «Считаем вместе». «Двадцать Я». Индивидуальная работа в тетради.  Упражнение «Мои имена».  «Я глазами других». Индивидуальная работа в тетради.

 Качества личности. Характер.  Индивидуальные задания «Нарисуй…».  Обсуждение. Понятие характера. Черты характера.  Пути формирования характера.

Диагностика типа характера. Айзенк.  Понятие темперамента. Отличие от характера. Диагностика типа характера по свойствам темперамента. Обработка результатов.

Типы характера. Акцентуации. Шмишек.  Диагностика типов акцентуаций и обработка результатов.

Стресс и тревожность.  Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...» Понятие  тревожности. Виды тревожности. История возникновения термина «стресс». Виды стресса. Фазы развития стресса. Диагностика уровня тревожности.

Управление стрессом. Упражнение «Обезьяна», дискуссия. Схема развития стрессовых состояний.  Обсуждение «Жизненный успех». Упражнения «Три на три», «Поиск позитивного».

Личностные УУД:  развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения

Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов, стимуляция сохранения психологического здоровья

Регулятивные УУД: Осознание подростками своей эмоциональной сферы. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы "выхода" из деструктивных состояний. Актуализация внутренних ресурсов личности

15-16

17-18

19

20

21

22

23

24

25

26-27

Межличностное взаимодействие. Понятие общения. Роль общения в жизни человека. Группы взаимоотношений. Симпатия и антипатия.  

Пространство и его организация в межличностном общении. Упражнение «Ледокол».  Понятие межличностного пространства. Виды допустимых расстояний.  Упражнения « Движение», «Погода». Обсуждение.

Социальное восприятие другого человека.  «Найди аналогии». «Первое впечатление». Работа в тетради. «Что мы помним о человеке». «Как произвести впечатление». Игровое задание «Я устраиваюсь на работу»

Позы и жесты. «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли о…»,  работа в тетради. «Жесты и позы всегда говорят о чем-то». «Жесты, отражающие состояние человека»

Эмоции и чувства. Понятие терминов. Схема возникновения эмоций и чувств. Отличия эмоций и чувств.  Формы проявления. Функции и виды.

 Выражение эмоционального состояния невербальными средствами. «Найди аналогии», «Эмоциональный словарь». «Изобрази чувство». Обсуждение.

Эмоциональная саморегуляция. «Чувство». «Комплимент», «Критика и поддержка». Дискуссия. Работа в тетради. «Свеча»

Вербальное общение. Слушание. Виды коммуникаций. Понятие речи. Виды и формы речи. Игровое упражнение «Испорченный телефон». Тест «Умеете ли вы слушать?» Правила слушания.

«Я – высказывание».  Разбор ситуаций. Определение понятия «Я – высказывание». Эффективность «я – высказывания». Схема «Я-высказывания». Переформулировка обидных высказываний в эффективные.

Этапы коммуникативного процесса. Технология общения через анализ и проигрывание реальных ситуаций. Этапы К.П. Упражнение «Опора», «Бег ассоциаций».  Помехи в общении.

Осознание ответственности человека за свои чувства и мысли.

Личностные УУД: развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умение находить решения при возникновении трудных ситуаций.

Познавательные УУД: развитие творческого мышления, обогащение словаря психологическими терминами

Коммуникативные УУД:  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми, противоположным полом

Регулятивные УУД:  самоконтроль и саморегуляция в деятельности и  в поведении

28-29

30 -31

32-33

Конфликт и конфликтология. Общение в конфликте. Наука конфликтология.  Схема  и классификация К.  Структура и функции. «Ассоциации». Понятие конфликта.  Причины конфликтов.  Виды поведения в К. Диагностика преобладающего вида. Способы угашения К.

Условия бесконфликтного общения. Актуализация знаний. Упр. Эффекты восприятия. Ошибки восприятия. Ролевая игра «Барьеры общения». Упр. «Условия бесконфликтного общения». Закрепление

Общение в семье. Основные стили общения. « Найди лишнее слово». Стили общения.  Устройство групп. Правила.  Чтение «Сказ о том, как мы портим себе жизнь». Обсуждение.

Личностные УУД:  Осознание  подростками своей мотивационной  сферы

Познавательные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление причин своего поведения.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

Регулятивные УУД: овладение  приемами регуляции и саморегуляции.

34

Итоговое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии

Отображены основные моменты рабочей программы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

Внеурочная деятельность по психологии 11 класс. Блок 2

Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Блок 2...