Внеурочная деятельность по психологии 11 класс. Блок 2
рабочая программа по психологии (11 класс)

Полякова Ирина Васильевна

Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Блок 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch.11_kl_-18-19.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 города Кызыла Республики Тыва»

«Рассмотрено»

Заместитель директора по ВР

Тыртык-оол Е.Н. /________________/

Протокол №_______

От «___»________________20____ года

«Рекомендовано»

Председатель Научно-методического совета  Фельдман С.К./________________/

Протокол №______

От «____»__________________20____ года

«Утверждаю»

Директор

Макарова Н.Н. /__________________/

Приказ №_________________

От «_____»__________________20 ____ года

Рабочая программа внеурочной деятельности

по психологии в 11 -х классах «Этика и психология семейной жизни»

(предмет, класс и т.п.)

педагог-психолог Полякова И.В

(Ф.И.О. учителя)

На 2018 – 2019 учебный год

                                                                                                                                    Составлено на основе программы

для образовательных учреждений

«Подготовка старшеклассников

 к семейной жизни» Салчак Л.П.,

Шишминцева Н.Д. Кызыл 2008

Кызыл 2018г

Пояснительная записка

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. Воспитание  добропорядочного, гуманистически направленного молодого человека, способного противостоять негативным сторонам жизни, сексуально грамотного, в будущем надежного семьянина, способного принимать на себя ответственность за создание семьи и воспитание детей.

Задачи курса:

  1. Образовательные:

Вооружение старшеклассников системой знаний:

- в области социально-экономической политики в сфере семьи, материнства, отцовства и детства с учетом особенностей социальной среды Республики Тыва;

- о правовых  нормах детей и родителей, гражданской ответственности за семью и воспитание детей;

- о психологии личности, умеющей объективно оценивать, развивать и реализовать себя с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

- о функциональных обязанностях  молодых людей, совершенствовании нравственных устоев родительской семьи, в будущем собственной;

2. Воспитательные:

- формирование у учащихся высокого уровня самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, умение ее проектировать и достойно реализовать;

- воспитание толерантности, терпимости, понимания окружающих людей, независимо от  различия их культурных особенностей, языка, обычаев, традиций, исповедуемых религий;

3. Учащиеся должны:

- знать правовые документы, раскрывающие права, обязанности родителей и детей;

- овладеть системой знаний о духовно-нравственных основах семьи, семейных отношениях;

- знать основы семейно-брачных отношений, об особенностях молодой семьи, ответственности за семью, негативных последствиях ошибок молодых людей в дружбе, любви, трагедий, связанных с ранним материнством;

- особенности своей личности, психические свойства, темперамент, черты характера, индивидуальные особенности, методы управления собой.

4. Учащиеся должны уметь:

- проводить анализ особенностей своей личности (психических свойств, черт характера, темперамента, ценностных ориентаций) путем применения различных диагностических методик, давать адекватную самооценку своей личности, развивать себя физически и психически, постоянно развивать свой интеллект и культуру;

- формировать в себе внимание и заботу, доброту, эмпатию к людям;

- относиться ответственно к выбору подруги, друга, проявлять к ним любовь, уважение, юношам проявлять мужское достоинство, понимать и поддерживать девичью гордость и честь.

Курс имеет следующую структуру: задача первого раздела «Психология личности» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.

Второй раздел «Особенности межличностных отношений юношества» раскрывает понятия о психологии межличностных отношений.

В третьем разделе «Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности.

Раздел «Брак и семья» начинается с раскрытия  понятия «готовность к браку», затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.

В завершающем разделе «Семья и дети» рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.

Курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» является средством духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья – это жизненный центр, воспитывающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Календарно-тематическое планирование:

Дата проведения

урока

Тема. Содержание

        

Планируемые результаты

11 а

11 б

11 в

1

2

3

4-5

6

7

Психология предбрачного ухаживания. Мозговой штурм «Что такое ухаживание?» Положительные моменты и недостатки предбрачного периода. Сроки ухаживания.

Дружба. Четыре модели общения. Психологическая разминка «Найди лишнее слово». Модели общения. Дружба и манипуляция. Работа  в тетради. Оценка значимости дружеских отношений. Качества друга. Игровые задания.

Романтические отношения. Влюбленность. Психологическая разминка «Продолжи ряд», Понятие любви и влюбленности, их похожесть и различие.  Обсуждение ситуаций. Игровые задания.

Любовь. Виды любви.

Психологическая разминка. «Какие слова подходят». Ассоциации к слову любовь. Привести примеры о любви, сказанных в стихах, песнях и др. Чтение и обсуждение «Письмо подруге».

Переживание любви. Что помогает и что мешает любви.

Психологическая разминка. «Какие слова подходят». Обсуждение «Может ли быть так». Работа с высказываниями. Игровые задания. Психологическая разминка. «Какие слова подходят». Обсуждение «Может ли быть так». Работа с высказываниями. Игровые задания

Ловушки любви. Половая идентичность и ее развитие

Психологическая разминка «А может ли быть так?». Работа в тетради. Этапы развития романтических отношений. Проведение диагностики. Игровые задания.

Личностные УУД:  развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Познавательные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление знаков симпатии и антипатии, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

Регулятивные УУД: развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам регуляции и саморегуляции.

8-9

10-11

12

13

14

15

16

17-18

Правовые основы брака. Семейный кодекс РФ. История возникновения. Знакомство  с разделами Кодекса. Права и обязанности родителей.

Семья и ее функции. Психологическая готовность к созданию семьи. Основные функции семьи. Игра «Бюджет семьи»

Как создать и сохранить семью? Психологическая разминка. Мозговой штурм. Упражнение «Факторы стабильности брака»

Ролевые ожидания и притязания в браке. Упражнение. «Договорись на берегу». Выполнение теста. Обсуждение.

Какие роли мы играем в семье? Загадка. Мозговой штурм. Портрет родителя и ребенка. Игра «Семейный совет». Тест «Три Я»

Особенности молодой семьи. Семейные правила. Упражнение «Правила моей семьи». Упражнение «Пирамида потребностей».

Основные ценности семьи. Игра «Ассоциации». Упражнение «Строители». Упражнение «Ладошки»

Причины и последствия разлада семейных отношений. Мозговой штурм. Упражнение «Причины конфликтов в семье». Упражнение «Последствия разлада отношений. Виды.

Личностные УУД:  развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения

Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов, стимуляция сохранения психологического здоровья

Регулятивные УУД: Осознание подростками своей эмоциональной сферы. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы "выхода" из деструктивных состояний. Актуализация внутренних ресурсов личности

19

20

21

Семья в различных культурах

Традиции семьи и брака в православии. История возникновения религии. Основные правила и особенности воспитания детей.

Традиции семьи и брака в исламе История возникновения религии. Основные правила и особенности воспитания детей.

Традиции семьи и брака в буддизме. История возникновения религии. Основные правила и особенности воспитания детей.

Личностные УУД: оптимизация общения с окружающими, развитие  толерантного отношения к представителям другой культуры

Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения

Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.

Регулятивные УУД: Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества

22

23-24

25

26-27

28

29

30-31

32

Незаменимость семьи в воспитании детей

Репродуктивное здоровье супругов. Что значит быть здоровым? Пять аспектов здоровья. Упражнение «Мои любимые блюда». Упражнение «Как я расходую свое свободное время в течение дня?». Мозговой штурм. Что такое репродуктивное здоровье? Дискуссия. Навыки сохранения репродуктивного здоровья. Тест «В хорошей ли я форме?»

Азбука здоровья. Упражнение «Табу». Мозговой штурм. «Что мешает людям вести здоровый образ жизни?» Групповая работа. Индивидуальные задания. Опросник.

Нарушения в развитии детей. Телесные интеграции. Группы недостаточного развития. Уровни и причины нарушений. Зона актуального и ближайшего развития.

Типы родителей. «Копилка семейных трудностей». Упражнение «Трудные дети и трудные родители».

Роль отца в воспитании детей. Мозговой штурм «Мужчина и женщина». Кино про жизнь. Упражнение «Открытки»

Типичные недостатки семейного воспитания. Упражнения «Трудности жизни», «Лента времени», «Дети цветы жизни». Виды и последствия разных типов воспитания.

Имидж семьи. Упражнения «Обмен приветствиями», «Моя семья» и «Моя идеальная семья». Виды образа семьи. Сравнение. Обсуждение.

Личностные УУД:  Общение детей с родителями. Проблема различия поколений. Осознанное отношение к сохранению своего здоровья.

Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения

Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.

Регулятивные УУД: Актуализация внутренних ресурсов

33

Итоговое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии

Отображены основные моменты рабочей программы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

Внеурочная деятельность по психологии 10 класс. Блок 1.

quot;Подготовка старшеклассников к семейной жизни" Блок 1...