Адаптация 5-классников
статья по психологии (5 класс)

Пути преодоления проблем, связанных с адаптацией обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Беглецовой Е.В. на тему «Проблемы адаптации младших школьников при переходе в основную школу». 13.09.18.

Сейчас очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано тем,  что начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека и важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.

Но ведь в жизни каждого ученика бывает и другой важный момент – переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.

Конечно, мы, классные руководители 5 классов,  посещаем уроки в начальной школе, беседуем с классным руководителем 4 класса, чтобы лучше узнать детей, которые придут в 5 класс.  Несмотря на это, каждый год на детей-пятиклассников мы смотрим с большим знаком вопроса. Но мы не должны забывать о том, что и на нас, учителей-предметников, эти ребята тоже смотрят со знаком вопроса. И не всегда, к сожалению, этот вопросительный знак со временем превращается в восклицательный.

Какие же трудности адаптации младших школьников при переходе в основную школу я бы выделила как ключевые?

1. Разница между требованиями, которые предъявлял к ребенку учитель начальной школы  и учитель-предметник. Это  одна из распространенных проблем. Выявить ее уже в начале учебного года  мне помогает методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. В конце октября я предлагаю детям ответить на ряд вопросов:

Волнуешься ли ты на уроках при ответе или выполнении задания?

Дрожат ли у тебя колени, когда вызывают отвечать?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? И т.д.

Затем я обрабатываю ответы каждого ребенка и составляю таблицу, где зеленым отмечены отрицательные ответы, а красным – утвердительные. И по таблице вижу, кто из  детей требует особого внимания в процессе обучения, кому и на каких уроках пока еще сложно. И,  исходя из выводов, беседую с учителями-предметниками, родителями, самим ребенком.

2.  Умение быстро найти общий язык в новом коллективе. Ведь чаще всего родителя меняют школу именно в этот период, и ребенок приходит в незнакомый коллектив.

Если в городе дети привыкли, что в классе учатся дети из разных микрорайонов, то в сельских школах основной костяк – это дети, которые вместе ходили в детский сад. И приезжим ребятам очень трудно порой проявить себя как личность. В моем классе 10  ребят, которые вместе ходили в детский сад, 2 ребенка приезжают из п. Непецино, 1 из р/х Осенка. Кроме того, в последние годы к нам в школу все чаще приходят дети-билингвы, для которых русский язык не является родным. В моем клаcсе трое таких ребят: армянин, узбечка и таджичка.  А если принять во внимание, что пятиклассник в течение дня переходит из кабинета в кабинет, от учителя к учителю, и его личные симпатии к преподавателю сменяют одна другую, то в коллективе своих одноклассников он находится по 6-7 часов в день. И от взаимоотношений в коллективе во многом зависит, как быстро пройдет адаптация ребенка, перешедшего в 5 класс. Но тут встречается другая проблема: классный руководитель видит детей максимум 1-2 урока в день, и то, если это учитель русского языка или  математики, а если это биолог, географ, то и реже. Да, есть классный час, но он проходит 1 раз в неделю. На перемене  мы чаще всего заняты подготовкой к уроку, заполнением электронного дневника и   т.д. И я задала себе вопрос: как же сделать это редкое  время общения с классом максимально эффективным? Чтобы увидеть личность каждого ребенка, помочь ему раскрыться, адаптироваться? И тут мне на помощь приходят интересные тренинги на сплочение коллектива. Их можно  проводить в виде физкультминуток на уроках. И я предлагаю уважаемым коллегам с ними познакомиться.

  1. Здравствуй, друг.
  2. Мы – команда.

Кроме того, доброй традицией стали походы с классом на природу, где в свободной обстановке ребята играют, общаются. И здесь каждый ребенок опказывает себя вне школы, а это очень важно. Ведь часто бывает, что ребенок в школе один, а вне школы совсем другой. И здесь  меня поджидало открытие. Когда я взяла в руки  школьный альбом, подаренный мне выпускниками, оказалось, что одним из самых ярких воспоминаний о школе стали эти совместные  встречии на природе.

Еще один способов сделать пребывание ребенка в классном коллективе комфортным -  это распределение детей на группы по интересам. В октябре я предлагаю пятиклассникам распределиться на мини-группы. Пять человек ответственны за новогодний огонек, 5 –  за празднование 23 февраля, 6 – 8 марта. При этом я всегда держу руку на пульсе, проявляя активный интерес к этой подготовке, помогаю составить сценарий, даю рекомендации в подготовке творческих номеров, но делаю это ненавязчиво.

 Все это помогает созданию неформальных связей и межличностных симпатий; позволяет ребенку чувствовать себя в коллективе комфортно, учит действовать сообща и решать текущие проблемы вместе; налаживает оптимальный уровень психологической и эмоциональной совместимости в классе. А это уже огромный шаг к успеху в адаптации  детей в среднем звене.

Работая с детьми пятнадцать лет, я изо всех сил стараюсь, чтобы их воспоминания о школе и учителе вызывали у них ясную и добрую улыбку. Да, есть в школе уроки биологии, математики, русского языка, но нет уроков великодушия, благородства, уважения к людям. Но, принимая учеников в 5 класс, я стараюсь развивать в них все эти качества, разбудить их ум и сердце, вырастить личность. А для этого надо быть не только учителем, но и психологом, и даже артистом. Заканчивая свое выступление, мне очень хочется воспроизвести удивительный по своему гуманистическому звучанию эпизод из сказки Мориса Меттерлинга «Синяя птица». Герой сказки Тульпиль в поисках синей птицы попадает в царство будущего, где в волшебном голубом пространстве живут и работают, готовясь  к будущей земной жизни, дети, которым еще предстоит родиться. Но их судьба определяется уже здесь, уже сейчас. Вслушайтесь в диалог:

Тюльпиль: А кто этот розовощекий малыш, который сосет большой палец?

Ребенок: О! Этот малыш станет очень известным ученым и изобретет лекарство от всех болезней.

Тюльпиль: А вон тот? Он ходит так, как будто ничего не видит.

Ребенок: Нет, сейчас он видит, но потом ослепнет.

Тюльпиль: А вот те, что спят?

Ребенок: Они не спят, они думают.

Тюльпиль: О чем?

Ребенок: Они пока не знают, но они обязательно с чем-то придут на землю. С пустыми руками туда не пускают…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уучени...

Проблема адаптации 5-классников в основной школе

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутренних изменений. Основная задача классного руководителя - создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки каждо...

КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ 5-КЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного кмладшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизниреб...

адаптация 5 классников

Большинство родителей  после выпускного вечера в начальной школе искренне верят в то, что  их мальчик/их девочка достаточно повзрослели, и родительская помощь уже не нужна, дети уже самостоя...

Роль классного руководителя в адаптации 10- классников.

Роль классного руководителя в адаптации 10- классников....

Статья "Роль классного руководителя в адаптации 10-классников"

Статья «Роль классного руководителя в адаптации 10- классников»...

Cоветы родителям (адаптация 5-классников)

Данный материал поможет родителям преодолеть адаптацию в 5 классе...