Диагностическая программа для обучающихся с ОВЗ.
рабочая программа по психологии

Яковлева Наталья Александровна

Выявление у обучающихся с ОВЗ способностей к творческой, познавательной и спортивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostich_programma_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 111

от «01» сентября 2023 г.

Диагностическая программа 

выявления у обучающихся с ОВЗ способностей к творческой, познавательной, спортивной  деятельности

                                                                                                                  Разработала

 педагог-психолог

                                                                                                                       Яковлева Н.А.

Пояснительная записка

         Диагностическая программа по выявлению у обучающихся способностей к творческой, познавательной  и спортивной деятельности разработана для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость).

        Данная программа  способствует выявить на определённом этапе развития ребёнка с ОВЗ личностные особенности, интеллектуальные возможности, определить зону ближайшего развития обучающегося. По окончанию диагностического обследования составляется развивающий маршрут, направленный на создание благоприятных условий для развития обучающихся.

Целевая группа: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 1-9 классов.

1 этап - аналитический - выявление у обучающихся познавательных интересов, успехов  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися с ОВЗ.

2 этап - диагностический - проведение индивидуального оценивания познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

3 этап – аналитический - анализ диагностических данных.

Сроки реализации программы:

- первичная диагностика - в течение 1-2 недель в начале учебного года;

- вторичная (уточняющая) диагностика – в середине учебного года, с целью    

  уточнения, определения динамики развития;

- итоговая диагностика – по завершении работы в программе.

Цель: разработка развивающего маршрута и системы работы с обучающимися.

Цель  программы: выявление познавательных, творческих, спортивных способностей, интересов и личностных особенностей обучающихся, учитывая их психофизиологические возможности.

Задачи:

  1. проведение диагностического обследования обучающихся с ОВЗ;
  2. обработка результатов диагностики, подбор средств и приёмов для коррекционного воздействия;
  3. разработка индивидуального плана коррекционно-развивающей работы;
  4. включение обучающихся в план групповой коррекционно-развивающей работы по программам;
  5. расширение возможностей для участия обучающихся в олимпиадах,  творческих выставках, различных спортивных, интеллектуальных, творческих конкурсах и пр.;
  6. воспитание устойчивого интереса к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению;
  7. оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
  8.  разработка рекомендация для учителей и родителей.

Основные мероприятия по реализации программы.

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной ёмкости. 
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных возможностей, познавательных  интересов. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем тестирования, собеседования, наблюдения. 
4. Наблюдение за работой обучающихся на уроке. 

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с обучающимися;

- формирование банка технологий для  диагностического

  обследования обучающихся;

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия

  способностей  обучающихся.

       Диагностические методики и исследуемые показатели

Исследуемые показатели, критерии

Диагностические

методики

Возраст обучающихся с ОВЗ

Особенности развития мыслительных процессов

1.Методика «Четвертый - лишний» (И.И.  Мамайчук);

 2. Векслер «Последовательные картинки», «Сравнение понятий»;

3. «Цветные прогрессивные матрицы Равена»

Младший и старший школьный возраст

Уровень невербального интеллектуального развития

1. Тест  «Прогрессивные матрицы Равена»

Широкий возрастной диапазон

Особенности развития процессов памяти

1. Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву);

2. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия;

3. Методика Векслера, субтест № 6 «Повторение цифр» (оперативная память)

Младший и старший и школьный возраст

Особенности внимания и характера работоспособности ребенка

1.Методика изучения переключения внимания «Интеллектуальная лабильность О.В. Козловский;

2. Субтесты «Шифровка», «Повторение цифр» (активное внимание) Векслера

Младший и старший и школьный возраст

Готовность детей к обучению в школе

1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека;

Младший школьный возраст

Сформированность физического потенциала личности

1.        Наблюдение;

2.        Анализ участия детей в спортивных мероприятиях.

Младший и старший и школьный возраст

Личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации, уровень тревожности, дифференциация эмоциональной сферы

1. Методика «Домики» О.А. Ореховой;

2. Методика «Хенд-тест» (эмоциональные проявления);

3. Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич;

4. Проективная методика «Кактус» Панфилова М.А.

Младший и старший школьный возраст

Особенности самооценки

1. Методика  «Лесенка» В.Г. Щур;

2. Методика «Дерево» адаптация Л.П. Пономаренко;

3. Методика  «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич.

Младший и старший школьный возраст

Сформированность уровня общей осведомлённости

1. Методика Векслера (тест «Определение общей осведомлённости»);

2.Беседа.

Младший и старший школьный возраст

Определение творческих способностей учащихся

1.Методика Г. Дэвиса;

2. Изучение детских рисунков;

3. Тест Торренса на творческое мышление.

4. Наблюдение.

Старший и младший школьный возраст.

ΙΙΙ этап: Аналитический

1.Интерпретация данных;

2. Анализ данных;

3. На основе данных первичной диагностики, разрабатывается индивидуальная  программа с целью дальнейшей работы с обучающимся и/или составляется список обучающихся для участия в групповой коррекционно-развивающей программе.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые

применялись при первичной диагностике.

Таблица результатов диагностического обследования обучающегося

Ф.И_____________________________________класс_______возраст______

Наименование личностного результата

Результаты стартовой диагностики

Результаты промежуточной диагностики

Результаты итоговой диагностики

Психолого-педагогическое сопровождение

Самооценка

Начало учебного года

(Завышенная/ адекватная/ низкая)

Середина учебного года

Конец учебного года

Индивидуальная/

групповая программа

Эмоциональная сфера

Дифференцированная/

недифференцированная; уровень тревожности, наличие агрессии

Познавательная деятельность, инициативность

Уровни развития мышления, внимания, памяти, воображения

(высокий, средний, низкий).

Участие обучающегося в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх и пр.

Коммуникативная развитость

Уровень развития коммуникативных навыков (высокий, средний, низкий)

.

Творческие способности

Оригинальность выполнения  теста Торренса. Способность детально разрабатывать придуманные идеи.

Уровень креативности по Торренсу:

30- плохо;

30-34 – ниже нормы

35-39 – несколько ниже нормы;

40 - 60 – норма;

61-65 – несколько выше  нормы;

66-70 – выше нормы

>70 – отлично.

Сумма балов (Тест креативности Г. Девиса)

Участие обучающегося во внеурочной деятельности: кружках, творческих (художественных, музыкальных) конкурсах

Физические способности

Участие обучающегося во внеурочной деятельности: кружках, спортивных конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический / диагностический инструментарий для обучающихся

Психологический / диагностический инструментарий для обучающихся...

Формирование информационной компетенции. Диагностические задания для обучающихся.

Формирование информационной компетенции.Диагностические задания для обучающихся....

Входная диагностическая работа для обучающихся 9 классов

Входная диагностическая работа для обучающихся 9 классов...

Диагностическая работа для обучающихся 10 класса по русскому языку за 1 полугодие 2019-2020 учебный год

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.В диагностической...