Формирование информационной компетенции. Диагностические задания для обучающихся.
тест на тему

Куликова Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_zadaniya_dlya_obuch-sya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетенции.

Диагностические задания для обучающихся.

  1. Умение правильно отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией.

      Варианты формулировки заданий:

  1. Подберите источники информации, которые будут  вам необходимы при подготовке научного сообщения (реферата, доклада и т.п.)
  2. Какие источники информации следует использовать при подготовке исследовательского проекта, а какие – при пропаганде биологических/экологических знаний среди младших школьников
  3. Проранжируйте источники информации по степени доверия к приведенным в них фактам (например, Интернет-форумы, новостные сайты, академические издания и т.п.).

     Пример 2. Оцените по 10-бальной шкале степень целесообразности использования указанных источников информации при подготовке научного сообщения (доклада, реферата, исследовательского проекта) по биологии или экологии. Обоснуйте минимальную и максимульную оценки.

  • газета «Здоровый образ жизни»
  • Интернет-сайт готовых рефератов (Allbest.ru)
  • биологический энциклопедический словарь
  • видеофильмы о природе кинокомпании BBC (Би-би-си)
  • телепередача «В мире животных»
  • журнал «Наука и жизнь»
  • энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • телепередача «Наш сад»

  1.  Умение находить необходимую информацию в различных источниках.

     Варианты формулировки заданий: «Из доступных Вам источников подберите информацию по теме “…”»; «Предложите темы и названия передач, статей, видео- или аудиопродукции, которые могут дополнить изучаемый в школе материал по какому-либо предметы».

     Пример 1. Составьте план реферата на тему «Почему я выбираю здоровый образ жизни?». Предложите ориентировочный список источников информации по данной теме.

Характер источника информации

Название

Книги

Журналы и газеты

Компакт-диски (CD)

Интернет

Другие источники (укажите, какие именно)

     Примечание для учителя. При ссылке на Интернет-источники (Yandex, Rambler, Google и др.) и вводимые в строку поиска ключевые слова.

     Пример 2. Составьте перечень просмотренных Вами фильмов, фрагменты из которых могли бы быть использованы на уроках биологии и/или экологии при изучении ряда тем (генная инженерия, клонирование, глобальные экологические проблемы, сценарии развития будущего, человек и природа и др.).

  1. Умение систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам.

     Варианты формулировки заданий и систематизация информации.

     Пример 1. Представьте, что по заданию учителя вы собрали сведения о продолжительности жизни различных животных, которые занесли в таблицу. Предложите не менее трёх оснований для упорядочения (систематизации) этих данных:

п/п

Название животного

Средняя продолжительность жизни

1

Дождевой червь

5 лет

2

Сом

40 лет

3

Ворон

20 лет

4

Речной рак

5-7 лет

5

Шимпанзе

50-60 лет

6

Пчела (рабочая)

40 дней

7

Слон

60 лет

     Пример 2. Предложите вариант систематизации статей, выданных поисковой системой Yandex по запросу «Что изучает биология?» (рис. 1).

     Признак, положенный в основу разделения статей на группы: _____________________

№ группы

Краткая характеристика группы

Номера статей, включенных в группу

Группа 1

Группа 2, 3 и т.д.

     Примечание для учителя. Для выполнения этого задания подготовьте распечатку одной страницы результатов поиска (10-12 источников). Целесообразно выбрать ту часть списка статей,  в которой источники наиболее разнообразны: словари; научные, методические, популярные сайты и т.д. Ниже приведён вариант заполнения таблицы

№ группы

Краткая характеристика группы

Номера статей, включенных в группу

Группа 1

Словари, энциклопедии

1, 2, 5, 10

Группа 2

Тематические подборки ссылок

3, 9

Группа 3

Сайты для учителей и школьников

4, 7

Группа 4

Другие

6, 8

  1. Умение длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию.

     Примером могут служить учебные проекты.

     Пример 1. Информационный проект «Мусор от А до Я».

     Мусор – это то, что стало нам уже ненужным. В первую очередь это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров. В течение четверти собирайте и систематизируйте информацию о различных отходах, используя следующий алгоритм описания отходов: название; химический состав; ущерб природе и человеку; пути разложения; время разложения; способ и масштабы вторичного использования. На основе собранного и систематизированного материала составьте «Энциклопедию мусора». Познакомьте с ней своих одноклассников и младших школьников.

     Пример 2. Исследовательский проект «Наш пришкольный участок как экосистема». В данном случае информационный характер носит первая часть проекта, в ходе выполнения которой определяются виды растений, животных и других организмов, обитающих на территории пришкольного участка, составляется их список и характеристика.

  1.  Умение понимать задания в различных формулировках и контекстах.

     Варианты формулировки заданий: «Ознакомьтесь с заданием. Изложите его в другой формулировке»; «Ознакомьтесь с информацией. Предложите к ней 2-3 учебных задания».

     Пример 1. Запишите не менее трёх выводов, которые вы можете сделать на основании анализа приведённой в диаграмме информации.

  1. Умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему.

     Варианты формулировки заданий: «Предложите краткое описание видеосюжета на тему “…”»; «Прокомментируйте предложенный видеоряд…».

     Пример 1. Какую информацию вы можете получить, изучив определённую схему ( Распределение размеров листьев в зависимости от условий обитания растений: от влажных – к сухим, и от затененных – к солнечным. Заштрихованный участок соответствует условиям, преобладающим в природе)? Прокомментируйте её, записав 3-4 предложения.

     Пример 2. Демонстрируется видеосюжет из жизни животных (длительность 1,5-2 мин, без сопровождающего дикторского текста). Учащимся предлагается в течение 5 мин после просмотра подготовить комментарий, который должен сделать сюжет понятным и информативным. Учащимся предлагается подготовить «закадровый перевод». Рекомендуем использовать фрагменты фильма «Птицы».

  1. Умение переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему.

     Варианты формулировки заданий: «Прослушайте информацию. Представьте её в виде графика или диаграммы», «Прослушайте информацию. Проиллюстрируйте её рисунками», «прослушайте аудиозапись. Предложите видеоряд, который мог бы его сопровождать».

     Пример 1. «Испорченный экран». Запишите, какой визуальный ряд мог демонстрироваться.

     Пример 2. Прослушайте информацию. Проиллюстрируйте её схемой.

  1. Умение трансформировать информацию, видоизменять её объём, форму, знаковую систему, носитель и др. исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.

     Варианты формулировки заданий: «Ознакомьтесь с информацией. Кому она адресована? Обоснуйте своё предположение»; «Ознакомьтесь с информацией. Измените её с учётом предложенного вам адресата», «Изложите представленную информацию, изменив её таким образом, чтобы она стала доступной малышу», «Изложите данную информацию в форме послания в будущее»; «Изложите информацию в жанре популярных изданий».

     Пример 1. Ознакомьтесь с текстом. Кратко изложите его содержание, записав от 3 до 5 предложений. На каком уроке может быть использована данная информация?

     Доктор Томас Хоуэлл, специалист по морским птицам из Калифорнийского университета, поведал нам, что коричневые олуши представляли особый интерес для местного населения. Поколения рыбаков использовали короткие белые перья, расположенные под крыльями этих птиц, в качестве приманки для ловли тунца.

     Нас заинтересовало, используют ли перья в качестве насадки современные рыбаки. Ответ оказался положительным. Мы последовали за рыбаками, и в очередной раз убедились, что всюду, где проходит Homo sapiens, он сеет смерть. Да, рыбаки используют перо олуши в качестве приманки, да и эта птица осталась столь же доверчивой, как и прежде. Но нынешнее поколение- в отличие от своих предков – оказалось лишено чувства священного уважения к чужой жизни. Вместо аккуратного и безвредного изъятия у птиц нескольких перьев, рыбаки просто убивали их палками и без зазрения совести обдирали тушки.

     Коричневые олуши приспособились к борьбе против естественных опасностей в своём сообществе. Они хорошо справились с небольшим ежегодным калечением, которому их подвергали в прошлые времена. Но против алчности людей, лишённых малейшего чувства жалости и ответственности перед будущим – у них нет шансов.

Жак-Ив Кусто. Из книги «Секреты моря», 1980

     Пример 2. Представьте, что ваш младший брат или сестра задал вам вопрос: «Кто такие перелетные птицы?». В справочной литературе вы нашли информацию о перелётах птиц. Подчеркните в тексте наиболее важные (ключевые) слова. Составьте 3-5 предложений в форме, доступной малышу.

     Перелёты птиц - ежегодные относительно дальние перемещения птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением хотя бы части птиц обратно; одна из форм миграции животных. Перелёт – приспособление к сезонным колебаниям климата и зависящим от этого факторам (наличие доступной пищи, открытой воды и т.п.)<…> Сроки перелёта часто зависят от способа питания: первыми обычно улетают насекомоядные птицы, затем зерноядные. Дальность полёта зависит от экологических потребностей вида на зимовках (зерноядные зимуют ближе, чем насекомоядные)<…> Строй стаи (вереница, шеренга, клин) облегчает использование аэродинамических условий и обеспечивает максимальный обзор, необходимый каждой птице.

(Биологический энциклопедический словарь. С. 460)

  1. Умение аргументировать собственную точку зрения.

     Варианты формулировки заданий: «ознакомьтесь с информацией и комментарием к ней. Согласны ли вы с предложенной точкой зрения? Обоснуйте свою позицию», «Каково ваше мнение о проблеме… . Приведите аргументы в её защиту».

     Пример 1. Ознакомьтесь с информацией. Согласны ли вы с выводами, приведёнными в статье? Обоснуйте свою точку зрения.

Продолжительность сна и здоровье человека

     Приведённые в США исследования выявили, что для человека вредно как недосыпание, так и лишний сон. Как сообщает Associated Press, это один из самых крупномасштабных научных проектов, доказывающих связь между нарушением режима сна и состоянием здоровья человека. Выводы были сделаны на основе изучения данных, собранных в ходе опроса 87 тыс. человек в период с 2004 по 2006 г. Анализ этих данных показал, что среди тех, кто тратит на сон 10 ч и более, значительно больше людей со слабым здоровьем. Это доказывает, что долгий сон является причиной возникновения различных заболеваний.

     Пример 2. Прочитайте текст о вреде курения, ответьте на вопросы.

     С 1996 г. Правительство США обязало производителей сигарет помещать на каждой пачке такое предупреждение: «Осторожно! Министерство здравоохранения предупреждает, что курение сигарет может быть опасно для вашего здоровья». В 1970 г. Надпись была изменена: «Министерство здравоохранения предупреждает, что курение сигарет опасно для вашего здоровья!».  С 1985 г. Стали печататься строгие предупреждения: «Министерство здравоохранения предупреждает, что курение вызывает рак лёгких, сердечные заболевания и может привести к появлению врождённых заболеваний ваших будущих детей!».

     Как вы считаете, почему фраза «может быть опасно» была со временем заменена на «опасно»? Заставит ли задуматься о своём здоровье подобное предупреждение на пачках сигарет?

  1. Умение находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.

     Варианты формулировки заданий: «Ознакомьтесь с информацией. Содержит ли она какие-либо ошибки? Внесите предложения по её исправлению».

     Пример 1. Рассмотрите рисунок японского художника Тоба Сёдзо «Играющие звери». В названии рисунка есть ошибка. Как вы думаете, в чём она заключается? Как следовало бы назвать рисунок, чтобы избежать ошибки?

     Пример 2. Опечатки и неточные формулировки значительно снижают качество информации, а в ряде случаев полностью изменяют её смысл. Прочитайте выдержки из различных публикаций. Найдите и исправьте ошибки.

  • «В Советском Союзе менделеевская генетика долгое время считалась лженаукой. В результате наша страна отстала от мирового сообщества в этой области научных исследований более чем на полвека».

(__________ заменить на __________)

  • «У берегов Исландии на глубине 80 м найден старейший из головоногих моллюсков. Поднятой со дна английскими океанологами ракушке Arctika islandica, судя по кольцам нарастания на створках раковины, 450 лет. Предыдущий рекорд принадлежал тому же виду – 220 лет».

(__________ заменить на __________)

  • «Как показали опыты китайских и американских орнитологов, крысы способны по запаху определять повышенное содержание CO2 в воздухе и избегать таких мест».

(__________ заменить на __________)

  1. Умение составлять рецензии и анонсы информационных сообщений (книг, фильмов и т.д.).

     Варианты формулировки заданий: «Ознакомьтесь с телевизионной программой, составьте анонсы нескольких передач по их названиям (тема «…»)»; «Ознакомьтесь со статьей… Составьте рецензию».

     Пример 1. Прочитайте выдержку из рецензии на научно-популярный фильм «Микрокосмос», на снятый французскими операторами Клодом Нуридсану и Мари Перенну. Подчеркните те фразы, которые вызвали у вас наибольший интерес к фильму и его создателям.

     Впервые мы узнали этих людей на Каннском фестивале 1996 года, где главной сенсацией стал фильм «Микрокосмос». К его съемке они готовились 12 лет – изобретали аппаратуру, чтобы увидеть мир с точки зрения муравья или божьей коровки, подсмотреть, как неким Терминатором восстает из озёрной воды личинка стрекозы или как дерутся жуки-скарабеи.

     По своей главной профессии они естествоиспытатели, и великолепное знание живой природы соединилось в них с умением создавать на этом материале драмы, которые по эпическом размаху равны шекспировским. А по увлекательности, по фантастичности, по способности воспламенять наше воображение их ленты могут поспорить со «Звёздными войнами».

     Потому что «Звёздные войны» - это сказка, а тут – жизнь, которая протекает буквально у нас под ногами, хотя мы её не замечаем. «Микрокосмос» получил приз «Сезар» за лучшую операторскую работу, музыку, монтаж, звук и продюсерскую отвагу. Он был выдвинут на звание «Лучший европейский фильм 1996 года».

(из статьи В. Кичина «Наша страна игуана». – «Российская газета» от 17 ноября 2004 г.)

     Пример 2. Очень часто мы читаем книгу или смотрим фильм, заинтересовавшись анонсом. Анонс (от франц. annonce – публичное оповещение, объявление) – предварительное, без подробных сведений, информирование о фильме, спектакле, концерте, книге и т.п. Вам хорошо знакомы анонсы телепередач и фильмов в газетах и журналах с программой на неделю. Составьте краткий анонс на просмотренный фильм о природе таким образом, чтобы максимально заинтересовать тех, кто его ещё не видел.

     Примечание для учителя. Перед проведением диагностики на одном из уроков посмотрите фильм о природе (например из серии BBC). Имейте ввиду, что на яркий, эмоционально окрашенный фильм ребятам гораздо легче будет написать анонс (рецензию).

  1. Умение оценивать достоверность полученной информации.

     Варианты формулировки заданий: «Ознакомьтесь с информацией. Может ли она быть использована в качестве обоснованного аргумента»; «Ознакомьтесь с информацией. Подчеркните предложения, содержащие, на ваш взгляд, недостоверную информацию».

     Пример 1. Сейчас много говорят и пишут о различных аномальных явлениях природы и необычных человеческих способностях (НЛО, аномальные природные зоны, люди-экстрасенсы, дите-«индиго» и т.п.). Предложите не менее 3 критериев (признаков), которые помогут вам оценить достоверность подобной информации.

     Пример 2. Какая информация вам потребуется, чтобы оценить достоверность приведённого ниже сообщения?

     http;//www.day.az/news/unusual/4727.html В тихом океане обнаружен «остров» из мусора размеров с Центральную Европу. По данным немецкого журнала «GEO», среди плавающего мусора преобладают пластиковые предметы. «Остров», расположенный между Калифорнией и Гавайскими островами, образовали существующие здесь круговые течения, которые «подбирают» мусор у берегов Японии и США и несут его в центр океана.

     Литература

  1. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. – http;//www.mediaeducation.ru/ - Лаборатория медиаобразования ГНУ ИСМО РАО.
  2. Медиаобразование. – http;//www.ifap.ru/projects/mediated.htm – Медиаобразование. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в курсе

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Одним из...

Формирование информационно-коммуникативных компетенций обучающихся с позиций системно-деятельного подхода

Компетентность - это самостоятельность,способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять...

Формирование информационной компетенции. Диагностические задания для обучающихся.

Формирование информационной компетенции.Диагностические задания для обучающихся....