Тренинг "Родители и подросток"
методическая разработка по психологии

Карпова Светлана Сергеевна

Тренинг родители и подросток

 

Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Почему даже самых любящих родителей со временем начинает раздражать ребёнок, сначала по мелочам, потом сильнее. В отношениях появляется недовольство и разочарование. И многие родители задаются вопросами: что делать, когда эмоции вас захлёстывают, а поведение ребенка раздражает? Как прекратить конфликты в семье? Как передать ребенку свою любовь и избавиться от родительской беспомощности? Как перестать злиться на ребенка и жить в семье без обид? Получить ответы на эти и другие вопросы, сформировать новую позитивную модель взаимоотношений, научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком можно на тренинге. Целью нашего тренинга является формирование позитивной модели взаимоотношений с подростком.

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.          
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.           
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.     
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.    
8. По материалам статистики: опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.          
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.       
10. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

 

Упражнение «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?» Выбирается участник перед нами ребенок.

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании.

 

  • После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), обращаюсь к участникам с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Стихи на программе, запретами ничего не добьёшься…..

 

Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.

Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников  одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет  детство, другой -  взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.

             Говорят, что подросток это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.

            Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как же себя вести с ним.

 

 

 Ты-высказывание

образец  Я-высказывания

Ты никогда меня не слушаешь!

когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Вечно ты хамишь!

Когда ты грубо разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спроса берешь мою косметику!

 

Когда у меня без спросу берут вещи, в частности, косметику, мне неприятно. Я не против, чтобы ты ее брала, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

 "Ты опять врешь! Лжец "

 "Мне очень не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_roditel_i_podrostok.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг родители и подросток

Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Почему даже самых любящих родителей со временем начинает раздражать ребёнок, сначала по мелочам, потом сильнее. В отношениях появляется недовольство и разочарование. И многие родители задаются вопросами: что делать, когда эмоции вас захлёстывают, а поведение ребенка раздражает? Как прекратить конфликты в семье? Как передать ребенку свою любовь и избавиться от родительской беспомощности? Как перестать злиться на ребенка и жить в семье без обид? Получить ответы на эти и другие вопросы, сформировать новую позитивную модель взаимоотношений, научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком можно на тренинге. Целью нашего тренинга является формирование позитивной модели взаимоотношений с подростком.

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.        
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.        
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.        
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.        
8. По материалам статистики: опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.         
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.         
10. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

Упражнение «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?» Выбирается участник перед нами ребенок.

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании.

  • После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), обращаюсь к участникам с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Стихи на программе, запретами ничего не добьёшься…..

Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.

Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников  одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет  детство, другой -  взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.

            Говорят, что подросток это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.

             Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как же себя вести с ним.

 Ты-высказывание

образец  Я-высказывания

Ты никогда меня не слушаешь!

когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Вечно ты хамишь!

Когда ты грубо разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спроса берешь мою косметику!

Когда у меня без спросу берут вещи, в частности, косметику, мне неприятно. Я не против, чтобы ты ее брала, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

 "Ты опять врешь! Лжец "

 "Мне очень не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые  помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Младший подросток и его особенности.

Подростковый возраст и его особенности....

Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.

Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...

Подросток в школе

Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...

Подросток в социальной среде

К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...