УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
статья по психологии (11 класс)

Чернышева Юлия Михайловна

В статье рассматривается понятие личностной и ситуативной тревожности, приведены результаты исследования по методике Спилбергера-Ханина, а также приводятся примеры профилактических мероприятий для снижения уровня тревожности в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.m.chernysheva_trevozhnost_pervokursnikov_sbornik.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

LEVEL OF PERSONAL AND SITUATIONAL UNEASINESS

FIRST-YEAR STUDENTS

Юлия Михайловна Чернышева, педагог-психолог,

ГAПОУ Казанский колледж технологии и дизайна, г.Казань

julija4ern@mail.ru

В статье рассматривается понятие личностной и ситуативной тревожности, приведены результаты исследования по методике Спилбергера-Ханина, а также приводятся примеры профилактических мероприятий для снижения уровня тревожности в образовательном учреждении.

 

In article the concept of personal and situational uneasiness is considered, results of a research on Spilbergera-Khanin's technique are given and also examples of preventive actions for decrease in level of uneasiness in educational institution are given.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревожность, криминальное поведение.

Keywords: personal uneasiness, situational uneasiness, uneasiness, criminal behavior.

В настоящее время целевым ориентиром в деятельности образовательных учреждений, показателем достижения ими не только современного качества образования, но и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса становится забота о личностной безопасности и психологическом здоровье обучающихся в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования. Одной из существенных угроз для формирования личностной безопасности подрастающего поколения является терроризм во всех его проявлениях. [3]

Каждое свойство личности, устойчивое индивидуально-психологическое образование, неразрывно связано с элементами ее деятельности. [4] Ряд авторов, таких как Ю. М. Антонян, В. А. Диль, Ю. А. Ермаков, В. М. Харзинова, Е. Н. Юрасова относят к психологическим особенностям, обуславливающим возможное криминальное поведение экстремистской направленности, такие психологические черты как акцентуированная тревожность, нарциссизм и ригидность. [5]

Тревога - это состояние беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную физическую или психологическую угрозу. [2] З. Фрейд в своих работах писал, что неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности.

Термин «тревожность» часто используется для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации.

Личностная тревожность-это склонность воспринимать, практически все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги.

Ситуативная тревожность-характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью и быстрой истощаемостью. [1]

Именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в колледже. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими.

Изучение уровня тревожности (личностной и ситуативной) проводилось с помощью методики Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л. Ханина.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса ГБПОУ Казанского колледжа технологии и дизайна в количестве 232 человек, среди них 137 и 95 юношей. Основываясь на полученных данных, был вычислен среднегрупповой показатель уровня личностной и ситуативной тревожности по группам, а так же по половой принадлежности.

На графике видно (Рис.1), что уровень личностной тревожности девушек выше, нежели у юношей, а ситуативная тревожность практически на одинаковом уровне с юношами (Рис.2).  В некоторых группах средний показатель личностной и ситуативной тревожности составил от 36 до 46, что свидетельствует о повышенном уровне или с тенденцией к повышенному уровню тревожности.

Рис.1

Студенты с высоким уровнем тревожности малообщительны, замкнуты, инициативу не проявляют, что связано с ожиданием неудачи и заниженной самооценкой.

Низкий же уровень тревожности характерен для общительных, инициативных студентов. Также у них наблюдается слабая эмоциональная вовлеченность в различные жизненные ситуации, сдержанность чувств.

Следует отметить, что у большинства опрошенных студентов наблюдается низкий и средний уровень тревожности, который находится в пределах допустимой нормы. Следовательно, большая часть студентов не испытывает эмоционального напряжения в стенах колледжа, считает условия благоприятными.

Рис.2

Со всеми группами первокурсников вне зависимости от показателей уровня тревожности были проведены следующие мероприятия:

-знакомство в группе «Кто я?»

-занятия на сплочение коллектива, повышение чувства уверенности в себе, повышение уровня работоспособности.

-с обучающимися у которых наблюдался высокий уровень тревожности и очень низкий проводились отдельные беседы, для выявления причин тревожности, составлен план работы с тревожными обучающимися.

После проведения части мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности, можно заметить, что личностная и ситуативная тревожность уменьшились, либо остались неизменной в тех группах в которых была в пределах нормы.

Таким образом, средний уровень личностной и ситуативной тревожности следует считать допустимым, так как у первокурсников происходит адаптация к образовательному процессу и новому обществу, следует учитывать факт, что многие опрошенные приехали с дальних населенных пунктов и проживают в общежитии.

Список использованных источников

  1. Кора Н.А., Еремеева Т.А. Психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи в условиях терроризма и экстремизма // БГЖ. 2017. №2 (19).
  2. Осипов В. А. Психологические особенности преступника-экстремиста // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 242-246
  3. Петренко Т. В., Сысоева Л. В. Личностная и ситуативная тревожность в студенческом возрасте как показатель незавершенных сепарационных конфликтов на предшествующих этапах развития //Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции/Отв. ред. АА Сукиасян. – 2015. – С. 276-280.
  4. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошк. и шк. возраст. – Издательский дом" Питер", 2007.
  5. Харзинова В. М. Социально-психологическая, криминологическая характеристика личности экстремиста, террориста, занимающегося пропагандой среди молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 4–1. — Т. 8. — С. 112–115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета

Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...

Викторина для учащихся первого курса "Веселый эрудит"

Эта викторина поможет пробудить у учащихся интерес к гуманитарным наукам. В увлекательной форме учащиеся повторяют изученные на уроках темы....

Адаптивно-коррективный курс для обучающихся первого курса профессиональных училищ.

Обучение иностранному языку в профессиональном училище фактически соотносится с 10-11 классами общеобразовательной школы и является завершающим этапом изучения языка и иностранной культуры на да...

Познавательно - исследовательская деятельность при изучении курса истории России (Тульской области) на первом курсе техникума.

Материал методической разработки нацелен не только на обобщение форм и методов работы во внеурочной деятельности для повышения познавательной и мотивационной сфер учащихся, но и на развитие личности к...

Задания для подготовки студентов первого курса к промежуточной аттестации в первом семестре

Данный материал предназначен для подготовки к экзамену студентов 1 курса специальностей ПС, СП, ТМ. Включает в себя набор заданий по темам первого семестра....

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащихся

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...