«Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса»: Выученная беспомощность.
методическая разработка по психологии

Калашникова Екатерина Андреевна

Американский психолог Мартин Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyuchennaya_bespomoshchnost.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса»: Выученная беспомощность.

(слайд 1)

Ведущий 1:

Американский психолог Мартин Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током.

(слайд 2)

Ведущий 2:

 Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

(слайд 3)

Ведущий 1:

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически: — испытывает поражение, несмотря на все усилия; — переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; — оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается.

(слайд 4)

Ведущий 2:

Человеку, который смотрит со стороны, может показаться, что выход есть и может предположить несколько. Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Ведущий 1:

Можно предположить, что выученная беспомощность есть  и у школьников и учителей. Так, например,  школьники, получая неудовлетворительные отметки, раз за разом, опускают руки и не желают пытаться снова. Также возникает выученная беспомощность и у учителя, который сталкивается с учащимися, не желающими соблюдать требования и выполнять задания. (1 модуль вывешиваем картосхему причин выученной беспомощности).  Итак,  из этого следуют основные причины выученной беспомощности: Плохие отметки,  лень, не видит выход из данной ситуации.  И из причин вытекают признаки: Уверен, что не сможет, мысли не умею, не могу, и Я  бездарь.

(слайд 5)

Ведущий 2:

И возникает вопрос, что нужно делать? Психологи предлагают отвлечь ребенка. На помощь этому могут придти внеклассные занятия. Занять ребенка тем, что он больше всего умеет.

(слайд 6)

Показать, что он может все, дать уверенность в дальнейших действиях. Так же необходимо дать ребенку выбор в занятии. В ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ. В результате маленькими шажками человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации. Это касается и учителя

(слайд 7)

Ведущий 1:

Связующим звеном в данной ситуации может стать внедрение новой педагогической  техники – тьюторство. Тьюторство - это новая профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, нацеленная на создание условий, в которых процесс обучения  будет способствовать развитию личностно-профессиональных качеств  учащихся.  Тьютор будет направлять ребенка в правильное «русло», ставя перед ребенком цели, которые он может достичь в ближайшее время. Важным компонентом является поощрение, когда человек достигает определенной цели. Его нужно подтолкнуть к «дальнейшим подвигам», толчком к этому будет одобрительная оценка тьютора. Психологи предлагают  вести список целей и перечитывать его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт. Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах.

(слайд 8)

(2 модуль)«Ведущий 2: Сейчас, коллеги, не трогая третий метод, мы о нем поговорим дальше, вы возьмете определенного ребенка и составите характеристику на учащегося с «выученной беспомощностью» по алгоритму

(слайд 9)

Ведущий 1: Еще одним методом борьбы для выученной беспомощностью является метод переосмысления опыта и перестройку восприятия. Называется она «Схема ABCDE». Селигман выявил, что люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

(слайд 10)

« Схема ABCDE»:

A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения рефреймингу будет более безопасным.

B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.

C —Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?

D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.

E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Данный способ помогает опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Данная техника поможет научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения.

(слайд 11)

( 3 модуль) Ведущий 2: Так, например, по данной схеме можно выявить алгоритм и вопросы. Мы приводим пример с Волковой Светой.(зачитать на экране). (слайд 12) Вам сейчас будет необходимо заполнить таблицу, вновь взяв конкретного ребенка, и ответить на вопросы из таблицы.  Вам нужно  узнать, как он оказался в такой ситуации. В итоге мы должны получить тот ответ, который нужен нам.

(слайд 13)

Ведущий 1: Выученная беспомощность возникает не только у детей, но и у взрослого человека – их родителей. И схема с вопросами выглядит следующим образом (прочитать на экране

(слайд 14)

Сейчас будет тоже самое задание, как и с ребенком, только с позиции родителя. Вопросы на экране, можете приступать.

(слайд 15)

( 4 модуль) Ведущий 1: И мы с вами, напоследок,  решим тест по теме. На экране будут вопросы. И мы все вместе будем отвечать.

(слайд 16)

1 задание:  Кто был автором выученной беспомощности? ( В. Селигман)

(слайд 17)

2 задание:  На ком Селигман проводил свои опыты? (Б.Собаки)

(слайд 18)

3 задание: Какие три основных метода выделяют для борьбы с «выученной беспомощностью»?

(слайд 19)

4 задание: Что предполагает метод «Тьюторство»? (В. Направить ребенка в «правильное русло»)

(слайд 20)

5 задание: Соотнесите метод с действием. (А.2 Б.3 В.1.)

(слайд 21)

Ведущий 2: Представление темы было по технологии Лебедева, которую можно увидеть на экране»

(слайд 22)

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"

В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.  Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...