Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.
методическая разработка по психологии

Доклад для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanaly_vospriyatiya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада:


Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.


      Одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией. Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных стратегий познания со временем приводит к отрицательным последствиям в развитии ученика, а в крайних случаях может привести к нарушению его здоровья.

     Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудиальный канал, и через прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию – кинестетический канал. 
    Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.
Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности. В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различный, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. 
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

     Информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал ученика, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята.

      Визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов и могут думать сразу о многих вещах, так как делают это с помощью «картинок», представляющих мысли. Они могут представить и мысленно оперировать несколькими идеями-образами одновременно: выстраивать их последовательно, добавлять новые картины, совмещать несколько, чтобы получить одну, изменять и т.п. – возможности здесь безграничны. Учащиеся, успешные в социальном восприятии и невербальной коммуникации, математике, правописании, распознавании слов, решении проблем, в работе с абстрактными идеями. Визуал организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию. Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией. Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука). Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски. Не любят прикосновений.

     Аудиальное мышление линейно: одна мысль следует за другой, в каждый момент времени аудиалы думают о чем-то одном. Это более медленный тип мышления. Именно аудиалами чаще всего оказываются учащиеся, хорошо понимающие прочитанное, точно следующие указаниям, пишущие выразительно. Такие дети разговаривают сами с собой, легко отвлекаются, любят дискуссии, хорошо читают новые слова. Аудиал легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Чувствителен к интонации. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли. Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием.

     Кинестет отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая. При чтении водит пальцами. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать - это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст. Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. У кинестетов переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Они доверяют своим предчувствиям, интуиции, представители этой группы скорее интуитивно «знают» что-либо, чем сознательно «обдумывают» это. Кинестеты интуитивно чувствуют, что именно этот ответ правильный, но далеко не всегда смогут аргументировано объяснить, почему это так. Кинестетическая память – это память мышечная. Кинестеты могут увлекаться тем, что делают в данный момент, их сосредоточенность сменяется рассеянностью и наоборот. В рисунках и сочинениях они в первую очередь выражают свои чувства, фиксируют ощущения. Кинестеты наиболее успешны в тех заданиях, где надо выбрать один вариант из нескольких возможных, им в этом помогает скорее интуиция, чем конкретные знания.

     Дискреты (дигитал) - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Дискрет (дигитал), прежде всего, воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений. «Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он полезный».
Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

     В учебном процессе основная задача преподавателя заключается в том, чтобы ученики освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом преподавателю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ученика. Ведь то, что преподавателю представляется оптимальным, для ученика может быть недоступным. Различие модальностей – одна из причин, по которой, ученики оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому преподавателю в процессе обучения и во время проведения деловой игры необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика.

    Аудиалам необходимо позволить в процессе деловой игры проговаривать слова, шевелить губами, издавать звуки. По возможности включать в работу аудиозаписи. Также во время деловой игры с аудиалами общаться, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Описание картин и предметов дополнять музыкальным сопровождением. Так же важно, при проведении деловых игр, аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания шевелит губами и издает звуки – так ему легче справиться с заданием. А замечание можно сделать, если сказать шепотом «ш-ш-ш».

     Визуалам во время деловой игры разрешить иметь под рукой лист бумаги, на котором он в процессе восприятия и переработки полученной информации для лучшего запоминания будет рисовать, чертить, штриховать, делать свои зарисовки. В процессе деловой игры с ними надо общаться, используя слова, описывающие предмет, его цвет, форму, размер, местоположение. Когда визуалы думают, они рисуют в своем сознании картинки. Тогда они понимают, как им действовать, потому что видят свои действия. Замечания им можно сделать, покачав головой или погрозить пальцем.

     Кинестетикам во время деловой игры нельзя заставлять неподвижно сидеть, давать ему больше моторной разрядки. Так как во время движения они лучше запоминают материал. Важно использовать жесты, прикосновения. Необходимо помнить, что для таких людей характерна невысокая скорость мыслительных процессов, помнить, что кинестетики обучаются посредствам мышечной памяти. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Нужно чаще использовать слова, обозначающие действия. Замечание таким детям можно сделать, положив руку на плечо, похлопать по нему.

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

     Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? 
     На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

     Согласно словам А.В. Филиппова, «правильно выбрать модальность сигнала – значит повысить надежность приема, а, следовательно, и работы всей системы управления».

Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что «если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать: ... зрение, ... голосовой орган, ... слух, ... мускульное чувство руки, ... призовите к участию осязание, обоняние и вкус ... При таком дружном содействии всех этапов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».

Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.   Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках, и во время проведения деловых игр. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

     Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность учебного процесса.
    Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия.
Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.
Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.












































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.

Аннотация: статья  содержит дидактические рекомендации для повышения эффективности обучения математике, подчёркивается необходимость учёта психологических особенностей учащихся для достижения рез...

Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.Согласно исследованиям ученых, всего у тр...

Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...

Мастер -класс "Организация личностного подхода в обучении школьников с учетом их доминирующего канала восприятия"

Мастер -класс "Организация личностного подхода в обучении школьников с учетом их доминирующего канала восприятия"...