Главные вкладки

    Компетентностно-ориентированный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО
    учебно-методический материал по географии по теме

    Коростелёва Ирина Анатольевна

    Опыт внедрения ФГОС ООО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kompetentnostno-orientirovannyy_podhod.zip15.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Компетентностно-ориентированный подход в обучении географии с учётом

    требований ФГОС ООО   

                                                                                   Коростелёва И.А.,                                                                                                                                                      

                                                                                     учитель географии

                                                                                      МКОУ СОШ с. Суна

                                                                                               Зуевского  района

    Цели современного образования предъявляемые ФГОСом 2 поколения перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности».

    В работе встретятся следующие понятия: стандарт, компетнтностный, подход, компетентность, компетенции, УУД, рассмотрим их значение.

            Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

          Компетентностный  подход – целенаправленное, систематическое и последовательное образовательное воздействий на все стороны личности ученика.

            Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, который социально востребован, является предметом запроса работодателей и государства.

           Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние (например, знания, умения, ценности) и внешние (например, людей, информацию, предметы) ресурсы для достижения конкретной цели.

          Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. УУД обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться.

           В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

          Рассмотрим их формирование в ходе урока географии в 7 классе по теме «Страны мира» при использование УМК проекта «Сферы»..

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

    • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    В кабинете географии оформлен стенд «Моя будущая профессия связана с географией», где рассказывается о профессиях (геолога, гидролога, бакалавра туризма и географии, переводчика, картографа, метеоролога, сейсмолога, эколога, океанолога, геодезиста), в каких учебных заведениях можно получить образование по этим профессиям, результаты каких экзаменов при этом учитываются. При изучении темы урока обращаю внимание учеников к стенду, они выбирают, кругу обязанностей какой профессии соответствует содержание урока.

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

    • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

    • оценка — выделение и осознание обучающимся того,что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

    • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

    Рефлексивная компетентность

    Регулятивные УУД  

    способность и готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил в результате?).

    - целеполагание 

    - планирование

    - прогнозирование

    - контроль

    - коррекция

    - оценка 

    - саморегуляция 

    На уроке вниманию учащимся предлагается отрывок из мультфильма с песенкой Мюнхаузена и даётся задание: «Вы много раз слышали эту песенку, можете свободно подпевать её, но знаете ли вы, какие из географических названий песенки являются странами? Ответ поясните, работая с дидактическими материалами». Проходит целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно с привлечением рубрики «Вы узнаете».

    На этапе первичного закрепления учащиеся работают с заданием из коллекции ЭОР Разнообразие стран мира. К2 осуществляется контроль и самоконтроль, при необходимости проводится коррекция и оценка.

    Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    • структурирование знаний;

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

    • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

    • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Логические универсальные действия:

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    • подведение под понятие, выведение следствий;

    • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

    • доказательство;

    • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

    • формулирование проблемы;

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Информационная компетентность

    Познавательные УУД (общеучебные)

    способность и готовность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, делать аргументированные выводы на ее основе; использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

    - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

                  При переходе к изучению нового материала учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных вариантов изучения содержания темы по классификации стран: составление схемы в тетради, составление картосхемы на контурной карте, вопросы викторины, кроссворд и т.д.

    Умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов, процессов и явлений, знание этой информации, относится к предметной компетенции.

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    К коммуникативным действиям относятся:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Коммуникативная компетентность

    Коммуникативные УУД

    способность и готовность получать информацию; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

    Умение слушать и вступать в диалог;  участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Социальная компетентность

    способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу

    Работая над содержанием урока «Страны мира», учащиеся выбирают не

    Только форму представления результатов своей работы, но и форму организации познавательной деятельности: индивидуально, парно или в группе, что на основе коммуникативных УУД формируют коммуникативную компетентность.

    Знание критериев классификации стран – предметная компетенция.

    Диагностику коммуникативной компетентности провожу через наблюдение за монологической или диалогической речью учащихся, оценку грамотного ведения дискуссии, выводов, их аргументацию.

    Т.О. компетентностный подход, положенный в основу УМК проекта «Сферы» органично сочетается с требованиями ФГОС 2 поколения.

         Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно- нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации  образование   перестает   быть   самоценностью,   оно становится   силой экономического   роста,   повышения   эффективности   и   конкурентоспособности реальных  секторов  экономики,  что  делает  его  одним  из  важнейших  факторов национальной   безопасности   и   благосостояния   страны,   благополучия   каждого гражданина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся играя. Интегрированный подход в обучении географии.Сказки на уроках географии.

    Творческие разработки к интегрированным урокам география - литература....

    Системно-деятельностный подход к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.

    Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я столкнулась  с трудностями, обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет "открытия"  новых знаний,  активности в учебной...

    Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС

    Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина...

    "Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС ООШ".

    Актуальные вопросы, связанные с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием при реализации ФГОС в обучении географии на примере географического краеведения....

    Реализация компетентностно-ориентированного образования в процессе обучения химии, биологии

    Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни, правилличной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, нарком...

    Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.

    Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...

    Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении географии и биологии в свете требований ФГОС»

    Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...