Главные вкладки

    "Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС ООШ".
    статья по географии по теме

    Буянкова Лариса Николаевна

    Актуальные вопросы, связанные с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием при реализации ФГОС в обучении географии на примере географического краеведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС второго поколения. 

     Для современного учительского сообщества актуальными  стали  следующие вопросы:

    • Что такое ФГОС второго поколения?
    • Что несет содержание «Основной образовательной  программы образовательного учреждения», разработанной  в соответствии с требованиями ФГОС?
    • Как оценивает ОУ, каждый  педагог свою подготовленность к реализации задач, поставленных Стандартом?

      Чтобы ответить на эти вопросы, я  для себя, как педагог должна, поставить определенные задачи:

    1. Изучить и проанализировать существующую законодательную базу.
    2. Обобщить свой опыт работы урочной и внеурочной деятельности (теоретическую и практическую составляющую данного подхода).
    3. Сравнить требования существующих стандартов и стандартов второго поколения в основной школе.
    4. Составить свою траекторию развития (направления, аспекты, технологии и т. д.) в рамках ФГОС.
    5. Обозначить вариативность своей педагогической деятельности в перспективе на будущее.
    6. Оценить готовность свою и образовательного учреждения (ОУ) к реализации Стандартов.

    В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает:

    • Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • Проектирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

      Для начала я сравнила «портрет выпускника» существующего и нового Стандартов   начальной.  В 5 класс  основной школы  придет ученик:

    • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

    • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    • любящий свой край и свою Родину;

    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    «Портрет выпускника основной школы»: 

    • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
    • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
    • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
    • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
    • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
    • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
    • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды;
    • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

    Такой портрет ученика можно создать благодаря Основной образовательной программе основной общеобразовательной школы (ООШ), в основе реализации которой лежит системно-деятельный подход. В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся: 1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, 2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний,

    3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем, 4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах, 5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации и т.д.

    Особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

    Личностные

    (саморазвитие, самоопределение, ценностно-смысловые установки)

    Метапредметные

    (межпредметные понятия, УУД-регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использовать, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, построение индивидуальных образовательных траекторий.

    Предметные

    Освоение учебных предметов, виды деятельности по получению новых знаний, формирование научного типа мышления.

      А теперь непосредственно обратим внимание на предмет «география» и его место в Основной образовательной программе основной общеобразовательной школы (ООП ООШ). География входит в группу общественно-научных предметов. Вышесказанное мной в полной мере относится и  к этому учебному предмету. И здесь я выделю аспект, который является одним из основных в географическом образовании не только сегодняшнего выпускника, но и выпускника, отвечающего требованиям Стандарту второго поколения. Суть этого аспекта заложена в названии рассматриваемой темы: «Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС второго поколения».

       Актуальность краеведческого подхода в изучении географии посредством внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования (кружок, творческое объединение)  просматривался уже в начале 90-х годов. В своей деятельности мне приходилось краеведение брать во внимание. Поскольку многие темы основывались на краеведческом материале: Например, погода, климат (6,8 класс) по примеру от частного к глобальному. Порой многие закономерности в природе невозможно объяснить, изучить без местного материала. Чурляев В.А., учитель, преподаватель ВОИПКиПРО, в работе «Краеведческий подход в обучении географии» указывает на то, что основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Тем более я считаю, что при введении Стандарта географическое краеведение стало неотъемлемой частью географии.  Каждый учитель, я думаю, испытывал или чувствовал потребность свою, обучающихся  в изучении своей местности, чтобы расширить географические  знания обучающихся о родном крае, их использовании на практике. Возможности изучении своей местности на уроках географии в рамках программного материала ограничены (малое количество экскурсий), обучающиеся не могут активно усваивать знания, формировать практические навыки (УУД) и закреплять их. Из своего опыта сделала вывод, что географическое краеведение (в любой форме - урочной и внеурочной) должно быть комплексным, т.е. обучающиеся должны изучать ГП, природные условия, ресурсы, рельеф, воды, почвы, растительный, животный мир, население, его быт, традиции. Для реализации комплексного географического краеведения я использовала внеурочную деятельность   и часы дополнительного образования. И могу поделиться моим опытом в связи с введением в учебный план ОУ часов географического краеведения.

      В соответствии с требованиями современного уровня географической науки с целью реализации краеведческого подхода разработала  рабочую программу дополнительного образования. Цитируя слова Чурляева В.А.,  «…географическое краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы,  играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания обучающихся».  Н. Н. Баранский указывал на то, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение,   также отмечал роль краеведения в учебно-воспитательной работе.

        Рабочая программа эколого-краеведческого курса «Мой край родной», предназначенная  для изучения своей местности, составлена мной  в соответствии с программой  учебного плана по географии. Но реализация программы по краеведению не возможна без соответствующего комплекта методической, научно-публицистической, художественной литературы картографической и других источников информации. На протяжении многих лет накопила и подобрала соответствующую литературу. К сожалению, о своем населенном пункте в местных изданиях мало информации или совсем отсутствует. Поэтому приходится обращаться еще к одному составляющему элементу в изучении своей местности – проектно-исследовательской деятельности. Это широкое поле деятельности, как для педагога, так и для обучающихся.  Проектированием по направлениям мы с ребятами начали заниматься в начале 2002-2003 годах. До этого предпринимали попытки: «Поэтический календарь», «Школа Будущего», «Герб своего населенного пункта», «Экологическая тропа», «Заочные путешествия», «Заповедник «Донской пруд», «Керамический промысел». Но выявились проблемы для осуществления масштабной деятельности по изучению своего края: малокомплектная школа (исключена возможность работы по нескольким  направлениям одновременно), необходимость интегрирования знаний (по истории, географии, экологии своей местности). Например, в проекте «Заповедник «Донской пруд»,  необходимы знания видового состава растений и животных, биологические особенности (морфология,  анатомия и т. д.), экологические знания,  фенологические. Оформление папки-гербария природного комплекса с целью сбора информации, сведений с последующим установлением причинно-следственных связей на конкретных примерах. Обязательно любая работа, исследовательская деятельность должна иметь итог в виде творческого отчета и т.д. Отсюда следует, что внеурочная деятельность, дополнительное образование остается до сих пор одним из основных источников получения знаний обучающимися о родном крае.

     В   Программе  воспитания и социализации ООП ООШ с целью приобщения обучающихся к общественной деятельности выделена краеведческая работа (творческие объединения, кружки).

                           

                                 

                          Использование на уроках географии и краеведения

                            Интеграция  урочной и внеурочной деятельности

                                                  при реализации ФГОС

      Внеурочная деятельность обучающихся – понятие, которое объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме урочной), посредством которых осуществляется решение задач Программы воспитания и социализации.

        В нашей школе часы, отводимые на   внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Направленности указаны в образовательной программе ОУ. В соответствии со ст. 26 Закона «Об образовании» определены направленности дополнительного образования в ОУ.
           План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

           Стоит отметить, что направленности внеурочной деятельности являются ориентиром и представляют собой приоритеты при организации внеурочной деятельности. В рамках перехода ОУ, реализующих программы основного образования на ФГОС, перед педагогами встала задача: определиться с организацией внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности определяется условиями, целями, мотивацией, содержанием, технологиями, средствами и желаемыми результатами.

             ФГОС предусматривает такой механизм построения системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего и дополнительного образования. Одной из особенностей новых стандартов является (по Е.Б. Евладовой) на каждой ступени образования построение нескольких пространств взаимодействия: пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки, элективные курсы, совместная проектная деятельность; пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы (предметные кружки, факультативы, научные общества). Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.

      Достижение планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с ФГОС станет возможным при обеспечении единства  урочной и внеурочной деятельности.

      В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

      Рассмотрим формирование УУД.

    1. Личностные УУД: в рамках когнитивного компонента будут сформированы знания, осознание, понимание, ориентация и т.д.
    2. Регулятивные УУД: научатся анализу, планированию,  целеполаганию, оценке.
    3. Коммуникативные УУД: научатся иметь и учитывать мнение, работать  в группах, осуществлять контроль.
    4. Познавательные УУД: научатся реализации проектно-исследовательской деятельности, наблюдение, эксперимент, определять, обобщать понятия, устанавливать причинно-следственные связи. В примерной ООП хорошо представлены основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    Если говорить о технологии развития УУД, то следует отметить главное, что в соответствии с системно-деятельным подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Решение задачи развитие УУД в основной школе может происходить  не только на занятиях по отдельным учебным предметам, например географии, но и в ходе внеурочной деятельности, надпредметных программ (факультативов, элективов, кружков).

    Подробнее остановлюсь на познавательных УУД, так как, непосредственно эта группа УУД лежит в основе изучения своей местности в географическом краеведении.Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

    Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности (ООП ООШ)

    Проектная деятельность

    Учебно-исследовательская деятельность

    Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

    В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

    Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

    Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

    Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход, как принцип организации образовательного процесса в основной школе. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

    Таким образом, хочу отметить, что для перехода к новым стандартам в основной школе педагогу необходимо решить ряд задач, которые я уже обозначила, определить направления своей деятельности в соответствии с  ООП ОУ,

     Оценить ряд своих базовых компетентностей как педагога, постараться уже сегодня дать оценку  условий реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми с признаками одарённости

    Одаренные дети- это дети, обладающие врожденными высокими, интеллектуальными,художественными  способностями, поэтому приоритетной задачей в работе с такими детьми является развитие творческой инд...

    Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС

    Размышления о возможности более полного использования ресурсов дополнительного образования в реализации ФГОС...

    Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности

    модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями,  когда  обучающиеся  учреждений  дошкольного и о...

    Использование ИКТ-технологий во внеурочной деятельности и дополнительном образовании обучающихся

    Использование ИКТ-технологий во внеурочной деятельности и дополнительном образовании обучающихся...

    В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

    Предлагаю   интересующимся для  изучения интересные и ценные нучные  работы  наших флагманов   науки,   прокладывющих,     нам  - простым...

    Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)

       Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции   школьников, ...

    В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

    В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....