Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
статья по теме
Размышления о возможности более полного использования ресурсов дополнительного образования в реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchrezhdeniy_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_realizatsii_fgos.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
Кривова Ольга Зинуровна, методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД», г. Нарьян-Мар
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Согласно ФГОС, в примерных учебных планах в начальной школе выделяется 10 часов внеурочной оплачиваемой деятельности и при этом определены ее 6 направлений:
Спортивно оздоровительное – 3 часа,
Художественно – эстетическое – 2 часа,
Научно-познавательное =- 2 часа,
Военно – патриотическое – 2 часа,
Общественно – полезная деятельность – 2 часа,
Проектная деятельность – 1 час.
Как распорядились школы этими часами в 2012 году? Если посмотреть первый опубликованный в сети интернет опыт реализации ФГОС в разных регионах, то
Что в этой ситуации надо делать учреждениям дополнительного образования? Активнее предлагать свои образовательные программы педагогам школ, родителям, детям.
Сильные стороны дополнительного образования: имеющаяся специальная материально-техническая база, умение педагогов писать образовательные программы, разнообразие деятельности, которые могут продолжить детям и родителям педагоги дополнительного образования.
Слабые стороны: необходимость работать с полным классом без привычного формирования групп по увлеченности детей какой-либо деятельностью.
Педагоги ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД» имеют опыт организации занятий на ледовой арене с учениками начальных классов близлежащих школ в рамках «третьего урока физкультуры». Они разработали специальные образовательные программы, ориентированные отдельно на мальчиков и девочек. Когда класс приходит на занятия, то с девочками по программе «Фигурное катание» занимается педагог по фигурному катанию. Одновременно на другой половине арены педагог по хоккею с шайбой обучает мальчиков навыкам катания, скольжения, торможения, владению клюшкой и прочим приемам игры в хоккей. Изначально рассчитанная на 42 часа, программа потребовала продолжения, так как некоторые классы 1 сентября 2012 года пришли на «третий» урок физкультуры второй раз.
Исходя из этого опыта, легко можно смоделировать, какие предложения могут сделать учреждения дополнительного образования г. Нарьян-Мара и пос. Искателей школам округа для эффективной реализации внеурочной части ФГОС.
Например, в военно - патриотическом направлении может быть создана модульная программа, в которой могут быть задействованы 3 педагога, один из которых может взять блок «Стрельба», второй – блок строевой подготовки с элементами плац-парада, а третий – блок обучения приемам самообороны.
Модульную программу могут составить педагоги спортивной направленности: например: оздоровительная гимнастика или фитнес (девочки), и футбол/ бокс/, атлетизм – мальчики. Или: настольный теннис - девочки, бодибилдинг - мальчики.
В модульной программе могут работать педагоги спортивной и художественно – эстетической направленности, например: футбол – мальчики, танцы – девочки.
Довольно сложно, как показала практика 2011 года, в рамках ФГОС реализуется проектное направление. Хотя в случае грамотно написанной образовательной программы многие спортивно – оздоровительные мероприятия могут стать проектами. Так, возможно создать программу «Проект «День здоровья круглый год», содержанием которой будет реализация проектов:
- «Игра по станциям «Золотая осень» (сентябрь),
-Чемпионат по лапте (октябрь),
-Копилка народных уличных игр (казаки –разбойники, сыщики и проч.)-ноябрь,
-строительство зимних сооружений (крепости, иглу, фигуры)-декабрь,
-Праздник «Зимние забавы (кайтинг, сноуборд, «ватрушки») (январь),
-Плац-парад или «Зарничка» (февраль),
-Праздник тихих игр (шашки, шахматы, нарды, ненецкие шахматы и др. ) –март,
-Лыжный праздник-апрель,
-Чемпионат по игре в «городки»-май.
Проектной эта деятельность станет только в том случае, если педагог в программе четко пропишет, каким образом дети не просто будут участниками этих проектов, но и будут понимать структуру проектов, научатся планировать ход подготовки и ход проведения каждого мероприятия, научатся анализировать проведенное мероприятие, смогут выступить в роли организаторов, когда какой – либо проект повторят для других (подшефного класса, родителей и т.д.)
Проектом может быть также какой – либо спортивный праздник, хотя этот формат педагоги спортивной направленности не очень часто используют. В частности, в Ледовом дворце спорта «ТРУД» «прижился» спортивный праздник «Суперскиллз по – нашему». Это индивидуальные соревнования хоккеистов, которые мы подсмотрели в КХЛ и которые проводятся перед матчем всех звезд. Мы провели его праздник, посвященный 40-летию суперсерии игр СССР -Канада, в индивидуальных конкурсах соревновались юные хоккеисты –воспитанники Ледового дворца спорта «ТРУД», члены молодежной сборной округа, ветераны хоккея. С творческими номерами выступили юные фигуристы и члены вокальной студии Ледового дворца. Праздник имел большой общественный резонанс. Думается, что таким же зрелищным и ярким может быть и футбольный праздник, и праздник на основе любого вида спорта. Проект из нескольких подобных модулей может быть предложен школе в рамках ФГОС. В результате реализации такой программы дети получат цельное понимание того, как рождается идея проекта, как она облекается в план, этапы подготовки, как распределяются обязанности по реализации проекта, как готовится и реализуется проект, как анализируется.
Отдельно хочу сказать о социальной направленности, которая тоже вызывает затруднения.
В зависимости от того, как написана программа и как сформированы ее цели, многие спортивные программы могут стать социально ориентированными.
Например, различные виды борьбы. Думаю, что педагоги, ведущие эти направления, могут пройти необходимые курсы и получить сертификат, позволяющий вести курсы по самообороне вроде тех, что организуются для домохозяек. Написанная программа, которая вооружит детей или только девочек (девушек) некоторым приемам самообороны , несомненно, поможет им чувствовать себя увереннее в социальном окружении.
Интересным мог бы стать социальный проект по формированию фанатских групп. Цель – создать на базе класса группу поддержки, научить болеть на соревнованиях красиво, благородно. Результатом данного проекта получилась бы шоу-команда, которая может быть востребованной организаторами различного уровня при проведении массовых спортивных праздников.
При творческом подходе педагоги дополнительного образования смогут предложить детям и родителям широкий спектр занятий самыми разнообразными видами деятельности, смогут сделать так, чтобы дети уже через реализацию внеурочной части ФГОС в начальной школе смогли посетить все учреждения дополнительного образования, познакомиться с большинством педагогов, «примерить» на себя все культивируемые виды спорта и творчества, быстрее определиться с увлечениями и уже осознано прийти в учреждения дополнительного образования для развития своих способностей и таланта.
(Статья опубликована в сборнике «Современные научно-методические основы к преподаванию физкультуры в контексте ФГОС нового поколения», Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Архангельск, 2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности
модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями, когда обучающиеся учреждений дошкольного и о...
"Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС ООШ".
Актуальные вопросы, связанные с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием при реализации ФГОС в обучении географии на примере географического краеведения....
"Роль учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"
Дополнительное образование как помошник и наставник для разностороннего развития детей и гармонично развитой личности....
Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения
Перспективно педагогический проект.Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей....
Сообщение "Вариативность модели сетевого взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в условиях ФГОС"
В связи с переходом Российского образования на новые образовательные стандарты, педагогическим коллективам школ пришлось существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия с учреждениями допол...
Доклад: «Роль учреждений дополнительного образования детей в профилактике правонарушений»
Доклад на августовское совещание«Роль учреждений дополнительного образования детейв профилактике правонарушений»...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...