Памятка учителю и воспитателю. Переживание горя у ребенка
статья по психологии

Костюшина Екатерина Викторовна

Каждый учитель или воспитатель сталкивается в своей работе с тем, что у учеников кто-то умирает из близких. В данной короткой статье простым языком рассказывается пошагово, что делать с таким переживанием у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perezhivanie_gorya_u_uchenika.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

У ребенка горе. Что делать?

Хочу рассказать одну историю. Жила была девочка. У нее все было хорошо: была мама, был папа. Был у них сказочно красивый домик. Жизнь была счастливой. Ведь мама очень любила папу и свою девочку, часто играла с ней, шила красивые платья и готовила вкусные тортики. Папа очень любил всю семью, он работал, в выходные брал свою дочку в поход, по вечерам читал ей книги, а летом они всей семьей ездили на море. К сожалению, в жизни не бывает бесконечного счастья. В эту семью пришла беда – умер папа. Девочка сначала не понимала, почему плачет мама, ведь папа скоро придет домой. Потом ей объяснили, что папы больше нет, они никогда не появится, он умер, а это навсегда. И девочка стала много плакать, она стала бояться темноты, что та заберет и ее маму навсегда, она боялась спать. Потом наша героиня много злилась, потом перестала со всеми разговаривать, она очень чувствовала себя виноватой – наверно папа умер из-за нее, она же такая тяжёлая была, когда он брал ее на руки, а еще эти походы… Мама девочки не сразу поняла, что что-то идет не так. Но был Учитель в школе, в которой училась девочка. Он помог им. Объяснил своей ученице, что папа умер, потому что болел, а болел он, потому что был невнимательным на своей работе. Девочке стало легче. Потом Учитель сказал, что девочка не виновата. Произошло чудо, девочка стала хорошо кушать. Дальше Учитель стал поручать девочке важные дела, потом поговорил с мамой – жизнь наладилась. Девочка опять стала улыбаться, у нее появились друзья, мама стала больше уделять ей внимания, появились новые семейные увлечения… Да, по папе она все равно грустила, но грусть эта была светлой.

В жизни каждого ребенка есть утраты. У кого-то они проходят незаметно, в раннем возрасте, кто-то переживает их будучи подростком. В любой школе или детском садике и почти в любом классе, группе, были эпизоды, когда у ребенка кто-то из родных умирал. Так получается, что учителя или воспитатели не знают как себя вести с этим ребенком. Они его либо боятся, точно это бомба, либо не замечают, либо наоборот, размусоливают тему смерти. Ни одна из этих стратегий не является эффективной. В этой статье расскажу, что и как делать в период переживания ребенком горя, а также о самом горе детей.

А теперь конкретно о том, что переживают дети, когда случается потеря их близких. Зачастую взрослые не знают, как себя вести в этот момент, что сказать. Большая ошибка промолчать – ребенок все равно чувствует недосказанность и рано или поздно узнает. И что? Будет ему легче? Нет, не будет. Хорошо, если еще обиды не будет на близких. Да, ребенка нужно подготовить, в каждом возрасте по-разному говорить о смерти, но говорить, а не откладывать в долгий ящик.

В возрасте до двух лет ребенок еще не может понять, что такое смерть. Но при этом малыш  на чувственном уровне осознает, что что-то изменилось, что все грустные. Если происходит смерть родителя, то малыш может изменить некоторые свои привычки, например в еде, во сне. Могут появляться капризы, иногда появляется энурез, вспыхивают всякие простуды или расстройства кишечника.  

В возрасте примерно двух лет дети знают, что если людей нет в поле зрения, их можно позвать или найти. Поэтому поиски умершего родителя – типичное выражение горя в этой возрастной группе. Малыш чувствует потерю, что мир стал не стабильным, уходит та доля заботы, которую оказывал эмоционально-значимый человек. Может потребоваться время для того, чтобы ребенок осознал, что родитель не возвращается. А теперь представим, что бывает, когда малыш ищет родителя, а на него за это кричат? Жуть, правда? Поэтому такие дети нуждаются в надежном, стабильном окружении, поддержании заведенного порядка питания и сна. Им особенно необходимы внимание и любовь.

От трех до пяти лет дети все еще не понимают, что такое смерть. Есть некоторое мифическое представление, что человек просто уснул, что он вернется и так далее. Поэтому работа вначале ведется очень мягкая, объясняется, что родной человек больше не придет, потому что умер. «Почему? Потому что болел. Но он очень любил малыша и теперь с неба смотрит за ним и продолжает оберегать». Вариации бывают разными. И разными бывают последствия: ребенок может вдруг начать бояться темноты, испытывать периоды печали, гнева, тревоги, плача. Возможны проблемы с кишечником и мочевым пузырем, боли в животе, головные боли, кожные высыпания, падения настроения, возврат к прошлым привычкам (сосание пальца и др.). С этого возраста дети могут также думать, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной смерти (например, если не дал родителю игрушку, рисунок или подарок); их нужно уверить, что это не так. Детям важно знать, что о них будут заботиться и что семья останется вместе. Полезно вспоминать с детьми некоторые позитивные или особенные вещи, которые родитель делал с ними, например, совместные игры, праздники.

Далее ребенок взрослеет, он лучше понимает реальность, его поведение становится более осознанным. Если случилась беда – важно понимать, что дети также, как и вы, испытывают чувства неопределенности и ненадежности. Учителям на заметку: горюющие дети могут вести себя в классе не свойственным своему характеру образом, проявлять гнев в адрес учителей. Поэтому родным нужно провести с ребенком беседу, подготовить его к вопросам со стороны других людей, посоветовать говорить просто: «Мой папа (или другой близкий человек) умер». Им нужно сказать, что это нормально – не вдаваться в подробности смерти этого человека. Бывают особо добрые родители, которые чуть ли не картинки показывают о смерти. Запомните – не нужно травмировать психику малыша еще больше, будет вполне достаточно того, что вы в метафоре расскажите ребенку о смерти.

У детей в период от девяти до двенадцати лет характеризуется стремлением к самостоятельности, а переживание утраты на данной стадии приводит к противоположному чувству беспомощности, поэтому у детей могут развиваться проблемы, связанные с идентичностью. Они могут скрывать свои эмоции, но, тем не менее, обижаться на замечания, сделанные в школе. Они могут плохо учиться, драться в школе или бунтовать против авторитетов. Дорогие учителя, обращаюсь к вам, если у вас в классе у одного из детей случилось несчастье – там умер близкий человек, проявите всю свою тактичность, поддержите ребенка, не нужно его особенно сильно выделять из общей массы, пытаться его как-то поддеть, накричать – он в горе. Вы своими действиями добьетесь того, что потеряете доверие, авторитет и загубите ребенка. Пусть он хамит, пусть ревет, пусть все время ходит с отсутствующим видом. Проявите чуткость, сядьте рядом с ним, поговорите, помогите ему разобраться с тем, что он не понимает. А можете и просто помолчать, обняв его. Так тоже можно. Через долгие годы, он скажет вам огромное спасибо. Дорогая семья горюющего ребенка, дети этой возрастной группы также могут пытаться принять на себя роль матери или отца, или любого другого погибшего родственника. Это не должно поощряться, особенно эмоционально, но взрослым следует осознать, что «структура» семьи изменилась, и оставшимся членам семьи необходимо изменить их правила, привычки. У ребенка должно быть достаточно времени для игры, спорта и досуга. Важно, чтобы у него были друзья его возраста. Горюющим детям нужно дать понять, что быть все-таки счастливым и радоваться текущим событиям – это естественно и не оскорбляет память умершего.

Короткая инструкция.

Взрослому (родителю, учителю, опекуну) необходимо владеть следующей информацией:

1.Горе ребенка есть! Иногда родитель так поглощен своим горем, что он не замечает горя ребенка или недооценивает его.

2.Горе ребенка имеет протяженность во времени. Потеря одного из родителей не может быть преодолена ребенком за короткий срок.

3.Ребенку нужно рассказать о смерти немедленно. Обычно это должен сделать другой родитель (близкий человек, которому ребенок доверяет).

4.Детское горе отличается от взрослого. Взрослый человек, потерявший супруга, лишается партнера, спутника, друга и любимого. Ребенок теряет защитника, учителя, воспитателя, образец для подражания. Поэтому он будет реагировать иначе.

5.Ребенку нужен второй родитель (близкий человек) как образец для подражания. Хотя переживание потери близкого человека неодинаково у родителя и у ребенка, родитель (близкий человек) может быть полезным примером в том, как он переносит эту смерть. Желательно открыто выражать свои мысли и чувства.

6.Ребенок не может взять на себя тяжесть горя родителя. Хотя ребенок должен видеть горе другого родителя, он не может как-то помочь перенести это горе или быть какой-либо заменой умершему.

7.У маленьких детей чаще всего существуют три основных вопроса.  Взрослый должен их услышать и ответить на них:

Не был ли я причиной этой смерти?

Случится ли это когда-либо со мной?

Кто теперь будет заботиться обо мне?

А теперь по пунктам, что делать?

Первое, о потере сказать в тихом, безопасном месте и в доступной для каждого возраста форме. Без лишних подробностей. Если же кото-то долго болел, объяснить про долгую болезнь нужно заранее, но опять же очень простым языком.

Второе, когда ребенок осознает случившееся, он начнет переживать горе. В этот момент Вы должны максимально подготовить ребенка к моменту прощания с покойным и его похоронам (если это не малыш совсем, который и слов-то таких не знает). Нельзя заставлять ребенка участвовать в похоронах, но ему должен быть предоставлен выбор. Хотя, может, это просто мои фантазии. Тут все надо решать индивидуально. Присутствие ребенка желательно, в это тяжелое время семья должна быть вместе, чтобы легче было переносить горе вместе и в дальнейшем. Целесообразно заранее рассказать ребенку, как будет проходить церемония (последовательность событий). Если используется кремация, то этот процесс должен быть объяснен ребенку.

Теперь коротко о стадиях переживания утраты ребенком и том, что в школе можно с этим делать.

Первая реакция. Это отрицание случившегося, шок, оцепенение. Если ребенку в школе позвонили и сказали, что у него кто-то умер, может быть все, что описалось выше. Тактичность учителя здесь играет весомую роль. Не нужно игнорировать ребенка, но и приставать не надо. Если узнали это, отсадите его за парту, дайте чаю, погладьте по голове, обнимите. Скачите, что сочувствуете ему. Пока все. Не надо лезть с душещипательными беседами. Если ребенок начинает реветь так, что ничем не успокоить, поплачьте вместе с ним, не пытайтесь заставить замолчать. Позовите школьного психолога. Мне кажется, что можно и уроки бросить ради помощи ребенку. Вызовете в школу близких малыша (чтобы его забрали), будьте снисходительны, поддержите его.

Вторая стадия - острое горе. Чувство горя включает в себя печаль, депрессию, злость, чувство вины, тревогу, страх и физическое недомогание. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами, и только я пришел с папой». Учителям нужно помнить о неустойчивой психике детей, да, ребенок может быть взрывным, или начать реветь. Детей могут бесить понимающие взгляды, они могут не хотеть вообще говорить, они могут начать истереть, ругаться. Тут нужен индивидуальный подход, ровная реакция, железное терпение и слаженная работа всего педагогического коллектива. Организуйте ребенку индивидуальные занятия, которые могли бы перетечь в простое спокойное присутствие. Рано или поздно ребёнок откроется, оттает. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его так, словно он заболел неизлечимой болезнью.

Стадии отрицания смерти, (дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом), поиска (ребенок потерял кого-то, теперь он должен найти его), отрицание (наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего, н вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей). Только любовь и терпение могут преодолеть эти состояние. Работать с психологом на этих стадиях не надо 9ну, или только в острых случаях). Важно обеспечить ребенку состояние покоя и безопасности. Не контролировать, подождать, когда всё его состояние придет в норму или же когда наступит следующая стадия.

Шестая стадия – гнев. Он выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» близкого человека. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю. Опять же понимание, терпение и еще чуточку твердости. Если раньше учитель мог посмотреть сквозь пальцы на «халтурно» сделанную домашнюю работу, на написанный на «двойку» диктант, то сейчас, в этой стадии, надо показать, что правила остались, что есть границы, что его понимают, но обязанности ученика у ребенка остались. Делать это все нужно мягко, без криков и обвинений, если нужно помогать – помогите. В первую очередь для ребенка учитель – это второй родитель, он образец для подражания. И если учитель тот еще вредина, не удивительно, что ребенок станет таким же.

После идет стадия тревоги и чувства вины – помним, что они ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу? кто поможет с уроками? кто даст карманных денег? Для более старших детей смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т.п. Все это проговаривается. Если надо, то долго и по многу раз. Совместная работа школы и семьи тут должна проходить в тесном сотрудничестве. Можно еще подключить психолога, сделать тренинги на взаимодействие, провести цикл интересных занятий, втянуть ребенка в общественную деятельность: дежурство по школе, посещение кружков и секций, дополнительных занятий и так далее.

Последняя стадия - приспособление к случившемуся. Человек болезненно принимает реальность. Вся дальнейшая жизнь организуется по-новому. В течение многих месяцев, даже всего первого года после смерти близкого человека, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события, как праздники, дни рождения. Потеря не забывается, но сила выражения эмоций, как правило, ослабевает. Все это время ребенку нужна поддержка, нужно не отчаиваться и выводить ученика из состояния тревоги и страха. Если замыкается, давать задания, но не лезть в душу. Главное не оставить ребенка без положительного внимания. Отрицательные моменты проговаривать не на виду у всего класса, а наедине. Не выставлять проблемные стороны ученика у всех на виду. Дерется? Пригласите его маму и папу в школу, проведите совместное урегулирование. Проясните почему полез драться? Сделайте упор на том, что решать все нужно спокойно и мирно, без импульсивности, разговорами без оскорблений. Не запрещайте проявлять чувства, хочет плакать – успокойте, разозлился – дайте ему кучу ненужной бумаги – пусть рвет, хочет кого-то побить – в физкультурный зал и пускай маты бьет, хочет кричать – в музыкальный зал и пусть поет, или в театральную студию – роль дракона или чудища очень подойдет в этом случае.

Список литературы

  1. Шефов С. А. Психология горя. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
  2. Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности : учеб. пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011. – 194 с. : обл.
  3. Вагин И. О. Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001, с. 97–103, 119–124.
  4.  Василюк Ф. Е. Пережить горе // О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991, с. 230–247.
  5. Василюк Ф. Е. Психология горя // Педология, новый век, октябрь, № 8, 2001.
  6. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993, с. 224–232.
  7. Литвак М. Е. Как преодолеть острое горе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, 320 с.
  8. Сидорова В. Ю. Четыре задачи горя // Журнал практического психолога, № 1–2, янв.-фев., 2001, с. 110—118.

Художественная литература про горе у детей

  1. Доцук, Дарья Сергеевна. Домик над обрывом : [для сред. шк. возраста : 6+] / Дарья Доцук ; ил. Ольги Брезинской. — М. : КомпасГид, 2017. — 96 с.
  2. Млодик, Ирина Юрьевна. Пойми меня: сложные вопросы из жизни маленького Петра Сергеевича : [для детей младшего школьного возраста : 6+] / Ирина Млодик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 79 с. : цв. ил.
  3. Ширяева, Галина Даниловна. Утренний иней : Роман. [Для ст. школ. возраста] / Галина Ширяева; [Худож. Н. Мешков]. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1981. - 264 с. : ил.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель - это воспитатель, наставник..."Образ учителя в литературе

Исследовательская работа посвящена освящению профессии учителя в произведениях литературы.Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие измене...

Психологическая помощь при переживании горя

Данная презентация необходима в работе школьного психолога. Описаны этапы переживания горя. Психологические приёмы при переживания горя подростком....

Памятка-буклет по поведению в ситуации острого суицидального кризиса (для учителей и воспитателей)

Нет ничего важнее жизни. Поэтому актуальность профилактики суицида не оставляет сомнений. Моя публикация памятки-буклета мизирная лепта в этом самом главном деле - деле сохранения жизни!...

Проект праздничного концерта "Дорогим учителям и воспитателям" ко "Дню учителя"

Концертная программа, посвященная "Дню учителя", подготовленная учащимися и воспитателями....

Электронная газета выпуск №3 Материалы участников районного конкурса «Учитель года-2018» в номинации «Эссе «Я – Учитель», «Я - Воспитатель»

Сегодня на страницах нашей газеты состоится первое знакомство с нашими будущими участниками конкурсов "Учитель года-Воспитатель года - 2019". С пламенным приветом их встречают конкурсанты 20...

Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»

ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...

Памятки для родителей и педагогов "Как помочь ребенку пережить горе"

Психологическое состояние учащихся после утраты близких длятельное время остается очень тяжелым. Данная разработка поможет окружающих взрослым оказать ребенку необходимую поддержку....