Методическая разработка интерактивного занятия "Телефон доверия" для учащихся 8-9 классов
методическая разработка по психологии (9 класс)

Исмаилова Мария Казанбековна

Конспект интерактивной беседы "Телефон доверия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telefon_doveriya_dlya_uchashchihsya_8-9_klassov.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с социальной точки зрения. Современному ребенку постоянно приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных стрессов. Ребенок не всегда имеет возможность гибко изменять свое поведение и подстраиваться под требования   окружающих взрослых. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым детям становится тяжело найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить помощь.

В этой ситуации Телефон доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается. Телефон доверия – это форма психологической помощи, адресованная лицам, находящимся в кризисных состояниях. Специфика деятельности Телефона доверия связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главный итог беседы и отчасти критерий ее успешности – снятие напряжения, которое испытывал клиент, обращаясь к консультантам Телефона доверия. Это напряжение может иметь как внешнее, реактивное (результат конфликта,  утраты), так и внутреннее происхождение (стресс,  кризис,  патологическое  состояние). Другая задача Телефона доверия – помочь абоненту наметить пути разрешения внешнего или внутреннего конфликта.

Практическая направленность программы:

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Цель:

1. Информировать подростков о том, для чего предназначен и как работает телефон доверия;

2. Мотивировать на активный поиск позитивного решения в трудной жизненной ситуации.

 3. Мотивировать учащихся обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.

Задачи:

1. Рассказать о Телефоне доверия как о виде психологической помощи;

2. Провести дискуссию на тему "Доверие" и Чем может помочь друг?";

3. Обсудить навыки помогающей поддержки;

4. Составить  и разобрать список трудных ситуаций, с которыми можно обратиться на Телефон доверия.

Адресат: Программа рассчитана на  учащихся 8-9 классов. Программа предполагает занятия с группой или классом. 

Продолжительность программы: одно занятие - 2 часа (два урока)

 

 Учебно-тематический план.

Содержание курса

Всего часов

Лекционное сообщение

Практическое

занятие

Организация проведения занятий через представителей школы (куратор, социальный педагог, завуч и др.).

1 час

-

-

Занятие 1.

1 час

0,5 часа

0,5 часа

Занятие 2.

Формирование первичных навыков целеполагания, ответственного поведения при выборе образа жизни.

1 час

0,5 часа

0,5 часа

Анализ результативности, написание заключения, составление рекомендаций.

1 час

-

-

ВСЕГО часов:

4 часа

1час

1час

Форма контроля

Анкетирование, отзыв

3. Содержание программы.

 

1.Этап- Организационный.

Цель: создание условий для проведения программы. Время: 1 час.

Ход: ведущий связывается и договаривается с представителями ОУ, ответственными за реализацию программы: завучем, социальным педагогом, психологом, классным руководителем о сроках проведения программы, условиях проведения. Ведущий предоставляет школе бланки, необходимые для проведения занятий: бланк-разрешение от родителей, образец для учащихся (для ксерокопирования по количеству учащихся).

 

2.Этап- Проведение занятий.

Цель: проведение цикла занятий.

Ход: на базе ГБОУ проводится занятие (2 урока) с учащимися 8-9 классов.

 

Занятие №1.

Тема: Телефон доверия. История возникновения Телефона доверия как вида психологической помощи, рассказать об особенностях и принципах работы службы; Показ видео-ролика о разных сложных жизненных ситуациях.

Цели:

1. Выяснить существующие в группе представления  о Телефоне доверия;

2. Информировать учащихся об истории возникновения телефона доверия, принципах работы и особенностях.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

 

1. Представление ведущих. Принятие правил работы в группе.

Цель: установление контакта с группой. Создание условий для эффективного проведения занятий.

Время: 5 минут.

Ход: Знакомство. Представление ведущего. Представление учащихся-  упражнение "Знакомство": каждый  участник поворачивается к своему соседу, называет свое имя, здоровается с ним за руку и говорит что-нибудь доброжелательное.

 

2. Интерактивная беседа "Что такое доверие?", "Чем может помочь друг?"

Цель: актуализация и осознание основных качеств, принципов доверительного общения.

Время: 10 минут.

Ход: Ведущие инициируют обсуждение темы доверия, верности во взаимоотношениях, готовности по взаимодействию о обмену конфиденциальной информацией, способах поддержки.

Задача ведущего: мотивация на  дальнейшее обсуждение.

 

3.Упражнение «Другими словами»

Цель:  вовлечение всех участников группы в работу.

Время: 10 минут.

Ход: участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5 — 6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом стараться не использовать слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками.

Ведущий и еще 2 – 3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст, таким образом высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

После этотго проводится обсуждение. (Кому насколько сложно было выполнять это задание? С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то? В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?)

 

4.Упражнение "Ложные установки"

Время: 10 минут.

Цель: формирование у учащихся адекватных представлений о психологической телефонной помощи.

Ход: группа делится на 2 команды: Первая группа пишет на листе что мешает обратиться на ТД(ложные установки). Вторая- зачем обращаются, с какими проблемами, темами. Обсуждение.

 

 

5. Информационный видео-ролик о Телефоне доверия:"Как устроен ТД". Групповая дискуссия:"С какими вопросами можно обращаться на телефон доверия?"

Время: 30 минут.

Цель: информирование учащихся об истории возникновения ТД; принципах работы и возможные темы для обращения в службу доверия.

Ход: запуск видеоролика о ТД; Обсудить и записать на доске основные аспекты работы телефона доверия.(анонимность, бесплатное обращение, круглосуточно, психологическая помощь-поддержка, открытость для каждого, любая беспокоящая причина обращения). Разобрать список предложенных ведущим возможных трудностей подростков, которые можно было бы обсудить с консультантом Телефона доверия.

Ситуации:

1) Ты узнала(узнал), что в группе "вконтакте" создана беседа, где высмеивают твою лучшую подругу или друга. Какие меры можно предпринять, чтобы разрешить эту ситуацию?

2) Твои родители часторугают и наказывают тебя за неудовлетворительные отметки. Ты устал и чувствуешь себя не в состоянии решить проблему самостоятельно. Какие способы решения этой ситуации будут эффективными?

3) Твоя лучшая подруга  или друг чаще проводит время с новой компанией ребят. Тебе нужна эмоциональная поддрежка. К кому ты можешь обратиться за помощью?

4) Твоя семья переехала в другой город. Ты пошел в новую школу и еще не успел завести себе новых друзей. Тебе грустно и одиноко. С кем ты можешь обсудить сложившуюся ситуацию?

5) "Вконтакте" незнакомый тебе человек пишет в твой адрес угрозы или оскорбления. Какие меры можно предпринять, чтобы устранить данную ситуацию?

6) Тебе очень нравится парень или девушка в классе, но он(она) не обращает на тебя внимания. Каким образом ты можешь получить поддержку?

 

6. Информационное сообщение о местном Телефоне Доверия.

Время: 5 минут.

Цель: информирование учащихся о номерах ТД.

Ход: разместить(записать) информацию об экстренной психологической помощи.

8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно) — Всероссийская служба детского телефона доверия.

576-10-10 (круглосуточно, анонимно) — Кризисная психологическая помощь для детей и подростков.

 

7. Упражнение  «Башня дружбы».

Время: 5-7 минут.

Цель: в ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Ход: участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Чёрная башня имеет 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет зелёный контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон», «У башни слева забор», «На 1 этаже башни вход – большая дверь», «Из самого дальнего окна выглядывает девочка», «Из самого дальнего окна свисает длинная лестница», «Внизу стоит мальчик». Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему называется башня дружбы?

8. Подведение итогов: анкетирование.

Список литературы

  1. Емельянова Е.В. Критерии эффективности работы телефона доверия. Саратов, 2002.
  2. Национальные стандарты Российской Федерации «Социальное обслуживание населения» // Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика: Сборник материалов. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Издательство «Смысл», 2007.
  3. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской- Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007.
  4. Телефоны доверия. Руководство по рекомендуемым стандартам качества // Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика: Сборник материалов. - М: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Издательство «Смысл», 2007.
  5. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования телефонов доверия. - Владимир, 2000.
  6. Этическая хартия Международной федерации телефонной экстренной помощи (TFOTES) // Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика: Сборник материалов. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Издательство «Смысл», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника "Halloween" для учащихся 5- 6 классов.

Методическая разработка праздника Halloween для учеников 5- 6 классов с заданиями- карточками....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"

Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить  работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...

Методическая разработка домашних заданий для учащихся 5-7 классов по предмету:"Физическая культура"

Выполнение домашних заданий по предмету: "Физическая культура" адресовано учащимся 5-7 классов, регулярно посещающим занятия. В состав домашних заданий включаются такие физические упражнения...

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем ген...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 4-х классов с использованием ЭОР по разделу "Основы знаний".

В методической разработке конспекта урока по теме "Опорный прыжок способом "вскок в упор стоя на коленях на гимнастического козла и соскок взмахом рук"" подробно описан ход урока: с частными задачами...

Методическая разработка, интерактивного теста "Стили архитектуры" - ИЗО 7 класс

Тесты предназначены для учащихся 7-го класса по теме архитектурные стили...