Как избежать конфликтов на уроке?
статья по психологии

Ермаченкова Елена Архиповна

 Общение между учителем и учеником часто бывает проблематичным. Как избежать межличностных конфликтов? Опыт показывает, что существуют достаточно простые и доступные методы, которые могут помочь нам в общении с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение педагогического опыта24.56 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ НА УРОКЕ?

(Обобщение педагогического опыта)

Ермаченкова Елена Архиповна,

учитель  английского языка

МБОУ № 29 с УИОП г. Смоленска

Как избежать конфликтов на уроке? Что делает атмосферу урока благоприятной? Эти вопросы волнуют каждого учителя и, как правило, ответы на них приходят с опытом. Естественно, если обращаться с ребенком доброжелательно, то он очень быстро оценит это и откликнется на эту доброжелательность. Это применимо на младшем этапе обучения. Но в среднем и старшем звене этого мало. Что же нужно подросткам? Сам по себе напрашивается ответ: чтобы их уважали. В чем это выражается? Мне кажется, что если на уроке создается атмосфера творчества, сотрудничества, то учащиеся воспринимают учителя как старшего товарища, с которым они сотрудничают на равных, который заинтересован в том, чтобы помочь. Он  не оскорбляет и унижает, а находит даже в слабом ученике какие-то положительные стороны,  не сравнивает учеников друг с другом, а говорит лишь о личностном росте ученика, о его личных удачах и неудачах. И если случаются неудачи, учитель анализирует их причины и помогает их исправить. Но возникает вопрос: ”Как положить начало   отношениям  такого рода между учителем и учеником?“ Ведь порой кажется, что так нелегко уйти от конфликтов в повседневном общении.

 Для себя я выработала ряд очень простых и доступных  правил, которые, как показывает опыт, очень эффективны

1.Учащиеся должны, на мой взгляд, хорошо знать свои права и обязанности.

2.Права учащихся следует неукоснительно соблюдать, нельзя задевать их чувства, допускать любую дискриминацию.

3.Необходимо помнить о соблюдении прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

4.Создавать условия, при которых учащиеся чувствуют успешность своего учебного труда, а для этого:

1)объяснение материала должно быть предельно четким и доступным

2)выполнение домашнего задания всегда должно быть объяснено в классе на уроке;

3) любое задание должно быть доступно для учащихся, что достигается при применении индивидуального и дифференцированного подходов.

4)итоговому контролю должна предшествовать система правильно выстроенных (от простого к сложному) тренировочных  упражнений.

Банально и общеизвестно? Может быть, об этом и не стоило упоминать, если бы не возникало столько конфликтов, причинами которых являлось нарушение этих, казалось бы, всем известных правил.

Поводом для конфликтов может служить и отметка, выставляемая учителем. Очень часто ученики считают, что учитель неправильно их оценивает, занижая оценку. (Многие, особенно слабые учащиеся, не могут адекватно оценить свои знания: им кажется, что учитель виноват в их неудачах). Чтобы не возникала конфликтная ситуация, нужно знакомить учащихся с нормами оценок, но при этом подчеркивать, что оценка у каждого своя, индивидуальная, что учитель не  сравнивает разных людей, а сравнивает лишь их личные достижения. Позволю себе также напомнить и о том, что следует комментировать выставление оценок. Бывает, что учащийся, имеющий завышенную самооценку, продолжает настаивать на том, что ему занизили балл, не слушая доводов учителя. В таком случае, педагог может предложить ему тест, определяющий уровень знаний или пригласить еще одного-двух коллег, чтобы побеседовать с учащимся по теме. Как ни странно, но учащиеся могут быть недовольны и тем, что учитель необоснованно завышает оценки. До прямого конфликта в этом случае дело не доходит, но родители и учащиеся, заинтересованные в знаниях, а также в объективной оценке этих знаний, могут жаловаться администрации, что, конечно, не способствует росту и укреплению авторитета педагога. А что касается авторитета, то авторитет учителя зарабатывается в течение всей его трудовой жизни. Ему постоянно приходится  совершенствовать знания своего предмета, методы его преподавания, свои знания в области педагогики и психологии, учиться умению не допускать конфликтной ситуации.

 Каждому педагогу знакома ситуация, когда приходится иметь дело с трудными подростками. Иногда избежать конфликта с такими  учащимися очень трудно. Они отличаются агрессивностью, болезненным желанием самоутвердиться за счет другого  человека, при этом не чувствуют дистанции между собой и учителем, иногда попирают все нормы поведения. В учебной деятельности их поведение, как правило, может характеризоваться недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, желанием менять занятия, при этом не доводя ни одного из них до конца. Очень часто такие подростки относятся к учебе отрицательно. Одним из наиболее значимых факторов является их  систематическое отставание  от темпов усвоения школьной программы, пробелы в знаниях, их неуспеваемость. Каким же образом педагог может найти общий язык с таким подростком?

 Мне кажется, что прежде всего, педагогу важно понять, что агрессивность ученика вызвана тем, что он постоянно испытывает на уроке чувство тревоги и стресса. Его поведение – это способ самоутвердиться, показать свою «крутизну» учащимся класса, среди которых он также не пользуется авторитетом. В общении с  таким подростком нужно стараться быть дружелюбным. В планирование урока необходимо включать индивидуальные задания для него (индивидуальный и дифференцированный подход): нельзя ни в коем случае развращать его легкой оценкой. Возможно, если приглашать его для индивидуальных занятий и дополнительных объяснений, то это не только отразится на его учебе, но и на взаимоотношениях с учителем. Итак, какие методы работы с трудными подростками эффективны для того, чтобы избежать конфликта на уроке? Я бы выделила следующие:

 - метод понимания и сочувствия;

- метод убеждения;

 - своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

 - методы коррекционной работы с трудными подростками.

 И, наконец, о личности учителя. Неоспоримо, что личность учителя играет во взаимоотношениях учитель – ученик, как и в самом учебном процессе огромную роль. Вы никогда не задавались вопросом: почему один учитель  кричит, ругается, а ученики его нисколько не боятся и вытворяют,  бог знает что, а другой педагог и голоса никогда не повысит, а у него на уроке  порядок и его слово весомо для учащихся? Все дело в том, что наши ученики на подсознательном уровне  хорошие психологи. Они оценивают личность учителя,  чувствуют внутреннюю силу  или слабость педагога. И если педагог действительно Личность, то  ему остается только набрать определенную сумму знаний, умений и навыков управления учебным процессом.

 Опыт показывает, что если ученик успешен на уроке, ему доступны задания, в классе царит атмосфера сотрудничества, т.е. другими словами, если вся деятельность учителя носит личностно-ориентированный характер, то это не только поможет избежать конфликтов в учебной деятельности, но и приведет к позитивной динамике качества знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать конфликтов

Существует ряд простых правил...

Классный час "Как избежать конфликтов?"

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в д...

Родителям - как избежать конфликтов в семье

Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит не­желание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним ...

Буклет для подростков "Как избежать конфликтов с родителями"

Буклет знакомит учащихся с основными правилами избегания конфликтов со взрослыми и интересными фактами из истории....

"Как избежать конфликтов в семье"

Полезные материалы к родительским собраниям и консультациям...

Как избежать конфликтов с ребенком?

Каждый из нас имеет свои пристрастия, вкусы, сужде­ния. И ваш ребенок, каким бы маленьким он ни был, — не исключение. Не ущемляйте его права, ведь он — лич­ность....

Как избежать конфликтов с подростками?

Советы родителям  во избежание конфликтов с детьми....