Классный час в 7 классе "Как избежать конфликта?"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Классный час посвящён способам эффективного общения школьников, конфликтам в школе. Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения. Актуальность обусловлена тем, что многие дети в 13-14-летнем возрасте не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов – таково содержание классного часа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 7 классе "Как избежать конфликта?"

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам.
  2. Обучение навыкам бесконфликтного общения.
  3. Создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
  4. Сплочение детского коллектива.

Вышеперечисленные цели и задачи способствуют 

  • выработке у ребят таких личных качеств, как:
  • уверенность в себе;
  • честность и открытость;
  • чувство юмора;
  • умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
  • быстро принимать решения;
  • успешно преодолевать кризисные ситуации.
  • формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:
  • умение безопасно и эффективно общаться;
  • умение понимать и выражать свои чувства;
  • умение противостоять давлению.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Мотивация: в начале занятия классный руководитель задает ситуацию-провокацию. Вызывает к доске 2 учащихся и дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность учащимся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

  1. Беседа с классом.

- Вам понравилась такая игра? (Учащиеся после выполнения задания расстроены)

- Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

- Вот мы и пришли к теме нашего классного часа. Мы будем говорить о конфликте, а вернее о том, как избежать его.

- Почему рисунок не получился? ( Учитель плохо объяснил, дети не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (Можно)

- Как? (ответы учащихся)

- Какие задачи мы будем решать в ходе классного часа?

  • Уточним понятие о конфликте;
  • расширим представление об основных типах и причинах конфликтов;
  • познакомимся с различными способами выхода из конфликтных ситуации;

  1. Основная часть

Классный руководитель. Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора. Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания обучающихся). Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к классному часу:

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

 Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

В ходе классного часа мы попытаемся согласиться или опровергнуть это высказывание. Для начала я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания.

  1. Индивидуальная работа.

1 группа. Приём «Ассоциативный ряд»

Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт». (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

2 группа. Ситуативный практикум

- У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, участником которого вы были.

 (Ребята пишут слова. Учитель в это время к доске прикрепляет солнце и его лучи.  Написав слова, ученики прикрепляют листочки-облака к доске)

- У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: сверкает молния, гремит гром и т.п.) Да, ребята, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов …

- А что чувствуют конфликтующие люди? (1 группа говорит об ассоциациях)

- Какой характер носят все эти слова? Ассоциации, как видите, носят негативный характер взаимоотношений, вызывают отрицательные эмоции. Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает специальная наука – конфликтология. В настоящее время эта наука приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. А мы с вами попробуем кое-какие вопросы решить уже сейчас. И в ходе решения наших вопросов мы будем снимать с доски облака, закрывшие от нас солнышко.  Итак, тема определена, задачи поставлены. Теперь нам предстоит изучить теоретический материал. Я предлагаю вам поработать в парах.

  1. Работа в парах. Конструирование определения. Работа со словарями. 

Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Рассмотрите, что говорится о конфликте с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры, пользуясь словарями.

1 пара: Дайте определение слова «конфликт» по толковому словарю.

Конфликт, согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

2 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения литературы.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

3 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения психологии.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

4 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения корпоративной культуры:

Конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений.

Классный руководитель: Сейчас мы узнали, что такое конфликт, и я снимаю первое облако. Исходя из определений, которые вы дали слову «конфликт», мы можем сделать вывод, что конфликты бывают различные. На ваших листах записаны ситуации, проанализируйте их, ответьте, как происходит конфликт, кто задействован в конфликте.

  1. Внутриличностный и выражается он в личных сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Происходит этот вид конфликта в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например: тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете?
  2. Межличностный между личностью и группой - это столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера и возникнуть может тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы. Девочка Маша получает записку: “Маша + Вася = Любовь”. Никто не признается, что написал. И тогда девочка начинает всех вокруг оскорблять.  
  3. Межгрупповой конфликт. Класс может состоять из множества групп, между которыми могут возникать конфликты. Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…

Классный руководитель: Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера. На листах-облачках вы уже написали, в каких конфликтах вам приходилось принимать участие. А сейчас давайте поразмышляем о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос и т.д.   Разыгрываем сценку в группах.

Ситуация (команда защищают сторону какой-либо девочки)

  1.  Коля предложил уйти с урока физики, будет контрольная работа.

 Классный руководитель: Ребята, вы отлично потрудились, я думаю, что мы можем убрать еще одно облачко. А как происходит конфликт?

Нарастание конфликта:

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности

6. Разрыв        

5. Агрессия

4. Унижение

3. Противодействие

2. Недовольство

1. Несогласие

В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение — основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

Микросценка:

  1. На одной из перемен к Диане подошла одноклассница Саша,  попросила посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начала с него звонить.

Диана:

Саша:

Молодцы, ребята, вы отлично справились с инсценировкой, поэтому я  убираю  еще одно облачко. А теперь ответьте на вопрос теста: Тебя обозвали. Твоя реакция?

а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова)

б) Отблагодарю тем же (обзову)

в) Пожалуюсь старшим

Классный руководитель: Молодцы, ребята, вы правильно думаете. Так мы с вами подошли к вопросу: «Какими могут быть пути разрешения конфликта?», на который вы уже дали ответ.  

  1. Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
  2. Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
  3. Игнорирование (уход от решения проблемы)

Думаю, что я могу убрать еще одно облачко, мы с вами узнали еще много нового. Вступая в конфликт, люди занимают определенную стратегию. Обратите внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. Посмотрите, какую позицию могут занимать люди в ходе конфликта.

Стратегии

Характеристики

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поведение

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов  другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Характеристика

людей

Люди, неуверенные в себе

Кроткие, слабые, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Символ

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда

Сейчас каждая группа должна найти выход из сложившейся ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  2. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Молодцы, вы можете теперь применять различную стратегию, если вас вдруг вовлекли в конфликт. А я убираю еще одно облачко. Как вы думаете, к каким результатам приводят конфликты?

  1. Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
  2. Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
  3. Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

Вывод. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию. 

Правила управления конфликтом

  1. Не прерывайте. Слушайте.
  2. Не делайте предположений.
  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  5. Закончите на позитивной ноте.

Я думаю, что вы запомните эти правила управления конфликтом и, применяя их, будете использовать для решения возникшей проблемы. Я решила убрать последнее облачко. Наше солнышко вновь светит нам ярко, ясно. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас вышел к доске, снял лучик солнышка и прочитал его пожелание (дети читают фразы на лучах солнца). В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И помните, что нужно      

                                                                     Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Вы со мной согласны? Значит, народная мудрость учит нас избегать конфликтов? И завершение  нашей встречи я хочу вам подарить вот эти смайлики. Пусть  улыбка всегда будет с вами. А на обороте я написала вам прекрасных шесть правил, соблюдение которых поможет вам, может быть, избежать конфликта.

  • Искренне интересуйтесь другими людьми.
  • Улыбайтесь.
  • Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  • Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
  • Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  • Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11. Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Литература.

  1. Автор-составитель О.Я. Воробьева. Коммуникативные технологии в школе. Из опыта работы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  2. Автор-составитель Н.М. Гончарова. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
  3. М.А. Тартышная. 50 идей для классного руководителя. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
  4. М.А. Алоева, В.Е. Еремина. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа, 5-11 классы. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. Отдыхая – обучаемся, познавая – развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8 классов. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.

Например: тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете? Где и как происходит конфликт?

Девочка Маша получает записку: “Маша + Вася = Любовь”. Никто не признается, что написал. И тогда девочка начинает всех вокруг оскорблять.  Конфликт между кем разгорелся?

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись… Кто конфликтует?

Закончились уроки и мальчишки идут на игровую площадку. Увидев мяч, двое учеников кидаются к мячу и хватают его одновременно.

Первый говорит: Он мой! Я первый добежал!

Второй отвечает: Нет, первым был я, а теперь ты пытаешься его отнять! Отдай!

Между кем возник конфликт?

Конфликт, согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

 

2 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения литературы.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

3 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения психологии.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

4 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения корпоративной культуры:

Конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений.

Коля предложил ребятам уйти с урока физики, потому должна быть контрольная.

1 группа - Коля:

2 группа - Класс:

Микросценка:

1)        На одной из перемен к Диане подошла одноклассница Саша,  попросила посмотреть ее мобильный телефон и без разрешения начала с него звонить.

Диана:

Саша:

Закончились уроки и мальчишки идут на игровую площадку. Увидев мяч, двое учеников кидаются к мячу и хватают его одновременно.

Первый говорит: Он мой! Я первый добежал!

Второй отвечает: Нет, первым был я, а теперь ты пытаешься его отнять! Отдай!

Между кем возник конфликт?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час в 7 классе Как избежать конфликта ?

Слайд 2

Задачи классного часа 1 2 3 Уточнить понятие о конфликте Расширить представление об основных типах и причинах конфликтов Познакомиться с различными способами выхода из конфликтных ситуации

Слайд 3

Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи. Старинная народная мудрость

Слайд 4

Индивидуальная работа 1 2 Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт » На облаке-листке напишите один конфликт, участником которого вы были Ассоциативный ряд Ситуативный практикум

Слайд 5

Психологический тест Социологический опрос Развить в себе Text Видеть в других решительности — 46 % , выдержки— 30 % силы воли — 30 % терпимости — 12 %, доброжела тельности — 10 % доброты — 50 % честности — 30 % сочувствия — 22 % терпимости — 16 % щедрости — 12 %

Слайд 6

О пределения слова «конфликт » Конфликт (по толковому словарю) – трудно- разрешимое противоречие, связанное с противо-борством и эмоциональными переживаниями. Конфликт (в литературе) — противоречие между характерами , характерами и обстоятельствами, разными сторонами характера. Конфликт (в психологии) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликт (в корпоративной этике) – это противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений

Слайд 7

С толкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера Л ичные сомнения человека , неудовлетворенность собой и своей жизнью М ножество групп, между которыми могут возникать конфликты Типы конфликтов Внутри л ичност ный Меж личност ный Меж групповой

Слайд 8

Нарастание конфликта Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности Агрессия Проти в одей ствие Несо гласие Разрыв Недово льство Уни жение

Слайд 9

Вред конфликтов Страдает достоинство человека На 1 мин конфликта 20 мин последующих переживаний Страдает физическое здоровье Портится настроение, все валится из рук

Слайд 10

Мини-тест Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова) б) Отблагодарю тем же (обзову) в) Пожалуюсь старшим www.themegallery.com

Слайд 11

П ути разрешения конфликта Жесткое Нейтральное Мягкое Деструктивный угроза , насилие, грубость, уни - жение , переход на личности, разрыв отношений Игнорирование уход от решения проблемы Конструктивный юмор , уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон

Слайд 12

Способы решения конфликта приспособления Стратегия избегания Стратегия с оперничества Стратегия со трудничества Стратегия

Слайд 13

Результаты конфликта Победа – поражение Победа – победа Одна сторона удовлетворена, но другая нет Поражение – поражение Обе стороны не удовлетворены результатом О бе стороны приходят к согласию

Слайд 14

Управление конфликтом Правила B E C D A Не прерывайте. Слушайте Не делайте предположений Не переходите на личности и не оскорбляйте Предлагайте множество решений конфликта Закончите на позитивной ноте

Слайд 15

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....