Конфликты в школе, диагностика выявления конфликтного поведения. Медиация, как альтернативный способ выхода из конфликта.
материал по психологии

Наталья Иванова

Выступление на  практико-ориентированном  семинаре  для  педагогических работников  в рамках  МПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликты в школе,  

диагностика  выявления конфликтного поведения.  

Медиация, как  альтернативный способ  выхода из конфликта

педагог-психолог  Иванова Н.Д.

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период взросления подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе:

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению.

 Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. 

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Методики диагностики конфликтного поведения в школе:

        Необходимость исследования конфликтности детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост конфликтности в школе отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где в последние годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. При этом волнует факт увеличения агрессии против личности, влекущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жертвы. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Заниматься своевременной диагностикой конфликтности и агрессивности обучающихся в школьных коллективах необходимо. Хочу познакомить вас с некоторыми используемыми мной методиками.

Как правило, для педагогов  не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, разработанными американскими психологами М. Алвордом  и П. Бейкером.

Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

 Методики используемые в 1-4 классах

  • проективные методики «Несуществующее животное»,  «Кактус», Крокодил и т.д. Методики используются для исследования эмоционально - личностной сферы ребенка. Исследуются такие личностные качества как: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, неуверенность в себе, тревожность.
  • методика  «Ежик». В основе методики лежит сказка М. Пляцковского “ЁЖИК”. Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него. Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.

 в 5-11 классах:

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов».

Методика Басса – Дарки

Методика Басса – Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении. 

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

 Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

 Методика "Личностная агрессивность и конфликтность"

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Разработана Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым.

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Предлагаемый опросник предназначен для диагностики обычных стилей поведения в стрессовых ситуациях и особенностей приспособления в социальной среде.

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Тревожность, не являясь изначально негативной чертой (определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности), в случае, когда достигает аффекта, может привести к возникновению агрессии, как защитной реакции.

В интернете можно найти еще много  других диагностик  уровня конфликтности  и агрессивности   обучающихся.

Медиация, как  альтернативный способ  выхода из конфликта

Термин "медиация" происходит от латинского слова mediatio – посредничество. Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).  Работа по методу школьной медиации позволяет каждому участнику конфликта разрешить его самостоятельно (при участии посредника, организовывающего процесс переговоров) на основе собственных представлений о своих интересах (в отличие от директивного разрешения конфликта, когда кто-либо в роли арбитра выносит решение). Для работы по такой технологии внутри школы создается служба школьной медиации.

Медиатор (ведущий примирительной встречи) не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны, а только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности. Задача медиатора в ходе медиации - внимательно выслушать взгляд каждого участника конфликта, принять его переживания, помочь каждому самому понять происшедшее, понять собственное состояние, отношение к событию.

Основными функциями медиатора являются:

 - информирование конфликтующих сторон о методе медиации;

 - мотивирование конфликтующих сторон к участию в медиации;

- организация процесса переговоров (определение процедуры, регламента, заключение соглашение и контроль за его выполнением);

- сбор максимально возможной информации и побуждение конфликтующих сторон к анализу конфликтной ситуации (ее причин);

 - разряжение эмоционального напряжения, возникающего в процессе переговоров;

- воздержание от оценочных суждений и эмоциональных реакций на происходящее, доброжелательное отношение к обеим сторонам;

 - генерация идей относительно способов решения конфликта;

- стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль степени их реалистичности;

 - обучает конфликтующие стороны процессу ведения переговоров с установкой на сотрудничество (без «переговорных уловок» - таких, как запугивание, манипуляция, эмоциональное давление, шантаж, обман и т.п.).         В процессе медиации медиатор настраивает конфликтующие стороны на то, чтобы они:

- проявляли готовность попытаться вместе разрешать спорные вопросы;

 - делились необходимой для разрешения конфликта информацией;

 - были гибкими, не застопоривались на начальных позициях;

 - уважительно относились к ценностям и интересам друг друга;

 - осознавали свои истинные интересы и отличали их от сиюминутных желаний и позиций;

- понимали последствия и альтернативы в случае срыва переговоров;

 - были способны отделять эмоции, оценки, интерпретации от объективных фактов;

- генерировали разнообразные и разноплановые предложения и анализировали последствия их осуществления;

- стремились к реалистичному, выполнимому, долгосрочному соглашению, удовлетворяющему обе стороны.

Типы программ примирения

Конференция. Предназначена для нормализации отношений внутри большой статистической группы (класса, кружка, команды). Реализуется путем проведения в коллективе социоориентированной дискуссии по поводу сложившейся ситуации с анализом предпосылок к ней. Направлена на устранение причин конфликта, а не его последствий.

Целевая медиация. Восстановительный процесс по образцу социо-психологического тренинга между двумя сторонами и их доверителями.  Обсуждаются вопросы:

Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для ОБЕИХ сторон, и какие чувства они иcпытывают по поводу случившегося? Какими средствами и инструментами данная ситуация может быть разрешена?

Как сделать так, чтобы она не повторилась?

Семейные конференции созываются для решения вопроса о правонарушении ребенка или, когда ребенок оказался в трудной жизненной ситуации и имеет своей целью:  рассмотреть в отношении ребенка, по поводу которого созвана конференция, вопросы, касающиеся заботы о ребенке или его защиты.  Важной составляющей Семейной конференции является активизация потенциала семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации в семье.

Круг сообщества. Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления пострадавшего (когда не требуется решение), по ситуациям правонарушения несовершеннолетних и пр. В Круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения. Круг сообщества проводят по проблемной ситуации, которую признают важной для себя все его участники. Заявить проблему может какой-то конкретный человек или группа, и на ее обсуждение приглашаются те, кого так или иначе затронула эта проблема, и те, кто заинтересован в ее решении. Со всеми приглашенными обязательно проводится предварительная встреча, где рассказывается смысл и цели Круга сообщества, его правила, тема обсуждения.

Почему медиация является действенным механизмом? Обозначим сильные стороны медиации:

  • Медиация добровольная  процедура (как правило, в отличие от судебного процесса, малого педсовета, совета профилактики).
  • Заключение соглашения в случае достижения согласия. В других формах – решение принудительное или мягко принудительное – советующее).
  • Решение принимается сторонами (медиатор – нейтральная третья сторона). (В других формах решение принимается (инициируется) третьей стороной).
  • Предоставление доказательств и аргументов (каждый человек имеет право на свою правду).
  • Неформальный характер (формальный характер – четкие правила).
  • Стороны свободно выбирают, когда и как будут общаться.
  • Частный характер (публичный характер).

Медиатор следит за соблюдением основных принципов и правил в процессе медиации и при этом имеет право прервать медиацию  в случае их нарушения;  а также он играет значительную роль в создании доверительной атмосферы для сторон спора.

        Этапы медиации:

- Введение в процесс медиации;

- Представление сторонами сути их разногласий;

- Исследование интересов сторон и возможных альтернативных вариантов выхода из конфликта - кокус;

- Дискуссия сторон;

- Подготовка и заключение соглашения.

        Рассмотрим этапы медиации подробнее:

- Введение в процесс медиации (подробный рассказ медиатора о принципах, правилах и ходе работы; основные правила для участников: давать другой стороне высказывать свое мнение и в это время внимательно ее слушать, не перебивать говорящего, не высказывать оскорбительных выражений, выдерживать вежливый тон общения, общение через медиатора). Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора –  продолжается достаточно долго, примерно 15-20 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации.

- Презентация сторон, когда каждая из сторон представляет суть произошедшего конфликта – при презентации и пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа:

— Я правильно вас понял?

— Я не упустил ничего существенного?

- Исследование интересов сторон и возможных альтернативных вариантов выхода из конфликта (стороны говорят о том, чего они хотят добиться в процессе встречи). Кокус, в который входит индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон – посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон;

- Дискуссия сторон (выработка вопросов для обсуждения и дальнейший совместный анализ выдвигаемых сторонами предложений по каждому вопросу для урегулирования конфликта);

- Подготовка и заключения соглашения (решение должно быть конкретным, реалистичным (выполнимым), сбалансированным, установлен срок для выполнения).

На встрече сторон  медиатор отвечает лишь  за безопасность и за поддержку конструктивного диалога и взаимопонимания. Медиатор не отвечает за то, какое решение примут участники встречи и примут ли вообще (поскольку это не зависит от медиатора).

В конце примирительной встречи медиатор спрашивает, довольны ли участники медиацией, все ли обсуждено и решено или осталось что-то еще. Если стороны довольны - встреча завершается, если остались вопросы и темы для обсуждения - можно продолжить (в этот раз или организовать отдельную встречу).

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений между всеми участниками образовательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»

laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...

Конфликтное поведение. Управление конфликтом.

Занятие для педагогов. С целью формирования у педагогов знания о способах разрешения конфликтов и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Показать альтернативные варианты поведен...

Часть №1 "Конфликты как барьеры в педагогическом общении. Положительные и отрицательные сторон конфликта" Часть №2 "Медиация" Презентация для педсовета

В настоящее время все большее количество педагогов для распространения своего педагогического опыта используют интерактивные доски и выступают на педсоветах и М/О с презентациями на заданную тему....