Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) в ГОБОУ Мончегорская КШ
статья по психологии

Багина Ирина Васильевна
          Своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь реализуется:
  • в продуманной организации школьной жизни детей;
  • в поддержке учителя;
  •  в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;
  • в поддержке их семей взаимодействия родителей со специалистами;
  • в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsialnye_usloviya_organizatsii_uchebno.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС)

в ГОБОУ Мончегорская КШ

Багина И.В.

учитель начальных классов

ГОБОУ Мончегорская КШ

 Слайд 1. Вступление в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» окончательно определило особый правовой статус ребенка с ОВЗ. Стартовал период адаптации всей системы образования к потребностям ребенка.

В  этом учебном году у меня класс-комплект (1,2,4 класс). Из них один ребенок 1 (дополнительного) класса с диагностированным диагнозом РАС (расстройством аутистического спектра). Ребенок находится в школе в режиме полного дня. Занимается на занятиях совместно со своими сверстниками, т.е. у него «полная инклюзия».

 Слайд 2. Основные особенности детей с РАС.

Я не буду сейчас останавливаться на характеристике, его клинических симптомах и современной классификации РДА (ранний детский аутизм). Но подчеркну, что общей характеристикой аутичных детей является неспособность использовать свои знания и умения в реальной жизни, гибко переносить усвоенные навыки в новые условия.

Период адаптации у ребенка длился  достаточно долго. Наблюдалось неадекватное поведение, аффективные вспышки, вербальная и невербальная агрессия по отношению к окружающим. Трудности контакта со взрослыми, и особенно со сверстниками, адаптация к новым условиям, произвольной организации внимания, усвоения социально правильных форм поведения ставили под вопрос возможность пребывания ребенка в школе. Можно перевести ребенка на «точечную инклюзию» (ребенок включается в коллектив сверстников на праздниках, кратковременно в играх, на прогулках) или «частичную инклюзию» (включение ребенка в режим на половины дня или неполной недели, занимаются с ним индивидуально, но на некоторых уроках он занимается вместе с детьми - уроки ИЗО, физкультуры, музыке и др.) Но это нарушает его право на социальное развитие, ему трудно будет взаимодействовать с другими людьми.

  Своевременная  правильно  организованная психолого-педагогическая помощь, поддержка  помогает не только ребенку с РАС, но и его одноклассникам. Много зависит и от их отношения к необычному ребенку.            Постепенно ребенок приобретает социальный опыт. Он чувствует, видит, что к нему окружающие доброжелательны. В классе царит благоприятная атмосфера, создана комфортная обстановка. Ребенок с желанием идет в школу, хотя до конца не осознает, что какое школа. В начале учебного года он мог встать из-за парты, ходить по классу во время урока, играть в игрушки, которые приносит из дома. Я не стала препятствовать этому, т.к. заметила, что любимая игрушка его успокаивает. Он даже с ней разговаривает.  Речь у него в основном лепетная, но все чаще он стал произносить членораздельно слова и короткие фразы, причем очень четко. Наблюдаются такие специфические особенности - не реагирует на речевые обращения или показ учителя, может не выполнить инструкцию. Такое впечатление, что он не слышит и не видит. А потом с некоторым запозданием выполнит требование или задание.

Слайд 3. Направленная психологическая помощь реализуется:

- в продуманной организации школьной жизни детей;

- в поддержке учителя;

-в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;

- в поддержке их семей взаимодействия родителей со специалистами;

-в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника.

Документация. Какая  д/быть на 1 ребенка.

-СИПР (специальная индивидуальная программа развития) обучающегося 1 (дополнительного) класса по 2 варианту АООП;

-Индивидуальный план реабилитации (абилитации) ребенка инвалида. Он составлен  на основании решения ПМПК и заявления родителей;

-Рабочая программа по адаптации первоклассников «Я - ученик!», которую разрабатывал  и реализует психолог;

-Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по логопедии (логопед);

-Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» (дефектолог);

-Рабочая программа по двигательному развитию (учитель по адаптивной физкультуре);

-Рабочие программы по внеурочной деятельности; («Саамская культура» и цикл классных часов «Уроки доброты»);

-Рабочие программы по предметам.

Каким же образом организовано обучение ребенка с РАС? После проведения диагностики (почти весь сентябрь) для ребенка был составлен индивидуальный учебный план совместно с классным руководителем, психологом, логопедом, дефектологом, учителями-предметниками:  где, чему и в какой момент он будет учиться. Большую помощь учителю оказывает в обучении аутичного ребенка тьютор, который имеет дефектологическое образование, занимается с ним индивидуально или  в ресурсном кабинете или сидит на уроках в классе. Это зависит и от темы урока, и от настроения обучающегося, его эмоционального состояния на данный момент.

Психолог занимается с ним как индивидуально, так и с группой детей (3-4 человека). Оказывает помощь в развитии представлений о себе и об окружающем, в понимании других людей, в овладении навыкам коммуникации и взаимодействия, в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.

Класс (учебный кабинет) разделен на зоны: учебную и свободную. В свободной зоне  имеется:

Слайд 4. шкаф с играми, строительный материал, конструкторы, наборы для сюжетно-ролевых игр, ковер, на котором можно сидеть, лежать;

Свободная зона — это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, (но только после выполнения задания), что создает для обучающихся дополнительный стимул к достижению результата.

Слайд 5. Зона творчества.

Слайд 6. Мебель в классе комфортная. У ребенка с РАС парта одиночная. Все парты и стулья отрегулированы по росту детей.  С регулирующимся углом наклона столешницы.  На парте у ребенка нет ничего лишнего, только то, что нужно для данного урока. Лишние предметы отвлекают внимание обучающегося. Время отдыха варьируется в зависимости от содержания занятия и состояния обучающегося. В течение урока проводится не менее 2 динамических пауз. Это дает возможность школьнику переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы.

У детей с РАС затруднено восприятие устной речи, поэтому должно быть наглядное напоминание. (Символы).

Для лучшего усвоения информации по предметам использую мультимедийные презентации, учебные фильмы, практические задания с раздаточным материалом, компьютерные учебные программные продукты. На уроках использую визуальные подсказки, схемы, учу ими пользоваться.

Слайд 7. К сожалению специальных учебников, рабочих тетрадей и дидактического материала, отвечающих особым образовательным потребностям детей в соответствии с индивидуальной программой обучения для детей с РАС для 2 варианта АООП нет.

Слайд 8. Поэтому методический, демонстрационный материал изготавливаю сама.    

Слайд 9. Сильной стороной ребенка является приверженность к выработанному порядку.

В организации образовательного процесса обязательным элементом является соблюдение расписания уроков, занятий. Для  ребенка с очень важно наличие визуальных стимулов.

Поэтому в классе на видном удобном месте висит «Визуальное расписание», а на карточке на его парте план  урока с символами. Ребенок четко понимает: сколько заданий будет на уроке и в какой последовательности нужно его выполнять.        Это помогает ему внутренне подготовиться к смене деятельности, повышает уровень самостоятельной работы, позволяет избежать конфронтации с учителем и получить ощущение того, что что-то достигнуто.

Слайд 10. Для ребенка очень важна оценка своей работы. Подбадриваю его, хвалю. В тетрадях наклеиваю наклейки-оценки.

          Слайд 11. Обучение в школе – это не только посещение уроков, но и взаимодействие с одноклассниками, учителями, проведение совместных праздников, экскурсий. Налаживание продуктивного эмоционального контакта со сверстниками и взрослыми, способность к разделению чувств, развитие умения сопереживать, столь важные для социализации, являются очень важными моментами в жизни ребенка с РАС. Все усилия направлены не только на адаптацию ребенка к школьному обучению и развитие у него академических навыков, но и на развитие коммуникации и социального взаимодействия.  

       Итак.  Успешное включение в образовательную среду детей с РАС и выраженными проблемами поведения позволяет максимально реализовать
потенциальные возможности их развития, повысить качество жизни и
решить проблему изоляции не только самих детей, но и членов их семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...

Организации работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) в школе.

В статье дан перечень основных трудностей детей с РАС при обучении в ОУ и обозначены основные направления коррекционно-развивающей  работы....

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...

Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе

В докладе приведены особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, предложены  методы и приёмы повышения эффективности обучения данной категории детей в средней школе...

Специфика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в классе фортепиано

Методическая работа на актуальную тему "Специфика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в классе фортепиано".Представляет интерес для преподавателей инструмент...