Прогл
рабочая программа по психологии
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п.Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для подростка остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.
Цель программы: создание условий для самопознания личности.
Задачи программы:
1.Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя-достаточно полно и правильно.
2.Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля. 3.Формирование нравственных личностных качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Программа
«Дорога к себе»
(психологические основы)
Психолог
Горшкова Надежда Владимировна
Новочебоксарск, 2019
Пояснительная записка.
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т. п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для подростка остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.
Цель программы: создание условий для самопознания личности.
Задачи программы:
1.Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя-достаточно полно и правильно.
2.Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.
3.Формирование нравственных личностных качеств.
Настоящая программа рассчитана на 39 часов (1 раз в неделю) детей 11 – 14 лет.
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, мыслями по поводу…, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов, программа по самовоспитанию.
Для достижения целей и задач программы используются в работе различные методы обучения, такие как : методы организации учебно- познавательной деятельности (словесные, наглядные, поисковые, самостоятельная работа), методы проблемной ситуации и др.
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития. Разрешение проблемных ситуаций, ролевые игры и гимнастика, участие в дискуссии, отстаивание и доказательство своей правоты призваны обеспечить решение проблемы развития творческих способностей школьников. Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.
К концу учебного года учащийся должны знать:
1.Что такое темперамент и его виды.
2. Что такое характер и его основные черты, как устроены черты характера. Что такое потребности и мотивы.
3. Что такое память, внимание и внимательность, мышление.
4. Что такое общение.
5. Что такое дружба.
К концу учебного года учащийся должны уметь:
1. Определять темперамент (свой и собеседника).
2. Дифференцировать черты характера, использовать различные приемы по совершенствованию своего характера, составлять самохарактеристику.
3. Работать с анкетами, опросниками и тестами.
4. Использовать различные приемы по развитию памяти и внимания.
5. Анализировать психологическую ситуацию и находить способы ее разрешения.
6. Приучать себя к хорошему и отучать от плохого.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол. часов |
1 триместр | ||
1 | Знакомство «Дружба начинается с улыбки» | 1 |
2 | Игра на сплочение группы | 1 |
3 | Арт-терапия «Цветочный мир». | 2 |
4 | Знакомство с наукой психологией | 2 |
5 | Психологическая игра «Шанс и выбор» | 1 |
6 | Темперамент | 3 |
7 | Тренинг «Самостоятельный подросток» | 1 |
Итого: | 11 | |
2 триместр | ||
1 | Характер | 3 |
2 | Тренинг «Лидер в тебе» | 1 |
3 | Эмоции и чувства | 2 |
4 | Просмотр фильма «Теория лжи» | 1 |
5 | Игра-беседа «Можно ли победить агрессию?» | 1 |
6 | Тренинг «Слышу, вижу, чувствую» | 1 |
7 | Память, мышление, внимание. | 3 |
8 | Игра «Человек будушего» | 1 |
9 | Тренинг «Три веселых клоуна» | 1 |
Итого: | 14 | |
3 триместр | ||
1 | Искусство общения и взаимопонимания | 2 |
2 | Игра «Пещера страхов» | 1 |
3 | Арт-тренинг «Линия жизни» | 1 |
4 | «Игра в бисер» | 1 |
5 | О потребностях, мотивах и действиях | 3 |
6 | Тренинг «Жизненные ценности» | 1 |
7 | Деловая игра «Корпорация будущего» | 1 |
8 | Релаксационные упражнения «Учимся расслабляться» | 1 |
9 | Тренинг «Приемная комиссия» | 1 |
10 | Арт-тренинг «Краски мира» | 1 |
11 | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 14 | |
Всего: | 39 | |
Содержание программы.
Вводное занятие. Цели и задачи клуба. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Анкета знакомства.
Знакомство с новой наукой – психологией.
Предмет психологии.
Темперамент.
Теоретическая часть: Что такое темперамент. Типы темперамента и их характеристики. Интроверты и экстраверты. Составляющие темперамента: импульсивность, тревожность, ригидность, пассивность и активность, рефлексивность, эмотивность, сензитивность. Оптимистичность и пессимистичность
Практическая часть: тестирование.
Исследование степени выраженности темперамента.
Кто я – оптимист или пессимист?
Характер.
Теоретическая часть: Что такое характер. О чертах характера и для чего нужно знать черты характера. Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем. Как порождается образ.
Самооценка. О привычках и воле. Слабоволие. О потребностях, мотивах и действиях.
Практическая часть: тестирование:
Решительны ли вы?
Шершавый ли вы человек?
Капитан? Рулевой? Пассажир?
Волевой ли вы человек?
Добрый ли вы человек?
Написание самохарактеристик. Этические ролевые игры.
Эмоции и чувства.
Теоретическая часть: Что такое эмоции? Виды эмоций. Что такое чувства? Виды чувств.
Практическая часть: тестирование, тренинг.
Память, внимание, мышление.
Теоретическая часть: Что такое память. Виды памяти( наследственная и прижизненная, по типу запоминаемого материала, непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная).
Что такое внимание. Виды внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Главные особенности внимания – концентрация и самоконтроль.
Внимательность и невнимательность. Мнемоника.
Практическая часть: диагностика.
Диагностика кратковременной памяти.
Диагностика концентрации внимания.
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
Коррекция.
Коррекция мнемической деятельности. Обучающая методика «Смысловые единицы».
Коррекция внимания. Обучение приемам развития концентрации внимания.
Искусство общения и взаимопонимания.
Теоретическая часть: Что такое общение. Виды, средства и содержание общения. С чего начинается человеческое общение. Установки и стереотипность. Общение анонимное, формально-ролевое, неформальное. Факторы, дезорганизующие общение. Значение общения в самовоспитании. Как устроена обида. Надежные пути к взаимопониманию.
Практическая часть: тестирование.
Общительны ли вы?( раскрыть понятие коммуникабельности).
Потребность в общении.
Ты хочешь быть Солнцем?
Умеете ли вы слушать?
Приятно ли с вами общаться?
О потребностях, мотивах и действиях.
Теоретическая часть: Я и мои потребности. Анатомия желания. От чего зависит удовлетворение потребности? Две стороны потребности. Идея потребности. Мотивационное выражение потребностей. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.
Практическая часть:
Шкала оценки мотивации одобрения.
Сочинение- рассуждение «Мотив двигатель поступка».
Ролевая игра « Желание - действие».
Итоговое занятие.
Тренинги по пройденным темам. Разработка программы по самовоспитанию Подведение итогов работы за год.
Литература, используемая педагогом:
- Дереклеева Н.И. и др. Справочник классного руководителя.- М..: ВАКО,2005.
- Казанский О.А. Игры в самих себя .-М.: Роспедагенство, 1995.
- Маленкова Л. И. Человековедение. -М..: ТОО «Интел Тех», 1993.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М..: «Просвещение»,1987.
- Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? -М..: Педагогика,1988.
- Разумихина Г.П.Будь, пожалуйста, счастлив.-Моск. рабочий,1990.
- Сонин В.А. Час занимательной психологии..- Смоленск, 1991.
- Тимин А.П. Тесты по психологии.- Смоленск,1994.
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.-М.: Межд.пед. академия, 1995.
Литература, рекомендуемая детям:
- Казанский О.А. Игры в самих себя .-М.: Роспедагенство, 1995.
- Кон И. С. Дружба.-М.: Педагогика,1998.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М..: «Просвещение»,1987.
- Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? -М..: Педагогика,1988.
- Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив.-Моск. рабочий,1990.