Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
план-конспект по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г

Пояснительная записка

Индивидуальные коррекционные занятия строятся с учетом психофизических особенностей обучающегося. Так как ребенок испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний.

Цель: подготовить обучающегося с интеллектуальными нарушениями к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Коррекционные занятия носят практическую направленность и тесно связаны с жизнью, учат использовать знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

-Формировать осознанные навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.

-Закреплять числа в пределах 100.

-Пробудить у обучающегося интерес к занятиям.

-Корректировать и развивать познавательную деятельность, личностные качества ребенка;

-Воспитывать самостоятельность, терпеливость, воображение, любознательность;

-Формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

-Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие основных мыслительных операций;

-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

Для обучающихся со сложной структурой дефекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, недоразвития речи. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что обучающиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Все операции мышления у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Для умственно отсталых школьников характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений.

Основные процессы памяти это запоминание, сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. У детей с интеллектуальными нарушениями чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

Школьники с интеллектуальными нарушениями не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У детей с интеллектуальной недостаточностью более выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Умственные нарушения проявляются и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Все эти особенности психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью влияют на характер протекания их деятельности, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Занятия построены в виде игр, игровых ситуаций, упражнений, бесед, тестовых заданий. В занятия включены упражнения на развитие внимания, требующие длительного сосредоточения. Для улучшения процессов памяти применение приёмов запоминания, анализа, обобщения, классификации. Для развития мыслительных процессов и речи в занятия включены задания на сравнение, нахождение сходств и различий, упражнение детей в построении выводов.

Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход, сделает занятие интересным, для учащихся и будет способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.

Цель программы: развитие психических познавательных процессов у обучающегося с интеллектуальными нарушениями.

Задачи программы:

-создать комфортные коррекционно-развивающие условия, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у обучающегося;

-способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности;

-создать атмосферу принятия и взаимопонимания.

Формы и методы работы

-практические работы;

-творческие работы;

-двигательные упражнения;

-игровые моменты;

-демонстрации, наблюдения;

-психогимнастика;

-рисунок, графические задания.

Основные принципы содержания программы:

-принцип единства сознания и деятельности;

-принцип наглядности;

-принцип личностной ориентации;

-принцип системности и целостности;

-принцип практической направленности.

Продолжительность одного занятия: 40 минут.

Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Режим и место проведения занятий: кабинет педагога-психолога;

Срок реализации программы – 2019– 2020 учебный год.

Планируемые результаты освоения обучающимся программы коррекционных занятий:

  • Овладение представлениями об окружающей действительности;
  • коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей;
  • сформированность положительной мотивации к учению;
  • сформированность речевой активности в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

Положительная динамика в использовании разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Содержание программы

№ п/п

Наименование раздела учебного курса

Количество часов

Содержание учебного курса

1.

1. Диагностика эмоциональной и познавательной сферы

2

Определение уровня психического развития ребенка для организации и координации работы.

2.

Коррекционно-развивающая деятельность

20

Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.)

Развитие мыслительных процессов: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация. Развитие любознательности, воображения. Развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, коррекция в пробелах знаний учебного материала.

3.

Песочная терапия

6

Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии. 

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. Снижение психофизического напряжения, мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.

4.

Игротерапия

6

Развитие и коррекция предметной деятельности.

Развитие и коррекция речи и психических процессов.

Развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.

Итого

34ч

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Примечание

Раздел 1.

1.Диагностика эмоциональной и познавательной сферы

2.Диагностика эмоциональной и познавательной сферы на предмет динамики (в конце учебного года)

2

Экспресс– диагностика психических процессов:

Прогрессивные матрицы Равена (мышление).

Корректурная проба Бурдона (внимание).

10 слов, методика «Узнавание фигур» Рыбакова (память).

«Рисунок человека» Гудинаф-Харриса (интеллект, графические навыки).

Тест «Лесенка» (самооценка).

Тест Люшера (онлайн).

См.комплект диагностик педагога-психолога

Раздел 2. Коррекционно-развивающая деятельность (20)

Занятие 1-2

2

Приветствие.

Зачеркни в тексте букву К, обведи букву А.

Какой фигуры не хватает?

Напиши, что изменилось в каждом рисунке.

Шифровка 1.

Рефлексия.

Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с.10.

Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 5.

Занятие 3-4

2

Приветствие.

Зачеркни в тексте букву Е, обведи букву И.

Шифровка: слова из 3 букв.

Массаж ладони катанием карандаша.

Выполни по образцу.

Шифровка.

Пройди по лабиринту.

Рефлексия.

См. распечатки.

Занятие 5-6

2

Приветствие.

Найди отличия.

Запомни-повтори.

Глазодвигательное упражнение «Восьмерка».

Измени у фигуры: цвет, форму, величину, цвет и величину.

Сделай рисунки одинаковыми.

Заполни пустые клеточки.

Рефлексия.

Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с.7, 8.

См. распечатки.

Занятие 7-8

2

Приветствие.

Поручения.

Составь слова.

Расставь значки.

Кулак-ребро-ладонь.

Запомни-повтори.

Четвертый лишний.

Рефлексия.

См. распечатки.

Занятие 9-10

2

Приветствие.

Массаж мочек ушей.

Запомни движение-повтори.

Проведи аналогию.

Упражнение «Ухо-нос».

Зеркальное рисование обеими руками.

Запомни-повтори.

Расшифруй знаки и прочитай заклинание.

Рефлексия.

Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 21.

См. распечатки.

Занятие 11-12

2

Приветствие.

Составь слова, используя ключ.

Зачеркни лишнюю букву.

Игра «Самый внимательный».

Вставь нужные слова по образцу.

Составь слова.

Реши примеры.

Рефлексия.

См. распечатки.

Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 12-13.

Занятие 13-14

2

Приветствие.

Выполни по образцу.

Веселые загадки.

Штриховки.

Придумай слова с данным первым слогом: ма, ба, па, те, фа, кар.

Найди недостающий.

Продолжи числовой ряд.

Рефлексия.

См. распечатки.

Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 18, 20.

Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 26

Занятие 15-16

2

Приветствие.

Зачеркни в тексте букву О, обведи букву У.

Расшифруй слова. Каждой букве соответствует арифметический результат.

Игра «Веселые ладошки».

Вычеркни лишнее слово.

Найди слова в таблице.

Сосчитай – решение в пределах 100.

Игры и упражнения на использование приёмов запоминания.

Рефлексия.

См. распечатки.

Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 23.

Занятие 17-18

2

Приветствие.

Глазодвигательное упражнение.

Что изменилось?

Расшифруй.

Игра «Ухо-нос».

Дополни ряд. Нарисуй еще три фигуры.

Сколько отрезков на каждом чертеже? Запиши ответы.

Рефлексия.

Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 35.

Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 21, 23.

Занятие 19-20

2

Приветствие.

Дыхательное упражнение «Свеча».

Таблица умножения на два. «Сосчитай».

Найди пары подходящих слов.

Игра «Кубик эмоций».

Найди отличие.

Найди по порядку все буквы алфавита.

Рефлексия.

Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 27.

См. распечатки.

Работа в тетради

Раздел 3. Песочная терапия (6)

1.

Здравствуй, песок!

1

Приветствие.

Демонстрация песка и коллекции игрушек

Массаж кистей

Разгладим песочек

Игра с поверхностью песка

Игра «Песочный дождь»

Печатки на песке

2.

Отпечатки

1

Приветствие

Игра «Делай отпечатки»

Упражнение «Прямые и волнистые линии»

«Заборчик»

3.

Песочные прятки

1

Приветствие

Массаж пальчиков

Игра «Ладошка»

Игры «Секретики», «Найди в песке игрушки»

4.

Узоры на песке

1

Приветствие

Массаж пальчиков

Рисование пальчиком, ребром

Рисование палочкой

Игра «Печатки»

5.

Зоопарк на песке

1

Приветствие

Настрой на игру

Свободная игра «Зоопарк для зверей»

Расскажи, кто живет в зоопарке

6.

Город, где мы живем

1

Приветствие

Настрой на игру

Строим город

Расскажи, где ты живешь

Раздел 4. Игротерапия (6)

Занятие 1.

1

Приветствие

Соедини точки по цифрам, что изображено

Замени значки буквами и прочитай слова

Задание «Дорисуй»

Дидактическая игра «Таблица умножения»

См. распечатки.

Дидактические игры

Занятие 2.

1

Приветствие

Игра «Геометрия на веревочке»

Упражнение для глаз «Волчок»

Игра «Дорожки кошки» (логические построения)

Дидактические игры

Занятие 3.

1

Приветствие

Отгадай кроссворд

Дидактическая игра «Третий лишний»

Отгадай загадки змейки

Игра «Парковка» (цвет)

См. распечатки.

Дидактические игры

Занятие 4.

1

Приветствие

Пройди лабиринт

Игра «Вопрос ребром»

Паззлы на полу

Игра «Таблица умножения»

См. распечатки.

Дидактические игры

Занятие 5.

1

Приветствие

Игра «Другие формы»

Задание на моторику «Бабочки»

Игра «Профессии»

Игра «Классификации»

См. распечатки.

Дидактические игры

Занятие 6.

1

Приветствие

Задание «Время»

Игра «Ассоциации»

Игра «Лево-право»

Игра «Геометрические фигуры»

См. распечатки.

Дидактические игры

Итого

34ч

Используемая литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// Спб.: 2001.
  2. Тигранова Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, 4 класс.
  3. Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения, 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы

Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...