Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения «Учимся общаться»
рабочая программа по психологии

Малкова Наталья Валерьевна

Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО, направленная на гармонизацию межличностных отношений, коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на гармонизацию межличностных отношений, коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой сферы

«Учимся общаться»

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г.

Пояснительная записка

Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Известно, что по уровню речевого развития глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы.

Процесс социализации детей с недостатками слуха, наряду с другими путями, должен осуществляться в их овладении диалогической речью. Диалогическая речь, будучи первичной, по своему происхождению, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит, в первую очередь, потребностям непосредственного живого общения. Поэтому одним из ведущих принципов в обучении детей с проблемами слуха является принцип интенсификации речевого общения.

Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.

Говоря об определении диалога, все исследователи (Л.П.Якубинский, Н.Ю.Шведова, В.В.Виноградов, Л.В.Щерба) затрагивают следующие характеристики:

- наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями;

- непринужденный характер речевой обстановки;

- попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих;

- одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;

- постоянное изменение языковой ситуации;

- большое значение играют неязыковые коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).

Обучение диалогу детей с проблемами слуха - сложный, многоступенчатый процесс и составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель, и как средство практического овладения языком.

Обучение общению - процесс длительный и более глубокий, чем у слышащих школьников, и его методика несколько отличается от методики обучения языку слышащих учащихся.

Для формирования навыков коммуникации необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению общаясь - вот основная характеристика коммуникативности. Здесь необходима особая организация учебного материала.

Коммуникативная направленность обучения предполагает использование учебных ситуаций общения. Их использование не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку. Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими - достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

С учетом значимости устной речи в развитии неслышащего школьника, важности активизации устной коммуникации слабослышащих со слышащими в современном обществе возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей ученика.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей слабослышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно:

  • создание ситуаций, способствующих широкой речевой практике (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами;
  • включение слабослышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую деятельность;
  • активное участие во внеклассной деятельности: участие в различных мероприятиях, праздниках.

Во-первых, вышеуказанные мероприятия формируют представления об окружающем мире, корректируют у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Во-вторых, учат детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей - детей и взрослых, формируют умение понимать поступки окружающих людей. В-третьих, формируют у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.

Данная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида. Содержание данной программы соответствует требованиям существующих базовых стандартов, и дополнена материалами коррекционно-развивающих занятий.

Актуальность

Поиск новых путей совершенствования связной речи, обучение диалогу неслышащих учащихся является весьма актуальным, т.к. включение глухого ребенка в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Неслышащие выпускники нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха в силу ограниченного словесного общения особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.

Цель программы «Учимся общаться»

  • оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).

Задачи 

  • Обучение глухих и слабослышащих учеников нормам речевого общения, принятым среди слышащих. Обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.
  • Обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалогов.
  • Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
  • Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.

Вид программы 

Программа является коррекционно-развивающей.

Адресат

Программа предназначена для глухих и слабослышащих школьников специальных (коррекционных) классов старшего возраста.

2. Организация реализации программы

Формирование у неслышащих учащихся диалогической речи предполагает управление процессом обучения и целенаправленное создание и использование ситуаций, в которых возникает потребность в реализации того или иного коммуникативного намерения. Для целенаправленного обучения общению программой предусмотрен определенный речевой материал, отражающий разные ситуации взаимодействия, возникающие в процессе коммуникации.

Программа рассчитана на преодоление у детей трудностей коммуникации на индивидуальных (коррекционных) занятиях в старших классах.

  • Занятия по обучению ведению диалога включаются в каждую изучаемую тему по развитию слухового восприятия.
  • Занятия по работе с диалогом проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала).
  • Всего 34 занятия в год, 17 изучаемых тем диалога.
  • Продолжительность занятия 40 минут каждое.
  • Диагностика проводится 2 раза в год: вводная - (сентябрь), итоговая - (май).
  • Проводится обследование состояния слуховой функции, слухозрительного восприятия и воспроизведения устной речи. Кроме этого обследуется уровень самостоятельной речи, осуществляется проверка возможностей устной коммуникации учеников.
  • Программа включает в себя разработки диалогов на разные темы. При работе с диалогом отбираются те, которые специально насыщены закрепляемыми у ученика в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи. Количество текстов может быть увеличено в связи с фонетическими задачами занятий. Использование в работе всех представленных диалогов необязательно.

Общие требования к организации и методике проведения занятий

1. Занятия должны проводиться на интересном для детей, связанном с жизнью речевом материале.

2. Упражнения в занятии должны проводиться в строгой последовательности с тем, чтобы каждый вновь приобретаемый навык включался в систему умений и навыков, приобретённых ранее.

3. Задания в занятии должны быть разнообразны, с тем, чтобы у детей не снижался интерес ни к тому речевому материалу, над которым в это время ведётся работа, ни к самому виду упражнения. Разнообразить задания следует ещё и по тому, что таким образом вырабатывается у детей умение пользоваться приобретёнными навыками в различных условиях.

Этапы работы над диалогом

Работа с одним диалогом проводится на нескольких занятиях и занимает только часть занятия.

  1. Знакомство ученика с диалогом: воспроизведение диалога эмоционально и выразительно, подробно обыгрывая с фигурками текст, используя макеты, иллюстрации и другой наглядный материал. Ученик дважды воспринимает текст слухозрительно и повторяет то, что понял, обыгрывая ситуацию с помощью фигурок.
  2. Предъявление диалога по репликам: ученик воспринимает реплику слухозрительно, читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке.
  3. Самостоятельное составление диалога из "рассыпного" текста.
  4. Восприятие словосочетаний из диалога слухозрительно в случайной последовательности, контроль произносительных возможностей ученика, внятности и эмоционального воспроизведения речевого материала при использовании естественных невербальных средств коммуникации.
  5. Разыгрывание диалога при помощи фигурок или ученик воспроизводит диалог за двух его участников; инсценировка; в паре с учителем; товарищем.

Данная программа способствует 

  • Развитию у неслышащих учащихся навыков вариативного использования речевого материала из диалога в условиях разного словесного и смыслового комбинирования, в различных коммуникативных ситуациях, при изменении действующих лиц.
  • Своевременной профилактике и коррекции речевых нарушений.
  • Эффективному взаимодействию всех участников коррекционно-развивающего процесса. Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
  • Минимизации времени, затрачиваемого на ведение документации и методической работы учителем-дефектологом, с целью обогащения и перераспределения его на собственно коррекционную работу с учащимися.

Контроль усвоения программы

Требования к уровню подготовки учащихся

При оценке устной связной речи учащихся учитываются содержание, стиль, грамотность; соответствие высказывания теме, его последовательность; точность речи учащихся, разнообразие типов предложений, точность употребления слов, правильность построения предложений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся старших классов.

  1. Уметь пользоваться разговорной речью в общении со взрослыми и товарищами (умение вести диалог по заданной теме, по ситуации, расспрашивать об интересующем), употребляя типы фраз, в соответствии с программой.
  2. Быть способными инсценировать диалог без помощи табличек самостоятельно или в паре с учителем, товарищем, активно используя неречевые средства коммуникации.
  3. Уметь произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в нормальном темпе. Передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, реализовывать умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя).
  4. Знать и соблюдать орфоэпические правила.
  5. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения, говорить достаточно внятно и естественно (прежде всего, на основе самоконтроля, а также под контролем учителя); правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками; самостоятельно использовать адекватные речевые средства коммуникации (в рамках речевого этикета).
  6. Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.
  7. Различать, опознавать, распознавать речевой материал, знакомый и незнакомый по звучанию с учетом индивидуальных слуховых возможностей учащихся.

Контроль выполнения программы

Диагностика (вводная и итоговая) проводится по следующим критериям:

  • умение вести диалог на заданную тему или с целью получения информации;
  • составление диалога из рассыпного и деформированного текста;
  • моделирование ситуации;
  • самостоятельное формулирование вопросов;
  • ответы на вопросы по содержанию текста;
  • понимание речи собеседника;
  • восприятие отдельных слов, фраз;

Список литературы

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевченко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
  3. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
  4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
  5. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.
  6. Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.
  7. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Образование, 1997. - 145с.

                                                                                     Приложение 1

3. Учебный план

3.1. Содержание программы

Содержание

Количество часов

1

Социальные институты

«В кафе»

«В магазине»

 «На вокзале»

«В зале ожидания»

«В гостинице»

«В ресторане»

12

2

2

2

2

2

2

2

Семья

«Моя семья»

«Моя родословная»

4

1

3

3

Мир увлечений

«Мое хобби»

2

2

4

Здоровый образ жизни

«Спорт»

«Увлечения»

«Спортивные игры»

6

2

2

2

5

Профориентация

«Я выбираю профессию»

«В мире профессий»

«Все работы хороши»

6

2

3

1

6

Знакомство

«Давайте познакомимся»

«Будем знакомы»

4

2

2

Итого:

34

                                                                                                                     Приложение 2

3.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

Тема

Цель

Примерный перечень вопросов  

Примерный словарь

1

Социальные институты:

«В кафе»

«В магазине»

«На вокзале»

«В зале ожидания»

«В гостинице»

«В ресторане»

Накапливать знания об окружающем мире;

формирование словесной речи, словесно-логического мышления;

прививать учащимся нормы речевого этикета;

помочь учащимся успешнее ориентироваться в социокультурных условиях;

овладение различными видами реплик, типичных для диалогической речи (просьба, ответ)

Где находится?

На какой улице …?

Как пройти…?

Сколько стоит…?

Что вам предложить?

В какой кассе покупаешь билет?

 

 Меню, официант, посетитель, блюда, заказ, счет, будьте добры.

Продавец, товар, примерочная, стоимость, чек.

Перрон, железнодорожный, касса, электричка, платформа.

2

Семья

«Моя семья»

«Моя родословная»

Расширять жизненный опыт учащихся;

воспитывать доброту и отзывчивость к своей семье;

обогащение словаря по теме;

развитие выразительной и эмоциональной речи, закрепление в речи элементов интонации;

отработка труднопроизносимых слов, коррекция звукопроизношения;

Сколько человек в твоей семье?

У каждого члена семьи есть свои обязанности?

В чем помогают твои родители?

Какие традиции есть в вашей семье?

Родители, члены семьи, обязанности, поручения, конфликты, проблемы, традиции.

Родословная, предки, древо.  Помогают, заставляют, уважение, брать пример.

3

Мир увлечений

«Мое хобби»

Расширять знания о событиях и явлениях окружающей жизни;

мотивировать учащихся на увлечение разными видами деятельности;

развивать умение наблюдать;

формирование умений составлять тексты по вопросам и из собственного опыта;

закрепление произносительных навыков;

Чем ты занимаешься в свободное время?

У каждого человека есть любимое занятие, увлечение.

Любимое занятие, увлечение, хобби, кружки, секции, коллекция, коллекционер, увлеченный человек.

4

Здоровый образ жизни

«Спорт»

«Увлечения»

«Спортивные игры»

Углублять и систематизировать знания учащихся о видах спорта, о ведении здорового образа жизни;

развивать умение пространственной ориентировки;

закреплять навыки правильного воспроизведения звуков;

развитие описательно-повествовательной речи;

Что значит вести здоровый образ жизни?

Как нужно закаливать организм?

У тебя есть вредные привычки?

Закаливать организм, укреплять здоровье, правильное питание, употребление алкоголя, наркотиков. Вредные привычки, тренировка, заниматься спортом.

5

Профориентация

«Я выбираю профессию»

«В мире профессий»

«Все работы хороши»

Систематизировать знания о мире профессий;

расширение словаря по теме;

формирование умений высказывать суждения;

развитие словесного, логического мышления;

развитие речевой памяти;

ориентировать учащихся на правильный выбор профессии;

воспитывать культуру общения;

При выборе профессии нужно учитывать свои интересы и способности?

Для освоения профессии важно получение знаний и опыта;

Профессия, способности, увлечение, опыт, выпускники, специальность

6

Знакомство

«Давайте познакомимся»

«Будем знакомы»

Закрепление умений речевого общения со сверстниками и взрослыми;

воспитывать желание общаться;

формирование навыков адаптивного поведения в обществе;

закрепление полученных речевых навыков на практике;

развитие восприятия речи на слух, зрительной памяти;

развитие общительности, преодоление страха общения;

обогащение словарного запаса;

Разрешите с вами познакомиться?

Чем вы занимаетесь?

Чем вы интересуетесь?

Давайте будем дружить.

Можно пригласить вас…?

Мы еще увидимся?

Давайте познакомимся, будем знакомы, очень приятно, расскажи о себе, общаться.

                                                                                                              Приложение 3

Методика проведения обследования уровня развития диалогического общения старших школьников
с нарушенным слухом

Текстовый материал для поверки учащихся составляет учитель-дефектолог с использованием речевого материала, отвечающего потребностям устной коммуникации учащихся, их социальной адаптации. Используются разноуровневые по сложности короткие тексты, близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе обучения. Тексты диалогов сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями. В процессе обследования используют один текст диалога, соответствующий уровню речевого развития ученика. Фразы предъявляются последовательно, каждая из фраз по 2 раза. Ученик повторяет то, что воспринял, или отвечает на вопрос, выполняет поручения, или самостоятельно записывает то, что воспринял. Ответы ученика не оцениваются.

Анализ полученных результатов:

По результатам обследования отмечают количество воспринятых фраз, правильно выполненных заданий и грамотных ответов.

Оценивается  воспроизведение диалогов достаточно естественно, эмоционально, и внятно, с использованием в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (естественных жестов, мимики лица, соответствующей позы, пластики).

С учащимися проводится дискуссия по содержанию текста, оценивается восприятие текста (понят ли смысл текста, текст воспринят точно, приближенно или не воспринят), пересказ ученика и его возможности свободно вести дискуссию по теме.

При восприятии фраз положительным считается выполнение не менее 60% заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения «Моя работа над собой»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...