Коррекционные занятия для начальных классов
план-конспект по психологии

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

Сценарии коррекционно - разхвивающих занятий для детей начальных классов. Можно использовать как для детей нуждающихся в психологическом сопровождени в период адаптации (1 классы) и для детей с ОВЗ обучающихся по АООП НОО вариант 7.1 и 7.2 (1 классов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Давай познакомимся (4 ч.)

Цель: настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт между учеником и учителем, создание положительного эмоционального фона для дальнейшей работы.

Ожидаемый результат: установление доверительных взаимоотношений между учеником и психологом, создать атмосферу безопасности и принятия, подчеркнуть отличие занятий психологией от уроков, а с другой — установить необходимые границы. В результате после проведения коррекционного занятий на «знакомство» ребенок станет более свободно вступать в контакт, уверенно отвечать на задаваемые вопросы, поддерживать диалог, проявлять инициативу в общение.

  1. Ход занятия:
  1. Часть1. Вводная:
  1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
  2.  Составляем «Азбуку хороших слов»:  вспомните добрые, хорошие слова на букву «А», «Б», «В»… (например: аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.)

3. Упражнения на снятие эмоционального напряжения

а. Солнечный зайчик. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

б. Спаси птенца. Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

в. «Сова» (снимает напряжение от длительном сидении, улучшает зрительную память).

  1. Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

4. Пальчиковая гимнастика.

  1. Дружба пальчиков (координация Движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.)
  2. А сейчас покажите мне свою правую руку, а теперь — левую руку. Давайте подружим наши пальчики. Ребенок складывает руки в замок и поочередно соединяют пальчики правой и левой рук, начиная с мизинцев, под считалочку:
  3. Дружат в нашей школе девочки и мальчики.
  4. Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
  5. Один, два, три, четыре, пять!
  6. Начинаем счет опять.
  7. Один, два, три, четыре, пять!
  8. Вот и кончили считать.                        
  9. Давайте жить дружно!
  10. Очень хорошо!
  11. Часть 2. Рабочая:
  12.  «Давай познакомимся». Психолог представляется, рассказывает о себе (можно спросить у ребенка, как он думает, кто такой психолог и чем он занимается в школе) и о правилах дальнейшей работы. Далее психолог предлагает ребенку назвать свое имя и фамилию (если он ее знает), рассказать немного о себе (любимые игрушки, занятия, время года и т.д.). Беседа с ребенком по темам: «Мои интересы: что люблю, чем занимаюсь», «Моя семья», «Что мне нравиться в школе»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Упр. “Я люблю…” ( развитие эмпатии, умения выражать свои мысли)
  2. “Для того чтобы мы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю поиграть в игру “Я люблю…”. Например, я бросаю мячик тебе и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”, а ты ловишь мяч и бросаешь мячик мне и говоришь, что любишь ты.

____________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Упр. “Имя (развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона)
  2. 1. «Ласковое имя» - ребенку предлагается назвать ласковую форму своего имени, как называют его родители дома.
  3. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. 2. «Что означает мое имя» - ребенку дается задание узнать у родителей значение своего имени, кто из семьи выбрал для него имя, что этому способствовало и т.д.
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Имя оживает». Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. арт - терапия «Рисунок имени» - ребенок представляет себе, что он стал известным человеком: мореплавателем или врачом, ученым или писателем. За большие заслуги перед людьми каждому уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунками. Ребенок придумывает рисунок к своим имени, описывая их устно.

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. арт – терапия «Нарисуем имя мамы». Представь, что имя мамы превратилось в цветок, и рисуют его. Затем ребенок показывает свой рисунок, а психолог высказывает предположение о том, как зовут маму этого ребенка. Если угадать не удается, ребенок называет имя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Завершающая часть:
  2. “Маски” -  заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.
  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 3. Зачем человеку правила? (2 ч.)

Цель: знакомство с правилами, установленными в школе.

  1. Ход занятия:

1 Часть. Вводная:

  1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
  2. Составляем «Азбуку хороших слов»:  вспомните добрые, хорошие слова на букву «Б» (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.)

3.   Нейропсихологические упражнения (мозговой гимнастики)

                а. «Ладонь – ребро-кулак»

                б. «Домашние животное». Дети по очереди изображают различных животных, карточки которых показывает психолог или вытягивает сам ребенок.

4. Пальчиковая гимнастика.

Очень хорошо!

  1. 2 Часть. Рабочая:

Сказка - терапия: читаем 5 сказку «Лесной школы»  - Школьные правила.

  1. На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
  2. - Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
    - Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
    - А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
    - "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.
  3. - Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
    - Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.
    - Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.
    - Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
    - Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.
    - А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
  4. Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
    - Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.
  5. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
    Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!
    - Отлично, Лисенок!
  6. Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
    - Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -
  7.          До звонка ты приходи
    И порядок наводи!
    По звонку все дружно в ряд
    Ждут учителя, стоят!
  8. - Молодец, Зайчонок!
  9. Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
  10. - Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
  11.         Друга зря не беспокой.
    Береги его покой.
    На уроке тишина.
    Руку поднимай тогда,
    если хочешь отвечать
    или важное сказать.
  12. - Очень хорошо, Медвежонок!
  13. Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
  14. - Это легко! - воскликнул Волчонок.
  15.        На уроке ждут ответ.
    Кто-то знает, кто-то нет.
    Отвечает только тот,
    Кого учитель назовет.
  16. - Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?
  17. Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
    - Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.
  18.         Вот звонок на перемену,
    Приготовься отдыхать:
    Можешь с другом прогуляться,
    Можешь тихо поиграть,
    Подготовь к уроку все,
    Чтоб училось нам легко!
  19. - Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
  20. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.
  21. А какие правила ты знаешь и соблюдаешь:

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. арт – терапия: рисунок «Школьное правило», «Важное для меня правило»

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Завершающая часть:
  3. “Маски” -  заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.
  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

  1. Тема 4. Зачем мне нужно ходить в школу (2ч.)

Цель: сформировать положительную мотивацию к обучению в школе.

Ход занятий:

1 Часть. Вводная:

  1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
  2. Составляем «Азбуку хороших слов»:  вспомните добрые, хорошие слова на букву «…

3.   Нейропсихологические упражнения (мозговой гимнастики)

                а. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, внимание).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

                б. Ладушки

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.

                в. «Дикие животные». Дети по очереди изображают различных животных, карточки которых показывает психолог или вытягивает сам ребенок.

                г. «Ладонь – ребро-кулак».

4. Пальчиковая гимнастика.

Очень хорошо!

2 Часть. Рабочая:

Упр. «Закончи предложение…»Завершите предложения

«Я хотел идти в школу, потому что...»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Я хожу в школу, чтобы научиться...»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«У меня хорошо получается в школе...» «В школе я научился...»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «В моем классе ребята...» «Я подружился в школе с...» «Я хочу подружиться с...»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«На переменах я...» «На переменах наши ребята...»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«На уроке я...» «На уроке наш класс...»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. «Какой урок важнее?»

Выбери несколько уроков (предметов), изучаемых тобою в школе, расскажи о чему они учат, что интересного ты узнал на них, постараться доказать, что он важнее всех.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сказко-терапия: ребенок слушает сказку: «Про Колю» (Селезнева Я.) в стихах, потом идет обсуждение с помощью наводящих вопросов.

Про Колю

Жил на свете мальчик Коля. Не хотел учиться в школе. Уроки делать не любил И маме твердо говорил: «Зачем вставать мне по утрам, Когда я все умею сам? Могу милиционером стать, Вокруг всех буду защищать! Или врачом — людей лечить, А может быть, детей учить. Я все сумею, вес смогу, И в школу больше не пойду!»

Сказал так маме и ушел, А ночью Коля спать пошел. Заснул и видит сон такой: Как будто он в стране другой, Где взрослым стал уже давно И все ему разрешено. «Раз вырос я, — подумал Коля, Не надо мне учиться в школе. Тогда работать я пойду, Я все сумею, все смогу! Пойду врачом, людей лечить. Так буду пользу приносить!»

Сказал и видит: врач идет

И градусник в руке несет.

Коля к доктору бежит,

Громко на ходу кричит:

«Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!»

Посмотрел тут доктор строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь, как людей лечить?

Что при простуде нужно пить?

Какую детям дать микстуру,

Чтобы сбить температуру?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

«Ну, ничего, — подумал Коля, —

Профессий в мире очень много.

Могу милиционером стать.

И буду всех я защищать».

Глядит, милиционер идет

И свисток в руке несет.

Закричал тут Коля громко:

«Преступника поймаю ловко!

Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!»

Глянул милиционер тут строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь, как людей спасать?

Чужие жизни защищать?

Ловить преступников как быстро?

Как стать военных дел министром?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

«Ну, ничего, — подумал Коля, — Профессий в мире очень много. Могу художником я стать, Картины буду рисовать». И тут же, прямо перед ним, Художник — красок властелин. Коля взял мольберт и кисть И начал кисточкой водить. «Ничего, я помогу. Я все сумею, все смогу!» Посмотрел художник строго, Коле он сказал сурово: «Ты знаешь, кистью как водить? Портрет, пейзажи как творить? Хватит пачкать тут бумагу. Ведь тебе учиться надо! Ты в детстве в школу не ходил, Уроков в школе не учил. Не знал таблицу ты сложенья, Не находил задач решения. И если в школу не пойдешь, Занятья в жизни не найдешь».

Призадумался тут Коля: «Может, правда надо в школу? Тогда профессию найду, Тогда я людям помогу. Я выучусь и умным буду, Уроков строгих не забуду». Тут же пробудился Коля. Крикнул маме: «В школу, в школу! Собирай меня скорей, Побегу туда быстрей. Хочу узнать я все на свете, Умней всех буду на планете!»

Учился Коля не напрасно:

Он стал художником прекрасным.

А мог он стать и инженером,

Доктором, милиционером.

Много нового узнал

И полезным всем он стал.

  1. Вопросы для обсуждения

Почему Коля не хотел ходить в школу?________________________________________________

Какой сон он увидел?_______________________________________________________________

Почему он потом захотел учиться?_____________________________________________________

Что значит «стать всем полезным»?_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Арт – терапия: рисунок «Я в школе».

Ребенок рисует себя в школе, психолог напоминает, чтобы он не забыли изобразить одноклассников, учительницу, учебные предметы; предлагает использовать яркие цвета, добавлять веселые детали: цветы, игрушки или что-либо еще.

Это диагностическое задания, т.к. по рисунку можно оценить степень адаптации ребенка к школе, выявить те проблемы, с которыми ребенок сталкивается в классе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Завершающая часть:
  2. “Маски” -  заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.
  3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Тема 5. «Человек» (4 ч.)

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, через знакомства ребенка с понятием «эмоции»,

введением наглядных образов, символизирующие разные эмоции.

Планируемые результаты: у ребенка сформируется представление о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; ребенок сможет определять свои эмоциональные состояния, что является первым шагом в формирование умения сдерживать свои чувства и эмоции.

Ход занятий

1 Часть. Вводная:

  1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
  2. Составляем «Азбуку хороших слов»:  вспомните добрые, хорошие слова на букву «Д» (добрый, душевный, доброжелательный, достойный, добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный).  

3.   Нейропсихологические упражнения (мозговой гимнастики)

                а.  «Ладонь – ребро-кулак»

                б. «Рожицы». Ребенок корчит рожицы сначала произвольно, затем психолог просит изобразить его какие – либо эмоции (учитель может называть эмоции или предложить ребенку карточки - смайлики)

2 Часть. Рабочая:

- Ты знаете человека, который никогда не смеется, не плачет, не злится и ничего не боится?

+ ответы ребенка ___________________

-Таких людей не бывает. Если бы мы не радовались, не смеялись, не плакали, на кого бы мы были похожи?

+ ответы ребенка ____________________

- Вот сегодня ты пришли в школу, ко мне на занятие с каким настроением? Но я, глядя на тебя, сразу поняла (или не поняла) что ты чувствует. Как я это определила?

+ по выражению лица ___________________________________________

-Разложите перед собой карточки с эмоциями (смайлики). Сейчас я буду читать стихи, а ты показывать карточку с соответствующим настроением.

Целый день он хмурит брови

И грозит всем кулаком

Да, сегодня он не в духе-

Навестим его потом (злость)

Ночь пришла, а в темноте

Тени движутся везде

Я забрался под кровать

Спрятался и стал дрожать (страх)

Если вам смешинка в рот

Вдруг случайно попадет

Не сердитесь, не ворчите

Хохочите, хохочите! (радость)

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот (удивление)

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко скорей!

Нам без солнышка обидно

В небе зернышка не видно!» (грусть)

Но мохнатые боятся:

«Где нам с этаким сражаться?

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнце не отдаст!» (страх)

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка за солнышко!» (радость)

Вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит (злость)

За окошком дождь грустит,

Он в окошко к нам стучит,

Ведь в дождливую погоду

Грустно всем нам понемногу (Грусть)

-Молодец! 

Сказкотерапия:

        Наше эмоции, настроение меняется очень часто:

-  не получается сделать что-то так, как хотелось бы мы (ответ ребенка)____________________

-  иногда бывает грустно, от чего? (ответ ребенка) _______________________

-  бывает обидно,  от чего? (ответ ребенка)________________________

Сегодня я хочу познакомит тебя с игровым персонажем — дракончиком (любая мягкая игрушка) Памси, вместе с которым мы будем учиться справляться с трудностями.

Рассказа "Памси грустит".

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси — особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси — это его мысли. Мысли Памси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют — яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга — спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски — как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет...

Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, когда же он снова почувствует себя счастливым? Он понимает: для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно — Памси не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет...

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее:

— Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он 'сем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и "чистые" (показывает стакан с чистой водой).

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, либо обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

Обсуждение и примерные вопросы для обсуждения:

- Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда?____________________

- О чем ты думал при этом? __________________________

- Что ты делаешь, чтобы перестать грустить? ___________________________

- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение? _________________

Учим правил, правило-секрет: наше эмоции зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.

Упр. «Избавляемся от  плохих  мыслей». Психолог приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и  просить ребенка помочь ему составить список …

- Я плохой, Я не умею, Я не справился, Меня обидели, Я боюсь_________________________________

+ Я справлюсь, У меня получится, Я научусь, Все будет хорош, Я не буду бояться_______________

_____________________________________________________________________________________

Арт – терапия: рисунок «Я в лучах солнечного света», «Радость», «Злость»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лепка из пластилина: «Пластилиновый человечек» (развиваем мелкую моторику)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Завершающая часть:
  2. “Маски” -  заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.
  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

  1. Тема 6. Я и мое имя (2 ч.) 

Цель: создание доверительных отношений между учеником и психологом.

  1. Ход занятия:

1 Часть. Вводная:

  1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
  2. Составляем «Азбуку хороших слов»:  вспомните добрые, хорошие слова на букву «…

3.   Нейропсихологические упражнения (мозговой гимнастики)

                а. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, внимание).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

                б. «Ладонь – ребро-кулак»

                в. «Домашние животное». Дети по очереди изображают различных животных, карточки которых показывает психолог или вытягивает сам ребенок.

4.  Пальчиковая гимнастика.

Очень хорошо!

  1. 2 Часть. Рабочая:

  1. Упр. “Имя (развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона)
  2. 1. «Ласковое имя» - ребенку предлагается назвать ласковую форму своего имени, как называют его родители дома.
  3. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. 2. «Что означает мое имя» - ребенку дается задание узнать у родителей значение своего имени, кто из семьи выбрал для него имя, что этому способствовало и т.д.
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Имя оживает». Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. арт - терапия «Рисунок имени» - ребенок представляет себе, что он стал известным человеком: мореплавателем или врачом, ученым или писателем. За большие заслуги перед людьми каждому уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунками. Ребенок придумывает рисунок к своим имени, описывая их устно.

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. арт – терапия «Нарисуем имя мамы». Представь, что имя мамы превратилось в цветок, и рисуют его. Затем ребенок показывает свой рисунок, а психолог высказывает предположение о том, как зовут маму этого ребенка. Если угадать не удается, ребенок называет имя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Завершающая часть:
  2. “Маски” -  заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.
  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

  1. Структура Занятия

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия — настроить ребенка или группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (между ребенком и учителем или между всеми детьми). Основные процедуры работы — приветствия, игры и разминочные упражнения.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, этюды направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. При этом используются элементы сказкотерапии, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, арт-терапия - рисование, кляксография.

Часть 3. Завершающая 

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы на занятии и  создание у каждого участника чувства принадлежности к группе. При групповой работе - здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Для того чтобы учащиеся на занятиях были включены в работу, не уставали и не отвлекались в занятие обязательно включают процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  • упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
  • нейропсихологические упражнения (повышают умственную активность, способствуют межполушарному взаимодействию и играют большую роль в формировании и развитие познавательных процессов);
  • дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
  • мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.



Предварительный просмотр:

Тема 2. Изучение личности ребенка. (4 ч.)

Ф.И.О._____________________________________________класс____________дата___________________

1. внимание - методика «Корректурная проба». Приложение 1.

S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

Баллы

показатель S

10 б.

больше чем 1,00.

8-9 б.

S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 б.

5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 б.

S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 б.

S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

2. память – методика «Проба на запоминание 10 слов» (А. Р. Лурни)

Попытки

игла

нож

чашка

кот

стол

полка

Гриб

булка

вода

лес

Кол -во

ошибки

№1

№2

№3

№4

№5

3. мышление

А. Обобщение – «Исключение лишнего». Приложение 2. (карточки)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов
   — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов
   — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов
   — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла
     — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1
 балл       — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Б. Понимание текста.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Графический диктант

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов   — высокий
4—7 баллов
   — средний
2—3 балла
   — низкий
0 - 1 балл
 - очень низкий

4. Общий уровень умственного  развития – проективная методика «Человек»

  1. Критерии умственного развития (мак=30 б.):

 1. Изображение деталей:

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги.

Парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

За второстепенные детали ставится по 1 баллу: уши, волосы, шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни.

За правильное количество пальцев еще 1 балл.

 2. Способ изображения:

За пластический способ изображения – 8 баллов.

Пластический - рис. на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы.

За промежуточный (наличии отдельных пластических элементов) – 4 балла.

За схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями  ставят 2 балла.

За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией ставят  – 0б.

 

Таб. № 1. - Ориентировочные возрастные нормы (точка с запятой разделяет годы и месяцы).

 

 Возраст

Балл

5,1-6,0

14 - 22

6,1 – 7,0

18-25

7,1 – 8,0

20-26

8,1 – 9,0

22-27

9,1-10,0

23-28

10,1-11

24-30



Предварительный просмотр:

Содержание

Тема 1. Давай познакомимся (4 ч.)

Знакомство с педагогом в комфортных для ребенка условиях (посещение педагогом – психологом уроков), установление контакта. Создание для ребенка благоприятного эмоционального фона, снижение его эмоционального напряжения (присутствие на первых занятиях классного руководителя). Беседа с ребенком по темам: «Что мне нравиться в школе», «Мои интересы: что люблю, чем занимаюсь», знакомство с правилами дальнейшей работы. Игра «Давай познакомимся». Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце». Рефлексия «Цвет настроения».

Тема 2. Изучение личности ребенка. (4 ч.)

Диагностика: познавательных и регулятивных процессов, коммуникативной и эмоциональной сферы (см. Приложение 1).

Тема 3. Зачем человеку правила? (2 ч.)

Беседа на тему «Кто и зачем должен соблюдать правила?», знакомство с правилами, установленными в школе. Использование методов сказкотерапии: сказки «Игры в школе», «Школьные правила».

Тема 4. Зачем мне нужно ходить в школу (2 ч.)

Формируется мотивация к учению, положительное отношение к школе, снижается уровень тревожности. Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее?». Использование методов сказкотерапии: сказка Про Колю (Я. Селезнева), Козленок Хрюпигав (Е. Елпидинская): методов арт - терапии - рисунок «Я в школе».

Тема 5. «Человек» (4)

Коррекция эмоционально-волевой сферы, через  развитие эмоционально – ценностного отношения к себе и своему телу. Формирование пространственного интеллекта. Используются элементы арт – терапии, рисунок «Я в лучах солнечного света», работа  с карандашами и фломастерами. Лепка из пластилина. «Пластилиновый человечек»

  1. Тема 6. Я и мое имя (2 ч.)

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Создание доверительной обстановки. Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики рук.

Используются элементы арт – терапии «Имя и …» - ребенку предлагается нарисовать любой предмет с которым он ассоциирует свое имя, себя. Беседа. Упражнения «Имя оживает», «Ласковое имя».

Тема 7. Моя семья (2 ч.)

Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности которое дает семья.

Используются элементы арт – терапии «Рисунок семьи», размещение  всех  дорогих и близких ребёнку людей на листе по отношению к нарисованному себе. Беседа.

Тема 8. Я и окружающий мир (6 ч.)

Развитие коммуникативных навыков: общение без слов. Распознание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам. Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки». Жесты одобрения, поддержки, дружбы, угрозы.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера: прочтение смайликов, самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Упражнение «Покажи чувства руками».

9. «Веселые и грустные кляксы» (2 ч.)

Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния. Используются элементы арт – терапии, рисование акварельными красками, рисунки «Оживи  кружочки», «Мой страх», «Моя радость» - мини рассказ.

Упражнение «Зеркало», «Театр», «Посмеемся над страхами». Игра «Грустная Темнота», «Моя улыбка похожа на …», «Угадайка», «Однажды…».

Тема 10. Промежуточная диагностика (2 ч.)

Диагностика познавательных процессов (определение уровня развития внимания, память, мышление и саморегуляция).

Тема 11. Новогодняя открытка (2 ч.)

Коррекция эмоционально волевой сферы: формирование произвольной регуляции и снятие эмоционального напряжения. Совместное с педагогом составление пошагового плана создания открытки (выполнения задания): выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана. Проверка результата.

Тема 12. Пространственное ориентирование (4 ч.)

Развивает мелкую моторику рук и пространственные представления через определение местоположение объекта в строке и столбце, усвоение и понимание понятий «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под», «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу». Графический диктант.

Упражнение «Восстанови порядок», «Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Нарисуй по образцу», «Рисуем по точкам». Закрепление пройденного материала: рисуем «Схему класса».

Тема 13. Временные представления (4 ч.)

        Развитие временных представлений, знакомство с понятиями год, сезон, месяц, дни недели. Упражнение «Лента времени», «Времена года», «Сезонные отличия». Используются элементы арт – терапии, рисуем по признакам «Веселые времена года».

        Домашнее задание «Наши дни рождения» (презентация личных фотографий, сделанных в разное время года). Закрепление материала: воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели.

Тема 14. Активизация познавательной сферы (2 ч.)

Развивает гибкость и ассоциативность мышления. Психогимнастика: «Ручеек», «Развитие мелкой моторики», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения», «Шапка для размышлений», «Точки равновесия». Задание «Назови предметы», «Найди и вычеркни», «Выполни по образцу», «Копирование точек». Использование методов сказкатерапии: сказки «Кто летает?».

Тема 15. Внимание (4 ч.)

Развитие произвольного внимания и поведения: умения точно и правильно называть предметы, определять предметы по звукам. Развитие зрительных ощущений.

Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и «Буквенная корректурная таблица».

Тема 16. Память (4 ч.)

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, мнемических способностей и наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности», «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры», умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. и пр.

Тема 17. Процессы мышления (4 ч.)

Развитие понятийного мышления, процессов анализа и синтеза, умения устанавливать связь между понятиями. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Упражнения «Вставь числа», «Допиши по аналогии», «Преврати одно слово в другое», «Вставь слово», «Подбери картинки», «Составь слово», «Найди пару», «Поиск закономерностей». Закрепление пройденного материала.

Тема 18. Промежуточная диагностика (2 ч.)

Диагностика познавательных процессов (определение уровня развития внимания, память, мышление и саморегуляция).

Тема 19. Сходства и различия (2 ч.)

Задания «Перепутанные дорожки» (найти различие на идентичных картинках с незаметными отличиями), «Выбор» (вычеркивание, осуществляется на индивидуальных таблицах), «Что изменилось?» (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов). Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.

Тема 20. Обобщение (2 ч.)

Развитие понятийного мышления. Упражнение «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру», «Найди общее название», «Найди правильный ответ», «Пять предметов». Закрепление пройденного материала.

Тема 21. Осведомленность (4 ч.)

Расширение представлений об окружающем мире и произвольная регуляция поведения. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.

Использование методов сказкатерапии, драматизация, моделирование проблемных ситуаций: сказки «Путешествие в морской мир», «Звезда и жаба», «Самый добрый человек». Проведение игры – импровизации “Угадай, о ком я рассказала”. Домашнее задание: нарисуй сказку. Закрепление материала: игра “Расскажем сказку вместе”.

Тема 22. Диагностика (2 ч.)

Итоговая диагностика познавательных процессов для контроля за результатами коррекционно - развивающей работы.

Тема 23. Подведение итогов (2 ч.)

Анализ, планирование дальнейшей работы.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Характеристика учебной деятельности

Дата

по плану

фактически

1-4

Давай познакомимся.

Знакомится с педагогом, правилами дальнейшей работы.

5-8

Изучение личности ребенка.

Первичная диагностика:

познавательной, коммуникативной,

эмоционально — волевой сфер.

9-10

Зачем человеку правила.

Знакомится с  ролью, которую играют правил в общение.  Осознает необходимость соблюдения правил, в том числе и  установленных в школе.   Психогимнастика.

11-12

Зачем мне нужно ходить в школу.

Формирует положительное отношение к школе. Психогимнастика.

13-16

Человек.

Учится соблюдать пропорции человеческого тела, прорисовывать детали. Развивает мелкую моторику и воображения.

17-18

Я и мое имя.

Выражает уникальности собственной личности.

Развивает мелкую моторику рук.

19-20

Моя семья.

Учится передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

21-26

Я и окружающие люди.

Учится выражать своё позитивное отношение к другим. Формирует навыки проявления доброжелательности по отношению к другим детям.

27-28

Веселые и грустные кляксы

Учится отображать свой страх в рисунке и с его помощью заменить страх, на что то, смешное и нестрашное.

29-30

Промежуточная диагностика.

Диагностика познавательных процессов.

31-32

Новогодняя открытка.

Формирует умения вести контроль своей деятельностью. Развивает творческое воображение.

33-36

Пространственное ориентирование.

Развивает зрительно - моторную координацию.  

Усваивает пространственные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни, т.е.  учится ориентироваться в пространстве и в тетради (на листе).

37-40

Временные представления.

Закрепляет временные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни.

41-42

Активизация познавательной сферы.

Учится выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками общения.

43-46

Внимание.

Учится сосредоточивать сознания на определенном объекте (задание учителя).

Учится точно и правильно называть предметы

47-50

Память.

Увеличивает объем памяти, учится техникам запоминания.

51-52

Промежуточная диагностика.

Диагностика познавательных процессов.

53-56

Процессы мышления.

Учится определять содержание (сущность) понятий,  анализировать форму предметов, устанавливать закономерности, связи и отношения на наглядно представленном материале.

57-58

Сходства и различия.

Развивает мыслительные операции.

59-60

Обобщение.

Учится выделять главное, отображающее общие признаки понятий и явлений.

61-64

Осведомленность.

Расширяет представления об окружающем мире. Развивает воображение.

65-66

Диагностика.

Итоговая диагностика

67-68

Подведение итогов.

Анализирует (с помощью педагога) проделанную работу.

 



Предварительный просмотр:

Тема 7. Моя семья

Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы через осознание ценности семьи, формирование авторитета родителей.

Ход занятия:

Часть1. Вводная:

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Т»   _______________________________________________________________________________________

1. Упражнения на снятие эмоционального напряжения

 «Сонное дыхание».

 Ребенок закрывает глаза. Психолог предлагает ему представить, что они спят после тяжелого трудового дня, и подышать так, как дышат люди во сне. Потом — как дышат люди, пережившие большую радость, сильно взволнованные и т.п.  Учимся правельному дыханию. Как меняется дыхание в зависимости о г настроения человека? ___________________________________________

«Рисование на спине»

Учитель рисует буквы или слова на спине, ладошке ученика; тот их угадывает

  2. Гимнастика на развитие крупной и мелкой моторики.

 «Повторяй - ка»

Проводится в любое время в течение занятия, если необходимо не просто сменить вид деятельности, но и физически расслабить  ребенка.

Инструкция: педагог зачитывает и воспроизводит двежения по ходу считалки, ребенок повторяет.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

     «Прижми палец»

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями.

Очень хорошо!

Часть 2. Рабочая

«Сказочные герои». Побеседуйте с детьми об их любимых сказках и о сказочных героях (или персонажах мультфильмов), на которых им хотелось бы быть похожими. Пусть каж дый выберет такого героя и постарается войти в этот образ Нужно представиться от имени героя (например: «Я — Зо лушка», «Я — Буратино»), рассказать немного о себе, подвигаться так, как двигался бы выбранный герой, ответить на вопросы других детей.

Можно задавать герою сказки любые, в том числе самые неожиданные вопросы: «Золушка, что ты ела сегодня на завтрак? А что ты видела во сне?» Задача героя — находить ответы на любые вопросы, не теряясь и не выходя из образа. Можно устроить знакомства и диалог для героев из разных сказок.

Когда все герои будут представлены, поговорите с детьми о том. что люди не случайно выбирают того или иного героя — их что-то сближает, возможно, у них есть сходные качества. Проверить справедливость этого предположения можно, попытавшись сравнить героев сказок с исполнителями их ролей. Найдите эти сходные качества! Ведущий может ненавязчиво помогать, подсказывать, если у детей возникнут затруднения.

«Неоконченные предложения».

Ребенку предлагается несколько минут подумать о своей домашней жизни. После этого они завершают фразы:

В моей семье принято______________________________________________________________

Мои родители часто ______________________________________________________________

Моя мама обычно_________________________________________________________________        Мой папа обычно___________________________________________________________________

Я с родителями часто_______________________________________________________________

Арт - терапия:  Рисунок «Семья».

 Предложите детям представить, что к каждому в дом пришел добрый волшебник и превратил всех Домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Пусть дети нарисуют свою семью в сказочных образах. Рисунки можно забрать домой и подарить родителям. Можно также попросить родителей при желании выполнить то же задание: нарисовать членов своей семьи в образах героев сказок. Интересно впоследствии сравнить, много ли окажется совпадений в сказочных интерпретациях домашней жизни у Детей и у их родителей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завершающая часть:

Маски” - заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 8. Я и окружающий мир (6 ч.)

 

Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы

Ожидаемый результат: поддержание доверительных взаимоотношений между учеником и психологом. В результате занятий Максим научится лучше выражать и распознавать эмоциональные состояния, через мимику, жесты; станет свободнее вступать в контакт, уверенно отвечать на задаваемые вопросы, поддерживать диалог, проявлять инициативу в общение.

Ход занятия:

Часть1. Вводная:

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Беседа: слова психолога
– Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
– Здравствуй! –
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова-приветствия ты знаешь? А еще как можно приветствовать? ______________________________________

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А», «Б», «В» (например: аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный) ____________________________________________________________________________

  1. Упражнения на снятие эмоционального напряжения

«Сова» (снимает напряжение от длительном сидении, улучшает зрительную память).

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

«Рисование на спине»

Психолог рисует буквы или слова на спине, ладошке ученика; тот их угадывает

«Зайчик рассмеялся — зайчик испугался» (чередование напряжения и расслабления).

По сигналу ведущего учащиеся быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние.

«Раз, два, три, позу за мной повтори». Педагог принимает какую-либо позу, ребенок должны замереть в той же позе, при этом учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п.

2. Гимнастика на развитие крупной и мелкой моторики.

«Повторяй - ка»

Проводится в любое время в течение занятия, если необходимо не просто сменить вид деятельности, но и физически расслабить  ребенка.

Инструкция: педагог зачитывает и воспроизводит движения по ходу считалки, ребенок повторяет.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

«Пропеллер»

Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами: указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается» (т. е. чей карандаш не падает).

Очень хорошо!

Часть 2. Рабочая:

Игры на понимание разных эмоциональных состояний 

Упр. «Смайлик» (знакомимся с различными эмоциями и тем, как они отображаются)

Прочтение смайликов (бланк № 1)

Упр. «Настроение» (учимся выражать эмоции с помощью мимикой)

Демонстрация лиц с различным эмоциональным состоянием: радости, печали, веселья, злости, удивления и т.д. Предложить ребенку выбрать и «сделать» какое-либо лицо, спросить, что ему хочется сделать в этом состоянии, нравится или нет такой человек и почему? Когда у человека бывает такое настроение?


Упр. «Покажи чувства руками» (учимся выражать эмоции через жесты)

Беседа о том, что чувство можно выразить по-разному, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест», «общение без слов».

Инструкуия: Ребенок показывает эмоцию, например радость с помощью жестов, только одной рукой, двумя руками (при этом лицо закрывается листом бумаги); только глазами, только губами. Если не получается, то сначала психолог показывает какую либо эмоцию по данным параметрам, а ученик отгадывает; далее они меняются местами.

Упр. «Жесты» (учится выражать своё  отношение к другим, без слов)

Показываем жесты одобрения, поддержки, дружбы, угрозы.

Упр. «Веселые и Грустные ситуации» (учимся выражать эмоции с помощью речи)

Инструкция:  слова психолога «вспомни и расскажи ситуации в школе, когда тебе было весело, очень грустно.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог старается помочь ребенку осознать, как он действовал в веселой и грустной ситуации: смеется, плачет, обижается, злится, уходит или что-то еще.

Упр. «Конструктор». Приготовьте набор простых конструкторов для детского сада или мягкий коврики пазлы. Ребенок работает в паре с психологом, один с закрытыми глазами пытается собрать из Деталей любую конструкцию, второй дает ему указания.  

_______________________________________________________________________________________

Упр. «Покажи движениями» (мимика, жесты, закрепление материала)

Слова пишутся на небольших листочках бумаги, в перевернутом виде Психолог и ученик вытягивая  по очереди по одному слову из каждого списка:

- Время суток (утро, день, вечер, ночь)

- Время года (зима, весна, лето, осень)

- Стихии (вода, земля, огонь, воздух)

- Эмоцию (страх, гнев, интерес, обида)

- Возраст (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек)

- Профессия (водитель, врач, повар, учитель)

- Цвет (красный, зеленый, синий, желтый)

 Вытянутые листочки не демонстрируются и не зачитываются. Когда слова распределены, ребенок получает задание: подготовить небольшие драматические этюды, изобразив с помощью движений каждое из доставшихся им слов. На подготовку дается 6-8 минут, потом ребенок поочередно демонстрируют свой этюд, а  зрителей, угадывают, о каких именно словах идет речь.

Арт - терапия: рисуем настроение.

Ребенку предлагается нарисовать свое настроение, отобразить его в виде цвета.

Инструкция: слова психолога « За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа. При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он видит все в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение?

Ответы ребенка _____________________

Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым, голубым. Плохое настроение – темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение».

 Завершающая часть:

Маски” - заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 12. Пространственное ориентирование.

Цель: развитие зрительно – моторной координации и усвоение пространственных понятий.

Задачи:

  1. развивать зрительное и слуховое восприятие;
  2. развивать координацию движений;
  3. развивать мелкую моторику рук;
  4. развить пространственные представления («выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под», «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»);
  5. развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве;
  6. развивать внимание, память, мышление учащихся.

Ход занятия

1 Часть. Вводная

Разминка (создание определённого положительного фона)

1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова».

2. Составляем «Азбуку хороших слов»:

вспомните добрые, хорошие слова на букву «Л» (любовь, лучщий, лунный, «луна в матроске» и др.).

Упражнение мозговой гимнастики:

«Веселые буквы» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение.)

В воздухе пишем буквы сначала одной рукой, далее двумя руками сложив ладошки вместе и двумя руками, разведенными в стороны.

 «Напиши свое имя» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).

В воздухе пишем буквы сначала одной рукой, далее двумя руками сложив ладошки вместе и двумя руками разведенными в стороны.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Гребешок"  

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

"Кошка выпускает коготки» 

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Бег»

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

«Колодец»

Укладываете четыре спички (две палочки параллельно друг другу, сверху две палочки перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои палочки. Так колодец постепенно растет.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение на развитие крупной моторики

«Морковка» (развитие двигательных мышц глаза.)

В руках у ребенка морковка (вырезанная из бумаги) и он выполняет движение соответственно тексту.

Вверх морковку подними

На неё ты посмотри

Вниз морковку опусти

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево

Ах, да Заинька умелый

Глазками моргает

Глазки закрывает

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Упр. «ЗАЙКА» (развитие общей моторики, координации движений, речи)

Ход игры: Ребенок выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-скок-скок

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Часть. Рабочая

Упр.  «Гриб». 

Учащимся предлагается, как можно точнее срисовать изображение домика.

После окончания работы предлагается проверить все ли верно. Необходимо исправить, если есть неточности.

 

Упр. «Графического диктанта»  

Влад вспомним, с какими пространственными представлениями ты уже знаком, перечисли их:  «налево», «направо», «вверх», «вниз».

3 Игра. "Я самый меткий".

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

1. Быстро пробеги по лабиринту.

2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

Арт – терапия.

Раскрашивание Мандолы (Приложение 1).

Заключительная.

Маски” - заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.

Подведение итогов занятий по теме.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 13. «Временные представления»

Цель: развивает временные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни.

Задачи:

  • закрепление временных представления: время года, месяц, неделя, сутки;
  • научить определять последованность временных представлений;
  • развивать внимание, память, мышление учащихся.

Ход занятия

1 Часть. Вводная

Разминка (создание определённого положительного фона)

1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова».

2. Составляем «Азбуку хороших слов»:

вспомните добрые, хорошие слова на букву «М», «С», «У» ___________________________________

______________________________________________________________________________________

Упражнение мозговой гимнастики:

1.  «Напиши свое имя» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).

В воздухе пишем буквы сначала одной рукой, далее двумя руками сложив ладошки вместе и двумя руками разведенными в стороны.

2. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Ладонь-ребро-кулак»

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Птички клюют» - большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

«Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Лягушка».

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

«Кормушка».

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько птиц к кормушке нашей.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

«Пазлы» - собирать мягкие пазлы.

2. Часть. Рабочая.

Просмотр мультика «Советы тетушки совы. Времена года» (введение в тему)

Беседа ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Разминка: актуализация знаний учащегося. Задания на сообразительность, быстроту реакции (часто с юмором), помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности. 

ответь на вопросы.

  • Какое сейчас время года (сезон)? ________________
  • Сколько всего сезонов в году? ______________
  • Какой сейчас месяц? _________________
  • Какое сегодня число?  _____________________
  • Назовите все дни недели? ___________________
  • В какой день недели мы отдыхаете?____________________
  • Какой сегодня день недели? ___________________
  • Когда встаёт солнышко? _____________________
  • В какое время суток вы обедаете? _________________________
  • Когда все люди спят? ________________________
  • Кем раньше был цыплёнок? корова? ______________________
  • Кто старше папа или дедушка? _____________________
  • Кто младше бабушка или мама? _________________________
  • Какая сегодня погода? _________________________

Дидактическая игра: « День- ночь» 

Задание: Все учащиеся получают сигнальные карточки:  солнышко, луна. 

Послушайте внимательно и дайте сигнал вашей карточкой.

Дидактическая игра: « День- ночь» 

Задание: Все учащиеся получают сигнальные карточки:  солнышко, луна. 

Послушайте внимательно и дайте сигнал вашей карточкой.

Упр.  «Времена года»

Разбираем сезоны и месяцы, их последовательность______________________________________

Упр. «Лента времени» (закрепляем материал)

Вспоминаем праздники, важные события (семейные дни рождения) и привязываем их к сезонам и месяцам. _______________________________________________________________________________

Упр. «Мини рассказ о смене времен года» (логически-поисковое задание, закрепление временных представлений и развитие гибкости мышления.)

Составь предложения о смене времён года, используя в предложениях признаки  времен  (отрабатывается понимание, что за чем следует и одновременно усваивается понимание слов: раньше, позже, сначала, потом, за, перед, между). Для рассказа можно использовать любые предметы в кабинете.

За весной следует ___________.

Перед осенью бывает ___________.

Между летом и зимой проходит__________

Июнь наступает после __________.

Раньше, в зимнее время ________.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Арт - терапия:  «Сезонные отличия», рисуем по признакам «Любимые времена года».

_______________________________________________________________________________________

Домашнее задание «Наши дни рождения» (закрепление материала)

Сделать презентацию из личных фотографий, сделанных в разное время года. С опорой на фотографии рассказать о событиях с воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. «Неделька»

Ребенку предлагается вытянуть ладошки в перед и на одной из них сжать 3 пальца, теперь у вас получилось 5 основных - рабочих дней недели (на 1 руке) и 2 дополнительных – выходных (2 пальца на другой руке). Закрепляем названия дней недели: 1 пальчик – понедельник, с него начинается неделя и т.д. ___________________________________________________________________________

Арт - терапия:  «Веселая неделька», ребенок обводит свою руку и раскрашивает каждый палец разным цветом в соответствии с эмоциями которые соответствуют дню недели соответствующему данному пальцу. Далее ребенок подписывает или говорит, какой палец соответствует какому дню недели, по порядку. _____________________________________________________________________

Упр. «Части суток»

Инструкция: психолог задает вопросы на которые ребенок отвечает.

Когда ты встаешь ?_______________________

Когда ты обедаешь? ______________________

Когда ты ложишься спать? ___________________

Чем ночь отличается от дня? ____________________

Сколько всего частей в сутках ты сейчас назвал? ______________

Дидактическая игра «День-ночь» (закрепление материала)

Инструкция: ребенку выдаются карточки с изображением луны и солнца. И зачитываются вопросы:

Дидактическая игра: « День- ночь» 

Задание: Все учащиеся получают сигнальные карточки:  солнышко, луна. 

Послушайте внимательно и дайте сигнал вашей карточкой.  

О каком времени суток говорится?

а). Я по небу гуляю

   Тускло землю освещаю.

   Скучно, скучно мне одной

   А зовут меня……..( луной).   ( сигнальная карточка – луна – ночь)

Я даю тепло и свет 

    Тучек рядом вовсе нет. 

    В речке я согрею воду, 

    Бежит купаться ребятня.    ( сигнальная карточка  солнышко - день). 

_______________________________________________________________________________________

Заключительная.

Маски” - заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотри, пожалуйста, на них внимательно и выберит себе то настроение, с которым ты уходишь сегодня с занятие и объясните “Почему?”.

_______________________________________________________________________________________

Подведение итогов занятий по теме:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на логопедических занятиях в начальных классах.

Сочетание формирования системно-деятельностного подхода и традиционных методик на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ...

Итоговое воспитательское занятие для начальных классов "Путешествие в страну Здоровья."

Способствовать формированию здорового образа жизни. расширению закреплению знаний о правилах личных гигиены. о здоровом питании . о пользе зарядки и закаливание....

Музейное занятие для начальных классов «Как жили и учились дети в войну»

Занятие разработано мной для использования в нашем школьном музее, руководителем которого я являюсь. Мы используем его в работе с 1-5 классами....

Внеклассное занятие в начальных классах "Осенние забавы"

Внеклассное занятие в начальных классах "Осенние забавы"...

Внеклассное занятие в начальных классах на тему «Губительная сигарета»

На доступных примерах рассказывается детям о вре­де курения....

Коррекционное занятие для начальных классов "Мозгопереключение"

Коррекционное занятие для начальных классов...

Коррекционное занятие для начальных классов "Мышлениум"

Коррекционное занятие для начальных классов...