Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»
проект по психологии

Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Школа №73» г. Нижнего Новгорода

Московского муниципального района Нижегородской области

Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска»

 «Дорогою добра»


https://4brain.ru/blog/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8.jpg

Составила: педагог-психолог ОО

Баландина М.Н.

Нижний Новгород, 2018 г

ПРОЕКТ

Тема: «Дорогою добра»

Автор проекта: педагог – психолог Баландина М.Н.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники: обучающиеся ОО «группы риска»

Время реализации проекта:1 неделя месяца

Актуальность:

Цель: Формирование и социально-личностных умений и действий в процессе учебной и социальной активности.

Задачи:
сформировать устойчивую мотивацию к развитию и совершенствования собственных черт и качеств характера

Повысить внимание к положительному и качественному взаимодействию с социальными группами (сверстниками, учителями, членами семьи)

Активизировать потребность в саморазвитии психологической культуры и знаний о человеке в обществе.

Планируемые результаты:

  • Сформировать социально-психологические значимые качества альтруизм, терпимость, гибкость, саморегуляция
  • Закрепит уважительное отношение к социальному окружению;
  • Получить знания и представления о социально-психологических умениях и действиях в общении с окружающими.

Этапы проекта:

Начальный этап:

  • Определение целей и задач;
  • Написание плана работы с обучающимися «группы риска»;
  • Подбор материала по данной теме;
  • Подбор информации для педагогов и семьи.

Основной этап:

Работа с обучающимися

Работа с детьми

Разработка и реализация практических занятий с обучающимися и повышению социально-психологической грамотности при взаимодействии с соц.группами (сверстниками и взрослыми)

  1. Занятие «Учимся активно слушать»
  1. Беседа «Что заметил? «хороший ли ты наблюдатель?
  1. Изготовление группой рисуночной фотографии «Мы вместе»
  1. Фото отчет «Улыбка для всех»

Завершающий этап:

Расслабление «Добрые дела: что подарить тебе?»

План деятельности по реализации проекта «Дорогою добра»

Дата проведения

Мероприятие

Ответственные

1.10.2018 г

Вводное Занятие «Учимся активно слушать» Памятка для обучающегося Гр «Развитие чувства  эмпатии и внимания к окружающим»

Баландина М.Н.

2.10.2018

Второе занятие: «что помогает стать ближе, умеешь ли ты дружить»

Баландина М.Н

3.10.2018

Беседа «Что я знаю о своем друге?»

Баландина М.Н.

4.10.2018

Изготовление группой рисуночной фотографии «Мы вместе» по укреплению соц сплоченности

Баландина М.Н.

5.10.2018

Фото отчет «Улыбка для всех»

Баландина М.Н.

10.10.2018

Расслабление «Добрые дела: что подарить тебе?»

Баландина М.Н.


Дети с трудностями в поведении или в обучении проявляют  большую активность и заинтересованность в общении со сверстниками, хотя и с друзьями и приятелями  нередко возникают острые конфликты.

Ни для кого не будет новостью, подчеркнув тот факт, что человек  - существо социальное. Человечество накопило огромный опыт по передаче и трансляции  своих мыслей, желаний и потребностей. На человека особо влияет наш простой человеческий язык, именно вербальное общение – служит инструментом для получения информации, знаний и обмена опыта.

Социально-коммуникативные навыки человека - это набор способностей, которые направлены на взаимодействие и общение между людьми, как вербально, так и невербально, с помощью жестов, языка тела и нашего выражения лица. Процесс овладения всеми этими инструментами - определяет показатель социализации человека (ребёнка). Те, у кого данные умения и способности развиты достаточно, обречен на успех и общее психологическое благополучие.

Зачем развивать социальные навыки?

Если вы еще не решили, стоит ли сфокусироваться на улучшении этой области своей жизни, вот список преимуществ, которые сможете получить.

Как выстроить хорошие отношения с людьми

Как только вы научитесь правильно общаться с людьми, то сможете выстраивать лучшие взаимоотношения с ними, а также создавать крепкую дружбу. Развивая социальные навыки, вы становитесь более харизматичным и начинаете привлекать других.

А не стать ли мастером коммуникации

Вы не можете обладать сильными социальными навыками без хорошо развитых коммуникативных способностей. Большинство ваших разговоров с людьми будут протекать и заканчиваться с большим удовольствием для обеих сторон. Каждое ваше сообщение будет принято именно так, как вы того и хотели.

Повысь свою эффективность

Человек, не умеющий общаться с людьми, притягивает к себе тех, кого он не очень любит. Он занят вечными склоками и ссорами и на него обращают внимание такие же.

С развитыми социальными навыками вы сможете вежливо избегать неприятных людей и станете притягивать приятных. Это повысит эффективность вашей жизни во многих областях.

Получи новые перспективы развития в обучении и самоподготовке

Сейчас самые прибыльные должности связаны с умением договариваться, вести переговоры, убеждать. Здесь нельзя никого обмануть: если вы не умеете общаться, это будет заметно уже на собеседовании. Большинство ребят ищут именно тех, кто умеет общаться и взаимодействовать в команде, способного мотивировать и вызывать энтузиазм.

Увеличите уровень счастья

Общественная изоляция и неумение грамотно выстраивать отношения напрямую влияют на ощущение счастья. Если ты можешь найти подход к каждому, если обладаешь способностью разрешать конфликты, то будешь прекрасно себя чувствовать в любом коллективе и наслаждаться каждым моментом.

Три фактора, которые лежат в основе социальных навыков

Некоторые составляющие лежат на поверхности - слова, язык жестов, поведение (обо всем этом мы поговорим позже). Остальные скрыты, влияют незримо, поэтому их также стоит учитывать.

Замечать

Любую социальную ситуацию можно как-то определить, потому что все они требуют разного рода поведения. Чтобы научиться это делать, важно замечать подсказки. Другими словами, определять контекст.

Например, заходя в класс, полную сверстниками, нужно стараться ответить себе на вопросы:

  • Обстановка дружеская или напряженная?
  • Здесь находятся мои друзья, близкие или незнакомцы? Кого больше?
  • Чем все занимаются?

Подсознательно мы так или иначе делаем это всегда. Без ответов вы можете ощутить себя «потерянными». С ними же важно уловить контекст и постараться гармонично влиться в учебный коллектив.

Еще одна подсказка: замечай реакции людей, особенно если все идет не слишком хорошо. Возможно, какие-то темы или вопросы совершенно неуместны. Твоё поведение может показаться остальным глупым или отталкивающим, если ты неправильно объясняешь себе происходящее.

Думать

После того, как ты заметил некоторые особенности, самое время подумать, что все это значит. Почему люди делают то, что делают? Они положительно или агрессивно настроены? Почему?

Думать - также означает предсказывать вероятные ответы людей и разработать эффективные стратегии, чтобы оказывать влияние на них.

Главная проблема многих состоит в том, что они неправильно истолковывают намерения людей. А это связано с неумелым использованием пункта один: замечать. Поэтому прежде чем начать думать и интерпретировать, достаточно наблюдайте.

Делать

Это значит начать взаимодействие с людьми в позитивном смысле. Если  ты пришел (ла)  в компанию, то не стоит томиться в одиночестве, ожидая что кто-то захочет с тобой заговорить или подружить. Действуй решительно, представляйся и начните диалог.

Методичное следование этим трем принципам сможет уберечь тебя от многих проблем, а также позволит повысить уровень социальных навыков. Если же ты проигнорируешь их или поменяешь местами (например, начнешь сразу действовать), то можете прослыть невежественным, неприятным человеком.

Научинай больше слушать

«Люди всегда забывают, что вы сказали или что сделали. Но они никогда не забывают, что вы заставили их чувствовать».

Майа Ангелоу

Эта рекомендация идет первой неспроста: пожалуй, это самая важная способность в общении, а значит и в деле развития социальных навыков.

Зачем вообще нужно слушать собеседника? Имеется четыре причины:

  • Получить информацию.
  • Понять точку зрения.
  • Насладиться беседой.
  • Научиться чему-нибудь.

Навык, которым нужно овладеть, называется активное слушание. ты предпринимаешь сознательное усилие, чтобы не только услышать слова человека, но, что более важно, понять суть его сообщения.

Если в самом начале тебе сложно концентрироваться на том, что твой собеседник говорит, повтори его слова про себя или вслух - это поможет сосредоточиться.

Обрати своё внимание

Покажи собеседнику, что слушаешь его:

  • Установи зрительный контакт.
  • Отложи в сторону все, что может отвлекать: телефон, мысли.
  • Не готовь мысленно опровержение его словам!
  • Считывайте язык тела собеседника.

Покажите, что слушаете

Используй собственный язык тела, чтобы передать свое внимание:

  • Кивай периодически.
  • Улыбайся и реагируй на слова мимикой и жестами.
  • Обрати внимание на свою осанку и убедитесь, что она демонстрирует открытость.
  • Поощряй говорящего продолжать.

Обеспечь обратную связь

Наши личные фильтры, предположения, суждения и убеждения могут искажать то, что мы слышим. Ваша роль как слушателя - понять, о чем идет речь.

  • Перефразируйте то, что говорит собеседник: «Правильно ли я понимаю, что…?».
  • Задавайте вопросы, чтобы уточнить некоторые моменты: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь…?».
  • Кратко суммируй услышанное: «Итак, как я понял…».

Не перебивайте

Конечно, имеются исключения, но все же исходите из того, что перебивать нельзя.

Улучшай вербальную коммуникацию

Это очень сложная тема и, теме не менее, можно изучить несколько основных принципов с тем, чтобы применять их уже сейчас.

Не забывайте о громкости и тоне голоса

Когда же ты говоришь слишком тихо или громко, это может поставить собеседника в неловкую ситуацию. Настройте громкость своего голоса в соответствии с окружающей средой.

Научитесь правильно начинать разговор

Начнай с чего-то универсального, а не личного, иначе некоторым присутствующим это может показаться оскорбительным. Ты не поверите: нет ничего страшного в том, чтобы заговорить о погоде. Эта тема интересует всех и хорошо выполняет роль стартера разговора.

Держись подальше от подстрекательных тем

Тебе может показаться, что главное - разговорить человека. И если он общается с тобой, значит все идет хорошо. На самом деле, главное - заставить его почувствовать себя хорошо рядом с тобой. Острые темы моментально находят отклик, только потом вас запомнят, как человека, который испортил настроение.

Научись вежливо заканчивать разговор

Вместо того чтобы резко вставать и неловко прощаться, постарайся быть вежливым. Сообщи, что у тебя есть дела, извинись и уйди.

Улучшайте невербальную коммуникацию

При помощи невербальной коммуникации информации порой передается больше, чем при помощи слов.

Обращай внимание на язык своего тела

Да, язык тела может сказать многое. Особенно в большой компании. Мозг человека каждую секунду бессознательно анализирует каждый твой жест и мимическую единицу, чтобы выяснить - друг ты или нет, хотите обидеть и причинить вред или настроены дружелюбно и открыто.

Во время диалога прежде чем ответить на реплику собеседника, передай часть сообщения при помощи осанки, зрительного контакта и мимики.

Наблюдай за тем, как люди себя ведут в социальных ситуациях

Следи за их осанкой со стороны и попытайся понять, что она передает. Наблюдай за позой, жестами и выражением лица. Подумай над тем, как ты можешь улучшить свой язык тела, чтобы располагать людей к себе.

Обращай особенное внимание на тех, кем восхищаетесь. Конечно, не нужно полностью копировать их поведение, чтобы не выглядеть нелепо, но к основным приемам обязательно прислушайся.

Искренне интересуйся собеседником

Это очень сложная задача в наш эгоистичный век. Тот, кто научится искренне интересоваться собеседником, мгновенно повысит уровень своих социальных навыков на несколько пунктов.

Сам(а) подумай: ведь вам нравятся люди, которые интересуются нами. Особенно, если не поверхностно, а пытаются понять тебя лучше. Это один из основных секретов общения. И да, искренний интерес невозможно подделать, тело вас выдаст. Поэтому совершите сознательное усилие и попытайтесь получить удовольствие от рассказов и ответов собеседника.

Тренируй эмоции

Удивительно, какими каменными мы становимся, когда оказываемся в новой компании. Спектр эмоций в таких ситуациях довольно ограничен: смех, грусть, страх, опасение. Мы так боимся общения с людьми, что выдаем на поверхность минимальное количество чувств.

Тренируй эмоции по алфавиту. Введите в поиске «список эмоций» и «примерьте» на себя новые состояния. Помните, что чем больше спектр, тем более комфортно вы себя будете чувствовать в любой компании.

Негативные эмоции также нужно тренировать. Это полезно, когда ваше настроение портится: тогда ты не станешь сразу гневаться, а будешь более сдержанным.

Проявляй эмпатию

Мы настолько зациклены на собственных эмоциях и проблемах, что показываем это словесно или при помощи языка тела. В некоторых случаях это важно, но чаще нужно сосредотачиваться на чувствах собеседника.

Мы испытываем тревогу, когда зацикливаемся на своих переживаниях. Она рассеивается, если проявить эмпатию и сфокусироваться на чем-то другом - и лучше всего на собеседнике.

Сложно волноваться, если ты вызываеешь человека на откровенный разговор о нем самом, проявляете заботу и уважение к его словам.

Лучшее, что может случиться практически в любой социальной ситуации - когда ты забываете о себе и полностью отдаетесь беседе. Эта привычка убирает застенчивость и стресс.

Практикуйся!

Сложно овладеть социальными навыками, если ты постоянно избегаешь людей. Да, поначалу будет неловко, ты будешь испытывать несколько болезненные эмоции, но со временем это пройдет.

К тому же ты наверняка знаешь, что развитие любых способностей в значительной степени зависит от практики. Проводите время с другими, пользуйся данными рекомендациями.

Не бойся встречаться с новыми людьми, беседуя с ними и узнавая их, ты развиваешь свою интуицию и постепенно начинаете эффективно строить связи с ними. Может возникнуть соблазн избежать социальных взаимодействий, особенно если ты не уверен в своих навыках, но, к сожалению, это лишь ухудшает умение общаться с людьми.

Веди себя уверенно

Социальные навыки и уверенность идут рука об руку. Помни, что нет ничего страшного в том, чтобы иметь другую точку зрения, не соглашаешься с собеседником. Будь увереным, но не высокомерны.

Выступай инициатором

Удивительно, но стоит проявить хотя бы немного смелости, как этот тут же придасттебе сил и уверенности. Это не значит доминировать над другими, а лишь пойти первым на контакт. Представляйся первым, задавай вопросы, делай предложения, интересуйтся мнением - все это покажет, что ты искусный и очень интересный собеседник.

Самые большие социальные страхи преодолеваются действием.

Поставь цель

Отсутствие цели в любой деятельности делает ее бессмысленной. Поэтому подумай, чего хочешь ты  от собеседника: получить удовольствие от общения, переубедить или изменить его точку зрения? Затем подбирай средства для этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"

Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"...

Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"

Материал содержмит  диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...

Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников

Школьная пресса выступает как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников. Создание номеров школьного журнала предполагает реализацию строго организованной программы взаимодействия ...

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ»

Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимо...