Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"
рабочая программа по психологии по теме

Курицын Александр Валерьевич

Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_gruppa_liderskie_navyki.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр диагностики и консультирования «РОСТ»
Новохорошевский проезд, д. 12 (499) 946-33-50

«Утверждаю»
Директор ЦДиК «РОСТ»
___________ А.Б. Гришанкова
«___» ___________ 2012 г.


Программа
«Лидерские навыки
»



Возраст детей 11-14 лет
Срок реализации программы – 10 занятий        




Автор – составитель:
Курицын А. В., методист,
педагог – психолог
высшей квалификационной категории

Москва, 2012
Содержание.

Пояснительная записка:……………………………………………………...3
введение (общее описание программы);…...………………………… ……3
актуальность программы;………………...………………………………… 5
особенность (новизна) программы;..………………………………………..6
цели и задачи программы;…………………………………………………...8
структура занятий;…………………………………………………………… 8
показания и противопоказания;..………………………………………….. 9
возраст  и количество участников;………………………………………...  9
сроки реализации программы, частота и продолжительность занятий 9
оборудование и материалы………………………………………………....   9
Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы…..………………………………………………………………………  10
Тематический план занятий………………………………………………..  11
План (ход) занятий ………………………………………………………….   12
Список использованной литературы……………………………………… 33
Приложения к занятиям ……………………………………………………  34




Пояснительная записка

Введение (общее описание программы)

    Программа групповых занятий «Лидерские навыки» предназначена для подростков в возрасте от 12 до 15 лет. Программа направлена на развитие лидерских качеств характера и навыков общения со сверстниками и взрослыми.

В процессе групповых занятий работа проводится по нескольким направлениям: развитие у подростков коммуникативной компетентности и навыков социальной адаптации в среде сверстников, психологическая помощь в снятии внутренних барьеров, препятствующих  эффективному взаимодействию, развитие лидерских качеств через развитие эмоциональной и морально-волевой сфер, через развитие положительного отношения к себе, повышение самооценки, самопринятия, развитие самоконтроля.
Групповая работа проводится в малых группах (6-9 человек), элементы программы и домашние задания также могут использоваться для работы с отдельными семьями или для работы с подростками индивидуально. Программа может проходить и в условиях большей группы, от 10 до 15 человек, но эффективность занятий в таком случае может быть ниже. Программа рассчитана на 8 занятий, которые проходят по 1 разу в неделю, в течение 1,5 часов.

      В основе программы “Лидерские навыки” лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей. Каждое занятие начинается с обсуждения домашнего задания, приветствия,  упражнения-разминки, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. Далее следует основой тематический блок, основная часть тренинга. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков в свободно-дискуссионной форме.

 После каждого занятия участники получают домашние задания. Каждое из занятий строится в соответствие с учебно-тематическим планом и посвящено определенной теме.

     Занятия в небольшой группе проводятся психологом для того, чтобы всем участникам группы уделялось достаточно внимания. В ходе тренинга подросток получает ту совокупность знаний о себе, которая в дальнейшем позволяет ему действовать в согласии с самим собой и убеждает его в том, что многое в его жизни зависит от него самого, а не от окружающих обстоятельств. Важные задачи тренинга: повышение ответственности  подростков, развитие их морально-волевых качеств характера, способности ставить цели (целеполагание), расширение их самосознания, представлений о себе.
    Тренинг лидерства способствует развитию способностей  подростков, необходимых для того, чтобы быть успешным в социуме, социально адаптированным и готовым к взрослой жизни. Под лидерскими способностями мы имели ввиду нижеперечисленные:

 - способности нести ответственность за свою жизнь, свое поведение, не перекладывать ответственность на окружающих людей и события;
- способности руководить другими людьми, сверстниками, организовывать совместную деятельность, вести их за собой, увлекать, заинтересовывать делом, идеей, иметь авторитет в компании сверстников;
-  способности ставить цель, планировать этапы ее достижения и достигать их;
-  способности слушать собеседника, быть эмпатичным, понимать чувства других людей;
- способности сохранять уверенность в себе в различных ситуациях, контролировать себя в разных ситуациях;
- способности планирования своего времени, выделения приоритетных дел из всех текущих, все успевать делать – и учиться, и общаться и отдыхать;
- способности понятно и четко доносить свои мысли до окружающих людей,
- развитие рефлексии, осознание своих сильных и слабых качеств характера;
- способности произвести приятное впечатление при знакомстве, развитие эффективной самопрезентации;
-  способности убеждать собеседников, развитие поведенческой гибкости в общении, ораторских способностей;
-  способности понимания собственных эмоций и осознание их воздействия на собственное поведение;

Актуальность программы

      Подростковый возраст - основной период в жизни человека, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Основные задачи в подростковом возрасте (по И. В. Дубровиной) состоят в развитии:

умения оперировать гипотезами, переходить от частного к общему и, наоборот строить умозаключения, делать на их основе выводы;
рефлексии, как интеллектуальной (умение делать предметом анализа собственную мысль, анализировать собственные способы умственной
деятельности), так и личностной (умение размышлять о своих личностных качествах, делать предметом анализа собственное «Я»);
мотивационной сферы, способов регуляции поведения, эмоциональных состояний, воображения;
умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;
умения находить формы и способы дружеского, избирательного общения;
умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, физического «Я» как меняющегося и развивающегося.
    Стремление к общению со сверстниками становится особенно интенсивным и оказывает наибольшее влияние на развитие личности подростка в 12— 14-летнем возрасте. Таким образом, именно групповой психологический тренинг в данном возрасте оказывает особую эффективность на развитие личности подростка, его характера, самоотношения, мотивации, жизненных ценностей и т.д. Актуальность программы обуславливается еще и тем, что подростку бывает зачастую легче проговорить свои проблемы и удачи со сверстниками, чем с родителями и другими взрослыми.  B.C. Мухина отмечает характерные для большинства подростков трудности переходного возраста, которые проявляются в тревожности и неуверенности подростка в себе, повышенной сензитивности и т.д.

      Мы понимает под термином “лидерство” 2 значения:
1) отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений;
2) способ воздействия  на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Выделяют бытовой тип лидерства ( в семье, в классе, в учебной или досуговой группе и т.п.); соц. тип лидерства (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т.п.); политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Важной задачей подросткового возраста является формирование социальных моделей поведения, которое может происходить через развитие лидерских способностей.

       В программе используются различные формы работы, происходит чередование разных видов деятельности (разминка, дискуссия, ролевая игра, двигательные упражнения и т.д.), чтобы подросткам было интересно посещать данные занятия, познавать себя, развивать свои лидерские качества и преодолевать неуверенность в себе.

Особенность (новизна) программы

Важной особенностью программы является то, что она проходит интерактивно, в процессе живого общения, игр, при выполнении упражнений, психодраматических разыгрываний, в диспутах и т.д. Каждое занятие включает в себе разминку, упражнения на взаимодействие участников друг с другом, упражнения на обратную связь, дискуссию по теме занятия. Еще одна особенность программы – домашние задания, которые способствуют усвоению темы занятия и развивают самосознание подростков и их лидерские качества, способствуют улучшению коммуникации между подростками и родителями. Большинство домашних задания предполагается выполнять вместе с родителями, если подростку такая помощь от родителя необходима.
В качестве особенности программы можно также упомянуть разделение занятий на две части. В первой части большую роль играет ведущий тренинга, который “задает” тему занятия, темп, проводит упражнения, задает инструкции к ним, рассказывает истории, т.е. “активизирует” группу. Во второй половине деятельность носит свободно-дискуссионный характер и роль ведущего сводится к минимуму (к фиксации мнений участников тренинга), а активная роль переходит к подросткам, которые делятся своими мыслями, чувствами, соображениями, новым опытом, которые вызвало у них занятие, размышляют, спорят друг с другом, занимают лидерскую позицию в группе или не занимают ее и др.

Цели и задачи программы

Цель:

1.   Создание психолого-педагогических условий  для развития лидерских качеств и коммуникативных способностей  подростков, необходимых для успешной социальной адаптации при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1) Развитие способности самовыражения подростков в творческой форме, в игре,  в деятельности, в общении;
2) создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
2)
 развитие эмоциональной и морально-волевой сферы подростков

 (способности понимать чувства других людей и свои собственные, помогать, если попросят, способности  быть дружелюбным, терпеливым, уметь отвечать за свои слова и поступки, быть инициативным, понимать свои сильные и слабые стороны характера и т.д.)

3) Развитие коммуникативных способностей (навыков взаимодействия в группе, умение произвести приятное впечатление при знакомстве, умение слушать собеседника, убедить его в чем-либо, способности четко и понятно доносить свои мысли до окружающих и т.д.)
4) Развитие целеустремленности и ответственного отношения к своей жизни (способность ставить цели на будущее и достигать их, планировать способы достижения, способность планировать и упорядочивать свое время, фокусироваться на самом важном в данный момент (концентрироваться), умение расслабляться и отдыхать после  выполнения сложных дел, нести ответственность за свои поступки и т.д.)
4) Развитие “позитивного” самоотношения (формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах в различных ситуациях и т.д.)

Структура занятия

Занятие длится 90 минут, из которых 60 минут отводится 1 части, а 30 минут – второй части. В первой части большую роль играет ведущий тренинга, который “задает” тему занятия, темп, проводит упражнения, дает инструкции, рассказывает истории, т.е. активизирует группу. Во второй половине деятельность носит свободно-дискуссионный характер, и роль ведущего сводится к минимуму (просто фиксировать свободные мысли участников), активность переходит к подросткам.   Подростки во второй части делятся своими мыслями, чувствами, соображениями, новым опытом, которые вызвало у них занятие, размышляют, спорят друг с другом по теме дискуссии и т.д.
Показания и противопоказания
Программа показана всем подросткам в возрасте от 12 до 15 лет и носит развивающий характер. Имеются особенные показания, когда участие в программе ряду подростков особенно необходимо.
Особенные показания:

Неадекватная самооценка (заниженная или необоснованно завышенная самооценка у подростка), неуверенность в себе, подростковые комплексы.
Трудности в установлении и поддержании отношений со сверстниками и/ или взрослыми, недостаточное развитие коммуникативных способностей.
Подросток с чертами скрытого лидера, “неформальные”, “формальные” лидеры.

Противопоказания:

Ярко выраженное протестное поведение при отсутствии собственной мотивации у подростка на участие в программе.
Ярко выраженные психотические особенности личности подростка, наличие медицинского психиатрического заболевания.

Возраст и количество участников

В групповых занятиях участвуют подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Занятия проводятся в формате малой группы (6-9 человек), но могут проводится и в группе до 15 подростков.

Сроки реализации программы, частота и продолжительность занятий

Программа рассчитана на 8 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1,5 часов.

Оборудование и материалы

Тренинговый подростковый кабинет.
Видеокамера
Наборы ассоциативных карт “Saga” и “Personality”
Флип-чарт
Длинная веревка.
Листы ватмана, бумаги, фломастеры, маркеры, карандаши и т.д.
Несколько маленьких и больших мячиков различных форм и цветов.
Пачка соломинок для коктейлей
Магнитофон и музыка для релаксации.

Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы

Перед началом групповых занятий и после окончания с подростками проводится психологическое исследование с использованием методики «Я – лидер»
Е.С.Фёдорова; О.В.Ерёмина, Т.А.Мироновой (см. Приложение 1).

Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение вести за собой, стать организатором и вдохновенителем жизни в коллективе, управлять собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.

Вопросы доступны для понимания подростков данного возраста, имеется ключ с расшифровкой значений.

Перед первым занятием подростки заполняют анкету, повторное анкетирование проводится на последнем 8-м занятии.
Таким образом, с подростками, участвующими в программе “Лидерские навыки”, проводится входящая и исходящая диагностика, позволяющая судить об изменениях в области лидерских качества и оценить эффективность программы.

Учебно-тематический план программы “Лидерские навыки”

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство. Первое впечатление.

1,5

2

Я и окружающие меня люди. Тренинг групповой сплоченности.

1,5

3

Я и окружающие меня люди. Лидерство.

1,5

4

Лидер и его характер. Какой из меня лидер?
Я глазами группы.

1,5

5

Самооценка и отношение к себе. Тренинг уверенности в себе.

1,5

6

Лидерство и время. Учимся правильно использовать свое время, фокусироваться на самом важном.

1,5

7

Лидерство и способность ставить жизненные цели на будущее.

1,5

8

Завершение занятий.     Прощание с группой. Рефлексия.

1,5

                                                                                  ИТОГО:            12 часов

План занятий.

1 занятие
Тема: Знакомство. Первое впечатление.
Цель: знакомство подростков друг с другом, определение правил работы группы, обучение участников эффективным способам представления себя.

Ход занятия.
Знакомство. Время – 20 минут.
  Тренер рассказывает о цели занятий, предлагает всем участникам представиться по кругу, назвав свое имя. Тренер сам представляется группе, знакомится с участниками. На запоминание проводится упражнение “Имя - жест”.
Инструкция: “Сейчас каждый после того, как ты назовешь свое имя, постарайся показать любым жестом свой внутренний настрой, особенности характера. Далее по часовой стрелке следующий участник сначала повторяет имена соседей и их жесты, а затем должен представится таким же образом сам”
Определение правил работы группы.
Время – 20 минут.
  Тренер говорит о том, что в жизни обычно приняты различные правила, нормы, которые помогают существовать людям. Так, правила есть на предприятиях, где люди работают, в школе, где учатся дети. Правила обеспечивают нашу безопасность, помогают определить  границы дозволенного. В организациях правила регулируют отношения между сотрудниками, определют штрафные санкции за невыполнение правил охраны труда и проч. Определенные правила будут действовать и в нашей группе. Эти правила каждый член группы будет предлагать и группа будет решать, принимать их или нет. Далее по желанию подростки высказываются на заданную тему, предлагают свои правила, которые могут совпадать с нижеперечисленными правилами.
Правила группы:
Доверительный стиль общения
Общаться надо по принципу “здесь и теперь”
Персонификация высказываний
Стараться быть искренним в общении
Конфиденциальность происходящего в группе
Недопустимы непосредственные оценки человека.
 Правила “подписываются” всеми участниками после оглашения и дополнительного разъяснения тренера, на воображаемом листе бумаги подросток ставит свою подпись.
Релаксационный комплекс “Дыхание”.
Время – 10 минут.
Этот комплекс включает в себя работу с дыханием. Участники сидят на стульях в свободных позах. Объект внимания – собственное дыхание. Задание: дышать, прислушиваясь издалека; дышать, как будто подслушивая; дышать, входя в холодную воду; дышать, плывя против течения. Внимание остается только на дыхании. Ведущий дает установку: вас обливают холодной водой, вы дышите учащенно, ровно; тело погружается в теплую-претеплую воду, дыхание усиливается, ровное; вы дышите сильно и быстро, как будто пробежали пятикилометровый кросс. Вы дышите как верблюд, которые 5 суток не пил и бежит к водопою и т.д.
Упражнение “Ищу друга”.
 Время – 25 минут.
Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, маркеры, листы бумаги
Дается ведущим задание: в творческой форме приготовить объявление для информационной доски (сайта) с целью найти себе новых друзей. В этом объявлении может быть указана информация о себе, своих интересах, способностях в творческой форме, может быть, о тех требованиях,  которые вы предъявляете к будущим друзьям, какими качествами характера он должен обладать и т.д.
После 10 минутной работы над объявлением ведущий просит приклеить объявления/держать их в руках. В течение 3 минут участники знакомятся с объявлениями друг друга, определяют, какие объявления им особенно интересны и с кем из участников они бы хотели познакомиться получше. Ведущий затем переходит к дискуссии. Подростки обсуждают то, насколько тяжело было выполнять задания и определять свои потребности, какие чувства они испытывали при этом, о чем переживали, думали? Ведущий спрашивает, какое объявление, кроме своего, понравилось участникам больше всего, в чем его секрет. Несколько слов ведущего о способности самопрезентации, эффекте первого впечатления, наблюдения.
Самоотчеты.
 Время – 15 минут.
Что понравилось в занятии? Чего бы еще хотелось на следующем занятии? Что нового и интересного я узнал о себе? – проходит обсуждение в группе.
Тренер говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:
- по утрам по 3 минуты в день перед школой в зеркало говорить себе комплименты;
- учиться самостоятельно концентрироваться на своем дыхании, дышать глубоко, при состояниях стресса вспоминать о правилах дыхания (медленные вдох и выдох).

- найти в словарях определение термина “дружба”. Подумать, как человек выбирает друзей, что влияет на его выбор (какие факторы). Что означает фраза “настоящий друг”? Какими качествами характера должен обладать “настоящий друг”? Вспомнить стихотворения и песни о дружбе. Подумать на тему: “А какой я друг?”. При выполнении задания можно и нужно проконсультироваться с родителями или другими близкими родственниками

2 занятие
Тема: Я и окружающие меня люди. Тренинг групповой сплоченности.
Цель: расширение и углубление представлений подростков о самих себе, обучение навыкам самоанализа, создание климата психологической безопасности, развитие способности доверия группе, эмпатии, усиление групповой сплоченности.

Ход занятия.

Обсуждение домашнего задания 10 минут.

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие “Меняются те, кто…”. Время – 15 минут.
Группа сидит на стульях в кругу. Тренер стоит в центре круга, так как для него нет свободного места. Он – водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: ”Меняются местами те, кто в черных ботинках”. Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Водящий во время обмена должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Участник, оставшийся без стула, становится водящим.
Упражнение “Путаница”.
Время – 15 минут.
Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу. После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях и наблюдениях, появившихся в ходе упражнения: как они чувствовали себя “запутанными”, были ли неприятные ощущения при телесном сближении и проч.

Упражнение “Слепой и поводырь”. Время 25 минут.

Цель упражнения – способствовать развитию эмпатии, доверительности, установить доверительную атмосферу, в которой дети могли бы самораскрываться. Упражнение позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свои позицию (в классе, дома). При выполнении задания видны и лидеры, и ведомые.
Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь".

Инструкция "поводырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты/завязаны шарфом. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру
5.Свободное обсуждение понятий “доверие”, ”доверительность”, ”искренность в общении”.
 Самоотчеты. Время – 25 минут.
Тренер побуждает к обсуждению проблем доверия, спрашивает, что участникам группы мешает быть искренними с другими людьми, что помогает сохранять открытость и доверительность в общении с другими, как семья влияет на доверительность ребенка?
Самоотчеты. Что понравилось в занятии? Чего бы еще хотелось на следующем занятии? Что нового и интересного я узнал о себе? – проходит обсуждение в группе.

Тренер говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:

1) У каждого из нас есть заветная мечта или их может быть даже несколько. Ваши мечты отражают то, что доставило бы вам радость. Заведите Альбом мечты. Это может быть настоящий большой красивый Альбом или тетрадочка. Представьте, что у вас есть возможность реализовать все ваши мечты.   Кто-то мечтает научиться играть на саксофоне, но живет в глубокой и далекой деревне, в которой про такой инструмент даже и не слышали. Кто-то мечтает о переезде из маленькой 1 комнатной квартирке в большой 2 этажный дом. А о чем мечтаете Вы? Зарисуйте или вырежьте из журналов символы вашей мечты и наклейте.  При выполнении задания можно проконсультироваться с родителями или другими близкими родственниками, если вам такая помощь от них требуется.
2) Заведите журнал успехов. Когда вы только заведете Альбом мечты, заведите журнал успеха. На первой странице напишите от 5 до 10 пунктов, которым вы хотели бы научиться (например, хотите научиться готовить пиццу или играть на гитаре и т.д.), затем вырежьте из разных журнал или нарисуйте картинки-символы этих пунктов, которым вы хотите научиться. Каждый день Вам надо заносить в журнал успеха все вещи, которые удалось сделать для достижения хотя бы одного из  этих пунктов. Например, я хочу научиться делать красивые презентации на компьютере и завтра пойду к однокласснику поиграть, который разбирается в этом лучше чем я и может мне показать, как это можно  делать.
При выполнении задания можно проконсультироваться с родителями или другими близкими родственниками, если вам такая помощь от них требуется.

3 занятие
Тема: Я и окружающие меня люди. Лидерство.
Цель: расширение и углубление представлений подростков о самих себе, обучение навыкам самоанализа, создание климата психологической безопасности, диагностика лидерских способностей у участников группы, развитие лидерских качеств, эмоциональной и морально-волевой сфер подростков.

Ход занятия.

Вводные приветственные слова ведущего о теме занятия.

Обсуждение домашнего задания. 15 минут

Разминка с мячом. Упражнение “Комплиментик” Время – 5 минут.

Ведущий просит участников покидать друг другу мяч с комплиментом “Ты сегодня такой(ая) …”. Мяч хоть 1 раз должен побывать у каждого участника группы.

Упражнение “Геометрические фигуры”. Время – 10 минут.

Участники встают в круг с закрытыми глазами, руки участников сцеплены по цепочке друг с другом. Ведущий просит участников, не расцепляясь, сделать с закрытыми глазами из круга - треугольник, затем из треугольника  - квадрат. Разговаривать во время выполнения упражнения не запрещается. Никто из группы не должен расцепиться и упасть.

  Обсуждение сложностей при выполнении этого упражнения.

5. Упражнение “Без слов”. Время – 15 минут.
Участники во время выполнения упражнения не могут разговаривать. Ведущий дает ряд инструкций примерно следующего содержания: “Выстроиться всем в линию по росту от самого низкого до самого высокого”, ”Выстроиться всем по длине обуви – от самого маленького размера обуви до самого большого”, ”Выстроиться всем по цвету волос – от человека с самыми светлыми волосами до человека с самыми темными волосами”. Ведущий внимательно следит, кто из участников группы берет на себя лидерскую функцию.

Упражнение “Паутинка”. Время – 20 минут.
Ведущий ставит 2 стола на расстоянии примерно 1,5-2 метров друг от друга, длинной веревочкой создает паутинку. Задача группу, не касаясь паутинки, перебраться через нее с одной на другую сторону от столов. Можно помогать друг другу, т.к. в одиночку сложно будет перебраться. Группа выполняет данное упражнение.  

6. Обсуждение и самоотчеты. 25 минут

Затем следует обсуждение этого упражнения и упражнений “Геометрические фигуры”, ”Без слов”.  Кто брал на себя функцию лидера при выполнении упражнения. Почему Вы делали это? Были ли ситуации, когда лидер был неправ, как проходило взаимодействие, были ли ситуации, когда была конкуренция между участниками, конфликты, обиды. Как эти ситуации удавалось разрешать? и т.д.

   Самоотчеты. Что понравилось в занятии? Чего бы еще хотелось на следующем занятии? Что нового и интересного я узнал о себе? – проходит обсуждение в группе.

Тренер говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:

1) Используя библиографический метод, подготовить сообщение про человека, которого они считают “Настоящим Лидером” (это может быть наш современник или легендарная историческая личность из прошлого, известный полководец или  научный деятель, известный поэт, художник, реформатор и т.д.). Вы обязательно  должны прочитать его биографию, а затем подумать и написать 5 основных качеств характера, которые помогли стать ему “Настоящим Лидером”. Подумайте, как события, которые происходили с этим человеком, влияли на становление его как лидера и т.д. Подготовить каждому мини-сообщение(презентацию) того, кого они считают “Настоящим Лидером” в творческой форме (стих, представление в костюме, песня и т.д.) на 1 минуту для группы.

При выполнении задания можно проконсультироваться с родителями или другими близкими родственниками, если вам такая помощь от них требуется.

4 занятие
Тема: Лидер и его характер. Какой из меня лидер? Я глазами группы.
Цель: расширение и углубление представлений подростков о самих себе, обучение навыкам самоанализа, развитие лидерских способностей у участников группы, развитие эмоциональной и морально-волевой сфер подростков, развитие способности убеждения.

Ход занятия.

Вводные приветственные слова ведущего о теме занятия, о теме. С какими ожиданиями пришли участники группы? Время - 5 минут.
Обсуждение домашнего задания.
10 минут
Каждый подросток по очереди в устной творческой форме представляет своего “Настоящего Лидера” в течение 1 минуты так, чтобы наиболее полно раскрывать, почему же именно его персонаж  достоин такого звания - “Настоящий Лидер”. Важно стараться быть убедительным, уверенным в своем выборе, использовать различные аргументы. Далее участники тайно голосуют за наиболее понравившегося им по презентациям “Настоящего Лидера”. Обсуждение после голосования. Кто был наиболее убедителен в презентации? Почему Вы проголосовали за того или иного человека? И т.д.

        3. Релаксационный комплекс “Солнечные ванны”. Время – 5 минут.
Тренер просит всех занять удобное положение, можно сидя или лежа, закрыть глаза и прислушаться к его словам: “Вы сейчас оказались в совершенно пустынном месте, где нет никаких зданий, нет животных, людей, деревьев. В этой знойной пустыне есть кроме вас только солнечный круг. Лучики солнца припекают вас, расслабляют тело, мышцы, руки, ноги, внутренние органы. Солнце ласкает вас своим теплом и нежностью, окутывает вас пленяющим золотистым светом. Руки и ноги неподвижны, нет сил вставать, ходить. Дыхание ровное, спокойное. Голова освобождена от разных мыслей, есть только ощущение тепла в конечностях. Тепло окутывает ноги, равномерно распределяется по телу, ласкает руки, охватывает голову. Теплые солнечные лучи прибавляют вам бодрости, силы, энергии. Солнце дарит заряд активности и зарядка жизненной энергии. Пусть оно вас пока согревает теплом…”
      4. Упражнение “Ловля моли”.
Время – 5 минут.
Тренер указывает на одну из участниц игры, представляя ее как “хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли”. Далее ведущий предлагает всем “убить по 10 штук моли”, и демонстрирует “убивание” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головами участников, по вещами в помещении и т.д. Он побуждает всех членов группы принять участие в этом действии.
Цель упражнения – снятие напряжения у  участников после обсуждения темы “Настоящий Лидер”.
Упражнение “Расскажи мне обо мне”.
Время – 20 минут.
Предварительная подготовка ведущего:
 нарезать карточки из листов бумаги с личностными характеристиками “веселый”, ”ответственный”, ”аккуратный”, ”заботливый”, ”женственная”, ”задиристый” и т.д (см. Приложение к занятию 4)
Ведущий предлагает подросткам поиграть в интересную игру.
Инструкция: “Сейчас один из участников группы вытянет у меня карточку. Он станет водящим. На карточке написана какая-то личностная характеристика, например, добрый. Он зачитывает ее вслух, думает и вручает карточку с этой характеристикой тому из участников нашей группы, кому, на его взгляд, она наиболее подходит. Тот, кому ее вручили, становится следующим водящим и так далее”.
После упражнения - обсуждение. Справедливы ли характеристики, которые Вам были даны участниками? Какое у вас сейчас эмоциональное состояние после упражнения? Было ли сложно оценивать других, когда Вы были водящим? Какие характеристики из тех, что вам дали, являются характеристиками лидеров? Насколько хорошо я знаю участников группы и т.д.
Упражнение “Соломенная башня”. Время-
15 минут.
Необходимые материалы: соломинки для коктейлей (трубочки), скотч, листы бумаги (4 шт.), ножницы, клей, видеокамера
Участникам дается следующая инструкция: “Если никто из вас не возражает, это упражнение мы будем снимать на видеокамеру, а на следующем занятии проанализируем это упражнение. Сейчас вам необходимо будет всем вместе сделать как можно более высокую башню из соломинок и других подручных материалов. Это будет ваша групповая задача. Но у каждого из вас будет написана и еще его личная задача на это упражнение на карточке, которую он вытянет. Раскрывать свои личные задачи никому не разрешается. Действуйте!”. Раздаются карточки - личные задачи (см. Приложение к занятию 4). Ведущий следит за выполнением упражнения.
Самоотчеты. Что понравилось в занятии? Чего бы еще хотелось на следующем занятии? Что нового и интересного я узнал о себе? – проходит обсуждение в группе.

Ведущий говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:

завести Дневник Эмоций, куда записывать ежедневно свои переживания, эмоции, настроение. Особое внимание уделять описанию различных ситуаций, в которых я чувствую себя или очень уверенно, или совсем неуверенно и тревожно. Бывает так, что в компании сверстников, во дворе, я играю в футбол, и у меня это отлично получается, я знаком с технологией игры, я чувствую себя на высоте, уверенно, а в школе на уроках математики сижу как мышь, лишь бы не спросили и  чувствую себя очень неуверенно. Отмечайте в Дневник Эмоций все свои эмоциональные переживания в различных ситуациях на этой неделе.
Нарисовать свой портрет в лучах солнца, чтобы каждый лучик представлял ваше хорошее качество, и повесить на стену вашей комнаты. Утром обращать внимание на этот портрет и 5 раз повторить “У меня что задумано - все получится, я буду молодец!”

При выполнении задания можно проконсультироваться с родителями или другими близкими родственниками, если вам такая помощь от них требуется.

5 занятие
Тема: Самооценка и отношение к себе. Тренинг уверенности в себе.
Цель: формирование адекватной самооценки, повышение самоуважения, развитие уверенности в своих силах, в различных ситуациях, развитие мотивации достижения, осознание своих сильных и слабых сторон, осознание своей позиции в общении с другими людьми, развитие поведенческой гибкости в общении.

Ход занятия.

Вводные приветственные слова ведущего о теме занятия. С какими ожиданиями пришли участники группы? Обсуждение домашнего задания, трудностей, которые возникали при его выполнении. Просмотр видеофильма, снятого во время выполнения упражнения “Соломенная башня”. Обсуждение. Удалось ли группе решить свою коллективную задачу? За счет чего это удалось или не удалось? Кто взял на себя лидерские функции, были ли они (лидеры) убедительными в своих призывах. Как вели себя другие участники? Какие были еще личные задачи у участников? и т.д. Время - 20 минут.

Упражнение “Пантомима”. Время – 10 минут.
Упражнение развивает творческие способности подростков, способствует развитию уверенности в себе через психодраматическое разыгрывание.
Ведущий предлагает участникам поиграть в интересную игру: “Сейчас один из вас будет водящим. Остальные буду угадывать ту эмоцию, которую я ему загадаю. Тот, кто угадал эмоцию, будет следующим водящим”. Загадываются водящему следующие эмоции: “грусть”, ”гнев”, ”счастье”, ”веселость”, ”ярость”, ”печаль”, ”отчаяние”, “скука” и другие. Можно также загадывать после эмоций изображать участников группы.
4. Упражнение “Активное слушание”. Время –
10 минут.
Деление на пары. Ведущий просит быть предельно внимательным к своему партнеру, рассказывает об активном слушании. Инструкция: “Сейчас один из вашей пары в течение 3-5 минут будет рассказывать то, что в данный момент ему захочется вам рассказывать. Может быть, это будет эмоциональное отреагирование сегодняшнего дня, а может история про то, как вчера он возил свою собаку к ветеринару делать прививку. Ваша задача - не перебивать его, не усердствовать в задаваниях ему вопросов, а просто слушать внимательно, кивать, уточнять, быть расслабленным и понимающим слушателем. Затем вы поменяетесь ролями и в течение 3-5 минут сделаете то же самое.”
Обсуждение с подростками, сложно ли им просто слушать и в чем есть преимущества такого подхода. Разговор про уверенность в себе, влияние нашей самооценки на уверенность.

 5. Упражнение “Ассоциативные карты Sega и Personality”. Время – 30 минут.
Ведущий перед участниками раскладывает на листе ватмана ассоциативные карты. Ассоциативные карты в количестве 77+55=132 карточки с изображением лиц взрослых, стариков, детей, сказочных персонажей и т.д. Дается 1-е задание: “Вам предстоит выбрать из этих карточек ту, которая символизирует вас в настоящем. Вы смотрите на нее и думаете, что этот персонаж нарисованный очень на вас похож. Затем ваша задача – превратиться (стать)  этим персонажем, который вы выбрали и который нарисован на карточке, придумать легенду о нем, о его жизни.  В течение 5 минут после того, как вы выбрали, можно повзаимодействовать с другими персонажами в группе или не взаимодействовать, если у вас нет такого желания. 5 минут вы находитесь в образе-ассоциации”.
Далее следует 2-е задание: “Вам предстоит выбрать из этих персонажей того, на кого вы хотели бы быть похожи в будущем, ваш образ себя в будущем. Вы смотрите на карточку и думаете, я хочу стать таким же, как он(а). Затем ваша задача - превратиться в этот персонаж, который вы выбрали, придумать легенду о нем, его жизни.   В течение 5 минут после того, как вы выбрали, можно повзаимодействовать с другими персонажами в группе или не взаимодействовать, если у вас нет такого желания. 5 минут вы находитесь в образе-ассоциации”.

Самоотчеты.  

Что понравилось в занятии? Чего бы еще хотелось на следующем занятии? Что нового и интересного я узнал о себе? – проходит обсуждение в группе.

Ведущий говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:

дается задание нарисовать ситуацию/ситуации, когда ты испытываешь страх, а затем, подумав, что помогает Вам справиться со страхом, найти символы (картинки, значки), вырезать и наклеить на этот же листочек со страхами рядом. Например, я знал одного мальчика, которого в детстве укусила собака. Он после этого боится проходить рядом с собаками. Когда он видит собаку, у него начинает биться сердце сильно-сильно и потеют ладошки. Он нашел способ справиться со страхом- ему купили баллончик со слезоточивым газом, который он носит при себе и знает, что если опять какая-то собака на него выскочит, то он уж ей задаст жару и у него есть специальное средство.
2) задание: подойти за следующую неделю к 5, а лучше к 10 разным незнакомым людям разного возраста, профессией с любым вопросом (например, узнать, который сейчас час, или как пройти в кофейню), при этом устанавливать различные дистанции, наблюдать за их реакцией. Упражнение способствует развитию уверенности в себе. Задача также понаблюдать, как реагируют эти люди на вторжение в их психологическую зону.

6 занятие
Тема: Лидерство и время. Учимся правильно использовать свое время, фокусироваться на важном.
Цель: формирование адекватной самооценки, повышение самоуважения, развитие уверенности в своих силах, в различных ситуациях, развитие мотивации достижения, развитие способности контролировать свое время, планировать его, анализировать свою деятельность.

Ход занятия.

Вводные приветственные слова ведущего о теме занятия. С какими ожиданиями пришли участники группы? Обсуждение домашнего задания, трудностей, которые возникали при его выполнении. Время - 15 минут.
Упражнение “Импульс”.
Время – 5 минут.

Тренер приветствует участников группы, просит их всех встать в круг и взяться за руки. Далее он говорит о том, что все в мире взаимосвязано, как взаимосвязаны сейчас “мы”. Тренер просит всех закрыть глаза и начинает посылать “импульс”, нажимая на руку слева стоящего участника. Задача получившего импульс – передать его дальше так, чтобы тренер получил “импульс” самым последним. Далее тренер делегирует возможность пускать “импульс” другому участнику, который нуждается в поддержке группы и заявляет об этом вслух.

Ведущий говорит о ценности времени. Введение в тему занятия. Время – 10 минут.

Как часто в пятницу вы удивлялись, что вся неделя пролетела как один миг? Как часто, возвращаясь домой с работы, вы удивлялись, что, крутясь весь день в делах и жутко устав, вы так ничего существенного и не сделали? Как обидно бывает в сентябре замечать, что лето упорхнуло, не успев согреть вас? Время, пожалуй, одна из самых важных наших ценностей. Ведь если задуматься о важности 5 минут, так много сразу становится понятным. Они так долго тянутся, когда вы ждете встречи с любимыми, так моментально пролетают, когда эта встреча настает, пяти минут всегда не хватает студенту, готовящемуся сдать сложный экзамен, а уж в спорте доля секунды может одного сделать чемпионом, а другого всего лишь вторым. Мы все стремимся все успеть и везде попасть. Сегодня мы поговорим о том, как научиться контролировать свое время и правильно планировать задачи. Это и называется тайм менеджмент, упражнения по которому необходимо периодически выполнять для личностного развития.
Вопрос ведущего детям: “Хороший лидер умеет планировать свое время?”
Что мешает нам самим распоряжаться своим временем?”
Подростки дискутируют на эту тему.
Основные факторы, мешающие эффективно управлять временем:
1. Отсутствие четко спланированного рабочего дня. Это действительно мешает, так как порой мы просто хватаемся за все подряд и в итоге ничего не выполняем. Для этого обязательно нужно завести дневник планирования, в котором можно будет делать соответствующие записи. При этом не нужно записывать то, что вы просто не сможете выполнить. Достаточно указать средний, или вообще минимальный объем работ, при выполнении которого уже можно будет перейти к дальнейшему покорению вершин.
2.Постоянная нехватка времени. Обуславливается в первую очередь не только отсутствием времени, но и отсутствием должной концентрации на выполняемой работе. К примеру, если вы работаете постоянно за компьютером, не нужно полдня сидеть в контакте и периодически отвечать в аське на тупые сообщения типа «как дела?» или «что нового?» - просто возьмите и покиньте эти программы, успеете вы потом пообщаться со своими друзьями. Таким образом, вы сразу уже обнаружите, что работать станет намного легче.
3.Недоведение до логического конца. Вы часто бросаете дело, только успев его начать из-за лени? Нужно бросить все силы на выполнение поставленной задачи, в результате чего вы поймете, что на самом деле очень просто можно достичь желаемой цели.
4.Заваленность, захламленность окружающей обстановки. Не важно, где вы работаете – в офисе или дома, вам обязательно нужно постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте. Так вы не будете по полдня рыться в бумагах, а рядом ничего не будет призывать к безделью и беспорядку.
4. Упражнение “Хронометр”. Время –
5 минут.
Ведущий говорит, что у каждого из нас есть свои внутренние жизненные часы. У кого-то они спешат, у кого-то напротив идут медленнее. Дается задача, стоя так же в кругу с закрытыми глазами, расслабиться и чувствовать время, которое течет. Ведущий засекает по часам 1 минуту 15 секунд и спрашивает у участников, сколько времени прошло с момента начала упражнения. Обсуждение.
4. Упражнение “Коридор”. Время –
20 минут.
Инструкция: “Один из Вас сейчас будет играть роль директора крупного издательского холдинга.  Есть желающий? Директору  необходимо будет пройти "живой" коридор, в котором будут находиться все остальные участники группы. Директор уезжает на важное совещание в Мэрию, у него в запасе есть всего лишь 30 мин. Ровно через 30 минут автомобиль с водителем будет ждать его у подъезда. Вам нужно пройти из конференц-зала до своего кабинета, чтобы собрать бумаги и еще раз обдумать свою речь, но как раз на этом пути и находится  “живой коридор”, где каждый из участников что-то от директора хочет. Каждый участник “живого коридора” сейчас придумает, что он хочет от директора, придумает свою просьбу, предложение, а может даже требование. Например, Директора может встретить главный бухгалтер, который срочно просит подписать “зарплатные” ведомости и, если эти ведомости сегодня он не сдаст в кассу, то сотрудники издательства не получат зарплату и т.д.  Задача директора пройти «живой коридор» за 5 мин. не обидев всех этих людей и удовлетворив их настолько, чтобы они сошли с дороги. Задача участников коридора – постараться добиться от директора решения своего вопроса. Итак, начали!”
После выполнения упражнения, если у кого-то из участников возникло желание побыть директором холдинга, можно предложить ему стать директором школы и повторить ситуацию.
Далее с подростками происходит обсуждение следующих вопросов:
 
- Как успевать делать необходимое, например, учиться, и при этом оставить время на любимые дела (хобби)?
- Почему иногда нам сложно сказать “нет”? Мы считаем, что этим обидим человека и, отвлекаясь, забываем реализовать свои дела?
5. Ведущий рассказывает про принцип “Сначала  делаем главные – большие дела” и демонстрирует его.
Материалы: чаша стеклянная, 3- 4 лимона, манная крупа.
Инструкция:
Представьте, что чаша – это ваш день.  Берете стеклянную чашу, сначала выкладываете лимоны ( это символизирует большие и важные, ключевые дела), а сверху засыпаете манную крупу. Все отлично!
А теперь тот же объем манной крупы высыпаете в чашу, а сверху пытаетесь положить лимоны. Становится понятно, что лимоны, не помещаются в чашу. Вывод налицо – сначала “ключевые дела”, потом мелкие.
6. Упражнение “Дорога”. Время –
20 мин.
Каждому члену группы раздаются условия задачи. Собрав в командной работе все условия в единый маршрутный лист (см. Приложение), дается задание прочитать все условия задачи, написанные на карточках у каждого, построить схему-маршрут (дорогу), просчитать различные способы решения задачи и найти наиболее быстрый способ решения всех задачи Коли (за 95 мин)
Обсуждение. Что помогло справиться со сложной задачей. Какие мысли, чувства у участников группы? О чем их размышления?
Самоотчеты.  

Что понравилось в занятии? Чего бы еще хотелось на следующем занятии? Что нового и интересного я узнал о себе? – проходит обсуждение в группе.

Ведущий говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:

Ввести и начать работать с Планом Дела на День. Рекомендации раздаются подросткам (см. Приложение к занятию 6).
Ввести и начать работать с календариком Упущенных Возможностей (см. Приложение к занятию 6).

7 занятие

Тема: Лидерство и способность ставить жизненные цели на будущее.
Цель: формирование образа будущего, повышение самопринятия, самооценки,  самоуважения, развитие уверенности в своих силах в различных ситуациях, развитие мотивации достижения успеха.

Приветствие “Мои успехи”. Время – 10 минут.
Тренер приветствует группу и просит участников подумать о том, какие с ним произошли положительные перемены, появились ли какие-то успехи во взаимодействии с людьми, как изменилась самооценка. Далее по очереди участники делятся своими успехами, радостями, положительными изменениями, или говорят о том, что в их жизни ничего не меняется. Тренер сообщает, что скоро групповая работа подходит к концу, но еще пока есть время “что-либо договорить”, ”что-то доделать, что не получается”.
2. Релаксационный комплекс “Резонанс”.
Время – 5 минут.
Цель – освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений.
Упражнение выполняется стоя, можно ходить по комнате. Необходимо сконцентрировать внимание на собственном дыхании. Далее нужно попробовать “родить” звук, очень осторожно озвучить выдох, ощутить вибрации связок и резонаторов. При следующем выдохе отправить звук в потолок, попробовать достичь громкости звука. Далее попробовать представить рядом с собой объекты (животное, враг, родители) и направить звук в сторону этого объекта. При выполнении упражнения можно помогать себе массажем шеи. Нужно стараться не отвлекаться на других участников группы.
Упражнение “Мой мир будущего”.
Время – 25 минут.
Тренер раздает необходимые материалы:
клей, кисточки, пластилин, ножницы, цветную бумагу, краски, фломастеры, природные материалы (шишки, камушки и т.д).
После этого следует инструкция: “Сейчас в течение 20 минут вы на листах А3 в свободной творческой форме, используя свое воображение, строите, рисуете, лепите, творите свой мир будущего, который Вас будет окружать через 10 лет. Вы уже будете достаточно взрослыми людьми. Возможно, у вас уже будет семья. А может быть, и дети. А может быть, вы будете заняты организацией своего дела, бизнеса. Это будете решать вы сами. Итак, приступайте! ” После выполнения задания участники делятся своими планами, рассказывают о своем будущем через 10 лет.
   В
обсуждении акцент делается на тех “ресурсных” сторонах личности, которые помогут подростку справиться с жизненными неурядицами, препятствиями для реализации задуманных целей (возможность обратиться за поддержкой к ближнему, умение говорить “нет”, умение расслабляться, ощущать свою самоценность, быть гибким в поведении с другими, уметь убеждать, использовать аргументы и доказательства, уметь планировать свое время и т.д. )
Упражнение “Барьер”.
Время – 15 минут.
Тренер дает задание  акцентировать внимание участников на тех “барьерах” (плохих качествах) в своем характере, от которых они хотели бы избавиться в течение ближайшего времени, чтобы достичь своих целей через 10 лет. Участникам следует написать основные 2-3 “барьера” на табличках.  Далее участники встают в колонну, берут “барьеры” в руки. Водящий (участник) должен символически “избавиться” от своих “барьеров”, а именно: перелезть, прорваться через колонну, которая держит  его “барьеры” в руках. После прохождения этого испытания он должен сказать: “Я избавлюсь от…. (перечисление прорванных “барьеров”)”
Все участники поочередно делают упражнение.
Упражнение “Золотая рыбка”. Время - 10 минут.

Ведущий предлагает подросткам представить, что они поймали золотую рыбку и у них есть возможность у нее попросить исполнения двух желаний: одно желание личное (например, хочу в отпуск) и одно для работы/учебы (например, хочу, чтобы Иванов Саша решил за меня задачу).
Задает время на самостоятельную работу.
Далее ведущий выслушивает желания участников и записывает их на флип-чарт. Услышав желание, тренер комментирует его, обещая исполнение. Например, участник говорит: «Хочу машину», тренер отвечает: «Так тому и быть: иметь тебе «Оку» последней модели!» После опроса нескольких человек, тренер задает вопрос участникам озвучившим свои желания: "Поднимите руки те из вас, кто удовлетворен тем, что пообещала ему «золотая рыбка»? (скорее всего этих рук не будет)
Затем обсуждаются вопросы:
Часто ли каждый из нас ждет, что приплывет Золотая рыбка и нам исполнит все желания или что проблемы разрешатся сами собой? Или все-таки нужно потрудиться, чтобы мечты исполнились?
Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены именно так, как хотелось?
Групповая дискуссия и
самоотчеты “Как правильно ставить цели, чтобы их достичь?” (метод “мозгового штурма”). Ведущий рассказывает про пять критериев правильности формулирования цели: конкретность, измеримость, определенность во времени, достижимость и значимость.
Ведущий говорит о том, что занятие подходит к концу, дается домашняя мини-практика:

1)  написать пожелания на будущее участникам группы индивидуально каждому на отдельном листочке, можно подписываться, а можно и нет.
2) Используя “Линию жизни” (см. Приложение к занятию 7), каждому нарисовать себя в определенный период жизни (Я-сейчас, через следующую неделю, следующий месяц, следующий год, каким я буду через 5 лет? Под каждым рисунком написать цели, чтобы реализовать задуманный образ себя (ну, например, я рисую себя через год красивым юношей без лишнего веса. Моя цель – похудеть и через год весить на 10 кг. меньше. Я могу это сделать, занимаясь спортом, не есть после 6 вечера и т.д. Это будут мои средства для достижения цели.
Занятие 8. Завершение занятий.     Прощание с группой. Рефлексия.
Цели - обобщение опыта, полученного в ходе тренинговых занятий, в т.ч. развитие коммуникативных навыков, критического мышления, рефлексивных способностей, предоставление возможности договорить недосказанные слова участникам группы,
развитие способностей конструктивного взаимодействия, развитие рефлексии и позитивного отношения к себе.
Ход занятия.

Обсуждение домашнего задания. Время – 15 минут.

Участники презентуют свои “траектории” изменений и обсуждают пути достижения целей с учетом времени. Тренер корректирует “траектории”, учитывая реалистичность ситуации. Участники группы обмениваются мнением о целесообразности планирования как деятельности в целом: нужно ли “плыть по течению” или каждый сам “строит свою судьбу”?
Приветствие “Пожелания”.
Время – 10 минут.
Тренер приветствует участников, просит их  начать приветствие с пожеланий на будущее (домашнее задание). Участники зачитывают свои пожелания друг другу. После этого, каждого зачитавшего свои пожелания группа приветствует аплодисментами. Тренер напоминает, что сегодня последний день работы группы и у участников есть возможность еще немного побыть вместе “здесь и сейчас”
Релаксационный комплекс “Черничная полянка”.
Время – 10 минут.
Инструкция: “Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на черничную полянку. Представьте эту черничную полянку так, если бы она была на самом деле перед вами. Черника крупная, темно-синего цвета, она вокруг, она везде. Побудьте на этой полянке. Попробуйте чернику на вкус. Делайте на полянке то, что вы хотите делать, не стесняйтесь. Или ничего не делайте, просто побудьте там…”

Упражнение “Фура”. Время – 20 минут.
Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу в “фуру” мешки, складывая
 положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, те качества, которые помогут ему в общении с людьми. У отъезжающего есть право задавать вопросы по сказанным другими качествам. Тренер задает группе вопросы про качества, которые они складывают отъезжающему: “Каких качеств больше? Каких меньше? Почему?” Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по мешку в “фуру”.

Упражнение “Фотография на память”. Время – 10 минут.
Ведущий (“фотограф”) расставляет участников близко друг к другу. При этом каждый занимает определенное место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно так, рассказывает “историю этой фотографии”. После этого “фотограф” занимает заранее подготовленное место среди других участников.
Прощание “Договори недосказанное…”
 Время – 10 минут.
Тренер просит каждого участника сосредоточиться на своих ощущениях, мыслях и, осмотревшись вокруг, договорить недовыраженные эмоции и чувства, недосказанные слова кому-либо из членов группы. Можно сказать что-либо на прощание в круг.

Прощальные слова тренера, ”узелки” на память. Тренер прощается с группой, благодарит всех за плодотворную работу, делится своими чувствами в связи с окончанием занятий. Далее участники получают шерстяные веревочки и могут в индивидуальном порядке “завязать” узелок на память, сказать положительные слова кому они хотят. Чаепитие. Свободное общение.

 




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала.- СПб.: Изд-во “Речь”, 2003. – 60с.

Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ”Академия”, 2003 – 256с.

Максвелл Дж. 21 качество лидера. – Минск.: Попурри, 2011. – 224с.

Одинцова М. А. Я-целый мир. Программа развития личности подростков и юношества. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 208с.

Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999. – 192с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., изд-во Института психотерапии. 2002. – 490 с.

Шеффер Б. Законы победителей. – 5е изд.-Минск: Попурри, 2012. – 272с.







Приложение 1. Входящая и исходящая диагностика.

Методика «Я – лидер»
Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова.

Цель проведения: изучение операциональных и  коммуникативных умений учащихся, лидерских склонностей.
Инструкция по проведению опроса:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать  различные дела и особенностях вашей личности.
Я буду читать номер утверждения и самоутверждения, а вы должны записать в бланке ответов балл по шкале возможных ответов:

4 балла – полностью согласен
3 балла – скорее согласен, чем не согласен
2 балла – трудно сказать
1 балл – скорее не согласен, чем согласен
0 баллов – полностью не согласен».


Текст методики «Я – лидер»

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
Я знаю, как преодолевать трудности.
Люблю искать и пробовать новое.
Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
Все знакомые относятся ко мне хорошо.
Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде.
Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
Я хорошо планирую своё время и работу.
Я легко увлекаюсь новым делом.
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
Ни один человек не является для меня загадкой.
Считаю важным, чтобы те, кого организую, были дружными.
Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.
Для меня важно достижение цели.
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
У меня всегда всё получается.
Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решения, перебирая различные варианты.
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Я умею правильно подобрать людей.
В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
Я никогда не поступлю так, как другие.
Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
Я никогда не поступал так, как другие.
Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.
При организации дел я учитываю мнение товарищей.
Я нахожу выход в сложных ситуациях.
Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
Никто и никогда не испортит мне настроение.
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык с людьми.
Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Бланк ответов

А

 Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

СУММА=


=


=


=


=


=


=


=

А – умение исправлять
Б – осознание цели (знаю, чего хочу) – № 2,10,18,26,34,42
В – умение решать проблемы - № 3,11,19,27,35,43
Г – наличие творческого подхода - № 4,12,20,29,36,44
Д – влияние на окружающих - № 5,13,21,29,37,45
Е – знание правил организаторской работы - № 6,14,22,30,38,46
Ж – организаторские способности - № 7,15,23,31,39,47.


Сводная таблица результатов «Я – лидер».


№ п/пФ.И. ученикаУмение управлять собойОсознание целиУмение решать проблемыНаличие творческого подходаВлияние на окружающихЗнание правил организации работыОрганизаторские способности Искренность Общий балл, уровень123456789101112сред. балл по кл.уровень
«Д» - достаточный
«С» - средний
«Н» - низкий

        Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с учащимся.
Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей.

Уровень

Количество баллов

Достаточный (высокий)

16-20

Средний

11-15

Низкий

менее 10


Данные по классу (группе) представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.






ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к занятию 4. Упражнение “Расскажи мне обо мне”

веселый

красивый

добрый

Дружелюбный

открытый

честный

артистичный

Интеллигентный

прямолинейный

откровенный

мечтательный

стеснительный

возбудимый

умный

болтливый

сочувствующий

упрямый

любознательный

воспитанный

вежливый

скромный

храбый

сильный

идеальный

волевой

мужественный

женственная

трусливый

ленивый

человечный

гордый

честолюбивый

доверчивый

благородный

умеренный

искренний

активный

трудолюбивый

требовательный

исполнительный

эгоцентричный

общительный

совестливый

убедительный

подозрительный

привередливый

творческий

жизнерадостный

высокомерный

спокойный

самоуверенный

рассеянный

забывчивый

грустный

оптимистичный

боязливый

юморной

равнодушный

прозорливый

заводила

смешной

опекающий

медлительный

красноречивый


ПРИЛОЖЕНИЕ к занятию 4. Упражнение “Соломенная башня”
ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ (раздаются на карточках):
- Будь лидером в группе!
- Сиди тихонько и не высовывайся
- Контролируй, чтобы все материалы для башни остались на своих местах
- Припрячь осторожно клей, пока никто не видит
- Старайся сделать так, чтобы никто не ссорился, будь миротворцем!
- Когда группа будет делать упражнение, старайся, чтобы было весело. Шути!
- Максимально анализируй, кто при выполнении упражнения выполняет какую роль, кто есть кто?
- Тебе предоставляется свобода выбора: можешь тихо отсиживаться во время выполнения упражнения, или взять инициативу в свои руки, или анализировать, кто какую роль выполняет или быть миротворцем. Будь тем, кем ты хочешь!

ПРИЛОЖЕНИЕ к занятию 6. Упражнение “Дорога”
Тема: Лидерство и время. Учимся правильно использовать свое время, фокусироваться на важном.

Условия задачи (для разреза на карточки)
- Дорога от дома Коли до Парка составляет 5 минут
- Дорога от парка до дома Костика составляет 15 минут
- Добираться от дома Коли до дома Костика нужно 30 минут
- Дорога из парка до химчистки 10 минут на транспорте
- Дорога от дома Коли до Химчистки 15 минут
- Дорога от Коли до дачи бабы Тони 30 минут пешком
- Надо идти 10 минут от дачи бабы Тони до химчистки
- От дома Кости до дачи бабы Тони всего лишь 5 минут времени
- От Костика до химчистки на дорогу надо потратить всего 10 минут
- Прямой дороги из Парка до дачи бабы Тони нет, надо идти только через Химчистку или дом Коли или через Костика
- Задачи Коли на сегодня: погулять с собакой в парке, сдать белье в Химчистку, съездить к бабе Тоне за пирожками, забрать у Костика PSP своего старшего брата
- Прогулка в парке с собакой не должны быть меньше 10 минут
- 5 минут уходит в Химчистке на оформление заказа
- У бабы Тони обязательно надо побыть не менее 10 минут, чтобы ее не обидеть
- Мама Кости приготовила вкуснейшие котлеты, надо провести у них 20 минут.









ПРИЛОЖЕНИЕ к занятию 6. Домашнее задание
Тема: Лидерство и время. Учимся правильно использовать свое время, фокусироваться на важном.
КАЛЕНДАРИК УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом,  календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место.

После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги».  

ПЛАН НА ДЕНЬ

План на день – еще один удобный инструмент в управлении времени, но к которому школьники прибегают нечасто.

ПЛАН НА ДЕНЬ

Время

занятость

отметка о выполнении

  8.00-13.00

уроки в школе

 +

15.00-16.00

игра на компьютере

 +

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

 +

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

 -

19.00-20.00

прогулка с братом

 -

21.00-22.00

сборка модели

 +








Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним для ребенка:

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть.
2.  
Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен.
3.
Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу?
4.
Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора,  начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор
5.
Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:
Учебные дела,
Полезные дела, – помощь по дому
Свободное время.
Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).
6.
После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»
7.
Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…
Ответь для себя на ряд вопросов:
Все ли из запланированного я сделал?
Что мне не удалось сделать? Почему?
Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…
Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными  делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.
8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

ПРИЛОЖЕНИЕ к занятию 7. Домашнее задание “Линия жизни”.



Цель –



Как я смогу достичь целей -
(какие буду использовать средства)









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»

Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников....

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...

Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников

Школьная пресса выступает как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников. Создание номеров школьного журнала предполагает реализацию строго организованной программы взаимодействия ...

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ»

Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимо...