Проблемы выбор профессии
материал по психологии (9 класс)

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

Выбор проффессии то о чем многое учащиеся начинают с 8-ого класса, а к концу 9-х или 11-х классов подростки уже во сновном имееют представления кем они хотят быть в дальнейшем. Я предлагаю ВАм ознакомится с теми ошибками которые восновном допускаются подростками при выборе своей професиии; данный материал поможет ВАМ определится  с выббори и будет полезен не только учащимся, но и их родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ошибки при выборе профессии115.14 КБ

Предварительный просмотр:

             Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека, при этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю вашу судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от товарищей и в чем сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он – человек, способный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...»

Времена и социальные обстоятельства, как нетрудно заметить, частенько меняются – это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

5. Отождествление школьного учебного предмета с профессией.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

6. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность учителя по химии – это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

7. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое озвучит диктор на телевидении.

Огромен риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а, следовательно, возникнут безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем – предвестник спада.

8. Устаревшие представления о характере труда в сфере производства.

Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

9. Профессия, обещающая большие деньги.

На самом деле оказывается, что выбираемая профессия не только что-то обещает, но и требует немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе», принимая информацию у своих брокеров на биржах из разных часовых поясов. Как результат постоянный стресс, недосыпание…

10. Неумение и нежелание разбираться в своих личностных качествах.

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, психологи, родители, учителя, друзья. Полезными могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информации надо относиться критически, как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию, а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

11. Незнание, недооценка своих физических особенностей при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики – сердце.

12. Незнание основных действий при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:

анализ предложений на рынке образования; анализ спроса на рынке труда; объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема выбора профессии в современных условиях

Выбор профессии на сегодняшний день является первоочередной задачей которую необходимо решать в средней школе....

Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

Тренировочный тест для подготовки к ГИА...

Test 10 Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

тренировочный тест для подготовки к ГИА...

План- конспект урока по немецкому языку в 9 классе по теме: «Проблемы выбора профессии»

Цели:1.Формирование навыков монологической и диалогической речи по теме «Выбор профессии».2.Воспитаниеуважения к любому труду, к людям труда.3.Формированиеактивной жизненной позиции учащихся....

Проблема выбора профессии

Материал по профориентации со списком профессий различных сфер деятельности, кратким описанием, требованиями к профессиям и где можно работать по ним....

Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации детей.

Материалы стенда для родителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации.Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание ...

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся.

Материалы стенда для учителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации.Как помочь ученикам минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание...