Психологическая классификация профессий.
план-конспект занятия по психологии (8 класс)

Разработка дляурокапрофориентации, Необходимо провести тест Климова,Классификация профессий и обработать его. После чего в презентации даны характеристики и психологические особенности людей с разными классификациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_professiy.doc45.5 КБ
Office presentation icon klassifikatsiya_professiy_otkrytyy_urok.ppt471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионально-ориентированный классный час

 на тему:

«Психологическая  классификация  профессий».

Цель: познакомить учащихся с психологической классификацией профессий, определить с помощью тестирования тип темперамента учащегося.

План занятия:

1.Тестирование

2.Типы профессий

2.1.Человек – природа

2.2.Человек – техника

2.34.Человек – знаковая система

2.4.Человек – художественный образ

2.5.Человек – человек

                                                 Ход урока

Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводная часть:

Сегодня у нас с вами итоговый урок по курсу «Профессионального самоопределения». На прошлом уроке вы выполнили и обработали опросник Е.А.Климова «Как выбрать профессию».

На этом уроке мы с вами рассмотрим структуру психологической классификации с разных позиций, определим какой тип профессии присущ вам. Сделаем выводы: подходит ли вам данная классификация профессия?

Сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа, и тема урока «Психологическая классификация профессий».

Наша задача в течение урока определить ваши стремления, каким видом деятельности вы будите заниматься,  составить опорный конспект, который отразит самые важные моменты.

Тестирование.

Опросник Е.А.Климова «Как выбрать профессию».

Цель – выявить тип стремления к определенному виду деятельности.

Инструкция – при выполнении данного теста необходимо из пары видов деятельности выбрать один вид «а» или «б». Если не нравится ни то ни другое, выбрать по принципу «меньшего зла». Но выбор должен быть сделан в любом случае. В тесте 20 пар вопросов, записывайте номер пары и проставляйте букву.

Основная часть.

В классификации профессий традиционно выделяют пять типов  профессий:

Человек – природа;

Человек – художественный образ;

Человек – человек;  

Человек - знаковая система;

Человек - техника

Человек – природа.

Объекты труда:

1.животные, условия их роста, жизни;

2. растения, условия их произрастания.        

Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);

б)выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

в)проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования: развитое воображение, наглядно-образное мышление, наблюдательность, хорошая зрительная память, терпение, настойчивость, готовность работать в трудных погодных условиях, в грязи и т.д.

Человек – техника.

Объекты труда: технические устройства: машины, механизмы, аппараты, станки, приборы, материалы, виды энергии.

Большинство профессий этого типа связано:

1) создание, монтаж, сборка технических устройств;

2) эксплуатация технических устройств (оператор);

3) ремонт технических устройств (слесарь).

Психологические требования: хорошая координация движений,      точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.

Человек – знаковая система.

Объекты труда:

информация в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Профессии связаны с переработкой информации разного типа:

1)тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, телеграфист, наборщик);

2)цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3)чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог,

чертежник, геодезист);

4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор)

Психологические требования: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания, хорошее распределение и переключение внимания, точность восприятия, усидчивость, терпение, логическое мышление.

Человек – художественный образ.

Объекты труда:

  1. художественные объекты;
  2. условия создания художественных объектов.

Большинство профессий связано:

1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр);

3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр).

Психологические требования: художественные способности, развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память, творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Человек – человек.

Объекты труда:

человек, взаимодействие между людьми.

Большинство профессий связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, тренер);

2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5) с защитой общества и государства (юрист, инспектор, милиционер, военнослужащий).

Психологические требования: коммуникабельность,         доброжелательность, отзывчивость, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, умение слушать, развитая речь, умение убеждать, знание психологии людей.

Рефлексия урока:

Итак, мы с вами рассмотрели пять типов психологической классификаций профессий, изучили свои особенности, определили объекты труда, их психологические характеристики, и теперь мы можем сделать вывод, что же включает в себя правильный выбор профессии? Помогут ли вам ваши знания сделать верный выбор и почему? (ответы уч-ся)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая классификация профессий

Слайд 2

План занятия 1 .Типы профессий 1.2.Человек – природа 1.3.Человек – техника 1.4.Человек – знаковая система 1.5.Человек – художественный образ 1.6.Человек – человек 2 .Тестирование

Слайд 3

Типы профессий Художественный образ техника Знаковая система природа человек человек

Слайд 4

Человек - природа Объекты труда: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится: а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б)выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); в)проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). Психологические требования: развитое воображение, наглядно-образное мышление, наблюдательность, хорошая зрительная память, терпение, настойчивость, готовность работать в трудных погодных условиях, в грязи и т.д.

Слайд 5

Человек - техника Объекты труда: технические устройства: машины, механизмы, аппараты, станки, приборы, материалы, виды энергии. Большинство профессий этого типа связано: 1) создание, монтаж, сборка технических устройств ; 2) эксплуатация технических устройств (оператор) ; 3) ремонт технических устройств (слесарь) . Психологические требования: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Слайд 6

Человек – знаковая система Объекты труда: информация в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Профессии связаны с переработкой информации разного типа: 1)тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, телеграфист, наборщик); 2)цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3)чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор) Психологические требования: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания, хорошее распределение и переключение внимания, точность восприятия, усидчивость, терпение, логическое мышление.

Слайд 7

Человек – художественный образ Объекты труда: художественные объекты; условия создания художественных объектов. Большинство профессий связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр); 3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр). Психологические требования: художественные способности, развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память, творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Слайд 8

Человек - человек Объекты труда: человек, взаимодействие между людьми. Большинство профессий связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, инспектор, милиционер, военнослужащий). Психологические требования: коммуникабельность, доброжелательность, отзывчивость, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, умение слушать, развитая речь, умение убеждать, знание психологии людей.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.

В данной  работе приводится анализ материалапо классификации профессий с соотвествующими методиками исследования у обучающихся предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности. Пр...

Буклет Пять проектов на будущее! (Классификация профессий)

Буклет в помощь социальному педагогу по профориентационной работе...

Классификация профессий Климов

Презентация расскрывающая классификацию профессий по Климову Е.А....

Урок по теме : "Классификация профессий"

Урок по теме " Классификация профессий"...

Классификация профессий.

Знакомство с миром профессий. Различие понятий "специальность" и "профессия"....

Буклет "Что такое профессия? Классификация профессий".

 Профессия-это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Очень важно ребенку объяснить, почему на земле так много разных профессий, для чего люди учатся и работают, зачем нужен...