Тренинг "КАК Я РАЗРЕШАЮ КОНФЛИКТЫ"
методическая разработка по психологии

Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и причинами его возникновения.

 

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с понятием «конфликт»;
  2. Выявить причины возникновения конфликтов;
  3. Проанализировать личный опыт рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kak_ya_razreshayu_konflikty.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Сахалинский политехнический центр №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинг  «Как я разрешаю конфликты»

Разработал:

О.Д Леонова,

педагог-психолог.

пгт. Тымовское

Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и причинами его возникновения.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с понятием «конфликт»;
  2. Выявить причины возникновения конфликтов;
  3. Проанализировать личный опыт рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную ситуацию.

Оборудование: карточка с цифрой 6, маркеры (фломастеры), ручки,  листы бумаги А3, стенд «Конфликт», карточки для выполнения задания «Конфликт для меня - это…», ладошки с высказываниями, карточки с ситуациями.

Ход занятия

I. Организационный этап

1. Приветствие. Здравствуйте, я рада вас всех видеть на нашем занятии. Поприветствуйте своего соседа как лучшего друга.

2. Правила тренинга. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют.

- в ходе занятия может говорить только один человек;

- говорить можно в круг, а не шептаться с соседом;

- стараться участвовать во всех упражнениях;

- соблюдать временной регламент;

- делиться только своими впечатлениями, что мы узнаем друг о друге обсуждаем только в группе.

3. Ожидания и опасения. На большом листе записывают в две колонки ожидания и опасения участников занятия, связанных с данным мероприятием.

4. Упражнение «69». О чем мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете после этого упражнения. Ведущий вызывает 2 добровольцев.   

Два человека встают напротив друг друга. Между ними кладем карточку, на которой написано 6.

- Что написано на карточке? Докажите, что вы правы.

- Что произойдет, если они не договорятся?  (ссора, конфликт)

- «Конфликт» - это тема нашего занятия. 

II. Основной этап

1. Упражнение «Ассоциации на слово конфликт»

- А что такое конфликт?  Можно ответить одним словом, запишите его на листочке.  Ответы детей прикрепить на доску.

Ведущий зачитывает все, что написали дети, благодарит участников за активную работу, подчеркивая, что  нам вместе удалось дать определение.

- Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?

(Высказывания обучающихся.)

- Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

- Как часто происходят конфликты в вашей жизни?

- С кем чаще всего вы ссоритесь?

(Высказывания обучающихся.)

2. Мозговой штурм: «Почему люди ссорятся?»

Работа в подгруппах по 3-4 человека.

- Почему люди ссорятся?

Примерные ответы обучающихся:

Люди не понимают друг друга.

Не владеют своими эмоциями.

Не принимают чужого мнения.

Не считаются с правами другого человека.

Пытаются во все доминировать.

Не умеют слушать других.

Хотят умышленно обидеть друг друга.

Каждая группа представляет выполненное задание.

3. Упражнение «Я в конфликтной ситуации»

- О чем мы думаем, когда вступаем в конфликт?

- Что мы чувствуем, когда вступаем в конфликт?

- Как мы действуем в конфликте?

Ответы обучающихся.

КОНФЛИКТ - ЭТО

Чтобы создать целостный внутренний образ, обучающимся предлагается, пользуясь таблицей, составить и написать фразу: «Конфликт для меня — это…» Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения. Фраза строится по алгоритму: (Приложение 1)

«Конфликт для меня — это… (ассоциация), когда я думаю, что… (мысль), когда я чувствую… (чувства) и действую как… (стратегия поведения)».

Обучающиеся зачитывают свои фразы.

Обсуждение упражнения: Кто после этого упражнения испытывает негативные эмоции, чувствует себя некомфортно?

Избавьтесь от них. Обучающимся предлагается написать на листочке, смять и выбросить в общий кулек.

Ведущий: Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?

(Высказывания обучающихся)

4. Теоретический блок

Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Конкуренция – ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно  затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Избегание – ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, сохраняется.

Сотрудничество – ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Приспособление – этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

Ведущий: все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными.

5. Упражнение «Ситуации»

Обучающиеся разбиваются на пять групп, в которых проходит проигрывание ситуаций с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс.

Ситуации (Приложение 2)

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

После обсуждения в группах обучающиеся рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение.

6. Упражнение «Ладошки» 

Ведущий прикрепляет на доске солнышко, которое улыбается. Человек более успешен и счастлив, когда он улыбается. А улыбаться вы будете чаще, если научитесь конструктивно решать конфликтные ситуации и будете выполнять некоторые правила поведения в конфликтных ситуациях.

Обучающиеся выбирают ладошки, на которых написаны правила поведения в конфликтных ситуациях, зачитывают и прикрепляют их к солнышку.

Записи на ладошках:

  • Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.
  • У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение другого.
  • Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении спорных вопросов.
  • Сохраняйте лицо. Гнев, злоба и крик его испортят.
  • Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.
  • Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
    Уважай чувства других людей.
    Любую проблему можно решить.

III. Завершающий этап

1. Рефлексия. Подходит к концу наше занятие. Поделитесь своими мыслями и чувствами, скажите, что запомнилось.

2. Подведение итогов. Возвращаемся к листу с записанными ожиданиями и опасениями.

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Подтвердились ли ваши опасения?

Приложение 1

КОНФЛИКТ – ЭТО

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

ссора

меня хотят обидеть,

страх

я убегаю

война

унизить

обида

я уступаю

спор

меня хотят
оскорбить

раздражение

я подавляю

борьба

 

напряжение

я иду

состязание

меня подавляют

тревога

на компромисс

схватка

надо мной хотят
посмеяться

злость

Я ищу
сотрудничества

КОНФЛИКТ – ЭТО
     

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

ссора

меня хотят обидеть,

страх

я убегаю

война

унизить

обида

я уступаю

спор

меня хотят
оскорбить

раздражение

я подавляю

борьба

 

напряжение

я иду

состязание

меня подавляют

тревога

на компромисс

схватка

надо мной хотят посмеяться

злость

Я ищу сотрудничества

                                                                                                               Приложение 2


1. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

2. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

3. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

4. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

5. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды преподаватель заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"

НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....

Как разрешать конфликты?

Шаги преодоления конфликта. Профилактика ситуации конфликта. Интересно и очень полезно для всех....

Педагог и проблемы школьной дисциплины. Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Актуальность проблемы школьной дисциплины,  методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Умение избежать конфликта как одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Рассмо...

классный час на тему: "Учимся разрешать конфликты"

Классный час основан на решении проблемы повышения сплочённости класса. Помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупре...

Классный час « Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта....