Проблемы адаптации учащихся 5-х классов
консультация по психологии

Барабанова Екатерина Викторовна

Проблемы адаптации учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_adaptatsii_uchashchihsya_5-h_klassov.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Из начальной школы в основную.

Проблемы адаптации учащихся 5-х классов»

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Причины медленной адаптации в 5 классе:

1.Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба. Дети вступают в новую период своей жизни- подростковый возраст. Он связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность за порогом класса и школы.

          Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками

в начале учебного года

          Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

          Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку*, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек»

некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

          1. Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

          2. Дети не знают по именам новых учеников – на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

          3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

          4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

          Меры, способствующие организации работы в классе:

          1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу ("переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);

          2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

          3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

          4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

          1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений,

          2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

          3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

          4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

          а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

           здороваемся стоя;

           не перебивать ни учителя, ни ученика;

           поднятая рука – сигнал о вопросе или ответе;

           опоздания не допускаются;

          б) организация учебного процесса:

           наличие необходимых учебных пособий;

           соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

          в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

           проявлять уважение друг к другу;

           звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

          5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель-предметник.

          6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

          7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

          8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

          Это лишь возможные варианты. Их реализация, конечно, зависит от условий конкретной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка

Переход  учащихся из начального в среднее звено школы-одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5 классе- один из трудных периодов школьного обучения. Состояние детей в...

Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"

Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....

Адаптация учащихся 5-х классов

Адаптация  учащихся 5-х классов - http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/361-.html...

Адаптация учащихся в пятом классе

Адаптация учащихся в пятом классе...

Доклад " Проблема адаптации учащихся 5 класса к урокам русского языка.

адаптация к средней школе -сложный этап в жизни пятиклассников. В моей работе - предложения , каксделать этот процесс менее болезненным....

Проблемы адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене

В статье описаны затруднения, с которыми могут столкнуться учащиеся в начале обучения в пятом классе, а также освещены осбенности личностного развития детей в этом возрасте. Авторы  считают, что ...

Буклет «Рекомендации учителю по проблеме адаптации ребёнка в 1 классе»

Буклет «Рекомендации учителю по проблеме адаптации ребёнка в 1 классе»...