Статья "Особенности проявления эмоционального выгорания преподавателей"
статья по психологии

Горлова Олеся Геннадьевна

Статья содержит информацию об особенностях эмоционального выгорания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО.

Горлова О.Г.

ГБПОУ  «Арзамасский коммерческо-технический техникум»,

 Арзамас, Россия.

gorlowa.olesya2014@yandex.ru

Изучены особенности проявления синдрома эмоционального выгорания преподавателей учреждений СПО. Предложены направления психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального  выгорания, факторы стресса.

Профессия учитель относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По данным социальных исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность педагогов вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Преподаватели учреждений СПО также не остаются в стороне. Работа с подростками, многие из которых относятся к разряду «трудных», приводит педагога к состоянию изнеможения и истощения.

Симптомы эмоционального выгорания знакомы многим педагогам. Это и потеря интереса к изначально любимой работе, и немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к студентам, коллегам, и утрата мотивации, негативные установки по отношению к своей работе, и, как следствие, снижение эффективности работы, ее интереса, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка, усиление агрессивности, пассивности, чувства вины.

Не замечать проблему эмоционального выгорания крайне опасно. Накопившись, она может привести человека к депрессии, результатом которой станут попытки избавиться от работы: сменить профессию, отвлечься любыми доступными, как правило, саморазрушительными способами. Снизится уровень результативности профессиональной деятельности. Соответственно пострадают воспитанники, которые, как никто другой, требуют к себе пристального внимания в этом возрасте.

Проблему исследования синдрома эмоционального выгорания достаточно активно изучают в современной психологии, где представлено несколько подходов к проблеме (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, О.А.Кожевникова и др.).

Познакомившись с разными подходами и исследованиями, я решила обобщить опыт работ разных авторов и сделала свои выводы об особенностях проявления синдрома эмоционального выгорания, наблюдая за педагогическим составом своего учебного заведения. В исследовании приняли участие 30 человек – педагогов в возрасте от 25 до 49 лет.

К стрессовым факторам, которые приводят к синдрому эмоционального выгорания я отнесла следующие: недостаток времени при большом объеме работы, конфликтные отношения с руководством, неопределенность роли преподавателя, недостаток профессионального развития и потеря квалификации, отсутствие учета мнения работников в процессе принятия важных решений, неудовлетворенность жизнью в целом, неверие в свои силы, наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, низкий уровень саморазвития, большой стаж научно-преподавательской деятельности.

Также я заметила, что чаще всего синдром «эмоционального выгорания» развивается к 40 годам -пику такого биологического состояния здоровья, когда возникает риск серьезного заболевания или несчастного случая. Были случаи, когда «выгорают» молодые специалисты и «новички» при нереалистичных ожиданиях относительно профессии. Семейные работники демонстрируют меньшие уровни «выгорания». Женщины более уязвимы, чем мужчины.

Это лишь некоторые особенности проявления эмоционального выгорания преподавателей учреждений СПО, которые мне удалось отметить.

Стало ясно, что оставлять без внимания проблему эмоционального выгорания в нашем учебном заведении небезопасно. Необходим поиск основных ориентиров организации и содержания психологической помощи педагогам с признаками эмоционального выгорания.

К основным организационным условиям для психологической помощи педагогов я бы отнесла следующие:

1) создание благоприятного социально-психологического климата;

2) условия для профессиональной самореализации, прежде всего, возможности участия в управлении образовательным учреждением, условия для максимально полного раскрытия своих профессиональных возможностей и условия для повышения квалификации и развития;

3) мотивирование и стимулирование.

Важно проводить  информирование о сущности, механизмах и проявлениях эмоционального выгорания и профессионального стресса, а также большое внимание уделять профилактике СЭВ. Если влияние стрессогенных факторов на педагогов СПО не будет превышать критический уровень, то значит, стрессогенные факторы не будут провоцировать дезорганизацию и трудовых процессов, и личностных качеств.

Только комплексный подход способен  решить проблему эмоционального выгорания  преподавателей любого учебного учреждения. Заниматься этой проблемой нужно тщательно и пристально, потому что педагоги – это люди, которые, передавая свой опыт и знания, формируют личность,  мировоззрение, жизненную позицию  своих подопечных.

Список литературы

1.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

2.Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – С. 162-170.

3.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2006. – 210 с.

4.Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. – Т. 12. – Серия: Психология, педагогика, философия. – 2012. - № 3. – С. 83-87.

FEATURES OF MANIFESTATION OF EMOTIONAL  BURNOUT  OF THE COLLEGES’ TEACHERS.

Gorlova.O.G.

Arzamas commercial technical college, Arzamas, Russia.

gorlowa.olesya2014@yandex.ru

Features of manifestation of burnout syndrome which teachers of colleges have. The directions of psychological assistance in the syndrome of emotional burnout.

Key words: the syndrome of emotional burnout, factors of stress.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Профилактика эмоционального выгорания преподавателей и студентов

Профилактика эмоционального выгорания преподавателей и студентов - презентация к докладу, Семинар классных руководителей....

Проявление сондрома эмоционального выгорания педагога, его коррекция и профилактика

Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно,       что психологическое здоровье...

Доклад на ЦМК Синдром эмоционального выгорания преподавателя

Доклад на ЦМК Синдром эмоционального выгорания преподавателя...

Специфика проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте, и ...

Проект Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп

Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту – здоровье это ,чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжени...