Антистрессовая аптечка для педагогов
консультация по психологии

Адыг-оол Чинчи Хертековна

Антистрессовая аптечка для педагогов

МБОУ Тээлинская СОШ им В.Б.Кара-Сала

        У вас, конечно, есть дома аптечка – коробка или ящик для хранения необходимых лекарственных препаратов и предметов санитарии. А почему бы вам не завести дома ещё одну «аптечку» - блокнот или папку на вашем рабочем столе в компьютере для записей подходящих способов самозащиты от нервно-психических нагрузок и стрессов? Её можно назвать антистрессовой. В наше беспокойное время без такой «аптечки» не обойтись. Надеюсь, что немалую часть её содержимого составят практические упражнения, собранные в этой статье.
        В наше время всё чаще и чаще стали говорить и писать о таком явлении, как «профессиональное выгорание». Отечественные психологи занялись рассмотрением этого вопроса сравнительно недавно, а вот за рубежом данным вопросом занимаются уже практически 25 лет. 
        Занимаясь любым видом деятельности, человек испытывает нервно-психические нагрузки. Их объём может быть различным, в зависимости от исполняемой работы. В настоящее время выявлено, что наиболее подвержены синдрому психологического выгорания люди, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми, то есть это работники социальной сферы, в том числе педагоги. Педагогическая деятельность насыщена различного рода факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Исследователи А.К.Маркова, Л.М.Митина, М.М. Рыбакова и другие к напряжённым ситуациям педагогической деятельности относят:
        

  • Ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т.д.).
  • Ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения (расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в детском саду и т. д.).
  • Ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание со стороны родителей к воспитанию детей).


Неудивительно, что педагоги, как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует три стадии процесса выгорания: 

  1. I стадия – педагоги, работающие от трёх до пяти лет (симптомы: забывание, повышенная раздражительность, утомляемость);
  2. II стадия - педагоги, работающие от 5 до 15 лет (симптомы: снижение интереса к работе и интересу к общению);
  3. III стадия - педагоги, работающие от 10 до 20 лет (происходит процесс личностного выгорания. Симптомы: полная потеря интересов, постоянное отсутствие сил и нежелание общаться и видеть кого-либо).


        Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, разработал методику для выявления синдрома профессионального выгорания.  Данная методика даёт объёмную характеристику личности, подробную картину синдрома и позволяет наметить меры профилактики и психокоррекции.

Направления профилактической работы:

  • Просвещение;
  • Диагностика;
  • Коррекционно-развивающий этап (формирование навыков психо-эмоционального состояния).


К первому этапу – просветительскому относится информация по данной теме, которая может преподносится как в устной , так и в письменной форме.

Ко второму этапу – диагностическому, относят методики, с помощью которых можно выявить уровень тревожности (Айзенк), нервно-психическую устойчивость, межличностные отношения в коллективе, способность к самоорганизации.

И к коррекционно-развивающему этапу относят коррекцию межличностных отношений в коллективе, формирование коммуникативных навыков, формирование навыков психорегуляции, повышение уверенности в себе.

        В нашем  учреждении уже традиционными стали «Часы психологической разгрузки», которые проходят один раз в месяц. Педагогам даются теоретические и практические знания по проблеме эмоционального выгорания. 

Главными задачами таких занятий является:
сохранение психологического здоровья участников учебного процесса;
- развитие навыков самопомощи;
-обучение способам использования собственных ресурсов и саморегуляции эмоционального состояния;
- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения;
- поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности; 
- снижение негативных переживаний, трансформация их в положительные эмоциональные состояния. формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Для достижения целей и полного раскрепощения педагогов, на занятиях используется различный материал: кисти, краски, пластилин, восковые и обыкновенные мелки, глина. Занятия обязательно проходят под музыкальное сопровождение.
        Вашему вниманию хочу предложить одно из таких занятий, его можно использовать всё полностью в работе с коллективом, а можно воспользоваться только какими-либо отдельными упражнениями.
        Для занятия понадобятся: кисти, краски, баночки с водой, альбомные листы, бумага для записей, бланки тестов, музыкальное сопровождение.


Ход занятия:

        Ведущий рассказывает участникам тренинга о том, что: длительность занятия 2 часа без перерыва; цели и задачи предстоящей работы; правила работы в группе.

Правила.

 Время работы группы 2 часа, без перерыва.

  1. Выход из группы вне пределов здания не допускается;
  2. Во время обсуждения говорить от своего лица (о себе, о своих чувствах), избегать обсуждений;
  3. Все что мы делаем, построено на ситуации «здесь и сейчас»;
  4. Каждый член группы принимает участие во всех упражнениях, заданиях.. Отсиживание в стороне не допускается.


Знакомство.
Упражнение «Назови свое имя»


Инструкция: Упражнение выполняют в кругу. Каждый предлагает назвать имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени.

Разминка.
Упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто...»

Инструкция: Участники садятся в круг. Водящий стоит в центре круга. (Первым водящим выступает ведущий). Стоящий в центре круга, предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например: «Поменяйтесь местами все те, кто любит мороженое», - и все, кто любит мороженое, должны поменяться местами. При этом ведущий должен успеть занять одно из мест, а тот, кто останется без места, становится ведущими. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

        Первый блок упражнений.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Инструкция.

Начните с плавного вращения глазами - два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдалённом предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный по близости.Нахмурьтесь, напрягая около глазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз.

Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд - назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.


2. Упражнение «Снятие мышечного напряжения».
Инструкция. Сядьте на стул в удобной позе, так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь себя поднять вместе со стулом — оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.

3. Упражнение «Дыхание на счёт 7-11».
Инструкция. Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте от семи при вдохе и до одиннадцати при выдохе.
        Второй блок упражнений.
Цель. Снизить эмоциональное напряжение.
Содержание.
1. Упражнение «Достижение состояния покоя».
Инструкция. Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании любого предмета в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств - только созерцание.

2. Упражнение «Поплавок в океане».
Инструкция. Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие ещё возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

3. Упражнение «Прогулка».

Инструкция. Закройте глаза. Представьте, что вы отправляетесь на прогулку в какое-нибудь красивое место, позвольте себе спокойно идти в том направлении, куда ведут ноги, не задумываясь ни о чём, не рассматривая что-либо специально.
Позвольте окружающему миру «войти» в вас, ощутите соприкосновение с ним, свою сопричастность к нему. Прогулка заканчивается. Можно открыть глаза.

 Третий блок упражнений.

Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Содержание.
1. Упражнение «Я в лучах солнца».
Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чём думали, когда записывали то или иное своё качество.
2. Упражнение «Я в общении с другими» (педагоги заполняют
бланк с заданиями, приложение 2).

Инструкция. Проанализируйте своё общение с людьми. Отметьте, что в нём было позитивного (за последнюю неделю, месяц); в каких ситуациях общения вы испытывали недовольство собой (за последнюю неделю, месяц).

 Часть 3. Заключительная.

Цель. Углублять позитивное эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятий.

Содержание.
1. Упражнение «Осознание своего дыхания».
Инструкция. Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». Следите за ритмом дыхания. Воздух входит в вас и выходит. «С-с-с». Спросите себя: что я чувствую, когда я так дышу? Что происходит во мне? Делайте это упражнение так долго, как сможете.
2. Упражнение «Настроение» (повторение второго упражнения
из первой части).
3. Тест «Самооценка эмоционального состояния». Педагоги заполняют бланк, оценивая своё эмоциональное состояние в конце занятия (приложение 1).

Приложение 1
Самооценка эмоционального состояния
(Я. Уэссман, Д. Рикс).

Задание. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас.

Шкала «Спокойствие - тревожность».

10.Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не
волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен, чувствую себя
непринуждённо.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Я чувствую себя более
или менее непринуждённо.

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного
встревожено.

4. Переживаю некоторою озабоченность, страх, беспокойство
или неопределённость. Нервозен, волнуюсь, раздражён.

3. Значительно не уверен. Весьма травмирован
неопределённостью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведён страхом.

1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган
неразрешимыми трудностями.

Шкала «энергичность - усталость».

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплёскивается
через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия,
сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в действии.

7. Чувствую себя очень свежим. В запасе значительная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.

5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

4. Довольно усталый, апатичный. В запасе не очень много
энергии.

3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.

2. Ужасно утомлён. Почти изнурён и практически неспособен к
дейетвию. Почти не осталось запасов энергии.

1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.


Шкала «Приподнятость - подавленность».

10. Сильный подъём, восторженное веселье.

9.Очень возбуждён и в очень приподнятом состоянии.
Восторженность.

8.Возбуждён, в хорошем расположении духа.

7.Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6.Чувствую себя довольно хорошо - «в порядке».

5.Чувствую себя чуть-чуть подавленно - «так себе».

4.Настроение подавленное и несколько унылое.

3.Угнетён и чувствую себя несколько подавленно. Настроение
определённо унылое.

Шкала «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности».

10.Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать всё, что
захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих
свершениях.

8.Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои
перспективы хороши.

6.Чувствую себя довольно компетентным.

5.Чувствую, что мои умения и способности несколько
ограничены.

4.Чувствую себя довольно неспособным.

3.Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.

Приложение 2.

Позитивное в моём общении с окружающими людьми.

За последнюю неделю. 

За последний месяц.

 Ощущение недовольства собой в общении с окружающими людьми.

За последнюю неделю.
За последний месяц.

В заключении, хочу добавить, что прежде чем заниматься психологическим здоровьем, профилактической и коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере, нужно научить педагогов контролировать своё эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления, создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе.



Список используемой литературы.
1. Перлз Ф. Опыты психологического самопознания / Ф. Перлз. - М., 2006 г.

2. Рахматшаева В. А. Грамматика общения / В. А. Рахматшаева. - М.: Семья и

школа, 1995 г.

3. Шрайнер К. Как снять стресс / К. Шрайнер. - М., 1994 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_antistressovaya_aptechka.docx0 байтов

Предварительный просмотр: