«ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТРАЛЬНУЮ СТРАНУ»
план-конспект по психологии

Новикова Ольга Владимировна

Коррекционно-развивающее занятие по социально-эмоциональному развитию детей для обучающихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz_putesh_v_teatral_stranu.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по социально-эмоциональному развитию детей

(для обучающихся начальных классов)

                «ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ТЕАТРАЛЬНУЮ  СТРАНУ»

Цели: обобщить знания детей о чувствах; создание возможности для самовыражения, преодоление барьеров в общении, снятие напряжения, овладение навыками сотрудничества.

Задачи:

- закрепить умение детей узнавать и различать основные эмоции  (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие);

- показать умение детей чувствовать и понимать других;

- показать умение детей изображать настроение мимикой и жестами;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать внимание, память, речь, мышление детей;

- создать положительный эмоциональный фон в группе;

- воспитывать  дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива.

Словарная работа: театр, режиссер, артист, настроение, правила дружбы.

Материал: письмо;  загадки о сказочных героях;  маски с эмоциями;  фотографии с эмоциями детей; пиктограммы - смайлики; видеоролик  «Притча о добре»;  маска - добра; ТСО (проектор, слайды, магнитофон); аудиозапись музыки.

Предварительная работа:  разработка  конспекта занятия;  проведение игр, упражнений, этюдов по теме; разучивание сценки «Зимовье зверей», заучивание стихотворений;  изготовление масок, пиктограмм и оформление зала.

Ход занятия:

1. Приветствие

Педагог-психолог: Здравствуйте, друзья! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие. В начале нашей встречи подарим свои улыбки и частичку своего сердца друг другу и поздороваемся.

Педагог-психолог:

- Ребята, а вы были в театре?

- Как вы думаете, что такое театр? (ответы детей)

- Кто управляет спектаклями? (режиссер)

- Кто играет в спектаклях роли? (артисты)

- Скажите, а вы бы хотели сами стать артистами?

- Сегодня к нам в школу-интернат пришло необычное письмо от режиссера театра «Театральная страна».  Давайте его откроем и прочитаем (открывают письмо и читают все вместе).

Читает письмо:

     Здравствуйте дорогие ребята! Я режиссер театра «Театральная страна». Много лет наш театр всем детям планеты показывал интересные, добрые, поучительные спектакли. Дети очень любили бывать на наших спектаклях. Однажды злой волшебник «Кара-бара-бас» напустил на нашу страну туман и заколдовал все спектакли. Помочь могут только дети, которые умеют дружить, понимать и помогать друг другу. Для этого необходимо выполнить задания сказочных героев. Прошу вас, помогите нашей «Театральной стране».

                                            С уважением режиссер театра «Театральная страна».

Педагог-психолог:

- Дети, вы умеете дружить, понимать, помогать друг другу и выполнять задания? (Да).

   Превращаемся в артистов и отправляемся в «Театральную страну» к сказочным героям.

   Закроем глазки и представим, что мы с вами летим над полями, над морями, над сказочными лесами (включается волшебная, сказочная мелодия).

- Открывайте глаза, посмотрите, у нас все как в настоящем театре есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.

- Давайте представимся, как вас зовут.

Упражнение “Артист, артист Дима, а ты…”

Ребенок произносит фразу. Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает:

«А, ты?» и т. д.

Педагог-психолог: Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля  артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

Упражнение для губ и языка:

Встаньте, выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!

«Дудочка» - сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».

«Улыбка» - улыбнемся широко.

«Чашечка» - широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки».

 «Лошадка» - вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Орешки» - закроем рот, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.

«Часики» - двигаем кончиком языка из одного уголка рта в другой (как часовую стрелку). (Педагог оценивает выполнение упражнений.)

Упражнения на развитие дикции:

Скороговорка

«Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке» (произнести грустно, весело, сердито).

2. Основная часть

Педагог-психолог:

- Отгадаем загадки и узнаем сказочных героев, и какие задания нам помогут расколдовать спектакли.

Первая загадка.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки…

(Маша и медведь)

Задание от Маши и медведя.  Вспомните, ребята «Правила дружбы»

Педагог-психолог:

- Дети, вы знаете правила дружбы? (Да)

- Давайте вспомним и назовем правила. Продолжите предложение:

1. Дружба начинается, если умеешь улыбаться;

2. Дружба начинается, если умеешь играть вместе;

3. Дружба начинается, если умеешь уступать другому;

4. Дружба начинается, если умеешь говорить добрые слова;

5. Дружба начинается, если умеешь делиться игрушками;

6. Дружба начинается, если умеешь прощать другого;

7. Дружба начинается, если умеешь придти на помощь;

8. Дружба начинается, если умеешь быть вежливым;

9. Дружба начинается, если умеешь делать подарки;

10. Дружба начинается, если умеешь доверять другому.

Педагог-психолог: Ребята, а кто командир в классе? Вручаю ему от Маши для классного уголка – «Правила дружбы».

Мини-театральная сценка «Зимовье зверей» (Дети показывают сценку)

Я Борька бык!

А я барашек Яшка!

Котофей - кот милашка!

Голосистый петушок, Петя красный гребешок!

А я Хавроньюшка свинья!

Все веселые друзья.

Мы трудимся, стараемся, высокий строим дом.

Мы трудимся, стараемся, чтоб звери жили в нем.

Мы дружные ребята, не ссоримся совсем.

Мы дружные ребята, скажите это всем!

Педагог-психолог:

- Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимопомощи)

Вторая загадка.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

……………… (Букварь, Буратино)

Задание от Буратино.

- А сейчас покажите, как вы умеете работать в парах, ведь артист в театре общается с другими актерами. Он должен уметь работать в коллективе.

(Дети встают в два круга, друг напротив друга)

Упражнение “Ты и я мы друзья”

    Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

Упражнение “Рука к руке ”

    По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.

(Дети садятся на стулья.)

Третья загадка.

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

………. (Кот в сапогах)

Задание от «Кота в сапогах».

Упражнение «Пиктограммы»

- Сейчас наши артисты прочтут стихи о настроении гномов, а мы постараемся отгадать настроения. (Дети отгадывают загадки и подбирают пиктограмму, которая подходит к настроению гнома)

Печаль:

Все ребята во дворе

Весело играют.

Только гном болеет дома

И с утра скучает.

Злость:

Целый день он хмурит брови

И грозит всем кулаком.

Да, сегодня гном не в духе –

Навестим его потом.

Удивление:

Гном зимой поймал снежинку,

Подобрал на горке льдинку.

Прибежал домой и ...ах!

Лишь вода была в руках.

Спокойствие:

Вечер. В доме тихо-тихо,

Только тикают часы.

Гном сидит на кресле, дремлет,

А вокруг витают сны.

Страх:

Ночь пришла, и в темноте

Тени движутся везде.

Гном забрался под кровать,

Спрятался и стал дрожать.

Радость:

У него сегодня День рожденья

И подарков от друзей не счесть:

Книжки, сладости, игрушки,

Даже шар воздушный есть!

Педагог – психолог:

- Молодцы дети, все пиктограммы подобрали верно.

- Как вы думаете для чего нужно уметь определять, различать настроения других?

- Верно, вы сказали, чтобы уметь лучше понимать другого и уметь общаться.

- О настроении можно не только рассказать, но и показать.

Игра “Театр масок”

- Вы сегодня артисты и вам нужно точно и понятно изображать разные выражение лица. Примерить маску, а затем передать эмоцию на своем лице. (Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают разные эмоции).

“Хорошо! Молодцы!

Четвертая загадка.

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

……….(Красная шапочка)

Задание от «Красной шапочки»

Педагог-психолог. «Красная шапочка» просит выполнить задание по сценарию.

Этюд “Березка” (включается мелодичная, медленная музыка)

Встаньте в круг так, чтобы ваши руки касались спины соседа.

    Наконец, после долгой холодной зимы наступила теплая весна.

Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.

    Улыбнулись березки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились березки, но согласились.

    Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

    Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

    А тут еще дождь закапал (легкие движения пальцами по спине соседа). Дождь стал сильнее (более уверенные движения по спине). И пошел сильный дождь (поглаживание спины).

    Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи.

Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Пятая загадка.

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы  большой получается!

В Чудесном наряде, легка, словно пёрышко,

Со сказочным принцем знакомится…(Золушка).

Задание от «Золушки».

Просмотр видеоролика «Притча о добре»

- Чему учит эта притча?

- Какой добрый поступок сделал герой этой притчи?

- Для чего нужно делать добрые дела?

Педагог-психолог. 

Молодцы дети! Помогли расколдовать все сценарии и теперь «Театральная страна» может продолжать показывать свои спектакли всем детям планеты и тем самым делать доброе дело.

3.Заключительная часть

- Теперь нам пора возвращаться в класс. Закроем глазки и представим, что мы с вами летим над полями, над морями, над сказочными лесами (включается волшебная, сказочная мелодия).

- Дети, вам понравилось путешествие?

- Какие задания были самыми трудными?

- Почему нам удалось справиться со всеми заданиями?

- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня.

Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.

(На электронную почту приходит письмо)

Дорогие ребята!

Вы, сегодня молодцы!

Помогали от души.

Все сценарии открыли,

Карабаса победили!

Все артисты высший класс!

И теперь сюрприз для вас.

За кулисами на полке

Ждет сюрприз вас из гримерки.

                                                               (Режиссер театра “Театральная страна”)

Дети слушают и танцуют под песню «Хорошее настроение», дарят маски добра всем гостям и угощаются сладким призом.

По окончании все зрители аплодируют артистам. (Прощание детей.)

       

При подготовке к  занятию необходимо:

1) Сказочная мелодия,

2) Картинки   гномов  с  разным настроением: печали, удивления, страха, злости, спокойствия, радости  (сделать презентацию на экран)

3) Музыка к этюду «Березка»

4) Картинки сказочных героев (можно книжки)

- Маша и медведь,

- Буратино,

- Кот в сапогах,

- Красная шапочка,

- Золушка

5) Песня о дружбе или «Хорошее настроение» (маски  добра, чтобы

    подарить гостям).