Программа "Волшебные сказки"
рабочая программа по психологии

Булатова Лариса Рафаиловна

Программа для учащихся с ОВЗ "Волшебные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnye_skazki.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с переходом на ФГОС ОУО (ИН) меняется направление работы педагога - психолога.  Это создание системы комплексной помощи детям с интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

В рамках Концепции поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации необходимо приобщать детей к чтению. Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы радикально меняется. Педагоги и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, престиж чтения несколько упал, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.

Во-первых, в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и всё своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются для детей образцом для подражания. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей.

Это означает, что дети лишаются целого мира - мира художественной литературы, помогающего «душе трудиться», развивающего личность человека.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Цель данной программы - обогащение образовательного процесса системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей.

Основными задачами программы являются:

1.Воспитание у детей позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2.Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений учащихся.

Иными словами, данная программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ОУ, так как помогает более эффективному и технологичному обучению и развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой, авторов технологии ТРИЗ, а также используются карты Проппа.

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ и добавив авторский подход. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и педагогу, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой   исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребёнка».

Программа работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Для того чтоб оказанная помощь была правильно подобрана, необходимо своевременно проводить диагностику. С этой целью был разработан диагностический инструментарий.

Для подбора диагностического инструментария был использован диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности младшего школьного возраста Н.Я.Семаго., М.М. Семаго:

1. Понимание сюжетной картины «Снежок» (лист 12)

2. Составление рассказа по исследовательскому ряду картинок, объединенных единым сюжетом (лист 13)

3.Подбор простых парных аналогии (лист 15)

4. Простые невербальные аналогии (лист 16, 17)

5. Выделение двух существенных признаков (лист 18)

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ и добавив авторский подход. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и педагогу, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но без жестокости и агрессии.

Для этого разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки

1.        Нравственный урок

2.        Воспитание добрых чувств

3.        Речевая зарядка

4.        Развитие мышления, памяти и воображения

5.        Сказка и математика

6.        Сказка и экология

7.        Сказка развивает руки

«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует  методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л. Б. Фесюкова.)

1.        Нравственный урок. Его можно выразить пословицей, поговоркой или другим кратким, но ёмким высказыванием. Эти специально подобранные пословицы и фразеологизмы, которые соотносятся с основным смыслом сказки, помогают детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора.

2. Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы вы придумали, если бы оказались в э той сказке? Чем бы помогли героям? Диалогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

Рассмотрим пример работы по данной методике на основе содержания сказки «Репка»:

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке:

1.

Нравственный урок

  • Дело любое спорится у друзей.
  • Если работать дружно, то всё получится..

2.

Воспитание добрых чувств

  • За что можно похвалить каждого из сказки?
  • Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли?

3.

Сказка и математика

  • Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады»..
  • Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела.

- Разделить репку на всех так, чтобы никому не было обидно..

4.

Речевая зарядка

  • Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»...) громко, затем шёпотом., затем тонким голосом, затем низким -

«басом».

  • Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

5.

Сказка и экология

  • Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают?
  • Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей.

6.

Физкультминутка

— Пантомима

- Логоритмика

- Тематическая разминка

7.

Сказка развивает руки

  • Вылепить репку из пластилина.
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

8.

Развитие мышления, памяти и воображения

  • Придумать имена каждому герою.
  • Рассказать сказку при помощи карт Проппа
  • Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?)
  • Придумать новый конец сказки, разыграв, её с помощью настольного театра:.

Основными принципами построения программы являются:

  1. Принцип дифференциации - разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам;
  • Принцип комплексности - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами программы, как развитие элементарных математических представлений, развитие речи, экология, социальнонравственное развитие, мир природы, ИЗО-деятельность.
  • Принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком; 
  • Принцип единства диагностики и коррекции, определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие – сохранения здоровья учащихся;
  • игровые – расширение кругозора, активизация познавательной деятельности;
  • иноформационно – коммуникативные – привлечения учащихся к изучаемому материалу;
  • индивидуальный и дифференцированный подход – качественное обучение каждого учащегося в соответствие с индивидуальными возможностями и способностями;
  • личностно – ориентированный подход – запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития;
  • компетентностный подход – овладение социальными, коммуникативными, правовыми компетенциями.

Срок реализации данной учебной программы - 3 года. Содержание рассчитано на детей от 9-ти до 12 лет, занятия проводятся как в индивидуальной форме, так и в групповой. Продолжительностью от 25 до 40 минут, учитывая психофизические особенности детей с ОВЗ.

Тематический план занятий

Группы\

месяц

3 класс

4 класс

5 класс

09

1.Репка

2. Колобок

1.Лиса и кувшин

2. Кукушка

1. Василиса Прекрасная

2. Кот в сапогах

10

1. Теремок

2.Красная шапочка

3.Петушок и бобовое зернышко

4.Лисичка со скалкой

1.Хаврошечка

2.Крылатый, мохнатый да масляный

3.Доктор Айболит

4. Заяц-хваста

1. Теплый хлеб

2. Семеро храбрецов

3. Семь Семионов

4. Золушка

11

1. Курочка Ряба

2. Кот, Петух и Лиса

3. Лисичка и Серый волк

4. Лиса и заяц

1. Как собака друга искала

2. Бременские музыканты.

3. Серебряное копытце

4. Гуси-лебеди

1.Кошкин дом

2. Почему кот моется после еды.

3. Мороз Иванович

4. Белая уточка

12

1. Зимовье

2. Рукавичка

1. Серая Шейка

2. Морозко

1.Снегурочка

2. 12 месяцев

01

1. Лиса и козел

2. Маша и Медведь

3.Три поросенка

1. Сивка-Бурка (2ч.)

2. Отец и сыновья

1. Горшочек каши

2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (2ч.)

02

1.Федорино горе

2.Жихарка

3.Колосок

4. У страха глаза велики

1.Бобик в гостях у Барбоса

2.Царевна-лягушка

3.Мальчик-с-

пальчик

4. Стойкий оловянный

1. Слепая лошадь

2. Гадкий утенок

3. Цветик-семицветик

4. Айога

03

1.Сестрица Аленушка и братец Иванушка

2.Про Комара Комаровича...

3.Огниво

1. Дюймовочка (2ч.)

2. Лиса Патрикеевна

3. Сказка о Попе и его работнике Балде

1. Беляночка и Розочка

2. Принцесса на горошине

3. Иван Царевич и Серый Волк

04

1. Кто сказал: «Мяу»?

2. Кошкин Дом

3. Воробьишко

1. Финист – Ясный Сокол

2. Хотела галка пить

1. Аленький цветочек (2ч.)

2. Конек-Горбунок (2ч.)

05

1.Гуси – Лебеди

1. Сказочка про Козявочку

Крупеничка

1.Лягушка- путешественница

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы учащиеся имели круг конкретных представлений, снизанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Данная работа организуется в группах с сентября по май каждого учебного года включительно.

Литература

1.        Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М.: Просвещение, 2001. - 144с.

2.        Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.

3.        Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко -        М.: Линка-Пресс, 2001. - 224с.

4.        Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С.35 - 40.

5.        Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С.28.

6.        Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников. // Дошкольное вос¬питание. - 2008. - № 1,- С. 53-59.

7.        Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание., 2007. - № 3. - С. 38-416.

8.        Синицина Е.И. Умные сказки. Серия «Через игру к совершенству». - М.: «лист», 1997. - 168с.

9.        Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 1997 - 458с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"

Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...