МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ
методическая разработка по психологии (8 класс)

 

Актуальность: Разные специалисты - врачи, психологи, педагоги - говорят о том, что проблема наркомании является следствием рискованного стиля поведения людей, в частности молодежи, отсутствием необходимых для сохранения здоровья навыков и информации.

Новизна: Сегодня предлагается множество профилактических программ, использующих традиционные методы, которые не всегда работают. Опыт показывает, что одним из самых эффективных является подход «мотив - изменение поведения». Главный метод работы здесь - это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Это – наиболее прямой путь к установлению того самого личностного контакта между взрослым и подростком, из-за недостатка которого столь часто обе стороны совершают ошибки.

Использование инновационных технологий: артерапевтические упражнения, элементы сетевой терапии, работа метафорой, работа с кейсами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_po_profilaktike_narkozavisimosti.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2 им. И.С. Унковского».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

 Автор: педагог-психолог Склярова Л.С.

Пояснительная записка

Актуальность: Разные специалисты - врачи, психологи, педагоги - говорят о том, что проблема наркомании является следствием рискованного стиля поведения людей, в частности молодежи, отсутствием необходимых для сохранения здоровья навыков и информации.

Новизна: Сегодня предлагается множество профилактических программ, использующих традиционные методы, которые не всегда работают. Опыт показывает, что одним из самых эффективных является подход «мотив - изменение поведения». Главный метод работы здесь - это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Это – наиболее прямой путь к установлению того самого личностного контакта между взрослым и подростком, из-за недостатка которого столь часто обе стороны совершают ошибки.

Использование инновационных технологий: артерапевтические упражнения, элементы сетевой терапии, работа метафорой, работа с кейсами.

Перспективы использования материалов в работе педагогов: данная методическая разработка может использоваться педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями на классных часах. Преимущество данной формы работы (тренинга) – возможность говорить на столь деликатные темы. Это важно потому, что именно подростку свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды… Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.

Специфика и преимущества групповой формы работы.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод  вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.

Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания.

К одной из особенностей тренинга можно отнести большие затраты времени для работы с небольшим количеством участников.

Например, если профилактическую лекцию по наркозависимости за один час можно прочитать достаточно большой аудитории слушателей, то на тренинге за это время обсудить данную проблему с таким же количеством человек невозможно. То есть для обучения небольшой группы участников на тренинге требуется много времени (об оптимальном количестве участников речь пойдет дальше).

Таким образом, специфическими чертами тренинга как метода практической психологической работы являются следующие: (Вачков, 1999):

  • соблюдение ряда принципов групповой работы;
  • нацеленность на психологическую помощь участникам ситуации, исходящей не только  от ведущего, но от самих членов группы;
  • наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенном временном интервале;
  • определенная пространственная организация (круг);
  • акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»);
  • применение активных методов групповой работы;
  • выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга;
  • атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.

Что необходимо знать тренеру (ведущему тренинг) по профилактике

злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ)

  • ситуация в мире, стране, городе (данные статистики, актуальность проблемы);
  • что такое наркотики и наркомания;
  • механизм и особенности воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности;
  • характерные проявления и последствия употребления наркотических веществ;
  • аддиктивное поведение (аддикция - зависимость);
  • причины, толкающие на употребление наркотиков;
  • мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; как они формируются и как их развеивать;
  • роль влияния группы на начало приема наркотиков среди подростков, стратегии противодействия давлению сверстников;
  • наркомания и закон, как государство пытается бороться с распространением наркомании, результативность подобных методов борьбы;
  • современные методы лечения и реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса;
  • первичная и вторичная профилактика наркомании (суть, различия);

Цели: Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; создание условий, мотивирующих подростка изменить свое поведение на менее рискованное, выработатка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.

Задачи профилактического тренинга:

1) выяснить исходный уровень информированности подростков и наличие у них навыков поведения, препятствующего возникновению зависимости от ПАВ;

2) дать достоверную информацию о ПАВ, учитывая уровень информированности;

3) сформировать у подростков навыки поведения, исключающего возникновение зависимости от ПАВ.

  1. проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: подростки (возраст 12 – 15лет), учащиеся школы 7-9-х классов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Этап

Продолжительность

Введение

5 мин

1. Знакомство

5 мин

2. Принятие правил работы группы

5 мин

3. Оценка уровня информированности

10 мин

4. Актуализация проблемы

5. Мозговой штурм

15 мин

6. Приобретение практических навыков

15 мин

7. Завершение работы

5 мин

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Введение (5 мин.)

Ведущий представляет цель и задачи тренинга

Знакомство (5 мин.) «Меня зовут…мое положительное качество на первую букву имени». Учащиеся в кругу по очереди называют имя и свое положительное качество на первую букву своего имени.

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократичную, располагающую атмосферу.

Принятие правил работы (5мин.)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение.

Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы.

ВЕДУЩИЙ ПРОСИТ ОТВЕТИТЬ ГРУППУ НА ВОПРОСЫ:

  • существует ли проблема наркомании в нашем обществе?;
  • сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?;
  • что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?;
  • насколько это явление опасно для подростков и молодежи?;
  • если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?;
  • знаете ли вы тех людей, которые погибли от передозировки?

После этого можно рассказать о развитии ситуации: «Раньше наркотики были где-то далеко - в других странах... Потом мы услышали, что они есть в некоторых городах нашей страны, потом в нашем родном городе, потом в нашем районе, в нашем дворе, в нашем доме, в нашем подъезде, на нашей лестничной площадке».

Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?» (15мин.)

Этап приобретения практических навыков(15 мин.)

«Спорные утверждения»

Для данного тренинга можно использовать следующие утверждения;

1. Легкие наркотики безвредны.

2. Наркомания - это преступление.

3. Наркотики повышают творческий потенциал.

4. Наркомания - это болезнь.

5. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков.

6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

7. Наркомания излечима.

8. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».

9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

10. Наркоман может умереть от СПИДа.

11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

12.По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

  1. Наркоман может умереть от передозировки.
  1. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  2. Наркомания неизлечима.

Напоминаем участникам, что человеку необходимо научится принимать эффективные для него решения, чтобы в ситуации выбора он смог сказать «нет».

Упражнение «Шприц»

Завершение работы (5 мин.)

Рефлексия:На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы, выяснить, как участники усвоили информацию (например, с помощью анкеты) .

Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие и выразить это словесной (образ) или поведенческой (поза, жест) метафорой. Ведущий благодарит участников за внимание, сообщает свои координаты и прощается с группой.

Используемые игры и упражнения

Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики» (20 мин.)

При обсуждении обратите внимание группы на альтернативные способы достижения эффекта без ПАВ. Возможен вариант, когда участники прописывают или рисуют альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем.

Фиксируются следующие идеи: от нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль.

Обобщая, важно сделать вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.

Спорные утверждения.

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен». «Не знаю / не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы). После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрении, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

Наркомания - это преступление.

Легкие наркотики безвредны.

Наркотики повышают творческий потенциал.

Наркомания - это болезнь.

У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

Наркомания излечима.

Многие подростки начинают употребление наркотики «за компанию».

Люди, употре6ляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

Наркоман может умереть от СПИДа.

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употре6ления.

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

Наркоман может умереть от передозировки.

Продажа наркотиков не преследуется законом.

Наркомания неизлечима.

Введение метадоновых программ в нашей стране позволит всем наркоманам безнаказанно получать «кайф» за счет государства.

Программы обмена шприцев стимулирует распространение наркомании.

Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.

Лечение и реабилитация наркопотре6ителей должно быть абсолютно бесплатным, если государство  хочет решить эту проблему.

Наркоманы - это не люди.

Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.

Легкие наркотики нужно разрешить, чтобы решить проблему опийной наркомании.

Обсуждение:

Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли  над этими вопросами?

Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?

Легко ли было изменить свою точку зрения?

Примечание: проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

«Шприц» .

Участники садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц, участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым, время, отведенное на работу пары - 3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он оговаривает своего соседа попробовать наркотик.

Обсуждение.

Легко ли было подбирать достойные отказы?

Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему?

Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего?

Какие еще формы отказа существуют?

Используемая литература:

1.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис», 1999.

2.Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. – М.: «Интердиалект», 1999.

3.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: «Интерпракс», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тренинга "Верёвочный маршрут"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по командообразованию "Верёвочный маршрут" (сентябрь 2010 года)....

Методическая разработка тренинга «Я — это Я»

Использование технологии тренинга для формирования навыка самопознания (от осознания своего «Я» до привычки самоконтроля и целевым установкам улучшения себя)  у  подростков с девиа...

разработки тренингов по профилактике ПАВ

Тренинги по профилактике наркомании, употребления алкоголя, курению, ВИЧ-инфекции...

разработки тренингов по профилактике ПАВ

Тренинги по профилактике наркомании, употребления алкоголя, курению, ВИЧ-инфекции...

Методические рекомендации родителям для профилактики наркозависимостей.

Методические рекомендации родителям для профилактики наркозависимостей....

Методическая разработка тренинга общения в малой группе

        Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психиче процессов (познавательных, волевых ...

Методическая разработка Авторский проект «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся методами ЛФК»

Формирование здорового образа жизни школьников и их родителей для предупреждения и исправления нарушений осанки- опорно- двигательного аппарата методами ЛФК....