Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности
статья по психологии
Статья на тему: "Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_vedushchih_motivov_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности.
В каждом ученике необходимо активизировать внутренние стимулы, то есть мотивы. По мотивации мы судим о школьной адаптации, о степени овладения учебной деятельностью, об успешности и удовлетворенности учебой.
Мотивы связаны с деятельностью. Ведущая деятельность в школе с возрастом меняется.
- 1 – 4 классы: все направлено на учебу, учитель главный человек, поэтому ведущая деятельность учебная;
- 5 – 8 классы: подростковый возраст, значит ведущая деятельность – общение;
- 9 – 11 классы: молодые люди выбирают свой путь в жизни, ведущая деятельность – профориентация и самоопределение.
Ведущая деятельность меняется.
А что происходит с мотивами?
Правильно, они тоже меняются!
Каждый возрастной этап отличается характерными ведущими мотивами.
Для учеников начальной школы характерно разнообразие и богатство мотивов. Это положительные и отрицательные мотивы.
- Внимание на экран, таблица -
Положительные мотивы развивают личность, влияют на успешность в учебе.
Отрицательные мотивы, как ни странно, тоже влияют на успешность в учебе, но временно. А на личность оказывают неблагоприятное воздействие.
Отрицательные мотивы это основа для эгоизма, конфликтности, тревожности.
1 классы – ведущими мотивами в лицее являются: игровой, оценочный, учебный. Исходя из этого, мы строим работу. Главное – привлекательность учебы. Это занимательность, интерес, игра, ситуация успеха, развитие рефлексии. Проводим психологические адаптационные игры-соревнования («Дерево знаний», «Путь к вершине»). Проводим родительские собрания на темы: «Помощь ребенку в адаптации», «Как помочь ребенку стать успешным?». Мы нацелены на то, чтобы сохранить у детей высокую самооценку и веру в себя. Это основа для положительной высокой мотивации.
2 и 3 классы – идет активное освоение учебной деятельности. На первом месте у детей в лицее учебный мотив. Присутствует острое желание быть успешным. Это время, когда ребенок учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. У многих детей возникает стремление к лидерству. Что мы делаем в этот период? Развиваем психические познавательные процессы и формируем добрые взаимоотношения в классе. Это самый синзитивный (то есть, податливый) возраст к воспитанию нравственности.
4 классы – дети тревожатся по поводу успешности и перехода в пятый класс. Какой мотив становится основным? Естественно оценочный.
- Внимание на экран -
У нас в лицее узкий социальный мотив. Оценка – важный стимул. Но мы активизируем и внутренние мотивы. На уроках присутствуют занимательность, поиск, исследования, творчество. Во внеурочное время – кружки. Работаем также над снятием тревожности, обучаем приемам релаксации и аутотренинга.
Рассмотрим мотивацию в 5 – 8 классах.
- Внимание на экран –
Из результатов диагностики видно, что очень велика роль родителей. Мотив одобрения родителями у пятиклассников – на первом месте, у восьмиклассников – на третьем. Дети учатся лучше, если чувствуют заинтересованность родителей.
И естественно, мотив общения – это смысл жизни подростка, главный ведущий мотив.
Мы знаем, что именно в этот период как ни когда важен тесный союз учителей и родителей. Усилия направлены на формирование классного коллектива. Каждому в классе должно быть комфортно. Поездки, походы, экскурсии, соревнования, конкурсы, совместные праздники положительно влияют на развитие классного коллектива, а в итоге на школьную мотивацию и учебу. Мы в этом уверены!
И выпускные 9 – 11 классы.
Какой мотив на первом месте? У нас в лицее профориентация и самоопределение, то есть, широкий социальный мотив. Это желание найти свое место в жизни.
В этот период юноши и девушки ждут поддержки, одобрения, совета, помощи со стороны взрослых.
На профориентационных занятиях, факультативах, тренингах, психологических классных часах, во время бесед учащиеся выпускных классов определяются с направлением будущей профессии.
Я рассказала о том, как мы работаем над мотивацией, на чем акцентируем внимание на разных возрастных этапах.
Еще один момент, на который мы обращаем внимание в своей работе. Вне зависимости от возраста школьники делятся на два типа: у одних развит мотив достижения успеха (положительный мотив); у других мотив избегания неудачи (отрицательный мотив). Как перевести всех в категорию стремящихся к успеху? С каждым годом у нас в лицее детей с мотивом неудачи становится меньше.
Я назову два самых действенных приема, которые мы используем:
- авансирование похвалы в присутствии коллектива – это мобилизует активность, и школьник прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать аванс;
- ставим в ситуацию успеха, потому что знаем, успех порождает успех.
Психолог МОУ г.Истры Мишина Светлана Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение уровня мыслительных способностей обучающихся, творческого воображения, мотивов учебной деятельности
Анкетирование позволяет изучить уровень мыслительных способностей обучающихся: операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Изучение творческого воображения основано на критериях Гилфорда....
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...
Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ре...
МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.Ход работы: учитель ставит перед учениками задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют т...
Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения
В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и ме...
Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»
Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотивации, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотивацию, - пишет А. К. Марков...
Статья "Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности"
Статья «Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности» (стр. 67)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник...