Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности
статья по психологии

Мишина Светлана Васильевна

Статья на тему: "Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_vedushchih_motivov_uchebnoy_deyatelnosti.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности.

В каждом ученике необходимо активизировать внутренние стимулы, то есть мотивы. По мотивации мы судим о школьной адаптации, о степени овладения учебной деятельностью, об успешности и удовлетворенности учебой.

Мотивы связаны с деятельностью. Ведущая деятельность в школе с возрастом меняется.

  • 1 – 4 классы: все направлено на учебу, учитель главный человек, поэтому ведущая деятельность учебная;
  • 5 – 8 классы: подростковый возраст, значит ведущая деятельность – общение;
  • 9 – 11 классы: молодые люди выбирают свой путь в жизни, ведущая деятельность – профориентация и самоопределение.

Ведущая деятельность меняется.

А что происходит с мотивами?

Правильно, они тоже меняются!

Каждый возрастной этап отличается характерными ведущими мотивами.

Для учеников начальной школы характерно разнообразие и богатство мотивов. Это положительные и отрицательные мотивы.

- Внимание на экран, таблица -

Положительные мотивы развивают личность, влияют на успешность в учебе.

Отрицательные мотивы, как ни странно, тоже влияют на успешность в учебе, но временно. А на личность оказывают неблагоприятное воздействие.

Отрицательные мотивы это основа для эгоизма, конфликтности, тревожности.

1 классы – ведущими мотивами в лицее являются: игровой, оценочный, учебный. Исходя из этого, мы строим работу. Главное – привлекательность учебы. Это занимательность, интерес, игра, ситуация успеха, развитие рефлексии. Проводим  психологические адаптационные игры-соревнования («Дерево знаний», «Путь к вершине»). Проводим родительские собрания на темы: «Помощь ребенку в адаптации», «Как помочь ребенку стать успешным?». Мы нацелены на то, чтобы сохранить у детей высокую самооценку и веру в себя. Это основа для положительной высокой мотивации.

2 и 3 классы – идет активное освоение учебной деятельности. На первом месте у детей в лицее учебный мотив. Присутствует острое желание быть успешным. Это время, когда ребенок учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. У многих детей возникает стремление к лидерству. Что мы делаем в этот период? Развиваем психические познавательные процессы и формируем добрые взаимоотношения в классе. Это самый синзитивный (то есть, податливый) возраст к воспитанию нравственности.

4 классы – дети тревожатся по поводу успешности и  перехода в пятый класс. Какой мотив становится основным? Естественно оценочный.

- Внимание на экран -

У нас в лицее узкий социальный мотив. Оценка – важный стимул. Но мы активизируем и внутренние мотивы. На уроках присутствуют занимательность, поиск, исследования, творчество. Во внеурочное время – кружки. Работаем также над снятием тревожности, обучаем приемам релаксации и аутотренинга.

Рассмотрим мотивацию в 5 – 8 классах.

- Внимание на экран –

Из результатов диагностики видно, что очень велика роль родителей. Мотив одобрения родителями у пятиклассников – на первом месте, у восьмиклассников – на третьем. Дети учатся лучше, если чувствуют заинтересованность родителей.

И естественно, мотив общения – это смысл жизни подростка, главный ведущий мотив.

Мы знаем, что именно в этот период как ни когда важен тесный союз учителей и родителей. Усилия направлены на формирование классного коллектива. Каждому в классе должно быть комфортно. Поездки, походы, экскурсии, соревнования, конкурсы, совместные праздники положительно влияют на развитие классного коллектива, а в итоге на школьную мотивацию и учебу. Мы в этом уверены!

И выпускные 9 – 11 классы.

Какой мотив на первом месте? У нас в лицее профориентация и самоопределение, то есть, широкий социальный мотив. Это желание найти свое место в жизни.

В этот период юноши и девушки ждут поддержки, одобрения, совета, помощи со стороны взрослых.

На профориентационных занятиях, факультативах, тренингах, психологических классных часах, во время бесед учащиеся выпускных классов определяются с направлением будущей профессии.

Я рассказала о том, как мы работаем над мотивацией, на чем акцентируем внимание на разных возрастных этапах.

Еще один момент, на который мы обращаем внимание в своей работе. Вне зависимости от возраста школьники делятся на два типа: у одних развит мотив достижения успеха (положительный мотив); у других мотив избегания неудачи (отрицательный мотив). Как перевести всех в категорию стремящихся к успеху? С каждым годом у нас в лицее детей с мотивом неудачи становится меньше.

Я назову два самых действенных приема, которые мы используем:

  • авансирование похвалы в присутствии коллектива – это мобилизует активность, и школьник прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать аванс;
  • ставим в ситуацию успеха, потому что знаем, успех порождает успех.

Психолог МОУ г.Истры                                       Мишина Светлана Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение уровня мыслительных способностей обучающихся, творческого воображения, мотивов учебной деятельности

Анкетирование позволяет изучить уровень мыслительных способностей обучающихся: операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Изучение творческого воображения основано на критериях Гилфорда....

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ре...

МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.Ход работы: учитель ставит перед учениками задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют т...

Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения

    В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов  различной профильной направленности по-новому встают вопросы о це­лях, содержании, формах и ме...

Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»

Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотива­ции, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотива­цию, - пишет А. К. Марков...

Статья "Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности"

Статья «Мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности» (стр. 67)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник...