Тревожные дети. Как помочь
статья

Пензина Евгения Викторовна

В статье описаны причины и признаки тревожности у детей, даны рекомендации, как помочь ребенку почувствовать себя уверенным в себе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnye_deti._kak_pomoch.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое тревожность

Прежде чем перейти к причинам тревожности у детей и основным рекомендациям по ее преодолению, хотелось бы развести понятия «тревога» и «тревожность».

Тревога – это эпизодические проявления волнения, беспокойства ребенка. Например, иногда он может волноваться перед выступлением на празднике, что-то спросить, сделать ошибку. Но это отмечается далеко не всегда, и в большинстве случаев в этих ситуациях ребенок  остается спокойным.  Это – проявления тревоги.

Если же ребенок тревожится слишком часто и в самых разных ситуациях (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми, ошибиться), то здесь речь идет о тревожности как об индивидуальной особенности.  Тревожность не связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожный ребенок заранее ожидает в разных ситуациях негативного развертывания событий, неприятностей, опасается, что может случиться что-то плохое. Например,   что его будут ругать; у него ничего не получится или получится не так хорошо, как у других,  что над ним будут смеяться, не станут играть и т. д.

Дети часто боятся участвовать в новых видах деятельности, при этом они очень самокритичны к себе. Самооценка их, как правило, снижена. Они считают себя хуже, глупее, некрасивее других детей. При этом  нередко бывает и так, что такой ребенок обладает реальными способностями или даже талантом  в какой-то области, но повышенная тревожность не дает ему возможности раскрыться перед другими, показать свои возможности.

Таким образом, повышенная тревожность является для ребенка источником страдания, лишает его возможности в полной мере радоваться жизни и быть успешным.

Причины тревожности

  1. Врожденные особенности нервной системы, темперамент (меланхолический тип);
  2. Заострение определенных черт характера (сенситивный, чувствительный тип, характеризующееся ранимостью, робостью, впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности.) Или же тревожный тип, для которого свойственно легкое возникновение беспокойства, тревоги и опасений по поводу различных жизненных ситуаций. Эти дети с детства переживают, как бы чего ужасного и непоправимого не произошло с ними или родителями, предрасположены к развитию различных страхов – незнакомых людей, предметов, темноты и пр., неуверенны и нерешительны. Если по каким-то причинам мама где-то задержалась, такой ребенок не находит себе места. Повышенная тревожность является в данном случае особенностью  характера. Сгладить эти черты помогает правильный подход взрослых;
  3. Наличие тревожности у одного или обоих родителей. Дети легко считывают эмоциональное состояние родителей, «заражаются» их тревогой и, как следствие, сами начинают испытывать тревожность и теряют чувство безопасности;
  4. Противоречивые требования к ребенку, отсутствие четкой системы разрешений и запретов в семье, неуравновешенность родителей.   Например,  мама запрещает смотреть допоздна мультики, папа тут же разрешает это делать. Или  папа пресекает шумное поведение детей, слишком громкий смех, крики в общественных местах, в автобусе, а мама это позволяет. Или в одном случае у мамы хорошее настроение и она  не ругает за пролитый чай и смеется, а в другом случае за этот пролитый чай делает строгий выговор. Ребенок в итоге не понимает, что в данной ситуации правильно? Если папе это не нравится, почему мама разрешает? Почему в одном случае мама смеялась, а в другом – сердилась, хотя произошло одно и то же событие? Сильная несогласованность и противоречивость в воспитании не дает ребенку возможности  ориентироваться в моделях поведения, понять, что одобряемо, а что – нет и на что ему опираться, какой реакции ждать от родителей.  Ведь в первую очередь он ориентируется на самых близких, значимых для него людей – маму и папу. Если же они не дают ему четких представлений об одобряемом или неодобряемом поведении, это тоже порождает тревожность;
  5. Конфликты в семье;
  6. Сложная семейная ситуация – развод, жестокое обращение с ребенком, смерть члена семьи. Иногда тревожность связана с переездом на новое место жительства, сменой детского сада;
  7. Адаптация к дошкольному учреждению (у детей, только начавших посещать детский сад, отмечается повышение тревожности);
  8. В возрасте 6-7 лет может отмечаться всплеск тревожности, связанный со сменой социальной роли – ребенок взрослеет, постепенно переходит от игры к учебной деятельности, готовится  к школе. На место воспитателя приходит учитель со своими требованиями и оценкой деятельности результата. Игра, в отличие от учебной деятельности, не оценивается, она более «свободна». Новая роль – роль не дошкольника, а ученика - возлагает новые  ожидания и дает новые возможности, новое самоощущение себя в мире. В подготовительном дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свои  реальные возможности и желания.  Он начинает понимать, что в чем-то может быть хуже, чем остальные – например, что его рисунки не так хороши, как у Пети или Маши, что он менее ловок, чем Вася, и т. п. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Такие внутренние личностные изменения тоже могут приводить к временному повышению уровня тревожности;
  9. Болезнь и госпитализация, разлука с родителями;
  10. Чрезмерный контроль родителей, гиперопека, стремление оградить ребенка от трудностей и все сделать за него, «тепличное» воспитание.  Если такая «сверхзабота» сильно выражена, дети часто вырастают не только тревожными, но и несамостоятельными, испытывают трудности при адаптации к школе, школьным правилам и требованиям, впоследствии не могут принимать самостоятельных решений во взрослой жизни. Связано это с тем, что они просто не привыкли брать на себя ответственность, ведь всегда все решалось за них заботливыми мамой или папой. Безусловно, такой стиль воспитания порождает чувство внутренней незащищенности, беспомощности и тревоги.  

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя (воспитатели) понимают! Бабушку лучше слушай!”.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Ребенку необходимо создавать ситуации успеха!

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

6. Не допускайте унижений ребенка в семье. Учеными доказано, что регулярные оскорбления в детстве приводят к структурным изменениям мозга, способствующим повышению тревожности и неуверенности в себе;

7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Подчеркивайте его собственные успехи, даже самые маленькие. Вселяйте в него уверенность в своих силах;

8. В том случае, если повышенная тревожность обусловлена особенностями характера  (сенситивный, тревожный тип), нужен особый подход в воспитании. Родителям необходимо поддерживать детей, не предъявлять к ним завышенных требований,проявлять спокойствие и уверенность во взаимоотношениях с ними. В то же время избегать  излишней опеки, развивать самостоятельность. Главное здесь – эмоциональное тепло! Не бойтесь почаще хвалить ребенка, риска перехвалить нет, поскольку такие дети достаточно объективно оценивают себя, свои возможности.

Также необходимо помнить о том, что если родители сами тревожны, слишком эмоционально реагируют на жизненные события, они могут воспитать в ребенке эти черты.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки. Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьва Г. П., Титарен-коТ. М., 1992).

Признаки тревожности

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для тревожных детей "Комната друзей".

Данное занятие  проводиться педагогом-психологом с  тревожными детьми 5-х классов после того как выявлено, что у детей адаптационный процесс проходит сложно. Занятие  проводитьсяв групп...

Рекомендации для родителей тревожных детей

Данный материал может помочь родителям детей, испытывающих дискомфорт в процессе адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, преодолеть возникающие трудности....

"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».

Аннотация  Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...

Тревожные дети. Выступление на педсовете школы.

СЛОВО «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор од­ной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сиг...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

Пример психокоррекционных мероприятий в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении: тревожные дети...

Рекомендации для родителей тревожных детей: "Как преодолеть ребенку тревожность"

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Какой бы способ борьбы с детским страхом не был выбран, важно, чтобы жалобы ребен...