Тренинг для педагогов "В согласии с собой"
методическая разработка по психологии

Щёголева Мария Владимировна

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тренинг "В согласии с собой"44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Педагогическая деятельность имеет ряд особенностей и осложнена негативными факторами, один из которых — феномен или синдром эмоционального выгорания. Это состояние, которое в ходе интенсивного профессионального общения под влиянием внешних и внутренних причин проявляется в следующем:

  • стали приглушенными эмоции, чувства и переживания;
  • участились конфликты с партнерами по общению;
  • появилось равнодушие по отношению к переживаниям других людей;
  • снизилась ценность жизни, утратилась вера в собственные силы.

Длительное эмоциональное напряжение, которое сопровождает педагогическую деятельность, ослабляет устойчивость психических функций, снижает работоспособность и становится причиной соматических и нервно-психических заболеваний. Все вместе это нарушает психологическую адаптивность и целостность личности педагога.

Цель тренинга: обнаружить и использовать скрытые резервы саморазвития личности через приемы, которые помогают осознать свои возможности, избавиться от комплексов и психологических барьеров.

Задачи:

  • провести профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания педагогов;
  • сформировать мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию;
  • обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке;
  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.

Используемые приемы и техники:

Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения.

Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.

Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате — позитивному самовосприятию.

Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.

Тренинг предназначен для педагогов.

Формат проведения: офлайн и онлайн.

Время проведения: 1ч 30 минут

  1. Ход тренинга:
  2. 1. Упражнение «Кинопроба» 10 мин

Инструкция. Участникам дается задание:

- перечислить пять моментов своей профессиональной жизни, которыми вы гордитесь;

- выбрать из списка одно достижение, которым вы гордитесь больше всего, и рассказать о нем.

2. Упражнение  «Комплимент» 5 мин

Инструкция: сидя в кругу, каждый участник должен внимательно посмотреть на соседа слева и подумать о том, какая черта характера, привычка этого человека ему нравится или др., и сделать комплимент.

3. Упражнение  «Дерево» 10 мин

Ход: участники в быстром темпе называют известные породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев (ствол, корень, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть…(кроной, стволом, корнем)». Далее участники  обосновывают свой выбор. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается дерево, ствол – проводник, держит на себе всю тяжесть, крона дает дереву дышать, творить и т.д.).        

  1. 4. Арт-терапевтическое упражнение «Идеальный и неидеальный педагог» 20 мин

Чтобы провести упражнение, потребуются следующие материалы: 

вариант 1: метафорические ассоциативные карты

вариант 2: лист бумаги, фломастеры, карандаши или мелки (в онлайн формате - любой графический редактор)

Инструкция психолога 1: «Каждый из вас наверняка имеет свое собственное видение идеального и неидеального педагога.  Выберите из предложенных образов два, которые ассоциируются у Вас с ними».

Инструкция психолога 2: «Каждый из вас наверняка имеет свое собственное видение идеального и неидеального педагога. Попробуйте сейчас последовательно представить себе каждый из этих образов… (пауза 2–3 мин). Теперь, пожалуйста, нарисуйте образы, которые будут отражать Ваши представления об идеальном и неидеальном педагоге».

Если участник решает изобразить оба типажа на одном листе бумаги, то в этом случае интересно понаблюдать, а потом вместе обсудить, как эти картинки взаимосвязаны или «взаимодействуют» между собой в общем пространстве листа.

Завершив упражнение, проводится обсуждение— с целью повысить саморефлексию участников, осознать ими свои переживания.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ассоциации, чувства, мысли или телесные ощущения у вас возникают, когда вы смотрите на свою картину идеального/неидеального педагога?
  • В чем схожи или различны эти образы? Что вас в них отталкивает или, наоборот, привлекает?
  • Есть ли плюсы, положительные стороны, которые вы могли бы или хотели позаимствовать у «неидеального педагога»?
  • Удалось ли вам обнаружить ресурсы каждого типажа, и если да, то какие?
  • В чем вы видите ограничения обоих образов?
  • Встречались ли вам в жизни эти типажи?
  • Какими в вашей жизни были наиболее авторитетные и любимые учителя?

Таким образом, используя данное упражнение, психолог обращается к стереотипам и мифам, внутриличностным образам самих учителей и их представлениям об «идеальном» и «неидеальном» педагоге. Тем самым он помогает им исследовать свою профессиональную идентичность, трудности и запреты на самовыражение, страхи, надежды и скрытые ресурсы.

5. Упражнение-медитация «Преодоление» 15 мин

Инструкция педагога-психолога: Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. Но с ней можно и не соглашаться. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь и мы сами часто ставим перед собой серьезные проблемы, создаем препятствия, с которыми можно бороться и затрачивать на эту борьбу массу энергии, а можно принять и направить энергию в позитивное русло.

В состоянии транса, медитации. Вспомните о тех тревогах, которые вы испытываете в последнее время.  Найдите это ощущение в теле. Скажите ему:

  • я тебя вижу
  • я тебя признаю
  • я даю тебе столько времени и пространства, сколько тебе необходимо
  • никак тебя не сдерживаю, не ограничиваю, не преследую
  • даю тебе полную свободу
  • делай, что хочешь, будь собой

вдох- выдох

Наблюдайте, что происходит с вашим состоянием.

Обсуждение: по желанию, участники делятся пережитым опытом.

  1. 6. Упражнение «Рецепт на каждый день» 10 мин

Инструкция.  Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировав его полезность.

Материал к упражнению «Рецепт на каждый день»

Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

7. Упражнение-релаксация «Ожерелье жизненного опыта» 10 мин

Цель: активизировать личностные ресурсы, релаксация.

Инструкция ведущего: мы уже выяснили, что для человека очень важно, чтобы в его внутреннем мире царил порядок, его мысли, чувства, желания, возможности и стремления верой и правдой служили его «Я». Несмотря на то, что иногда нам кажется, что мир устроен неправильно. Пессимистичное отношение к жизни порой называют «чувством реальности». Однако чаще всего мы просто программируем себя на неудачи. Пришло время сменить «профессию пессимиста» и понять, что человек может сам создать себе такую жизнь, какую захочет.

  • Пожалуйста, устройтесь так, чтобы вам было удобно… Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Все хорошо. Вы чувствуете себя спокойно и расслабленно. Вы живете интересно и правильно. Вы ищете и находите… пусть не сразу, но ведь хорошие дела быстро и не делаются… Все происходит так, как нужно… Все идет своим чередом… Позвольте потоку событий привести вас к счастью. Просто будьте спокойны, больше от вас сейчас ничего не требуется.
  • События вашей жизни похожи на драгоценные бусины. Среди них есть яркие, разноцветные, прозрачные каменья, есть костяные и деревянные бусины, есть пластмассовые и даже бумажные… Есть бусины из ягод и грибов, бусины из монеток, словно монисто… Представьте себе ожерелье вашей жизни, которое получается из всех этих бусин, — какое оно необычное, интересное, неповторимое!
  • Мужчины и женщины издавна украшали себя ожерельями. Мужчины составляли их из своих трофеев. Такое ожерелье подчеркивало силу и успех своего владельца. Женщины старались, чтобы их ожерелье было красивым.
  • Состоящее из бусин жизненного опыта, ожерелье каждого из вас подчеркивает вашу силу и успех, а также оно по-своему очень красиво! Взгляните, как переливаются в солнечных лучах бусины, как играют камни! Каждая бусина на своем месте, каждая нужна и по-своему ценна… В ней можно найти энергию любви, если видеть сердцем…
  • Осторожно приложите ожерелье к груди, подержите немного, послушайте свое дыхание… Все хорошо, вас любят, вы любимы и любите… И дальше все будет хорошо! Поверьте, это так. Чувствуете, стало теплее?.. Это и есть энергия любви. Она дает тепло, покой, удовлетворенность… Когда вы пожелаете, энергия любви даст вам необходимую силу, целеустремленность, тонус! При этом внутри вы будете спокойны и сконцентрированы на той или иной задаче. Все хорошо…
  • Ожерелье вашего опыта всегда с вами, никто не может отнять его у вас. Вы можете дополнять его новыми бусинами. В этом ожерелье заключена энергия любви, которую вы можете умножать.
  • Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Тепло остается с вами, как и образ вашего ожерелья… Поверьте, у вас достаточно сил, чтобы сделать свою жизнь красивой и достойной!

Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Выпрямите спину и сильно сожмите руки в кулаки… отпустите… Вы сильны и мудры! У вас достаточно сил! И самое главное — у вас есть жизнестойкость и способность отвечать за свою жизнь. А значит, у вас все получится!

  1. 8. Ритуал прощания «Волшебная шкатулка» 5 мин

Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием, аффирмацией и т. п.

Примечание. Можно рекомендовать педагогам сделать подобие «волшебной шкатулки» дома и каждое утро вытаскивать по одной записке.

Материал к ритуалу прощания

• Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
• Люби себя такой, какая ты есть, – неповторимой!
• Все твои желания и мечты реализуются – поверь в это!
• Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.
• Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.
• Я извлекаю пользу из любых ситуаций.
• Моя жизнь – путь творческого раскрытия.

9. Рефлексия 5 мин

  • Какие ожидания вам удалось реализовать в ходе данного тренинга?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Что нового узнали о себе и о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Что было для вас важным?
  • Над чем вы задумались? Что происходило с вами?
  • Что вам нужно развивать в себе?      

Перечень используемых ресурсов:

  1. Д.А. Матасова, Л.А. Гун «Тренинг для педагогов «Создаем благоприятный психологический настрой на новый учебный год» эл. журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» № 8 август 2016 г.
  2. О.Н. Шабалина «Упражнения по релаксации для детей, педагогов и родителей» эл. журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» № 9 сентябрь 2016 г.
  3. Д.А. Шутова «Помогаем педагогам в ситуации эмоционального выгорания»  эл. журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» № 5 май 2016 г.
  4. Е.С. Быкова «Семинар-практикум для педагогов «Формула здоровья педагога»  эл. журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» № 8 август 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Жизнь в согласии с собой и обществом"

Главные идеи:формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с окружающими;передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта...

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

Тренинг на тему «Знакомство с собой»

Тренинг на тему «Знакомство с собой»Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ № 62 Д.А. ПроценкоЦель тренинга: расширить сферу осознания себя и окружающего мира.Задачи:·...

"В согласии с природой - в согласии с собой"

О ежегодной районной экологической акции "В согласии с сприродой - в согласии с собой"...

Жить в согласии с собой и другими

Прпезентация к педагогическому совету...

"В согласии с природой - в согласии с собой"

Об экологической акции, в которой приняли участие школьники Похвистневского района...

Программа психологических занятий с элементами тренинга "В согласии с собой"

Данная программа психологических занятий с элементами тренинга рассчитана на учащихся подросткового возраста и является частью общей программы по профилактике суицидального поведения. Программа состав...