профилактика суицидальных наклонностей "Наши возможности" 1-9 классы
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бунтова Людмила Викторовна

профилактика суицида, формирование жизнестойкости учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnyh_naklonnostey.docx619.44 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Исилькульская адаптивная школа-интернат»

                                   

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор КОУ

«Исилькульская школа-интернат»

____________ Е. Е. Маштакова      

Приказ №        от              2022 г.

Рабочая программа

по формированию жизнестойкости

обучающихся с 1 по 9 классов

«Пойми себя, пойми других»

на 2022 – 2023 учебный год

                                   

                                                       

                                                         Составитель:

                                                                   педагог – психолог

                                                                               Л. В. Бунтова __________


  1. Пояснительная записка.

        Актуальность

Рабочая программа предназначена для организации коррекционной работы по формированию жизнестойкости среди обучающихся школы – интерната с 1 по 9 классы, разработана в соответствии:

-  Федеральный закон  от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ от 19.12.1014г. №1599);

- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15);

- положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в казенном учреждении Омской области «Исилькульская адаптивная школа – интернат»;

- письмом Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”;

- книгой Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”; 

- концепцией программы развития школы и концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Ученики нашей школы осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для таких детей характерны изменения в эмоционально-волевой сфере. Преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент. Волевая деятельность детей характеризуется слабостью побуждений и инициативы, недостаточной самостоятельностью. Поступкам детей свойственны отсутствие целенаправленности, импульсивность и негативизм. Они отличаются также повышенной подражательностью, внушаемостью и несамостоятельностью поведения, находятся в зависимости от эмоций, влечений, ситуации и обстоятельств.

Цель: формирование у детей и подростков позитивной адаптации к жизни, повышение уровня жизненной компетентности.
Программа нацелена на решение следующих задач:    

  • обучение навыкам эффективного общения;
  •  формировать жизнестойкость, позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды;
  • развить социальную и личную компетентность: принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки;
  • коррекция возникающих личностных проблем во взаимодействии с окружающими;
  • воспитывать ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность.

Срок освоения программы: 1 год.

Форма работы: групповая. Время проведения: 5 – 10 минут,  на больших переменах. Реализация программы через игровую деятельность.      Мероприятия направлены на воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, способствуют сплочению коллектива, ускоряют и смягчают процесс адаптации, снижают конфликтность в классах, способствуют повышению самооценки школьников.

 

В течение года проводится диагностика дифференцированности эмоциональной сферы учащихся (О. А. Орехова методика «Домики»).

Диагностика проводится в 2 этапа (в сентябре, мае отводится по 1 часу на обследование детей).

Результаты дают возможность получить объективную информацию о степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы детей, а также сформированность эмоционального отношения к различным видам деятельности, и на этой основе прогнозировать затруднения в развитии эмоциональной сферы.

Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение  школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений.  

Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций.

Применение на занятиях совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.

Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.

На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа, направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).

        При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

        Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие материала.        При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:

  • образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
  • социальная сеть работников образования nsportal.ru

весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna

Планируемые результаты
личностные: 

Формирование уважительного отношения к мнению окружающих людей;

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

Овладения навыками общения и коммуникации;

Овладение начальными навыками адаптации к влиянию окружающего мира, выработке умения находить внешние ресурсы;

Способность к адекватном восприятию социального окружения;

Развитие навыков сотрудничества в процессе реализации проекта;

Развитие эмоциональной сферы;

Осознание своей успешности;

Проявление интереса к занятиям;

Информированы о действии психоактивных веществ на организм человека;

Знают игры для перемены;

Владеют способом совместного рисования;

Имеют представления об интересах и увлечения класса;

Выполнение в срок заданий;

Работают в группе, парах; 

Умение различать различные эмоции;

Умение снижать психоэмоциональное напряжение;

Умение управлять своим настроением и поведением в определенных ситуациях;

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;

Умение взаимодействия;

Умение  работать с информацией;

Умение отвечать на вопросы, предлагают другие варианты ответов.

Программа позволяет формировать следующие базовые учебные действия (БУД):

регулятивные:

подчинение своих действий поставленной задаче;

принимают и сохраняют цели и задачи практических заданий;

осуществляют коллективный поиск средств для более качественного выполнения задания;

осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения поставленных задач;

мобилизация своих возможностей для решения проблем;

осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности;

обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

адекватно реагируют на внешний контроль, корректируют свою деятельность.

познавательные:

при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы;

используют усвоенные логические операции  в практической деятельности;

используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания.

коммуникативные:

вступают в диалог с учителем и учениками;

отвечают и задают вопросы;

участвуют в беседе;

слушают собеседника;

используют доступные источники и средства получения информации.

личностные:

сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми чувств — раздражения, страха, гнева, ярости, отчаяния;

испытывают чувство гордости за достигнутые свои успехи и успехи одноклассников;

адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку;

 

Формирование этих БУД поможет школьникам адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

         


         II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 - 9 классы, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).

 «Наш класс».

Цель: преодоление психологического коммуникативного барьера, позитивное принятие себя и окружающих, повышение уровня жизненной компетентности, познание себя и окружающих.

18 часов в год, 2 часа в месяц

Названия раздела, темы занятий

Количество часов

1

Диагностическое занятие. Тема: «Гусеничка».

2

2

Раздел  «Наш класс»

16

2.1

Тема: «Назови меня по имени»

2

2.2

Тема: «Ладони»

2

2.3

Тема: «Тормоз»

2

2.4

Тема: «Фруктовый салат»

2

2.5

Тема: «Кенгуру»

2

2.6

Тема: «Тонкая бумага»

2

2.7

Тема: «Мяч по кругу»

2

2.8

Тема: «Ветер дует»

2

2.9

Тема: «Землетрясение»

2

Итого:

18

3 - 5 классы, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (2 вариант).

Проект: Игротека.

Цель проекта: подборка игр и упражнений на развитие эмоций,  сплочение коллектива.

Диагностика: поделись игрушкой (социометрия).

18 часов в год, 2 часа в месяц

Названия раздела, темы занятий

Количество часов

1

Диагностическое занятие.

2

2

Раздел  «Игротека»

16

2.1

Тема: «Игры на сплочение класса».

10

2.2

Тема: «Совместное рисование у доски».

2

2.3

Тема: «Рассматривание сюжетных картин, выполнение действий изображенных на картинках».

2

2.4

Тема: «Покажи эмоцию».

2

Итого:

18

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 - 9 классы, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).

«Наш класс» - 18 часов. 

В разделе использованы психогимнастические упражнения. Использование активных двигательных разминок, энергизаторов, активаторов способствует групповой динамике, интенсивной сплоченности учеников, позволяет снять напряжение и переключиться с одного вида деятельности на другой.

Тема: «Гусеничка» - 2 часа.

Диагностика (в начале года и в конце года), социометрия класса. Игра «Гусеничка». Строятся друг за другом, медленно ходят по классу. Поворачиваются, смотрят на хвост и на голову гусенички.

Тема «Назови меня по имени» - 2 часа.

Называние имен по кругу с увеличением на одного.

Тема: «Ладони» - 2 часа.

Выполнение движений ладонями и руками: трение ладони о ладонь; щелканье пальцами; хлопанье ладонями по бедрам; топанье ногами и движения руками;

аплодисменты.

Тема: «Тормоз» - 2 часа.

Повторение движений и звуков по команде (машина заводится, машина тормозит).

Тема: «Фруктовый салат» - 2 часа.

Работа в кругу. Рассчитаться на группы по «фруктам». Обмен местами по команде.

Тема: «Кенгуру» - 2 часа.

Работа в парах сцепившись руками в локтях. Совместный счет и совместное подпрыгивание.

Тема: «Тонкая бумага» - 2 часа.

Складывание бумаги формата А4 с закрытыми глазами, по инструкции.

Тема: «Мяч по кругу» - 2 часа.

Работа в команде. Соединить ладони так, чтобы мог прокатиться мяч.
Тема: «Ветер дует» - 2 часа.

Смена позиции в кругу при назывании признака.

Тема: «Землетрясение» - 2 часа.

Деление на «людей» и «домики». Смена позиции по команде для «людей» и «домиков».

3 - 5 классы, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (2 вариант).

Игротека – 18 часов. 

Итог  – подборка игр и заданий на совместное выполнение.

Тема: «Игры на сплочение класса» - 10 часов.

Игровая мастерская. «Найди свой нос», рукой показывают разные части лица и тела. «Не задень», обойти, не задевая кегли. «Море волнуется», игра на умение фиксировать и расслаблять позу. «Камешек», незаметно в ладошки переложить камешек. Угадать, у кого камешек лежит. «Красный, желтый, зеленый», выполнение движений по карточкам. «Хлопки», хлопаем в различные такты. «Съедобное – несъедобное», поймать мяч, если назван съедобный продукт. «Пузырь», из центра постепенно расширяют круг с проговариванием текста. «Ручеек», выбор пар. Заполнение конверта «Игры».

Рефлексия: какие игры нравятся.

Тема: «Совместное рисование у доски» - 2 часа.

Изодеятельность.  Срисование рисунка на классную доску, по очереди, по команде.  

Рефлексия: красивый рисунок вместе нарисовали.

Тема: «Рассматривание сюжетных картин, выполнение действий изображенных на картинках» - 2 часа.

Практическое занятие. Рассматривание общей картины, выполнение действий изображенных на картине. Рассматривание своей картины, выполнение действий изображенных на картине.

Рефлексия: умеем выполнять различные действия.

Тема: «Покажи эмоцию» - 2 часа.

Практическое занятие. Зачитывание рассказа, подбор эмоции. Показ эмоции. Совместная эмоциональная демонстрация рассказа и картины.

Рефлексия: мы можем показать, как мы относимся к чему – то.

IV.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 - 9 классы, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) – 18 часов.

№ п/п

Тема занятия

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Диагностика. Тема: «Гусеничка»

1

Сентябрь

Раздел  «Наш класс» –16 часов

1

Тема «Назови меня по имени»

Знакомство.

Знакомство с новыми одноклассниками. Запомнить имена и повторить.

2

Сентябрь

2

Тема «Ладони»                                          

Повышение групповой сплоченности.

Выполнение движений ладонями в кругу.

2

Октябрь

3

Тема: «Тормоз»

Повышение групповой сплоченности.

Выполнение действий по команде.

2

Ноябрь

4

Тема: «Фруктовый салат»

Развивать восприятие друг друга.

Обмен местами по команде.

2

Декабрь

5

Тема: «Кенгуру»

Развивать умение совместного выполнения заданий.

Совместный счет и совместное подпрыгивание.

2

Январь

6

Тема: «Тонкая бумага»

Развитие способности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Складывание бумаги формата А4.

2

Февраль

7

Тема «Мяч по кругу»

Формирование умения бесконфликтного взаимодействия.

Прокатывание мяча по ладоням.

2

Март

8

Тема: «Ветер дует»

Развивать внимательность по отношению к окружающим людям.

Смена позиции в кругу при назывании признака.

2

Апрель

9

Тема: «Землетрясение»

Развивать умение уступить.

Смена позиции при назывании «домики», «люди».

2

Май

Диагностика.  Тема: «Гусеничка»

1

Май

3 - 5 классы, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) – 18 часов.

№ п/п

Тема занятия

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Диагностика.

1

Сентябрь

Раздел  «Игротека» –16 часов

1

Тема: «Игры на сплочение класса».

Учить играть всем классом.

Игры: «Найди свой нос», «Не задень», «Море волнуется», «Камешек», «Красный, желтый, зеленый», «Хлопки», «Съедобное – несъедобное», «Пузырь», «Ручеек».

10

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь  

2

Тема: «Совместное рисование у доски».

Учить выполнять задание по очереди, по команде.

Срисовывание рисунка на классную доску, по очереди, по команде.

2

Февраль

3

Тема: «Рассматривание сюжетных картин, выполнение действий изображенных на картинках».

Учить выполнять действия изображенные на картине.

Выполнение задания по одной картине для всего класса, по индивидуальной картине.

2

Март

4

Тема: «Покажи эмоцию».

Учить выражать эмоции.

Показ эмоций.

2

Апрель

Диагностика.

1

Май

         

V.КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Диагностика дифференцированности эмоциональной сферы учащихся (О. А. Орехова методика «Домики») для всех обучающихся школы.

Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка. 

Материал: лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Инструкция: исследование лучше проводить с группой детей –10-15 человек, их желательно рассадить по одному. 

Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых- эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним. 

C:\Users\User\Pictures\img286.jpg 
«Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из шести прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. 
Есть ли среди них еще карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующий прямоугольник и т.д.» Таким образом нужно раскрасить все шесть прямоугольников. Необходимо проследить, чтобы раскрашивание происходило слева направо.


1 2 3 4 5 6

«Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут разные хозяева - наши чувства. Но домики бесцветные, неинтересные. Их нужно раскрасить. Послушайте внимательно, как правильно нужно раскрашивать. Я буду называть кто живет в каждом домике, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов
: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
«Найдите задание №3. В этих домиках живем мы. Мы делаем что-то особенное, и в зависимости от этого нужно домик раскрасить в свой подходящий цвет.

Список: наша школа, рисуем, танцуем, музей, поем, считаем, читаем, играем, природа.

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

C:\Users\User\Pictures\img867.jpg

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Научно-методическая литература

1.   Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 3.

2. Волков Ю. Г, Добреньков В. И, Кадария Ф. Д, Савченко И. П, Шаповалов В. А. Социология молодежи. Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Под ред. М.И. Рожкова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.

4.   Карпухин О. Легко ли быть молодым? // Диалог. - 2002. - № 2.

5. 12.Мелихов А. Выход не здесь! // Учительская газета. 2005. - № 43. – от 20 июля.

6   Мелихов А. Мелкие делишки или общее дело? // Учительская газета. 2005. - № 7. – от 13 апреля.

8.   Неядерный кошмар в конце 20 века // Ровесник 2004. - № 6.

9. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. - 2006. - № 7.

10. Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб. КАРО, 2006

11. Баева, И.А. Тренинг психологической безопасности в школе / И.А. Баева. – СПб. Речь, 2002.

12. Грецов, А. Тренинг общения для подростков / А. Грецов.- СПб.: Питер, 2005.

13. Гущина, Т.Н. Я и мои ценности: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников / Т.Н. Гущина. – М.,2008.

14. Дубинская, В.В. Мой мир: Курс социальной поддержки учащихся старших классов / В.В. Дубинская. - М., 1997Полезные навыки: материалы для учителя / под ред. О.Л. Романовой. - М., 2001.

15. Слободняк, Н. Уроки общения для младших подростков / Н. Слободняк. – Школьный психолог.

16. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать: психологически игры и упражнения. Ч. 4. / К. Фопель. - М.: Генезис, 1999.

17. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников/ О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2001.

18. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

19. Указ Губернатора Омской области от 19 ноября 2013 года № 157.

20. Доклад Министра труда и социального развития Омской области М.Ю. Дитятковского на коллегии Министерства труда и социального развития Омской области по вопросу "Об итогах работы Министерства труда и социального развития Омской области в 2014 году и задачах на 2015 год" от 26 февраля 2015 года.        

2. Литература для учащихся:

  1. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: Спб.: Питер, 2008.
  2. Андреева И.Н. Подросток: проблемы развития личности и взаимоотношений: Методическое пособие по спецкурсу «Социальная психология личности». Новополоцк, 1999.
  3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968.
  4. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

8-11 классы Классный час "Жизнь - не игра!" (профилактика суицидального поведения).

8-11 классы Классный час "Жизнь - не игра!" (профилактика суицидального поведения)....

Тематическое мероприятие на тему: «Жизнь- как ценность" (профилактика суицидального поведения у подростков 7-9 классов)

Данное мероприятие  содействует развитию позитивного отношения к жизни, развитию любви к себе, даёт навыки разрешения проблемных ситуаций. На занятии подростки познакомятся  с эффективн...

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике суицидального поведения «Успех в жизни»

Цель: формирование у учащихся представления об уникальности каждого человека, живущего на Земле, неповторимости собственной личности....

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....