Главные вкладки

    Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год
    проект по психологии

    Жутикова Любовь Сергеевна

    В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в виртуальное пространство, чаще всего агрессивное или депрессивное. Подростки теряют смысл того, что они делают, теряют отношения со сверстниками, семьей, с собой и внешним миром. Попытки разрешить трудную жизненную ситуацию толкают несовершеннолетних к непригодным, неадекватным способам – к суициду. На наш взгляд  «проблему легче предупредить, чем лечить», поэтому мы создали комплексную систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп, направленную на профилактику суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. В основу системы положена многоуровневая модель суицидальной превенции, наполненная комплексом мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    МБОУ гимназия г. Советский

    «ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

    СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА»

    Разработчики:

    Жутикова Л.С.,  педагог-психолог,

    Подоксенова И.В. , педагог-психолог,

    Бабкина И.А. , социальный педагог

    Многоуровневая модель суицидальной превенции

    /МБОУ гимназия г. Советский/

    2019-2020

    Цель:          профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

    Задачи: 

    • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
    •    изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим выявлением детей,  нуждающихся в незамедлительной помощи;
    • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
    • сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

     

    Контингент, адресат воздействия:

    • учащиеся
    • педагоги
    • родители
    • участники образовательного процесса

    Ожидаемые результаты:

    Качественные:

    1. Позитивное отношение к себе, другим своим сверстникам и другим взрослым;
    2. Целеустремленность и жизнестойкость в устремлениях к будущему.
    3. Оптимизация детско-родительских взаимоотношений.

    Количественные:

    1. Увеличение количества несовершеннолетних с жизнестойкостью и целеустремленностью на будущее
    2. Улучшение  психологического  климата  в классных коллективах.
    3. Снижение количества детей с нарушением поведения, находящихся  социально-опасном положении.

    I уровень: Общая профилактика

    Цель: повышение групповой сплоченности в школе

    Психолог

    Социальный педагог

    Деятельность

    Программно-методическое обеспечение

    Деятельность

    Программно-методическое обеспечение

    • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся;
    • Формирование  у учащихся позитивного образа «Я»;

    • Повышение уровня психологической культуры всех участников УВП;

    • Комплекс диагностических методик.

    • Уроки психологии (с 5- 11 классы), внеклассные мероприятия, циклы занятий для учащихся 6, 7, 8 классов по Программе профилактики суицидального поведения «Рука в руке»  (по востребованности).

    • Программа «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».
    • план программных мероприятий

    по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолет-них на 2019-2020 учебный год

    (приложение 1)

    Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

    Программа внеурочной деятельности «Подросток и закон».

    II уровень: Первичная профилактика

    Цель: сопровождение детей и подростков группы риска

    • Выделение  группы суицидального риска

    • Повышение самооценки, уверенности в себе, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии у несовершеннолетних
    • Оказание экстренной помощи, снятие стрессового состояния

    • Повышение психологической компетенции родителей

    • Психопросвещение всех участников УВП.
    • Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации

    •  Алгоритм действий при суицидальном риске учащихся.
    • комплекс психологических тестов по определению тревожных состояний, личностных отклонений подросткового возраста, суицидального риска (поведения);
    • блок психологических тестов по «Родительско-детским отношениям».
    • комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер»,
    • Программа профилактики суицидального поведения «Рука в руке»
    • цикл тренинговых занятий  «Конфликты и мы»
    • уроки психологии в 5- 11 классах, внеклассные мероприятия, циклы занятий для учащихся 6, 7, 8 классов по программе профилактики суицидального поведения (по востребованности);
    • индивидуальные консультации, терапия кризисных состояний, работа по посттравматическому синдрому (ПТСР).
    •  Родительские собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации, мини-тренинги.

    Беседы, тренинги, стендовая информация, выступления на педагогических советах, ПМПк  (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы), участие в Советах по профилактике.

    • Пополнение «Копилки советов» для родителей и учащихся на сайте гимназии, в разделе психологической службы

    http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html

    • План работы по профилактике суицидального поведения учащихся. (прилож. 1)
    • Выявление учащихся, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    •  Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации,

    • Формирование правовой культуры учащихся, родителей,

    • Повышение педагогической

     компетенции родителей.

    -  Оказание экстренной помощи, снятие стрессового состояния

    -   Информационное  просвещение учащихся, родителей, педагогов

    Сбор информации о  ребенке, находящемся в трудной жизненной ситуации, наблюдение, беседы, патронаж на дому.

    Индивидуальные консультации.

    Беседы, классные часы, программа кружка «Подросток и закон», родительские собрания, лектории с привлечением специалистов социальных партнеров

    Родительские собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации.

    Беседы, индивидуальные консультации.

    Беседы, стендовая информация, родительские собрания, выступления на педагогических советах, изготовление памяток, буклетов, размещение на официальном сайте МБОУ гимназии, в разделе «Правовая помощь ребенку», «Безопасность»  на официальном сайте МБОУ гимназии  http://86gmz-sov.edusite.ru/p147aa1.html 

    http://86gmz-sov.edusite.ru/p233aa1.html 

    III уровень: Вторичная профилактика

    Цель: предотвращение самоубийства

    • Оценка риска самоубийства (крайняя, серьёзная, умеренная).
    • Информирование межведомственных учреждений, ПНД.
    • Оповещение родителей.
    • Работа по ПТСР с очевидцами происшествия.

    Индивидуальные и групповые консультации, терапия психоэмоционального состояния.

    IV уровень: Третичная профилактика

    Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев.

    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев проис-шествия.

    Диагностика повторной попытки на ранней стадии.

    • Психологическая реабилитация через индивидуальные и групповые консультации.
    • Направление к психиатру, клиническому психологу, психотерапевту.
    • Проведение работы с окружением (родители, учителя, друзья, одноклассники суицидента), включая поственцию (облегчение процесса приспособления к реальности после события).

           

    приложение 1.

    ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

    по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

    на 2019-2020 учебный год

     (МБОУ гимназия г. Советский)

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственный

    Профилактические мероприятия по предотвращению суицидальной активности

    Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    В течение года

    Психолог

    Соц. педагог

    Составление базы данных детей, находящихся в социально – опасном положении, содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

    сентябрь

    Соц. педагог

    Определение матрицы социального неблагополучия семей несовершеннолетних.

    по необходимости

    Соц.педагог

    Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

    В течение года

    Психолог

    Соц. педагог

    Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    По запросу

    Соц. педагог

    Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

    В течение года (по запросу)

    Соц. педагог

    Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

    по необходимости

    Соц. педагог

    Проведение/участие в заседании Совета профилактики

    Один раз в четверть

    Психолог

    Соц. педагог

    Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации

    Каникулярное время

    Соц. педагог

    Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

    В течение года

    Психолог,

    Соц. педагог

    Психологическая диагностика

    Исследование социального статуса учащегося (социометрия)

    ежегодно

    Психолог,

    классный руководитель

    Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)

    ежегодно

    Психолог

    Исследование уровня тревожности 5, 10, 9 , 11 классы

    ежегодно

    Психолог

    Определение личностных отклонений подросткового возраста.

    По необходимости

    Психолог

    Определение склонности к девиантному поведению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации

    По необходимости

    Психолог

    Диагностическое исследование факторов риска  незаконного  потребления наркотических средств и психотропных веществ (Анкета Г.В.Латышева).

    октябрь

    Психолог

    Аналитическая деятельность по диагностике факторов риска развития наркомании у несовершеннолетних гимназии.

    ноябрь

    Психолог

    Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированных суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой, 8-11 классы).

    в течение года

    Психолог

    Выявление основных характеристик депрессии несовершеннолетних с учетом их психологических особенностей. Опросник детской депрессии M.Kovacs (1992), адаптированный лабораторией клинической психологии и психиатрии НИИ психологии. (5-7 кл.)

    в течение года

    Психолог

    Тест тревожности (Тест Тэммл Дорки Амен) (1-2 кл.)

    в течение года

    Психолог

    Углубленная диагностика факторов суицидального риска у детей «группы риска»

    по результатам диагностики

    Психолог

    Психологические мероприятия с учащимися,

    направленные на повышение уровня психологической защищенности,

    формирование «антисуицидального» барьера

    «Я – уникальная и неповторимая личность». Формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности) (5кл);

    В течение года

    Психолог

    Формирование позитивного образа «Я»  учащихся (через уроки психологии 5-11 кл)

    В течение года

    Психолог

    Цикл занятий по коррекции агрессивного поведения (1-4 кл., 6-8 кл.)

    по запросу

    в течение года

    Психолог

    Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс). Снятие тревоги первых дней школьной жизни, смягчение процесса адаптации.

    сентябрь

    Психолог

    «Как научиться жить без драки»./Уроки психологии, классные часы, разбор ситуаций/

    октябрь

    психолог, педагог, социальный педагог

    Психологическое занятие «Чего я знаю и чего не знаю». Осознание ценности здорового образа жизни. (6-8 кл.) /Профилактика наркотической и алкогольной зависимости/.

    ноябрь

    психолог, социальный педагог

    Психологическое занятие «Толерантность: жить в мире с другими» (5-11 кл.)

    ноябрь

    Психолог

    «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»

    (9-11 кл.)

    ноябрь-декабрь

    Психолог

    Видео-лекция профессора Жданова В.Г. «Алкогольная и наркотическая агрессия против России» (7-11 кл.)

    декабрь

    Психолог

    «Расскажи мне обо мне» /уроки психологии/ (5-11 кл.)

    декабрь-январь

    Психолог

    Тренинг «Быть уверенным – это здорово!». Формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению (8-11 класс)

    январь

    Психолог

    «Мир глазами агрессивного человека».

    февраль

    Психолог

    Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ (9,11 кл.)

    апрель

    Психолог

    Определение уровня тревожности у выпускников 9,11 классов

    апрель

    Психолог

    «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9-10 кл.)

    апрель-май

    Психолог

    Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс). Организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллективом класса.

    по запросу

    Психолог

    Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов. Развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству.

    по запросу

    Психолог

    Психологическое занятие «Открытка от одиночества». Формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии. (7-11 кл.)

    по запросу

    Психолог

    Консультативное сопровождение учащихся по проблемам поведения, общения учебных трудностей и их личностных особенностей.

    по запросу

    Психолог

    Правовые классные часы

    «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (6-11 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Права и обязанности учащихся гимназии» (5-9 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Пивной фронт. За кем победа?» (6-11 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Умей сказать «нет»» (5-11 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)

    по запросу

    социальный педагог

    Мероприятия с педагогами

    Профилактика школьной дезадаптации 1,5,10 кл.

    в течение года

    психолог

    Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.

    в течение года

    психолог,

    педагоги

     Информационно-обучающий лекторий для педагогов, направленный на расширение знаний о признаках кризисного состояния и возможного предотвращения суицида среди детей и подростков. 

    по запросу

    в течение года

    Психолог, социальный педагог

    Консультативное сопровождение педагогов по проблемам поведения, общения учебных трудностей и личностных особенностей учащихся.

    в течение года

    психолог, социальный педагог

    Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

    март

    педагоги-психологи

    Мероприятия с родителями

    Родительские собрания, лектории:

    • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
    • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
    • Лекторий для родителей по теме «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»
    • «Как помочь ребенку в выборе профессии»
    • «Первые трудности подросткового возраста»
    • «Ваш ребенок—пятиклассник»;
    • «Мудрость ангелов» (мини-тренинг)
    • «Школьная служба примирения. Что это такое?»
    • «Интеллектуальная готовность как один из показателей успешного обучения ребенка в школе»
    • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
    • «Родительская любовь»;
    • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
    • «Итоги адаптационного периода первоклассников к обучению в начальной школе»
    • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
    • «Капля никотина убивает верблюда»;
    •  «Понять. Простить. Принять»;
    • «Я бы в дворники пошел… или  Как не отбить у детей желание учиться»;
    • «О любви – взрослые и дети»;
    • «Школьная травля, как  один из подводных камней школьной жизни»;
    •  «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
    • «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»
    • «Профилактика потребления несовершеннолетними наркотических средств и психоактивных веществ»
    • «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»
    • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
    • «Административная уголовная ответственность несовершеннолетних»;
    • «Соблюдение законодательства в рамках  исполнения регионального закона № 109-ОЗ по ХМАО-Югре

    в течение года

    По плану,

    по запросу

    Психолог,

    Соц. педагог

    Консультативное сопровождение родителей по проблемам поведения, детско-родительских отношений, учебных трудностей и личностных особенностей их детей.

    в течение года

    психолог, социальный педагог

    Методический материал об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб размещен на сайте МБОУ гимназии в разделе «Психологическая служба», «Методическая копилка»

     http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html

    психолог

    Составители: педагоги-психологи - Жутикова Л. С, Подоксенова И.В,

    социальный педагог   -    Бабкина И.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних «Скажем наркотикам «НЕТ!»

    Цели:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье чел...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

    Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

    Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

    Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения  среди несовершеннолетних.Задачи мероприятия:...

    Рабочая программа социального педагога «Профилактика употребления алкоголя и табакокурения среди несовершеннолетних» на 2019-2020 учебный год.

    Авторская программа социального педагога по профилактике вредных привычек несовершеннолетних, приобщению подростков к здоровому образу жизни....

    Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)

    Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)...