Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации
    материал по теме

    Вихарева Надежда Юрьевна

    Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

     по организации работы по профилактике асоциального поведения

    среди несовершеннолетних в образовательной организации

    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенцию учреждений общего образования входят:

             1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

             - постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

             - проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

             - разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

             - привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.)  для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

             - разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

             - осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

             2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:

             - разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

    - направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный  орган управления образованием на 5 число каждого месяца учебного года;

    - совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

    -обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

    - разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;

    - организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

    - проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).

             3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей:

             - организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;

    - организация работы общественного инспектора по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);

    - организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;

    - организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с полицией, комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;

    - создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

         - привлечение органов родительскогосоуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;

         - принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

         - организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

             - создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

         - обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование  интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время).

    4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетнихпредусматривает:

    - развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

             - разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

             - организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

             - обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

             5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетнихчерез:

         - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию  правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

    - включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

    - использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;

    - организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций, направленных на формирование гражданско-правового сознания  учащихся;

    - привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    - использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

             - проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения,  уровню правовой культуры;

             - создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся;

    - использование потенциала детских и молодежных общественных объединений, включение несовершеннолетних в их деятельность.

    Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

     

    В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

    • Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений

    1.Международные документы:

    Декларация о правах ребенка

    Конвенция  ООН о правах ребенка 1995 г.;

    2. Документы федерального значения

    • Конституция Российской Федерации
    • Семейный кодекс РФ
    • Гражданский кодекс РФ
    • Кодекс об административных правонарушениях.
    • Трудовой кодекс
    • Уголовный кодекс
    • Закон РФ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года  «Об образовании в Российской Федерации»
    • Федеральный Закон  №124-ФЗ от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»
    • Федеральный Закон №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
    • Федеральный Закон №98-ФЗ от 28 июня 1995г. «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»
    • Федеральный Закон Российской Федерации №114-ФЗ от 25 июля  2002 года  «О противодействии экстремистской деятельности»
    • Федеральный закон  РФ №436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
    • Федеральный закон РФ  №252-ФЗ от 21 июля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
    • Федеральный закон от 21.07.2011 №253-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции»
    • Федеральный закон №139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон РФ №436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
    • Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»
    • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 годы»
    • Федеральный закон Российской Федерации №15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия  окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

    3. Документы регионального уровня

    • Закон Нижегородской области№34-З от 20 мая 2003 года «Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях»  
    • Закон Нижегородской области №141-з от 31 октября 2012 года «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»
    • Закон Нижегородской области №16-З  от 28 марта 2002 года  «О профилактике наркомании и токсикомании»
    • Закон Нижегородской области №23-З от 9 марта 2010 года «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области»
    • Закон Нижегородской области  №88-З от 6 июля 2012 года «О профилактике правонарушений в Нижегородской области»
    • Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2014 N 258
      "Об утверждении региональной программы "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области" на 2014 - 2015 годы"
    • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22 июня 2012 года №1339-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации пилотного антинаркотического проекта «Нижегородская область- будущее стартует здесь» на 2012-2013 годы
    • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2014 года  № 201-р «О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2014-2016 годы»
    • Приказ Министерства образования Нижегородской области  и Министерства здравоохранения  Нижегородской области от 21.11.2014 года №2708/2664 «Об организации добровольного иммунохроматографического тестирования обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Нижегородской области на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»
    • Приказ  Министерства образования Нижегородской области  №375-а от 29.10.2014 г. «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»
    • Приказ Министерства образования  Нижегородской области и Министерства здравоохранения Нижегородской области от 16.09.2013 г. №2076/2284 «Об организации межведомственной работы с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ в муниципальных и государственных образовательных  организациях  Нижегородской области»

    4. Документы муниципального уровня.

    - Постановление Администрации Навашинского района  №344 от 12.11.2013г.            «Об утверждении Плана антинаркотических мероприятий на территории Навашинского  муниципального района на 2014-2017 годы.

    - Постановление Администрации Навашинского района   №295 от 02.10.2013 г.           «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка, профилактики  и противодействия преступности в Навашинском муниципальном  районе на 2014-2017 годы»

    - Постановление Администрации Навашинского района   №308 от 10.10.2013 г. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Навашинском районе на 2014-2016 годы»

        - Положение о Совете профилактики по предупреждению правонарушений, преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних при управлении образования Администрации Навашинского района (приказ управления образования от 30.08.2011 №170),

    - Положение о постановке учащихся на внутришкольный профилактический учет (приказ управления образования от 30.08.2011 №171),

    - Положение «О родительском патруле в образовательной организации Навашинского района» (приказ управления образования от 19.05.2014  № 125).

    5. Внутриучрежденческие документы.

    Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положения «О Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МОУ»;  «О постановке обучающихся на внутришкольный учет», «О постанове на учет неблагополучных семей», «О родительском патруле МОУ», «Об общественном инспекторе»).

    Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.

    • Данные по изучению социального состава семей, социального портрета школы, класса, обучающихся, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов.
    • социальный паспорт школы ( в том числе мониторинг за три года),
    • социальные паспорта классов.
    • образовательный, возрастной, социальный состав родителей учащихся школ;
    • списки  учащихся  по каждой категории социального паспорта: из малообеспеченных семей, многодетных семей,  семей одиноких матерей (одиноких отцов), детей с ограниченными  возможностями; из семей, потерявших кормильца; из семей, где родителей в разводе; из семей беженцев/ переселенцев.
    • учетные карточки многодетных семей.
    • Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).
    • Планы профилактических мероприятий.
    • Списки по установленной форме учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН, состоящих на внутришкольном учете,  учащихся «группы риска»/»требующих особого контроля;
    • Планы индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учета;
    • Карточки учета учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН и на внутришкольном учете;
    • Учет занятости учащихся, состоящих на различных  видах учета во внеурочное время, участие в жизни школы; в каникулы;
    • План  совместной работы с ПДН, КДН (согласованный с начальником ОВД, председателем КДН и ЗП)
    • Журнал взаимодействия со службами системы профилактики;
    • Тетрадь (журнал) протоколов посещенных уроков, мероприятий (изучение поведения учащихся  девиантного поведения на уроках, организация индивидуальной работы с ними, участие учащихся в мероприятиях)
    • Мониторинг состояния правонарушений и преступлений  учащихся  ОУ за последние 3 года (в табличной форме или в диаграммах (количество учащихся, состоящих на различных видах учета  не суммируется, поскольку один и тот же учащийся может состоять на различных видах учета);
    • Отчеты о реализации профилактических мероприятий по плану, отдельно по проведению тематических дней, недель, декад, месячников, акций.
    • Графики проведения бесед в МОУ специалистами служб системы профилактики.
    • Документация работы Родительского патруля ОУ:

    - график осуществления патрулирования на закрепленной территории, местах проведения массовых мероприятий с участием учащихся образовательного учреждения, посещения обучающихся на дому;

    -журнал учета рейдов, проведенных родительских патрулей,

    -  состав родительского патруля (список), утвержденный приказом по МОУ,

    - приказ о создании родительского патруля,

    - ежеквартальные отчеты (в УО) о работе родительского патруля

    • Документация школьного Совета профилактики:
    • план работы Совета профилактики ОУ на год;
    • протоколы заседаний Совета профилактики ОУ;
    • материалы заседаний Совета профилактики ОУ (характеристики учащихся, данные об успеваемости, посещаемости,  отчеты классных руководителей о работе с учащимися, ходатайства и пр.).
    • Документация по работе с неблагополучными семьями.
    • списки социально неблагополучных семей и семей «группы риска»;
    • динамика изменений количества неблагополучных семей и семей «группы риска» в ОУ на протяжении 3 лет;
    • карточки учета  неблагополучных семей; и семей «группы риска», в которых отражена проведенная работа
    • план индивидуальной работы с неблагополучными семьями;
    • график посещения  неблагополучных семей;
    • акты обследования семей;
    • отчет о работе с неблагополучными семьями.

    • Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе (компоненты системы, взаимосвязи внутренние и внешние, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).
    • Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления)
    •  Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (повестки заседаний, решения, постановления, документы о рассмотрении дел учащихся школы, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).
    • Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).
    • Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
    • Протоколы совещаний (выписки) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, управляющего совета).
    • Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

    Кроме этого, у каждого классного руководителя должны быть:

    - сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих;

    - индивидуальные планы работы с обучающимися класса, состоящими на профилактических учетах и требующих проведения индивидуальной профилактической работы;

    - информация о занятости обучающихся во внеурочное время, в каникулы;

    - включение обучающихся в систему общественных поручений;

    - в планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учащихся родителей.

     Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

    данная статья была представлена на Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"...

    Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

    Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

    Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Помощь родительской общественности по профилактике различных правонарушений среди несовершеннолетних...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде

    Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...

    Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

    Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор,преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной пози...

    Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании...

    Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома

    laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...