Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании
    методическая разработка на тему

    Тараканова Анна Васильевна

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по организации работы с родителями

    учащихся по профилактике наркомании

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc145 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       

    Управление Федеральной службы Российской Федерации

    по контролю за оборотом наркотиков

    по Нижегородской области

    Отдел межведомственного взаимодействия

    в сфере профилактики

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по организации работы с родителями

    учащихся по профилактике наркомании

    г.Н.Новгород

    1. Введение

    Распространенность употребления психоактивных веществ (далее- ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.

    Основными потребителями наркотиков являются несовершеннолетние и молодежь в возрасте от 13 до 30 лет.

    По данным министерства здравоохранения Нижегородской области по состоянию на 01.01.2011 года  на учете в наркологическом диспансере состояло:

    - с диагнозом «наркомания» 13 несовершеннолетних, что на 23,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее- АППГ, 17),

    - несовершеннолетних потребителей наркотиков – 117, что на 7,3% больше, чем за АППГ (109).

    В 2010 году активизировалась деятельность врачей-наркологов по раннему выявлению подростков, потребляющих ПАВ, что позволило увеличить на 66,7% (с 6 до10)  количество поставленных на учет несовершеннолетних с диагнозом «наркомания».

    Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования. Имеющийся  у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие  на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а также родителей (законных представителей), а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.  

    В сложившейся ситуации профилактика наркомании в подростковой среде приобретает приоритетное значение, а в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление ПАВ включает работу с семьей.

    С учетом актуальности проблемы наркотизации молодежи и понимания того, что, во- первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров; во – вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей, одним из перспективных направлений является работа с родителями школьников по вопросам профилактики наркомании.

    2.  Основные направления, цели и задачи работы

    с родителями школьников

    Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем:

    1.        Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания» (к равнодушию, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям), а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).

    2.        Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.

    По оценкам специалистов большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к прагматичности. К сожалению, значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, не обладает высоким уровнем психолого-педагогической и правовой культуры, в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.

    Обращает на себя внимание недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. По материалам Центра социологических исследований Минобразования России и ведомственных отчетов о состоянии наркоситуации в молодежной среде в Российской Федерации около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

    3. Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Многие при этом стремятся прибегнуть к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

    Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно.

    Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, ПТУ, преподавателей колледжей, ВУЗов, руководителей предприятий и образовательных учреждений), так как в советский период с подобными масштабными девиантными явлениями они не сталкивались. В этой связи встает общегосударственная задача повышения уровня культуры здоровья всего российского общества. На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей.

    Структура организации профилактической деятельности с несовершеннолетними, молодежью и родителями представлена в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Данная Концепция развивает основные положения Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690) и выделяет разнообразные виды технологий – социальные, педагогические,  психологические.

    3. Основные функции субъектов профилактической деятельности

    при организации работы с родителями

    Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - НС и ПВ) предполагает участие в формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, всех органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, различных организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родителей (иных законных представителей), специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеров молодежных организаций и т.п.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают меры, направленные на их устранение или минимизацию. Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом НС и ПВ. Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации разрабатывают меры, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков.

    Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей, по-прежнему остается общеобразовательное учреждение.

    Субъектами антинаркотической работы с родителями в образовательном пространстве являются: заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ, в том числе сотрудники органов наркоконтроля, специалисты по проблемам предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи, специалисты служб социальной защиты населения, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи населения, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее- КДН и ЗП) для оказания помощи «проблемной» семье.

    Администрация образовательного учреждения: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.

    Учителя-предметники и классные руководители: благодаря тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

    Медико-психолого-педагогическая служба:

    школьный врач: обеспечивает работу медицинских кабинетов учебных заведений - одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.

    Школьный психолог: обеспечивает:

    •        психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);

    •        психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

    •         психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы;

    •социальный педагог несет ответственность:

    • за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
    • систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

    Учреждения дополнительного образования и культуры: организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.

    Общественные организации: развивают широкую профилактическую деятельность в образовательных учреждениях, в средствах массовых информации (далее- СМИ), проводят массовые антинаркотические акции.

    Районная и городская наркологические службы организуют консультативную работу с родителями: о признаках приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации и т.п.

    СМИ, в том числе Интернет формируют общественное мнение.

    Правоохранительные органы:

    •        работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение НС и ПВ;

    •        осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

    • обеспечивают взаимодействие школы с районными КДН и ЗП, ПДН ОВД;
    • выявляют несовершеннолетних, а также родителей (или их законных представителей) потребляющих наркотики или склонных к потреблению НС и ПВ, организуют учет и проводят профилактическую работу с данными лицами.

    4. Профилактическая антинаркотическая помощь семье

    Профилактика обязательно включает в себя работу с дифференцированными группами родителей: родители, активно участвующие в профилактической работе; родители с проблемами; родители с явлениями зависимости и созависимости.

    Основные направления работы:

    - формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;

    - предупреждение случаев вовлечения детей в раннее немедицинское потребление наркотиков, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;

    - оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять ПАВ.

    Цели работы с родителями:

    - формирование у родителей установки на актуальность проблемы наркотизации детей и подростков, непримиримого отношения к употреблению и распространению наркотиков;

    - навыков в оценке факторов риска наркотизации, а также качеств, способствующих эффективному социально поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми;

    - формирование группы лидеров родителей - активных субъектов наркопрофилактики.

    В профилактической работе с родителями используются такие формы и средства антинаркотической помощи семье:

    - лекционная – через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете;

    - индивидуальное семейное консультирование родителей из «проблемных» конфликтных семей по предупреждению раннего немедицинского употребления  наркотиков;

    - формирование из родительского актива групп родительской поддержки для «проблемных» семей;

    - выявление родителей группы «риска» употребляющих НС и ПВ и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи;

    - социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю наркотизацию;

    - оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.

    Школа и родители должны быть партнерами. Родители должны понимать философию, объем и организацию санитарного просвещения в образовательном учреждении и необходимость открытого диалога со своими детьми и школой по вопросам здоровья детей. В образовательных учреждениях предоставляется информация для родителей по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье их детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определенного поведения на их детей.

    Образовательные учреждения ищут новые направления в совместной деятельности с родителями. В школах организуются встречи «За круглым столом»: «Острые углы семейного круга», «Психология семейных отношений», семейные гостиные, вечера вопросов и ответов, семинары, диспуты; родительские клубы: «Психологические аспекты семейного воспитания», «Часы семейного общения»; проводятся специальные практикумы: «Взаимодействие семьи и школы», «Семейная педагогика»; создаются консультационные пункты для детей и родителей; создаются родительские комитеты, издаются методические сборники; проводятся конкурсы, выставки, викторины и др. Все это позволяет помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей детей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в их поведении.

    Как показывает практика, в образовательных учреждениях, наиболее часто используются такие формы работы с родителями:

    а)  интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов и т.п.;.

    б) традиционная: тематические классные часы, родительские собрания, вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы;

    в) просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, подготовка стендов и уголков для родителей;

    г) государственно- общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей и т.п.

    Все формы достаточно широко используются в процессе работы  и дают определенные  результаты в области взаимодействия семьи и школы.

    На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, на которых идет обсуждение важнейших проблем воспитания, поиск новых форм совместной работы с семьей.

    В последние годы в системе образования проводится политика, направленная на активизацию деятельности образовательных учреждений по взаимодействию с родителями. Учреждениям предлагается включить родителей в органы общественного самоуправления, рекомендуется поощрять их участие во всех творческих, спортивных и других досуговых мероприятиях школьников.

    5. Рекомендации по проведению лекционно-информационных форм

    работы с родителями в аспекте первичной профилактики

    употребления ПАВ несовершеннолетними.

    При проведении профилактических лекций - бесед по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними требуется соблюдение особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть через родителей передана детям и подросткам. Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств с тем, чтобы беседа не могла служить справочным материалом для использования наркотиков.

    При проведении бесед нецелесообразно выходить за рамки представлений о наркотиках, которые практически не встречаются в регионе проживания, т.е. рассказывать о тех наркотиках (токсических веществах), которые малоизвестны. Обязательным является условие исключения описаний клинической картины наркотического (токсического) опьянения, переживаемых под влиянием наркотика (токсического вещества) эйфорических ощущений, включая использование позитивно воспринимаемых эпитетов и определений, таких как «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу», «состояние особенного блаженства и покоя».

    Следует исключить из бесед ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов, употреблявших наркотик, даже если приводятся негативные последствия от их приема.

    При беседах с родителями нецелесообразно пользоваться специальными медицинскими терминами при описании клинических проявлений зависимости от ПАВ, а также «жаргоном наркоманов».

    В беседах следует специально останавливаться на способах диагностики состояний наркотического и токсического опьянения, а также нарко - или токсикомании.

    Нужно достаточно твердо и настойчиво утверждать, что подросток, «экспериментирующий» с наркотиками или злоупотребляющий ими, верит в то, что ему удается успешно скрывать свои эпизоды наркотизации от родителей. Необходимо настойчиво убеждать в том, что в настоящее время с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, предусматривающая определение конкретного наркотического вещества.

    Следует также говорить о большой вероятности заражения потребителей наркотиков и больных наркоманиями и токсикоманиями ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, венерическими заболеваниями, другими заразными болезнями мочеполовой сферы.

    В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового характера: задержание полицией за употребление в общественных местах спиртных напитков или ПАВ; поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие; угроза возбуждения уголовного дела за то или иное правонарушение.

    Многие другие темы, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми с точки зрения антинаркотической профилактической работы. Такими являются темы, относящиеся к угрозе возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождению неполноценных детей. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя наркотики (токсические вещества), дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь и служебную карьеру.

    Тактика запугивания несовершеннолетних тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым результатам - отказу от приема наркотиков, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес. Эффект запугивания может срабатывать у детей и подростков, отличающихся такими характерологическими чертами, как тревожность, неуверенность; в то же время у стенических, неустойчивых и возбудимых личностей подобный эффект практически не наблюдается.

    В настоящее время при проведении профилактических мероприятий часто используются видеофильмы антинаркотической направленности с обязательным обсуждением.

    Необходимо отметить, что при подготовке и проведении лекции - беседы важно учитывать, что ее длительность должна составлять не более одного академического часа; обязательной является «обратная связь» с аудиторией. Чем большую долю времени занимает свободная дискуссия и чем меньшую – изложение специалистом заранее подготовленного материала, - тем выше эффект.

    Качество педагогического, психологического и правового просвещения родителей зависит от актуальности выбранных тем,  уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.

    Заключение

    Семья, родители, микросоциальное окружение - это очень важный участник профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей –немедицинского употребления НС и ПВ.

    Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

    Для решения проблем по предупреждению потребления детьми и членами их семей ПАВ необходимо в первую очередь:

    • повысить психологическую, педагогическую, валеологическую компетентность широких слоев населения, семьи;
    • активизировать государственный механизм, ориентированный на выгоду создания здоровой семьи,
    • развивать социально-поддерживающую инфраструктуру, включающую семью в микросоциальное окружение ребенка.

    В профилактической работе с родительской общественностью первостепенное значение имеют социальные и социокультурные меры. Иными словами меры профилактической работы с родителями должны быть направлены на повышение их психолого-педагогической компетентности, правовой культуры, формирование ресурсов и навыков преодоления стрессовых ситуаций, на устранение факторов риска развития социально-психологической дезадаптации и психологическую поддержку семей, входящих в группу риска.

    Успешное решение задач воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Эффективным сотрудничество институтов государственной власти, педагогической и родительской общественности будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

    Важным итогом системной, комплексной и многоаспектной профилактической антинаркотической работы становится то, что в профилактическом процессе значительную роль начинают играть родители учащихся, что позволяет активизировать внутренний воспитательный потенциал семьи.

                                                                                    

    Приложение № 1

    Уважаемые родители!

    Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять НС и ПВ. Данные мониторинга и социологических опросов свидетельствуют, что основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11 – 14 лет (41%) и 15-17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов и медикаментов.

    Причины употребления наркотиков:

    а) любопытство;

    б) желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т.д.;

    в) желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей;

    г) неблагополучная  обстановка в семье, отсутствие одного или обоих родителей, алкоголизм родителей, низкий образовательный уровень;

    д) отсутствие внимания со стороны родственников;

    е) основное времяпрепровождение детей и подростков в условиях влияния улицы, что приводит безнадзорных детей к «группе риска», а отсутствие жизненного опыта, достаточных знаний, осознание собственной невостребованности, «ненужности» только усиливает опасность вовлечения несовершеннолетних в немедицинское потребление наркотиков.

    При соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления наркотиков.

    Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление

    наркотиков Вашим ребенком:

    1. Общайтесь друг с другом

    Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с Вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли  бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

    1. Выслушивайте друг друга

    Умение слушать – основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку;  выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним. Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал Ваши представления о чем- либо. Важно знать, чем именно занят Ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких – либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто их не употребляет. Следите за тем, каким тоном Вы отвечаете на вопросы ребенка. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

    Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте Вашу заинтересованность в том, что он Вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи  мне об этом…» или «Что ты думаешь?».

    3. Оказывайте поддержку

    «Мне нравится, что ты делаешь, я люблю тебя и хочу помочь», - вот основная мысль, которую Вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, чтобы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно говорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка. Пусть у него будет больше возможности  обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий, поощряйте интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. Важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, т.е. привлечь их к занятиям спортом либо творчеством, особенно, если они из неблагополучных семей.

    Помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, Вы будете самым счастливым родителем!    

    4. Проводите время вместе

    Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом  устраивать с ребенком совместный досуг или Вашу совместную деятельность. Это необязательно  должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством  защиты  от психоактивных веществ. Поддерживая его увлечения, Вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

    5. Помните, что Ваш ребенок уникален

    Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развивать положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то и Вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

    6. Обратитесь к специалисту

    Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно и вы не в силах помочь ему – обратитесь к специалисту. Если у подростка не выработалась стойкая зависимость и наркотик для него способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта (без принуждения). Специалист точно оценит ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробует найти выход из трудного положения.

    Но если у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени обращайтесь к наркологу. Помните, чтобы помощь нарколога была эффективной необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Наркомания тяжелое коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от Вас серьезных и длительных усилий.

                                                                            

    Приложение № 2

    Симптомы употребления подростками

    наркотических веществ

    Определить, употребляет Ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

    Физиологические признаки:

    • бледность или покраснение кожи;
    • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
    • несвязная, замедленная или ускоренная речь;
    • потеря аппетита, похудение, а иногда – чрезмерное употребление пищи;
    • хронический кашель;
    •  плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
    • резкие скачки артериального давления;
    • расстройство желудочно - кишечного тракта

    Поведенческие признаки:

    • беспричинное возбуждение, вялость;
    • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
    • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
    • трудности в сосредоточении на чем– то конкретном;
    • бессонница или сонливость;
    • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
    • избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;
    • снижение успеваемости в школе;
    • постоянные просьбы дать  денег;
    • пропажа из дома ценностей;
    • частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;
    • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
    • частое вранье, изворотливость, лживость;
    • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
    • неопрятность внешнего вида

    Очевидные признаки:

    • следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
    • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
    • закопченные ложки, фольга;
    • капсулы, пузырьки, жестяные банки;
    • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
    • папиросы в пачках из – под сигарет;

    Чтобы определить, не увлекся ли их ребенок наркотиками, родителям вовсе не нужно ждать от него каких – то эксцентричных поступков. Наркотики обычно изменяют самые главные проявления жизнедеятельности ребенка: сон, аппетит, манеру одеваться, разговаривать, делая их более беспорядочными, изменчивыми и все далее отодвигая их от прежней нормы. Поэтому разговор о наркотиках никогда не будет преждевременным и более того, чем раньше он состоится, тем будет лучше. Любым способом Вы должны довести до сознания ребенка мысль о вреде наркотика. Начать можно с доступных их возрасту понятий, а затем расширить их представление об этом страшном зле.

    Вот главное, что следует донести до родителей.

    Что должны родители:

    1. Прочитать и узнать о наркотиках как можно больше.

    2. Изучить сигналы опасности, чтобы знать, какие изменения вызывает употребление наркотиков у подростка.

    3. Определить свою четкую позицию по отношению к употреблению наркотиков.

    4. Стать для детей образцом поведения, сделать так, чтобы слово взрослых в доме не расходилось с делом.

    5. Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы.

    6. Установить правила, которым в доме все должны следовать.

    7. Поощрять участие детей в интересных конструктивных начинаниях и делах.

    8. Воспитывать своего ребенка, формировать  в нем независимость, самоуважение, ответственность.

    9. Нести ответственность за своего ребенка, но всегда быть готовым помочь и чужим детям.

    10. Поддерживать своих детей в их желании приглашать в дом друзей.

    11. Познакомиться с родителями друзей  своего ребенка.

    12.Научиться слушать и слышать своих детей.

    Чего не должны родители:

    1. Считать нормой употребление наркотиков детьми и подростками.

    2. Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.

    3. Ругать или наказывать, когда он (ребенок) находится в состоянии наркотического опьянения.

    4. Угрожать ребенку.

    5. Ждать принудительных действий школы или представителей закона, которые помогут вашим детям вернуться к нормальной жизни.

    6. Впадать в уныние, если ваша первая попытка исправить положение не удалось. Ребенок должен знать, что Вы не опустили рук и обязательно пойдете дальше.

    7. Отчаиваться, решив, что все кончено. Помните, что безнадежных случаев не бывает.

                                                                                    

                                                                                            Приложение № 3

    Если есть проблемы – звоните:

    Городской телефон доверия                                                         419 50 00

    Молодежный телефон доверия                                                     468 38 38

    Телефон доверия по СПИДу                                                        436 36 91

    Нижегородский женский кризисный центр                                415 76 71

    Телефон доверия ГУ МВД России по Нижегородской

    области                                                                                268 51 19

    Уполномоченный по правам человека в Нижегородской                                

    области                                                                                419 73 55

    Городской консультативно-диагностический центр

    по охране психического здоровья детей и подростков                        430 89 50

    Телефон доверия УФСКН России по Нижегородской области        421 05 48

    Молодежный телефон доверия на базе ГОУ ДОД «Центр

    детского и юношеского туризма и экскурсий

    Нижегородской области                                                          433 09 69

    Телефон экстренной психологической помощи на базе

    ГОУ ДОД «ДООЦ Нижегородской области «Дети против

    наркотиков»                                                                                293 10 93

    Нижегородская областная общественная молодежная

    организация «Второе рождение»                                                433 97 59

    Нижегородская региональная общественная организация

    «Родители против наркотиков»                                                433 97 59

    Нижегородский областной наркологический диспансер                433 73 04

    Городская наркологическая больница                                        253 83 28

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях города Нижнего Новгорода:

    Автозаводского                                                                         295 26 22

    Канавинского                                                                         246 03 83

    Ленинского                                                                                258 38 59

    Московского                                                                         270 43 88

    Нижегородского                                                                        433 84 24

    Приокского                                                                                 465 67 30

    Советского                                                                                 417 24 04

    Сормовского                                                                        222 45 52


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ

    В данных рекомендациях  описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения  дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностны...

    Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

    Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

    Методические рекомендации для организации работы в ЛТО и ЛОЛ

    перечень документов и правила их оформления для работы в Летнем оздоровительном лагере и лагере труда и отдыха...

    Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

    Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде

    Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

    Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...