Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ
    методическая разработка (5 класс) по теме

     

    В данных рекомендациях  описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения  дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностные обязанности учителя-логопеда, дано примерное распределение рабочего времени учителя-логопеда,  представлены образцы  документации учителя-логопеда, указан срок хранения различных видов документации,даются рекомндации по дизайну и оборудованию логопедического   кабинета,систематизации  материала, используемого  в работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

    УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ

    Составитель:

         Забаровская Юлия Ивановна

                учитель-логопед высшей категории

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

    УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ

    1. Научно-методические аспекты воспитания и обучения.

         дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

    2.Организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения

        дошкольников с нарушениями речи.

    1. Основные требования к знаниям учителя-логопеда.
    2.  Должностные обязанности учителя-логопеда.
    3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда.
    4. Документация учителя-логопеда.
    5. Срок хранения документации.
    6. Программы, используемые в коррекционно-логопедической

    работе с детьми, имеющими речевые     нарушения.

    1. Дизайн и оборудование логопедического   кабинета.

    9.Систематизация  материала, используемого  в работе.

    10.Список рекомендуемой литературы.

    11. Список использованной литературы.

    Научно-методические аспекты воспитания к обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

    В дошкольной коррекционной педагогике, представляющей собой раздел общей специальной педагогики, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи разрабатывается в частном разделе, представляющем собой новую научно-методическую дисциплину интегративного типа – логопедагогику (Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2002).

    Логопедагогика ориентирована на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при наличии нормального слуха, зрения, полноценных сохранных предпосылок интеллектуального развития.

    Педагогические основы дошкольной логопедагогики были разработаны в ИКП РАО проф. Р.Е. Левиной и ее сотрудниками в период с 1965 по 1980 гг. в рамках концепции Л.С. Выготского о сложной иерархической структуре психической деятельности человека. Эти принципы стали базовыми для разработки методики коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР. Исследования, осуществляемые в Институте дефектологии АПН СССР в 60 - 80 гг. XX в., привели к пересмотру классификационных представлений о речевой патологии и к построению научно-методических основ коррекционного обучения детей дошкольного возраста с ТНР. Прикладные задачи логопедагогики решаются при разработке специальных обучающих программ для детей с различной структурой и степенью выраженности речевых нарушений, создании учебно-методических комплексов коррекционно-развивающего обучения.

    При переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу возникла необходимость отразить в педагогической терминологии новое отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» вытесняет термины, которые воспринимались как ярлыки, как обозначение ненормальности и неполноценности человека. Новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с отклонений от нормы к фиксации их потребности в особых условиях и средствах образования. Этим подчеркивается ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

    Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нуждаются в особом образовательном маршруте, основными элементами которого являются:

    • время начала образования: потребность в совпадении начала специального обучения с моментом определения нарушения в раннем, дошкольном возрастах
    • содержание образования: потребность во введении специальных разделах обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка;
    • создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей» достижения тех задач развития, которые в условиях нормы достигаются стандартными способами образования;
    • особая организация обучения: потребность в качественной индивидуализации обучения, в создании специальных психолого-педагогических условий, особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды;
    • определение границ образовательного пространства:  необходимость коррекционно-развивающего процесса в рамках специально созданной педагогической системы;
    • продолжительность образования: потребность в пролонгировании процесса специального обучения и выход за рамки дошкольного возраста; определение круга участников коррекционно-образовательного процесса и зон их взаимодействия: потребность в интегративной деятельности квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования в качестве участника коррекционно-развивающего процесса.

    Изучение структуры различных форм в зависимости от состояния речевой системы, от степени выраженности дефекта позволила разработать научно обоснованную систему индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа, создать систему логопедической помощи детям с первичными речевыми нарушениями, разработать принципы комплектования логопедических учреждений системы дошкольного образования, организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений дошкольного образования для лиц с различными формами речевой патологии.

    Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежат логопеду, который выполняет следующие основные функции:

    •    диагностическая;

    •    профилактическая;

    •    коррекционно-педагогическая;

    •    организационно-методическая;

    •    консультативная;

    •    координирующая;

    •    контрольно-оценочная.

    Профессиограмма учителя-логопеда - это модель деятельности и личности педагога, она отражает его основные функции и определяет перечень основных педагогических знаний и умений, личностных качеств педагога.

    Профессиограмма определяет квалификационную характеристику. Тарифно-квалификационная характеристика (ТКХ) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в учебно-воспитательном процессе, характер отношений с родителями воспитанников и другими участниками коррекционно-развивающего процесса в данной педагогической системе.

    Рамки квалификационной характеристики ограничивают функциональные обязанности учителя-логопеда. То есть особенности коррекционно-педагогической деятельности, ее основные элементы изначально уже заложены в функциональные обязанности учителя-логопеда вне зависимости от типа образовательного учреждения, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.

    Четкое указание на то, что основной профессиональной деятельностью учителя-логопеда, учителя-дефектолога является коррекционная деятельность, заложено в ТКХ.    В ТКХ учителя наряду с выше обозначенной функцией указано на то, что учитель-логопед обследует детей, комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

    Таким образом, для учителя-логопеда приемлем перечень умений (профессиограмма), сформулированный Н.М. Назаровой:

    • умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;
    • провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;
    • предупредить возникновение вторичных нарушений развития;
    • определить общие   и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания данной группы детей;
    • планировать отдельные виды коррекционной работы;
    • критически оценивать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации научно-методическую информацию;
    • учитывать в коррекционно-развивающем процессе характерные для данной группы детей возможности и факторы компенсации, использовать их в коррекционной деятельности;
    • адаптировать, трансформировать учебную, педагогическую методическую информацию в целях коррекции, развития;
    • отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики;
    • создавать условия воспитания, обучения, развития для социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта в единстве с усвоением языка и речи;
    • владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться;
    • формировать положительную мотивацию участия в коррекционной
    • работе у детей с недостатками в развитии, воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;
    • выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи детям в их социальной адаптации; определять результативность коррекционной работы во всех сферах и на всех этапах профессиональной деятельности;
    • перестраивать свою деятельность в соответствии с изменениями профессионально-педагогической ситуации, осознанно и критично управлять своей профессиональной деятельностью.

    Организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

    В РФ права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов ООН: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Права граждан с проблемами в развитии закреплены в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом РФ и т.д.

    В Законе РФ «Об образовании» сказано, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основании специальных педагогических подходов.

    Государственная Дума 2.06.1999. приняла Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». В законе сказано, что специальное образование — это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.

    Действие закона распространяется на:

    -    детей и взрослых, возможности которых получать образование, ограничены в связи с недостатком развития, подтвержденным в установленном порядке;

    -    родителей детей, а также взрослых - законных, либо надлежащим образом уполномоченных представителей;

    -    педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в образовательном процессе;

    -    государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностных лиц, а также юридических и физических лиц, участвующих в осуществлении специального образования.

    Данный закон предусматривает государственные гарантии прав лиц, имеющих специальные потребности.

    Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования РФ на основе временного стандарта дошкольного образовательного стандарта, в качестве которого используются:

    • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995. № 977, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.07.1997. № 179;
    • Изменения и дополнения к Типовому положению о дошкольном образовательном      учреждении.      Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 8.10. 1998. № 15/368-6:
    • Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ. Приложение №2 к Приказу МО РФ № 448 от 22.08.1996; а также проект Управления дошкольного образования МО РФ «Государственный стандарт дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором уточняются требования к выбору образовательного маршрута, адекватного структуре отклоняющегося развития.

    Организационно-правовую основу логопедической помощи детям дошкольного возраста составляют:

    • Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития», 1970;
    • Положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи от 26.05.1970;
    • Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972;
    • Постановление Совета Министров СССР от 8.12.1990. № 1238;
    • Приказ Государственного комитета образования от 04.06.1990.СССР № 375.

    Дети с первичными нарушениями речевого развития определяются на основании заключения ПМПК соответствующего уровня в ДОУ следующих видов:

    • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
    • квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников (ДОУ для детей с ТНР);
    • ДОУ комбинированного вида. В составе комбинированного ДОУ компенсирующие группы для детей с ТНР руководствуются стандартами ДОУ компенсирующего вида.

    Для детей с ТНР функционируют следующие группы:

    • для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
    • для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
    • для заикающихся детей.

    Критерием комплектования первых двух типов групп является уровень системного речевого недоразвития, при этом дети с клиническими диагнозами «ринолалия» и «дизартрия» могут зачисляться в первую или вторую группу в зависимости от их речевого развития. Дети с заиканием зачисляются в группу с 2 лет, дети с ОНР принимаются сроком на 2 - 4 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет. Дети с ФФН принимаются на 1 год обучения с 5 лет. По окончании установленного срока коррекционно-развивающего обучения дети, нуждающиеся в продолжении коррекционной работы, повторно обследуются ПМПК и при необходимости в отдельных случаях срок обучения продлевается по рекомендации ПМПК.

    Вариативными организационными формами оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста с ТНР являются: УВК для детей с нарушениями речи, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа. К инновационным типам учреждений относятся коррекционно-развивающие центры, представляющие собой модульную систему из нескольких блоков: диагностические, патронажные группы, группы для детей с разными клиническими формами речевых нарушений, группы логопедической поддержки и др.

    Интегрированные формы обучения и воспитания детей с ТНР в общеразвивающих группах ДОУ не рекомендованы и не предусмотрены в системе оказания логопедической помощи («Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении». Письмо МО РФ от 16.01.2002 № 03-51-5 ин/23-03).

    Содержание обучения и воспитания детей с ТНР определяется специальными программами и учебно-методическими комплексами, учебно-методическими изданиями, рекомендованными в качестве базовых. Список новых учебно-методических изданий с фифами «допущено МО РФ» и «рекомендовано МО РФ» ежегодно публикуется в перечне-каталоге учебно-методических изданий и перечне учебных изданий в разделе «Дошкольное коррекционно-развивающее обучение и воспитание» в изданиях «Дошкольное воспитание» и «Вестник образования РФ» (приказ МО РФ «О введении в действие положений о перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений и перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений» от 26.12.2001. № 4244 с приложениями).

    Учитель-логопед ДОУ для детей с ТНР является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

    В процессе осуществления профессиональной деятельности логопед во взаимодействии с другими участниками коррекционно-развивающего процесса решает следующие задачи:

    • обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
    • изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
    • систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
    • оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
    • формирование   у   педагогического   коллектива   ЛОУ   и   родителей

    информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;

    • координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

    В число задач педагогического коллектива ДОУ входят:

    • обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных условий развития,    воспитания   и   обучения,   создание   среды   психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
    • проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
    • повышение  психолого-педагогической  культуры   и   воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

    На заведующего и методиста (старшего воспитателя) ДОУ возлагается решение следующих задач:

    • соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушениями речи;
    • осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;
    • создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;
    • обеспечение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповых комнат - учебными пособиями и специальным оборудованием;
    • организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушениями речи;
    • привлечение   родителей   к   активному   участию   в   коррекционно-педагогическом процессе;
    • обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи.

    Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

    • в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
    • в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков  развития.

    На должность учителя-логопеда назначаются лица с высшим профессиональным (дефектологическим) образованием, имеющие диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальности логопедия, а также  диплом государственного образца, полученный лицами в высшим профессиональным образованием по окончании спецфакультета с объемом подготовки по специальности логопедия  не менее 1000 часов.

             Полученное образование обеспечивает подготовку учителя-логопеда к таким видам профессиональной деятельности, как:

    • учебно-воспитательная;
    • диагностико-аналитическая;
    • коррекционно-развивающая;
    • социально-педагогическая;
    • научно-методическая;
    • консультативная;
    • культурно-просветительская.
    • организационно-управленческая.

    Типовые задачи:

     - в области учебно-воспитательной деятельности:

    • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
    • планирование и проведение занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
    • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в т.ч. технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
    • применение современных средств оценки результатов обучения;
    • воспитание детей (формирование духовных, нравственных ценностей и

         патриотических убеждений на основе индивидуального подхода);

    • применение современных педагогических  технологий;

    - в области диагностико-аналитической деятельности:

    • дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;
    • проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

    - в области коррекционно-развивающей деятельности:

    • коррекционное обучение детей с нарушениями речи;
    • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию   и развитию детей с нарушениями речи;
    • осуществление профилактики речевых нарушений;

    - в области социально-педагогической деятельности:

    • планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в

         процессе обучения и воспитания;

    • установление контакта с родителями детей, оказание им помощи в семейном

         воспитании;

    - в области научно-методической деятельности:

    • выполнение научно-методической работы, участие в научно-методических

         объединений;

    • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения

         своей квалификации;

    -  в области консультативной деятельности:

    • консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и      педагогов по проблемам обучения, развития;
    • проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

    - в области культурно-просветительской деятельности:

    • формирование общей культуры детей;

    -в области организационно-управленческой деятельности:

    • рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью

         укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

    • обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного

          процесса;

    • ведение документации;
    • организация контроля за результатами обучения;
    • управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации

         образовательных программ;

    • выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

         Учитель-логопед должен знать:

    • Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления    образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • возрастную и специальную педагогику и психологию;
    • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
    • методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
    • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и  

      практической    деятельности;

    • программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
    • новейшие достижения дефектологической науки;
    • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

     

    ДОЛЖНОСТНЫЕ   ОБЯЗАННОСТИ    УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

    • осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;
    • обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;
    • комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния  детей;
    • проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
    • работать в тесном контакте с воспитателями, посещать занятия;
    • консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
    • вести необходимую документацию;
    • способствовать формированию общей культуры личности;
    • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
    • реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
    • соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;
    • систематически повышать профессиональную квалификацию;
    • участвовать в деятельности методических объединенийи других формах методической работы;
    • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;
    • обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса (приложение № 1)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

    Распределение рабочего времени учителя-логопеда  напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных)  дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

            Так, в начале учебного  года (первые две недели сентября) проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу/продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты . В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.

            При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

            В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

            Итоговое обследование  детей проводится в последние две недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах  (приложение

    № 2) и «профилях» (приложение № 3)  воспитанников и в речевых «профилях» группы (приложение № 4), что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.

    Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые  занятия с детьми-логопатами., где повторяется и закрепляется пройденный материал.

            Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи  ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют

    возможность оказывать направленную помощь  детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени  логопеда в течение рабочей недели (приложение № 5). Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения ( приложение № 6).

            Продолжительность ежегодного основного  удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих  в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также  работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся  в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.

    ДОКУМЕНТАЦИЯ

    С учетом современных подходов и требований  к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

    • тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогичсеской  комиссии;
    • речевая карта;
    • учебный план работы по формированию речевой деятельности группы ;
    • конспекты групповых занятий ;
    • план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на учебный год ;
    • индивидуальная тетрадь ребенка;
    • тетрадь учета посещаемости детьми занятий;
    • тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;  
    • план взаимодействия учителя-логопеда  с участниками коррекционно-педагогического процесса ;
    • отчет учителя-логопеда за учебный год;
    • паспорт логопедического кабинета ;
    • план самообразования учителя-логопеда ;
    • график работы;
    • циклограмма рабочего времени;
    • расписание групповых и индивидуальных занятий .

    Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.      

    СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

            В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.

    ДОКУМЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ В ДОУ

    П/П

    НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

    срок хранения

    ПРИМЕЧАНИЕ

    1

    Протоколы заседанийПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп

    10 лет

    Основание: приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88.№ 41 «Одокументации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства  образования РФ от 12.04.95. «Типовое положение о ПМПК»

    2

    Учебный план на год

    3 года

    3

    Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы

    5 лет

    4

    Отчеты логопеда

    5 лет

    5

    Речевые карты детей

    До решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы

    6

    Индивидуальный план работы с ребенком

    7

    Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий

    8

    Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы

    9

    Индивидуальная тетрадь ребенка

    10

    Планы (конспекты) групповых, индивидуальных занятий

    Определяет логопед

    11

    Паспорт логопедического кабинета

    постоянно

    12

    План самообразования учителя-логопеда

    до 5 лет

    В случае прохождения аттестации на присвоение квалификациооной категории

    ПРОГРАММЫ

     

    1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

    (для детей подготовительной к школе группы)

    Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева.*

          2.   Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года

               жизни. Авторы : Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.*

          3.   Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада.    

                Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва 1991.*

          4.    Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

                Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина. Москва 2005.*

          5.    Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

                детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет).

               Автор Н.В.Нищева.**

    * Основные (базовые ) программы технологии

    ** Рекомендуемые программы и технологии

    ДИЗАЙН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО    КАБИНЕТА

            Ориентирами в оформлении кабинета и подборе оборудования должны выступать действующие  СанПиНы, а также другие нормативные ми методические документы. Согласно концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», среда ДОУ «должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма» ребенка, а  обязательным условием ее построения является опора на на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

            В связи с этим цветосветовой  и предметный дизайн логопедического кабинета должны быть подчинены обеспечению физического и психологического комфорта ребенка, логопеда, родителей. Его общее цветовое решение логопед может выбрать самостоятельно, приняв во внимание размеры помещения и ориентацию окна/окон на южную или северную стороны. Необходимо подобрать и установить источники достаточного и равномерного искусственного освещения как всего кабинета, так и его отдельных зон.

            Зонирование пространства рабочего кабинета – результат творческой деятельности самого логопеда. Наиболее часто организация пространства строится в соответствии с тремя зонами.

            Пространственно-организующим элементом первой зоны – зоны индивидуальных занятий – служит настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребенка. Особенно важно определить высоту расположения зеркала  над полом и способ крепления, а также освещение всей зоны в целом во время дневных и вечерних занятий. Здесь же под зеркалом, обычно размещается настенная полка для необходимых в ходе индивидуальных занятий пособий или  стол в форме трапеции, прямоугольника и стульчики. Можно воспользоваться «Партой логопеда». Такая парта  водном из вариантов имеет не только зеркало, но и подъемную столешницу, с расположенной на ее внутренней стороне магнитной доской. Парта многофункциональная: в сложенном виде – это удобный детский стол, а далее в зависимости от потребностей индивидуального занятия могут быть подняты или зеркало, или магнитная доска.

            Вторая зона логопедического кабинета предназначена для организации подгрупповых ( до 6 ч.) занятий и игр с детьми. Ее составляют соответствующие росту детей столы, стулья, учебно-демонстрационное и игровое оборудование. Если позволяет площадь кабинета, то самым  оптимальным здесь может быть размещение регулируемых по высоте столов в форме подковы, цветка, фасоли и др. Следует определить, как именно- статично или динамично будет располагаться в этой зоне демонстрационное  оборудование. В последнее время логопеды все чаще делают выбор в пользу мобильного оборудования: поворотные доски, двухсторонние мольберты, наборное полотно. Если же площадь кабинета не позволяет, можно использовать привычные настенные доски из современных материалов, на которых удобно располагать картинки с помощью магнитов, писать или рисовать мелом  и т. д.

            А сделанные своими руками стационарные или переносные фланелеграфы  или сенсорное панно позволят использовать на логопедических занятиях не только картинный материал, но разнообразные по фактуре ткани создавая вместе с детьми разнообразные тематические композиции, цветовые коллажи. Особое внимание в этой зоне должно быть уделено расположению учебно-игровых материалов и пособий.

    Если размеры кабинета достаточно велики, можно разместить дидактический стол с закрепленными на столешнице ящиками. В них располагаются пособия для развития двигательно-тактильного и зрительного анализаторов, совершенствования ориентировки в цвете, форме, величине предметов. Логопед всегда придумает, на какой «волшебный ящик» обратить внимание того или иного ребенка в конце, середине или даже в самом начале индивидуального или подгруппового занятия, предложив ему наиболее полезное в данный момент игровое задание.  Набор материалов на дидактическом столе может варьироваться, а величина самого стола дает возможность играть рядом или вместе сразу нескольким детям.  Еще один вариант крупногабаритного оборудования- шкаф-стенка для игрушек. Она имеет  как

    закрытые, так  и открытые полки. Такая стенка удобна как самому логопеду, так и детям, так как предоставляется возможность выбора игр и игрушек из числа специально подобранных и разложенных на полках перед занятием.

            В «идеальном» логопедическом кабинете найдется место и для напольного ковра, и для комплекта мягкой детской мебели или даже просто для одной-двух кушеток для релаксационных игр и упражнений.

    В оборудование третьей – консультативно - методической зоны логопедического кабинета входят стол и несколько стульев для взрослых, а при необходимости – книжные полки или стеллажи, шкафы. Сегодня все чаще рабочее место логопеда оснащается компьютером, и в случае его использования не только для оформления текущей и итоговой документации, но для работы с ребенком следует продумать его наиболее рациональное размещение.

    ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждении и Положению о детских садах детей с недостатками развития.

    В оборудование логопедического кабинета должно входить:

    • большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);
    • маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка;
    • детские столы (не менее четырех) и стулья (6—10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам; большой рабочий стол для логопеда; шкафы для пособий и литературы;
    • навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая — приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок);
    • фланелеграф;
    • магнитофон для записи речи детей.

    Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.

    Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.

    1.      Пособия для обследования: слуха, интеллекта.

    2.   Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций).

    3.     Пособия для обучения грамоте.

    Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия:

    • Филичева Т.Е., Каше ГЛ. Дидактический материал по исправлению недостатков речи. -М., 1989.
    • Соловьева О. И. Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1975;
    • Соколенко И. И. «Посмотри и назови» — дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М., 1997;
    • Третьякова Т. С. Играем и учимся. — М., 1991;
    • Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. — М., 1996;
    • Бессонова Т. П., Грибова О. £. Дидактический материал по обследованию речи детей.—М., 1994;
    • Пятакова О. Б. Альбом для логопеда. — М., 1998.

    Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры.

    Представим примерный перечень пособий с указанием их назначения.

    1. Для обследования и развития слуха:

    -  набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, металлофон, свисток )

    - поющие игрушки — петушок, птичка:

    - красивые яркие игрушки (кукла, мишка, машина, часы, зайка и др. I.

    2. Для обследования и развития интеллекта:

    - «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;

    - разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;

    - игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;

    - пирамидки из 4 — 8 колец;

    - набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;

    -  счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);

    - изображение контуров предметов и их частей;

    - наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;

    - игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочы кукла», «самолет - птица»;

    -  игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями - корова на дереве — в дупле ит.д.

    3. Для обследования и развития фонематических процессов:

    «Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак -лак - мак - бак; дом - ком - лом;

    «Семафор» - набор предметных картинок, карточки-сигналы, которые дети показывают, услышав правильный вариант слова: «вакон» - «факон» - «вагом» - вагон;

    схема слова - бумажная полоска, разделенная на три части, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове).

    4. Для развития словаря:

    «Большие и маленькие» - набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;

    «Что забыл нарисовать художник?» - набор картинок, изображающих предметы и части предметов;

    «Скатерть-самобранка» - набор предметных картинок с изображением различных продуктов питания;

    «Зоологическое лото» - картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера;

    «Наша квартира» - набор предметов кукольной мебели или соответствующие картинки:

    «Чудесный мешочек» - набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;

    «Скажи наоборот» - набор картинок, к которым подбираются антонимы;

    «Что растет на грядке?» - муляжи или предметные картинки с изображением овощей;

    «Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком;

    «На воде, в воздухе, на суше» - картинки с изображением транспорта;

    «Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.;

    «Кто как передвигается?» - набор картинок с изображением тип, животных, насекомых;

    «Кто как голос подает?» - набор картинок с изображением птиц, животных;

    «Кто что делает?» - набор картинок с изображением людей разных профессий.

    5. Для развития грамматического строя речи:

    «Как Вася одевался» - дидактическая кукла с предметами одежды, обуви, головных уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление существительных в винительном падеже ед. и мн. числа);

    «Что с чем?» - картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток, тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);

    «Что кому нужно?» - наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже);

    «Волшебный сундучок» - картинки с изображением одного, двух, пяти предметов (согласование существительных с числительными 1, 2, 5);

    «Исправь Незнайку» - набор опорных слов-карточек, картинки символы предлогов (составление грамматически правильного предложения);

    «Кто чем питается?» - наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);

    «Кто чем защищается?» - картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);

    «Кто у кого?» - картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных и родительном падеже, составление сложносочиненных предложений):

    «Что из чего?» - набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

    6. Для развития связной речи:

    -  серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию (2 - 3) до более сложных (3 - 5);

    - сюжетные картинки представляющие определенные лексические темы;

    - схемы для составления описательных рассказов;

    - опорные сигналы для рассказов;

    - атрибутика для драматизации диалогов.

    7. Для формирования правильного произношения:

    - набор звуков-символов;

    - серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие;

    -    альбомы  И.И. Соколенко,  Л.И. Богомоловой,   Н.В. Новоторцевой,   ГА. Каше, В.В. Коноваленко для формирования правильного звукопроизношения;

    -  серии картинок С.С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов.

    8. Для развития дыхания и голоса:

    - набор вертушек, султанчиков;

    - набор искусственных цветов («Цветочный магазин»);

    - бумажные кораблики, емкость для воды («Кораблики»);

    - сложенные из бумаги легкие птички.

    9. Для развития мелкой моторики:

    - кнопочная мозаика; трафареты различной сложности; пирамидки;

    - пособие «Зашнуруй ботинок» - ботинок со шнуровкой;

    - пособие «Собери бусы» - набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура, шнур;

    -  пособие «Пришей пуговицу» - деревянные пуговицы больших размеров, набор шнурков разного цвета;

    - пособие «Запасы на зиму» - большие трафареты, изображающие ежа, белку, с отверстиями для продевания шнурков, набор мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши, орехи) с отверстиями для шнурков;

    - счетные палочки в пеналах (2-3 набора).

    10. Для обучения грамоте:

    - азбуки, буквари по количеству детей; демонстрационная азбука;

    -  кассы букв и слогов по количеству детей; наборы слоговых таблиц для чтения; набор карточек-слов;

    - пеналы со схемами слов и предложений; звуковые линейки;

    - «окошки» - ленты для чтения; набор фишек, карточек; набор ребусов, кроссвордов, шарад.

    11. Для развития неречевых процессов:

    - развивающая игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат»;

    - набор картинок для выделения четвертого лишнего;

    - набор картинок для выделения видовых и родовых понятий;

    - набор предметных картинок — отгадок к загадкам;

    - набор геометрических форм «Найди такую же фигуру»;

    -  набор предметных, сюжетных картинок, отличающихся несколькими деталями «Найди отличия»;

    - набор сюжетных картинок с реальными и вымышленными ситуациями «Бывает - не бывает» и т. д.

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ

    Основное наполнение кабинета - учебно-игровые материалы – весьма разнообразно. Для оптимизации работы с ними на помощь логопеду может прийти каталогизация как форма учета имеющихся в кабинете материалов. За основу может быть принят какой – либо признак: возрастная адресованность, назначение, тематика и т. д.  Достаточно распространенная  и хорошо зарекомендовавшая форма составления каталога- ориентация систематизируемого материала на :

    • развитие речи и коррекцию ее недостатков (звукопроизношение, темпоритм, интонационная выразительность, фонематический слух, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй, связная речь, обучение грамоте);
    • развитие познавательных психических процессов(зрительное, слуховое, тактильное восприятие, память разной модальности, внимание, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое  мышление, воображение);
    • совершенствование двигательной сферы (общие произвольные движения, мимические и артикуляционные движения, тонкие дифференцированные пальцев и кисти рук).

    В свою очередь, эти три крупных раздела каталога можно дробить на подразделы (возрастная адресованность, вид – игровой, демонстрационный или раздаточный материал, лексическая тема, этап коррекционной работы  и др.).

            Даже самый беглый обзор имеющихся сегодня в продаже готовых материалов дает основание утверждать, что они достойно пополнят любой из разделов каталога.

    СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Обязательная литература

    1. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993.
    2. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. - М., 2002.
    3. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР.-М., 1996.
    4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
    5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
    6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 2002.
    7. Лалаева Р.И. Формировании лексики и грамматического строя у дошкольников с недоразвитием речи. - СПб., 2001.
    8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольника. - СПб., 1999.
    9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР.-М.,2003.
    10. Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2001.
    1. Н.Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. - СПб., 2001.
    1. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи /Под ред. С.А. Мироновой.-М., 1991.
    2. Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М., 1997.
    3. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 2000.
    4. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1999.
    5. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. - М., 1999.
    6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. -М., 1989.
    7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи /Министерство образования РСФСР. - М., 1991.
    8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 2002.
    9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - Ч. 1, 2. - М., 1993.
    10. Хрестоматия по логопедии. - М., 1997.
    11. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2003.

    Дополнительная литература

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.
    2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.
    3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2001.
    4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.,
    5. Астапов В.М. Введение в дефектологию. - М., 1994.
    6. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - М., 1999.
    7. Борякова И.Ю. Ступени развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР,- М.
    8. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 2000.
    9. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии
    10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления детей с нарушениями речи. -
    11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.. 2002.
    12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». Сборник методических рекомендаций.-СПб., 2001.
    13. Ермакова Н.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков М., 1996.
    14. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М., 1983.
    15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи. - М., 1985.
    16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. -Ярославль, 1997.
    17. Кобзарева Л.., Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. -Воронеж, 2001.
    18. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985.
    19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с окружающей действительностью. - М., 1998.
    20. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению  и коррекции школьной дезадаптации. Под ред. Е.М. Мастюковой. - М., 2002.
    21. Коррекционно-педагогическая работа в учреждениях для детей с нарушениями речи. Учебное пособие. - М., 1999.
    22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1999.
    23. Мастюкова Е.М., Московина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2004.
    24. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. -М., 1997.
    25. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.-СПб., 2001.
    26. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие под редакцией Иншаковой О.Б. - М., 2001.
    27. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. - СПб., 1999.
    28. Психолингвистика и современная логопедия /Под р. Л.Б. Халиловой.М., 1997.
    29. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2003.
    30. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. - М., 2003.
    31. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
    32. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. -М., 1991.
    33. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму.
    34. Шипицина Л .М. Азбука общения. - Спб., 2001.
    35. Шипицина Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа социального развития школьника. - СПб., 1993.
    36. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М., 1998.
    37. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1999.
    38. Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития.М., 1999.
    39. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1999.

    Материалы по коррекционно-развивающему обучению

    Извлечения из Перечня-каталога за 2000 - 2004 гг.

    1.    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего   вида   для   детей   с   нарушением   интеллекта.   «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». - Гном и Д.
    2. Зуева Л.Н., Костыленко Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения для детей дошкольного возраста: Дидактические альбомы (№ 1, 2, 3, 4). - Астрель-АСТ, 2001.
    3. Корсунская Б.Д.   Читаю сам. Книга для чтения для детей с нарушениями слуха. Ч.2. М.: Просвещение, 1999.
    4. Корсунская Б.Д. Читаю сам: Книга для чтения для детей с нарушениями слуха. 4.1. — М.: Просвещение, 1999.
    5. Кот Т.С. Прописи. Ч. 2 (к Азбуке для детей дошкольного возраста с нарушениями речи).—ACT.
    6. Кот Т.С., Сергина Н.М., Азбука. Для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.—ACT.
    7. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Учебно-методическое пособие по развитию зрительного восприятия и речи. - Детство-Пресс, 2000 -2001.
    8.    Носкова Л.П. Комплект учебно-наглядных пособий для детей с нарушениями слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата (2 книги: 1. «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать». 2. «Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок»). — Ассоциация XXI век, 1999.
    9. Резниченко Т.С. Занимательный букварь с комплектом рабочих тетрадей (4 тетради) для детей с тяжелыми нарушениями речи. - ГИЦ ВЛАДОС.
    10. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Солнечный зайчик: Иллюстрированное пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей с отклонениями в развитии и трудностями в обучении. - ГИЦ Владос.
    11. Сергина Н.М. Прописи. Ч. 1 (к Азбуке для детей дошкольного возраста с нарушениями речи). - ACT.

    12. Стаховская В.П.,   Тарасов А:М., Аникин А.Ф. Система развивающе-обучающих игр для   детей   с   отклонениями   в   развитии  и   трудностями   в   обучении:   Учебно-методический комплект. - Калининград: ОЦЦ.

    1. Тарасов А.Н., Аникин И.Ф. Система развивающе-обучающих игр. Пособие для детей, имеющих отклонения в развитии и трудности в обучении. - ОЦЦ, 2000.
    2. Ткаченко Т.А.   Логопедическая тетрадь.   Формирование и развитие связной речи. -Детство-Пресс, 1999.
    3. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит: Учебно-методическое пособие по коррекции общего недоразвития речи. - Акци-дент, 1999.
    4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - Детство-Пресс, 1999.
    5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения - что это?: Тетрадь на печатной основе по подготовке ребенка к обучению грамоте. - Ассоциация XXI век.
    6. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь писать: Тетрадь с упражнениями на развитие мелкой моторики кисти руки, ориентрование на листе бумаги, формирование практических графических навыков. - Ассоциация XXI век, 2000 - 2001.
    7. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа для воспитания и обучения детей с фонети-ко-фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада. - М.:Просвещение.
    8. Шевченко С.Г. Предметы и мы: Тетрадь на печатной основе  № 1,2. Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, о растениях, животных. - Ассоциация XXI век, 2000 - 2001.
    9. Шевченко С.Г., Капустина Г.Н. Предметы вокруг нас: Тетрадь на печатной основе № 1, 2. Формирование обобщающих представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве). - Ассоциация XXI век, 2000 - 2001.
    10. Ярыгин В.Н. Я расту и развиваюсь: Комплект наглядных дидактических материалов (с методическим обеспечением). - ЭЛТИ-КУДИЦ, 2000.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.

          «Логопед» №6 2005.

    1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. Москва,2008.
    2. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в ДОУ. Тамбов, 2007.
    3. Дошкольное образование России в документах и материалах.: Сб.действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.М.,24004.
    4. Каше Г.А. Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
    5. Кучергина О.В. Планирование логопедической работы в ДОУ.

         «Логопед» №6 2004

    1. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ.М., 2004.
    2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
    3. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида Справочное пособие М..2008.
    4. Степанова О.А. Организация и содержание логопедической работы в ДОУ.М.,2007.
    5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М.,1999.
    6. Филичева Т.Б., Чевелева П.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
    7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.М.,1993.
    8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2ч. М., 19932.
    9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

    Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

    Методические рекомендации для организации работы в ЛТО и ЛОЛ

    перечень документов и правила их оформления для работы в Летнем оздоровительном лагере и лагере труда и отдыха...

    Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

    Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

    Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы

    Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

    Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

    «Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

    laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»...