Главные вкладки

    Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении
    статья по теме

    данная статья была представлена на Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferenciya09-10.doc164 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материалы к научно-практической конференции в г.о. Самара

    «Образование и психологическое здоровье»

    12-13ноября 2009г.

    Организация ранней профилактики асоциального поведения

     несовершеннолетних в образовательном учреждении

    Кто-то когда-то должен ответить,

    Высветив правду, истину вскрыв,

    Кто же такие «трудные дети»?

    Вечный вопрос и больной как нарыв.

    Вот он сидит перед нами, смотрите:

    Сжался пружиной, отчаялся он.

    С миром оборваны тонкие нити,

    Словно стена без дверей и окон.

    Вот они тонкие ниточки эти:

    Поздно заметили, поздно учли.

    Нет, не рождаются трудными дети!!!

    Просто им вовремя не помогли.

    (А. Давидович)

    План:1.Актуальность ранней профилактики среди несовершеннолетних.

            2.Основные направления ранней профилактики асоциального поведения.

            3.Мезанизм выявления детей группы риска.

            4. Основные категории детей группы риска.        

            5.Организация социально-педагогического сопровождения.

    6. Оформление документации

            1.Анализ информации ОДН УВД г.о. Тольятти о состоянии преступности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений за последние три года позволяет сделать вывод о том, что:

    • преступность среди несовершеннолетних растет;
    • значительно снизилась возрастная планка несовершеннолетних асоциального поведения. Если 3 года назад девиантный ребенок начальной школы был исключением из правила, то в настоящее время асоциальное поведение даже среди первоклассников не является редкостью.

    Следовательно,  организация ранней профилактики по предупреждению асоциального поведения и безнадзорности несовершеннолетних является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.

            

            2.Ранняя профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних ведется одновременно по двум направлениям:

    • просветительская деятельность по ликвидации правовой безграмотности среди всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. «Предупрежден – значит вооружен». Формирование правовой культуры это движение  к правовому государству и подлинной демократии в стране. Каждый участник образовательного процесса   должен понимать, что решение возникающих проблем  возможно только в рамках действующего законодательства.
    • своевременное выявление и организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска. Древняя мудрость гласит: «Легче не дать меч в руки сумасшедшего, нежели его забрать». Дети группы риска не совершили ничего противоправного или аморального, но могут совершить в связи с изменившимися жизненными условиями. Именно по этой причине они должны быть на контроле.

    3.Механизм выявления детей группы риска:

    • В начале учебного года классные руководители заполняют матрицу определения  отношения ребенка к группе риска на всех первоклассников и прибывших детей
    • Школьный врач анализирует медицинские карты учащихся с целью выявления детей группы риска.
    • Педагог- психолог выявляют группу риска по своим методикам.
    • На медико-психолого-педагогическом консилиуме формируется подводятся итоги выявления группы риска всеми вышеперечисленными специалистами. Социальный педагог формирует списки и является координатором социально-педагогического сопровождения учащихся группы риска(приложение№2).

    Учитывая то, что «преступность помолодела», выявлять группу риска можно до поступления ребенка в образовательное учреждение, а именно, в период курсовой подготовки дошкольников.

    4.Детей группы риска можно разделить на три категории по следующим причинам:

    1.Биологическая. Причиной постановки на учет в группу риска может быть инвалидность, родовая травма, домашнее обучение, задержка психического развития, наличие хронических заболеваний, сопровождающихся частыми пропусками занятий и.т.д. Эту категорию выявляет школьный врач.

    2. Психологическая. Причиной постановки на учет может быть гиперактивность, высокая тревожность, проблемы эмоционально-волевой сферы, низкий уровень адаптации, неадекватная самооценка и.т.д. Эту категорию выявляет школьный психолог.

    3.Социально-педагогическая. Причиной постановки на учет может быть:

    •  проживание в  социально-неблагополучной семье (уклонение от воспитания,  ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, отрицательное влияние на ребенка, алкоголизм родителей и.т.п.)
    • склонность к пропускам занятий без уважительной причины
    •  проживание в малообеспеченной семье
    •  проживание в многодетной семье
    • нахождение ребенка под опекой или попечительством
    • низкая успеваемость
    • отсутствие регистрации
    • повышенный уровень агрессии: конфликты с учителями и родителями, враждебные отношения со сверстниками
    • роль изгоя в детском коллективе
    • безнадзорность
    • наличие вредных привычек
    • нарушение норм общественного поведения

             Данную категорию выявляет классный руководитель совместно с социальным педагогом.

            

    4.Организация социально-педагогического сопровождения:

    А) Социальный педагог разрабатывает:

    • координационный план работы  образовательного учреждения с детьми группы риска (приложение №1)
    • составляется комплексный план работы с детьми группы риска (приложение №2).

    Б)Проводятся диагностики различными специалистами для составления индивидуальной программы  социально-педагогического сопровождения на каждого ученика группы риска.

    В)Составляется план социально-педагогического сопровождения учащегося группы риска. В его составлении принимают участие классный руководитель, специалисты РСПЦ, зам. директора по воспитательной работе, школьный врач.

    Г)В конце учебного года классный руководитель делает отчет о результатах социально-педагогического сопровождения детей группы риска.

    6.Классный руководитель совместно с социальным педагогом оформляет папку на учащегося группы риска, в которую входит:

    •  карта наблюдения за ребенком группы риска
    •  характеристика (приложение №3)
    • характеристика и рекомендации  психолога
    • результаты диагностик
    • план работы с ребенком, учитывая причину постановки на учет (приложение№4).
    • отчет о профилактической деятельности.

    Приложение№1

    Координационный план работы МОУ школы № 47 с детьми группы риска

    Мероприятия

    Классный руководитель

    Социальный педагог

    Педагоги-психологи

    Зам.

    директора

    по УВР

    Зам.

    директора по ВР

    Совет

    профилактики

    Совет школы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    I

    Организационные мероприятия

    1

    Составление социального паспорта класса

    +

    2

    Составление характеристик на детей группы «риска», карт наблюдения и карт прогнозирования

    +

    +

    +

    3

    Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации

    +

    +

    +

    4

    Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

    +

    +

    5

    Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска»

    +

    6

    Организация досуга и кружковой деятельности

    +

    +

    +

    7

    Составление административных писем, ходатайств и др. документов: направление документации в КДН, ОДН, социальные службы

    +

    +

    8

    Осуществление связи с КДН, ОДН и соц. службами

    +

    +

    +

    9

    Организация работы и отдыха школьников в летний период

    +

    +

    +

    +

    II

    Работа с учащимися

    1

    Контроль посещаемости занятий

    +

    +

    +

    2

    Контроль текущей успеваемости

    +

    +

    3

    Вовлечение учащихся в кружки и секции

    +

    +

    +

    4

    Проведение профилактических бесед

    +

    +

    +

    +

    5

    Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

    +

    +

    6

    Направление на консультацию к психологу или к врачам

    +

    +

    +

    7

    Содействие в трудоустройстве

    +

    +

    +

    +

    8

    Проведение психодиагностики

    +

    9

    Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

    +

    +

    +

    +

    10

    Разбор конфликтов ситуаций

    +

    +

    +

    +

    III

    Работа с родителями школьников

    1

    Посещение семей группы риска

    +

    +

    2

    Проведение консультаций для родителей  

    +

    +

    3

    Приглашение родителей и детей группы «риска» на Советы профилактики

    +

    +

    +

    4

    Выступление на родительских собраниях

    +

    +

    +

    +

    +

    5

    Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

    +

    +

    +

    IV

    Работа с педагогическим коллективом

    1

    Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками

    +

    +

    +

    +

    2

    Консультации по результатам психодиагностики

    +

    3

    Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

    +

    +

    +

    4

    Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях

    +

    +

    +

    +

    5

    Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска»

    +

    Приложение №2

    Комплексный план  работы МОУ №47 с учащимися, состоящими на внутришкольном учете

    на 2009-2010 учебный год

    Формы работы

    Мероприятия

    Ответственный

    Работа классных руководителей 1-11 классов


    1. Организационная работа

    1.Составляют характеристики

    2.Проводят тестирование по определению социально-педагогического типа личности

    3.Ведут карту наблюдения, отражающую динамику  поведения, посещаемости и успеваемости учащихся.

    Классные руководители



    2. Работа с родителями.

     1.Осуществляют   патронаж семей

     2.Консультируют родителей

     3. Направляют на консультации к специалистам регионального социопсихологического центра

    4.Привлекают к реализации программы социально-педагогического сопровождения  по коррекции поведения .

    5.Систематически взаимодействуют с родителями.




    3. Работа с учащимися


    1.Осуществляют контроль за

    • посещаемостью
    • текущей успеваемостью
    • поведением
    • целенаравленным проведением внеурочного времени

    2.Способствуют вовлечению детей группы риска в кружки и секции.

    3.Проводят профилактические беседы.

    4. Содействуют реализации коррекционно-развивающей программы

    Деятельность специалистов Регионального социопсихологического центра

    Работа социального педагога

    Лебедева Н.Н.



    1.   Организационная работа

    1.Систематически ведет картотеку учащихся группы риска

    2. Проводит  тестирование учащихся

    3.Составляет

    • программы социально-педагогического сопровождения  учащихся группы риска
    • акты обследования жилищно-бытовых условий  семей учащихся

    4.Организует социальное партнерство МОУ

    • с ОДН
    • с КДН
    • с ПМСС
    • с центром «Семья»
    • с органами соц.защиты

     Козырева С.Н.




    2. Работа с педагогическим коллективом

    1.Знакомит педагогов с результатами тестирования.

    2.Консультирует учителей по вопросам профилактики и коррекции поведения учащихся группы риска

    3.Выступает с сообщениями на педагогических советах, методических совещаниях классных руководителей.

    4.Помогает классным руководителям в выборе тематики и проведении классных часов.

    5.Выступает посредником в урегулировании конфликтных ситуаций


    3. Работа с родителями.

    1.Осуществляет патронаж семей учащихся группы риска

    2.Консультирует родителей по вопросам профилактики и коррекции поведения девиантных подростков

    3.Организует и проводит «круглые столы» для родителей




    4. Работа с учащимися

    1.Осуществяет контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением через:

    • посещение уроков
    •  проверку дневников
    • беседы  в профилактический день

    2.Внедряет программу социально-педагогического сопровождения учащегося группы риска

    Работа психолога

    Борисова Е.М.

    1.Проводит

    • диагностику с целью выявления  определения путей коррекционной работы
    • тренинговые занятия

    2.Консультирует   педагогов,  детей группы риска,  их родителей.

    Рученко Л.В.

    Работа заместителя директора по воспитательной работе

    Литвиненко Г.И.

    1.Осуществляет

    • взаимодействие с социальными структурами района, города
    • контроль за состоянием работы классных руководителей по предупреждению правонарушений несовершеннолетних,

    2.Организует внеурочную деятельность учащихся

    Литвиненко Г.И.

    Приложение№3

    ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОДРОСТКА, ОТНОСЯЩЕГОСЯ К ГРУППЕ РИСКА

    1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):

    1.  Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты)

    _____________________________________________________________________________

    1.  Признаки повышенной нервозности:  повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки

    _____________________________________________________________________________

    1.  Патологические влечения:

    -    курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

    - употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);

    - употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически);

    2.        Особенности учебной деятельности:

                2.1. Успеваемость учащегося. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

                2.2.Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать  наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

    3.     Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

    3.1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный.

    1.     С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния (типичные) __________________________________________________________________________
    2.  Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.

    3.4.  Манера, стиль общения с окружающими:

          -  доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

          -  недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

          - экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

          -  интраверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

    3.5    Отношение к общественному мнению:

          -   активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);

          - пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

          -  безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

          -  негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет);

    4. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

    4.1.Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.

    4.2.Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.

    4.3.Отношение к трудовым делам класса: принимает активное
    участие, безразличен, демонстративно отказывается.

    4.4.Отношение к физическому труду:

           - положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);      

           - равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);

    • отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).

    4.5.Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительное, вплоть до умышленной порчи имущества.

    5. Направленность интересов:

    5.1.Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.д.), спортивная деятельность.

    5.2.В каких кружках (секциях) занимается____________________________

    5.3.Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки_____________________________________________________________________

    _5.4.Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

    6.  Особенности сферы свободного общения учащегося:

    6.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение
    недели, часы вечернего прихода домой____________________________________________

    6.2.      С кем имеет дружеские отношения  вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося________________________________________________________

    6.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения
    (клуб, двор, подъезд и т.д.)______________________________________________________

    1.      Содержание общения в уличных играх: работа с техникой,
      автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушив
      ание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпровождение, выпивки, курение, азартные игры и др.____________________________________________________________

    7. Самооценка личности:

    7.1.  Уровень самооценки:

    - адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

    -  завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

    - заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

    7.2. Какими бы чертами хотел обладать, от каких хотел бы избавиться?_______________________________________________________________________

    8. Особенности поведения:

    8.1.Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения__________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    1.     Отрицательные поступки (проступки):
    • их проявления (эпизодически, систематически)__________________________________
    • их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений; не работает в классе на уроках___________________________________________________________________________

    9. Психологическая атмосфера семьи.

    • благоприятная;
    • неблагоприятная;
    • крайне неблагоприятная.

    9.1.Данные о родителях (отец, мать):

    образование____________________________________________________________

    профессия, место работы_________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    9.2.   Другие члены семьи_________________________________________________

    9.3.   Тип семьи:

    • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна);
    • неблагополучная, в том числе:

          -  педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о повелении ребенка вне школы);

          -  нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

          -  конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

    9.4.    Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

          - семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

          - чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

          - попустительство (уклонение от активного участия в воспитании
    ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

            - сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).

    9.5.  Организация режима труда и отдыха:

            - какие обязанности выполняет в семье______________________________________

            - соблюдается ли режим дня_______________________________________________

            - кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания             ______________________________________________________________________

            - как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей_____________________________________________________________

                   

                   

                                                                                                Приложение №4

    Примерная программа социально-педагогического сопровождения

    для учащихся группы риска

    1. Изучение социализированности личности учащегося
    2. Мониторинг удовлетворенности личности учащегося
    3. Работа над повышением школьной мотивации.
    4. Работа над повышением социальной мотивации.
    5. Вовлечение во внешкольные мероприятия.
    6. Выявление интересов и склонностей, содействие в организации досуга.
    7. Психолого-педагогическая поддержка
    8. Информационно-просветительская работа
    9. Индивидуальные беседы с учетом характерологических особенностей.
    10. Патронаж семьи.
    11.  Исследование и консультирование по вопросам детско-родительских взаимоотношений.
    12. Привлечение социальных партнеров к профилактической деятельности

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

    Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

    Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

    Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

    Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

    Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

    Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"

    Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

    Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

    Профилактика суицидального поведения подростков в образовательном учреждении

    В данной работе представлены статистические данные ВОЗ по подростковой преступности, а так же даны рекомендации по профилактике суицидального поведения подростковв образовательном учреждении...