«Методическая разработка по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних»
методическая разработка на тему

Киреева Людмила Владимировна

Спортивно - массовое мероприятие "Я - олимпиец"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_raz_2.doc140 КБ

Предварительный просмотр:


 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мотмосская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

«Здоровые дети — наше будущее»

            Номинация:

«Методическая разработка по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних»

Спортивно - массовое мероприятие

"Я - олимпиец"

Возраст 7-10 лет

Автор:

Киреева Людмила Владимировна

Учитель физической культуры

МБОУ Мотмосская СОШ

2015г.  

Содержание

стр.

1.    Пояснительная записка……………………………………..............................3

2.    Профилактика асоциального поведения учащихся

в образовательных учреждениях..............................................................................6

3.    Спортивно-массовая работа как основная форма профилактики асоциального поведения...........................................................................................12

4.   Разработка спортивно - массового мероприятия  «Я - олимпиец».................17

5    Используемая литература...................................................................................25

6.   Приложения..........................................................................................................26

.  

Есть дети с острым умом и любознательные,

но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах

 и почти всегда считают безнадежными;

 между тем из них обыкновенно

 выходят великие люди, если только

воспитать их надлежащим образом.

 (Ян Коменский)

Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными, девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением.

В 50-е годы в психологическую науку вошёл термин «отклоняющееся поведение». Психолог М. А. Алемаскин рекомендовал:

  • первыми среди других трудновоспитуемых отличать детей, у которых наблюдается отклоняющееся поведение - всякое поведение, характеризующееся отклонением от нравственных норм поведения, принятых в обществе. (Ныне этот термин означает «девиантное поведение»).
  • Ко второму уровню отклоняющегося поведения стали относить педагогически запущенных детей, основным признаком которых является нарушение педагогических норм поведения в системе школьного образования (прогулы, драки, курение, алкоголизм, грубость, лень, лживость, жёсткость ).
  • В третью группу отклоняющегося поведения относят подростков, которые совершили правонарушение или находятся на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Эти три группы трудных детей воспитываются без изоляции от общества.
  • В четвёртую группу трудных детей ныне относят таких несовершеннолетних подростков, которые совершали правонарушение и находятся в спецучилищах или колониях. В современной литературе таких подростков нередко называют делинквентами.

Несмотря на выделение уровней трудновоспитуемости, сущность этого понятия остаётся нераскрытой. Следует согласиться с криминальными психологами, которые характерными чертами личности трудных подростков считают асоциальность направленности их личности, сопротивляемость к воспитанию и сильную развитость защитных механизмов « Я » (А.Е.Личко, В.Ф.Пирожков).

Асоциальное поведение личности подростка - одна из важнейших психолого-педагогических и социальных проблем современного общества. Сам термин «асоциальное поведение» указывает на то, что человек с таким поведением составляет проблему не только для себя, но и для общества в целом. Такое поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом, а также предполагающее деформацию внутренней регуляции поведения [Челышева Ю.В. «Профилактика асоциального поведения детей и подростков»: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2014.с.18].

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социально-нравственных ориентаций и представлений. К возникновению и распространению асоциального поведения обучающихся ведет социальная запущенность. В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные асоциальному поведению, связаны главным образом с детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска, применительно к которым используют разные термины: «трудные», учащиеся «группы риска», «дезадаптированные», «дети и подростки с нарушениями в аффективной сфере», «нестандартные».

Перечисленные выше термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую или юридическую.

Среди причин асоциального поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова, А. В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Следовательно, исходя из вышеназванных факторов, можно отметить, что асоциальное поведение обучающихся может проявляться в нескольких областях: как особенность отдельных психических процессов; как социально обусловленное качество личности и черта характера; как низкая общая культура, отрицание нравственных норм и правил поведения; как вредная привычка.

Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» являлся прерогативой несовершеннолетних из неблагополучных семей, то в настоящее время ситуация изменилась. Появилось немало несовершеннолетних из благополучных, обеспеченных семей, где в результате занятости родителей ребенок, как правило, предоставлен сам себе, не имеет возможности организовать полноценно свой отдых, занятость во внеурочное время. Все это приводит к духовной опустошенности, проявлению цинизма, жестокости, агрессивности в поведении несовершеннолетних, ведет к росту правонарушений среди подростков.

Подросток проходит через следующие основные этапы, приводящие к асоциальному поведению: возникновение противоречия между социальными нормами и личностью; проявление несогласия, отрицание социальных требований учащимся; проявление антиобщественных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.); рецидивы асоциальных действий; накопление опыта асоциального поведения; включение в группу с асоциальным поведением; совершение асоциальных поступков.

Таким образом, на основе анализа теоретических источников асоциальное поведение несовершеннолетних определяется нами как социально неодобряемое поведение, характеризующееся    устойчивыми внешними проявлениями несоответствия моральным нормам, внутриличностными изменениями, вызванными деформацией социально значимых и личностных ценностей.

Асоциальная личность современного подростка проявляется в таких формах нарушения поведения как: бегство из дома, бродяжничество, агрессия, воровство, неповиновение, суицидальные попытки, снижение готовности к социально позитивной деятельности.

Профилактика асоциального поведения учащихся

в образовательных учреждениях

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Следовательно, для успешного выполнения задач,  лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать  основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Поэтому, именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками  на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи),  должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые  меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением. (Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, культурных и правовых норм, называют девиантным, антиобщественное противоправное поведение называют деликвентным )

Согласно Закону  №120-ФЗ, в компетенцию   образовательных учреждений  входят следующие задачи:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически  пропускающих по неуважительным причинам  занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

-осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Профилактическая работа:

1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.

Внимательный и своевременный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют оперативно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими одноклассниками.    

2. Борьба с пропусками уроков без уважительной причины является вторым важным звеном в учебной и воспитательной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у обучающегося, прогулявшего хотя бы один день занятий, без принятых своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время на улице. В погоне за легким заработком он может приобщиться к воровству, бродяжничеству и попрошайничеству. Такого безнадзорного подростка легко вовлечь в преступную деятельность. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков.

3. Организация досуга обучающихся. Массовое вовлечение детей школьного возраста в спортивные организации, художественное творчество, кружковую работу, а так же в организацию и проведение спортивно-массовых, культурно-массовых оздоровительных мероприятий, праздников - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей  детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети  испытывают:

- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

- озабоченность перспективой,  как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всех людей России;

- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

-готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго  время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок.

Решение проблемы кроется в оказании доверия детям, использовании их природной заинтересованности в сохранении здоровья   и широком привлечении  учащихся к этому направлению деятельности: развитии волонтерского движения, повышения статуса ученического самоуправления.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств массовой информации, ставя учащегося «в положение жертвы». На родительских собраниях следует  информировать об административной и уголовной  ответственности  взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных  органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов  и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

6. Профилактика наркомании и токсикомании. В каждой школе необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.

В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных  статьях и очерках.

Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании  у подростков и оказании им своевременной помощи. Полезно создать группы родительской общественности (из числа работников здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.) по предупреждению проникновения наркотиков в школу.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.  В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.

Активизировать работу среди учащихся по раскрытию   сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.

  8. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, с оставляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется  проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе следует привлекать школьного психолога, специалиста по социальной защите, иногда, при наличии признаков  детской токсикомании и наркомании,  психиатра- нарколога.

Наиболее трудной  задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.

Важными направлениями в этой работе  являются:

- установление доверительных отношений между родителем и специалистом  (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);

-  разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин   негативных проявлений в поведении ребенка:  гнев, агрессия,  обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или  случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

-формирование у родителей  правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;

- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «Хорошего родителя».

Далее необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях,  запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям представляют широкое разнообразие у них  проблем и вариантов в отставании в развитии, а в будущем возникают поведенческие расстройства, связанными с асоциальными личностями.

Спортивно-массовая работа как основная форма профилактики асоциального поведения

Спортивно-массовая работа, решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие администрация школы, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников. Соревнуясь, ребёнок показывает свои двигательные способности. На спортивных мероприятиях ребёнок раскрепощается, показывает свои таланты. Здесь самое главное эмоциональный настрой. При организации спортивно-массовых мероприятий нужно учитывать возрастной период и особенности детей, физическую подготовленность. Спортивные массовым мероприятиям относятся разные формы - это соревнования в виде веселой эстафеты, театрального представления со спортивной направленностью, туристические слёты, олимпийские уроки, первенство по спортивным играм, школьные игротеки.

К спортивно-массовым мероприятиям относятся: спортивные соревнования, праздники, дни здоровья, первенства, турниры, туристические слёты и походы др. Подготовка начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды условно можно разделить на несколько этапов.

1. Подготовительный.

2. Организационный

3. Этап проведения.

4. Заключительный этап.

На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности. Общее количество, длительность и содержание этапов мероприятий зависит от масштабов и возможностей материально-технической базы.

Подготовительный этап

Подготовительный этап начинается с планирования мероприятий на год.  Документ утверждается администрацией школы. План составляется на начало учебного года с учётом возраста учащихся и школьных традиций, наличие и состояние спортивной базы школы, спортинвентаря и погодными явлениями региона. Он должен перекликаться с планом работы городских и районных мероприятий. После утверждение план вывешивается на доску объявлений для того чтоб учащиеся могли ознакомиться и обсудить реализацию в классе. Подготовка к отдельным спортивным мероприятиям в школе –это серьёзно не должна ускользнуть не одна деталь. Поэтому больше внимание уделяется оформлению и определению место проведения в зале или на спортивной площадке, парке, в зависимости от масштаба мероприятия. Демонстрация рекламного щитка о проведение будущего мероприятия, где предусмотрено краткое описание содержания и положение о проведения мероприятия. Определение формы проведение, количество участников, подбор инвентаря соответствие возрасту. На подготовительном этапе важно подготовить судей мероприятий знающих правил технику безопасности. Это могут быть учителя или учащиеся по желанию, посещающие школьные спортивные клубы или участники многих соревнований на более высоком уровне.

    Вместе с судейской бригадой подготовить бланки для судейских протоколов и выбор системы подсчёта очков. В подготовке мероприятий важно продумать форму, эмблему для участников соответственно содержанию.

Организационный этап

Количество участников на этом этапе зависит от масштаба мероприятий и место проведения. Например, день здоровья или туристический слёт с выходом за территорию школы в парк, лес, то участвуют все представители администрации и классные руководители классов, приминающие участие, родители, а так же учителя физической культуры.

После оформление в организации мероприятия важную роль играет содержание, соответственно возрасту ребёнка. Перед началом любого мероприятия учитель, всё продумав и взвесив, составляет сценарий – строгая очередность предстоящего место сбора участников, время начала, кто что говорит и за кем очередность выступлений, кто обслуживает соревнование (судит), когда и какая музыка звучит.

Сценарий должен быть подготовлен в двух экземплярах: краткий и подробный.

Для массовых мероприятий в содержании применяются игровые технологии для любого возраста — это специально организованные условия по определённым правилам. Основными критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость.

Этап проведения

Этот этап проведения самый эмоциональный и яркий этап мероприятия. Учащиеся ставят для себя цель и прогнозируют результаты в спортивном мероприятии.

Сроки проведения мероприятий зависит от содержания. Например, день здоровья может занять по времени от 2 до 4 часов в зависимости от возраста участников. Туристический слёт так же может проходить в один день, а если позволяют условия проведение два дня. Первенство по спортивным играм, зависит от количества команд от одного дня до пяти дней. Спортивный праздник в течение дня: начальное звено от 50 минут до 2 часов, среднее и старшее звено от 1 часа до 3 часов. В содержание дня здоровья могут входить несколько частей это театрализованная часть или художественная самодеятельность от участников. Вторая часть спортивные эстафеты, испытания на станциях, спортивные или подвижные игры, а так же сдача спортивных нормативов. В содержание туристических слётов входят испытание из школы безопасности прохождение этапов полосы препятствия, различных дистанций оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности с привлечение учителя по ОБЖ и учителя географии. Содержание спортивных праздников ограниченно по времени, в него могут войти музыкальные номера с привлечение театрализованных, сказочных героев. Герои в течение всего праздника помогают или создают проблемы, тем самым побуждают участников находить способы решения и выхода из сложившейся ситуации.

В содержании и проведении мероприятий должно соблюдать дозировку двигательной активности и техники безопасности при выполнении испытаний на этапах мероприятий.

Немало важное, значение имеет судейство во время проведение мероприятия. В методической литературе по проведения внеклассных мероприятий часто указываться, что судейство должно быть наглядным. При прозрачном протоколе судейство у учащихся проявляется интерес к результату, они стремятся к победе, оценивая ситуацию, и при этом не возникает споров опровергнуть результат соревнований.

Заключительный этап

Заключительный этап должен быть самым взрывным, от него зависит положительный результат всего мероприятия. От результата зависит, с каким настроением обучающиеся будут ждать новой встречи с организаторами и другими участниками. На этом этапе участники и зрители должны увидеть результат достижения цели проведение мероприятия. Важная и волнительная часть-это объявление результата и награждение. Награждение нужно запланировать заранее, продумать каждую деталь. По завершении мероприятия награждение  проводиться по номинациям, грамотам или победителями. Если предусмотрены медали за участие каждому участнику соревнований или только награждение призовых мест. Церемония награждения проходит под музыкальное сопровождение или под аплодисменты участников.

         Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Организация спортивно-массовой работы-это деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Прекрасной формой отдыха являются спортивно-массовые мероприятия в школе. Участвуя в таких массовых мероприятиях, учащиеся развиваются, демонстрируют двигательную активность, а так же свои физические и морально-волевые качества. Двигательная активность оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка, воспитывает «стойкий иммунитет» к вредным привычкам. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к здоровому образу жизни.


Спортивно-массовое мероприятие

«Я - олимпиец»

        Цель методической разработки: популяризация физической культуры и спорта, привлечение обучающихся к активным занятиям физическими упражнениями, пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха детей.
        Для разработки спортивно -массового мероприятия были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
        
Формировать  у учащихся привычки здорового образа жизни и выработка у них правильных двигательных действий в процессе выполнения физических упражнений.
Воспитательные:
        
Формировать личность ребенка средствами физической культуры и спорта. Воспитывать  чувства коллективизма, взаимопомощи, самодисциплины, воли и  внимания.
Оздоровительные:
        
Укреплять здоровье, развивать физические  качества  у подрастающего поколения, содействовать  гармоническому физическому развитию обучающих.

        Участники: Обучающиеся начальной школы (1-4 классы)

 Требования к условиям проведения: - Положение о предстоящих соревнованиях разместить на информационном стенде для начальной школы, на школьном сайте, донести до детей в устной форме, оформить рекламную газету. -Своевременная подготовка и яркое, красочное оформление места соревнований.

-Справедливое и прозрачное судейство, оперативное подведение итогов и опубликование на стенде.

-Обеспечение безопасности участников соревнований, судей и болельщиков, возможности оказания медицинской помощи.

Материально-техническое обеспечение: спортивный зал со стандартной разметкой.

                Оборудование и инвентарь: секундомер – 1 шт, скакалки – 3-5 шт, мел, кубики – 1 шт, турник регулируемый по высоте – 2 шт, гимнастические маты –2 шт, кегли или конусы – 8 штук, мяч баскетбольный-1шт,  мяч футбольный -1шт, мяч набивной (1кг) - 1шт,  мяч для большого тенниса – 9 шт, обруч-2шт

Для награждения – кубок, грамоты, памятные призы, сладкие призы.

        Планируемые результаты:

  • приобщение к здоровому образу жизни и выработка у учащихся правильных двигательных действий в процессе выполнения физических упражнений; 
  • личность ребенка развита средствами физической культуры и спорта; сформированы чувства коллективизма, взаимопомощи, самодисциплины, воли и внимания;
  • более высокие показатели развития физических качеств, гармоничное развитие и укрепленное здоровье подрастающего поколения.

Подведение итогов: Озвучивание и награждение победителей соревнований. Опубликование рекордов, результатов и итогов соревнований на стенде. Оформление стенгазеты с ходом мероприятия, фоторепортажи с яркими моментами.

        Для увеличения массовости и масштабности мероприятия «Я - олимпиец» параллельно с основным проводятся физкультурные перемены, динамические паузы, внутри классные мероприятия, конкурс рисунков, оформление стенгазет, написание сочинений со спортивной тематикой, показательные выступления и т.д. (Приложение№ 3).

Ход мероприятия.

День первый

Открытие соревнований.

Зал оформлен лентами и шарами, можно использовать спортивные атрибуты. Зрители приглашены на специальные места. В зале звучит музыка. Команды строятся в колонны вне зала, во главе с капитаном команды. В центре зала директор школы или заместитель директора по воспитательной работе, главный судья и судьи отдельных видов.

Участники соревнований маршевым шагом входят в зал под торжественное звучание музыки.

Ведущий: Внимание участников соревнований, болельщиков и судий!

 Торжественное открытие соревнований «Я- олимпиец» начать!

Всем классам! Ровняйсь! Смирно! Равнение на середину!

Звучит Гимн и поднимается флаг Российской Федерации.

Ведущий: Слово предоставляется участниками соревнований. Капитаны представляют свои команды (название, девиз)

Слово для приветствия предоставляется директору школы.

Директор: Соревнования «Я -олимпиец» объявляю открытыми! Директор школы поздравляет присутствующих с открытием соревнований.

Появляется первое кольцо олимпиады

Ведущий: Первое кольцо олимпиады - первый день соревнований. С каждым новым днем будет появляться новое кольцо. На кольце изображены основные события дня, и вы, участники и болельщики, можете отметить на нем те моменты которые вам понравились прикрепив значок олимпийской символики. Кольца будут размещаться на стенде в начальном звене, а значок вы изготовите сами по образцу.

 Участники представляют свои визитные карточки (короткое выступление команды или группы поддержки).

Судейская бригада выставляет баллы за выступление

Ведущий: Первый день соревнований считать закрытым! (объявляет программу следующего дня)

День второй

Участники приглашаются к местам состязаний

 1-2 классы (приглашены к 12.00) участвуют в видах:

  • прыжки в длину с места,
  • подтягивание,
  • челночный бег 3*10 м,
  • поднимание и опускание туловища в И.П. – лежа на спине, руки за головой.

 3-4 классы (приглашены к 13.00) участвуют в видах:

        -прыжки в длину с места,

  • подтягивание

-челночный бег 3*10 м,

        -поднимание и опускание туловища в И.П. – лежа на спине, руки за головой.        

  Каждую команду отправляют на один из видов состязаний.

По окончании состязаний команды выстраиваются, им сообщается программа третьего дня- прыжки через скакалку и полоса препятствий.

Правила выполнения упражнений на состязаниях

Прыжок в длину с места.

Прыжок производится от стартовой линии толчком обеих ног. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешается. Результат определяется по расстоянию от контрольной линии до ближайшей к ней точки приземления прыгуна. В соревновательных условиях каждому предоставляется по 2 попытки, и измерение ведется от точки касания пола любой частью тела. Засчитывается результат лучшей попытки.

Инвентарь: рулетка, мел.

Судьи: судья, секретарь.

      Подтягивание в висе стоя – мальчики, в висе лежа девочки.

Подтягивание (м) выполняется на перекладине из положения виса хватом сверху, не касаясь ногами пола.  При подтягивании нужно подбородком перейти линию перекладины, при опускании туловища  руки  выпрямляются полностью. Во время  подтягивания не  допускается раскачивание  или движение ногами, облегчающие сгибание рук.

Для подтягивания,  из виса  лежа (д.) перекладина устанавливается на уровне 90 см и ниже в зависимости  от роста девочек. В висе  лежа и при подтягивании туловище держать прямо  и подбородком перейти линию перекладины.

Инвентарь: 2 перекладины, мел.

Судьи: судья и секретарь.                                      

Челночный бег 3*10 м

В забеге принимает участие1 человек. Участник стартует, на линии финиша захватывает кубик, переносит его на линию старта и финиширует. Судья подает три команды «На старт!», «Внимание!», «Марш!», сопровождая движением руки-вытянута в сторону, вверх, вниз соответственно командам. Время засекается,  когда участник пересекает линию финиша.

Инвентарь: 1 кубик, секундомер.

Судьи: судья, секретарь.

Поднимание и опускание туловища в И.П. – лежа на спине, руки за головой.

Из исходного положения, лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, пальцы скреплены в замок. Стопа прижата к полу вторым участником. По команде «Марш» согнуться до касания локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положение. Фиксируется количество подъемов до касания коленей локтями.

Инвентарь: гимнастические маты, секундомер.

Судьи: судья,  секретарь.                         

День третий

обучающиеся 1 – 2 классов (4 команды) приглашены к 12.00.  Две команды участвуют, другие две зрителей(определено жеребьевкой)  

обучающиеся 3 – 4  классов (4 команды) приглашены к 13.00

Правила выполнения упражнений на состязаниях

Прыжки через скакалку.

Участнику разрешается выбрать скакалку подходящую  по длине.  По команде «Марш» выполняет прыжки на двух ногах.  Считается количество прыжков за 30 сек.                        

           Инвентарь: скакалки, секундомер.

Судьи: судья следит за временем и  считает, секретарь

Полоса препятствия.

Команда выстраивается друг за другом.  Участники бегут по одному, передавая эстафету следующему участнику. Участник, бежит по кругу, выполняя задания. Каждая команда бежит по времени, выигрывает та, которая преодолеет дистанцию за наименьшее время.

 – участник бежит  проникая сквозь рукав d-1м, длиной 3м.

 – ведение футбольного мяча вокруг кеглей.

 – подняться по гимнастической стенке и коснутся рукой верхней перекладины, спуститься

 – ведение баскетбольного мяча вокруг кеглей.

 -  бросок набивного мяча за линию.

Инвентарь:  обруч с рукавом, 1 футбольный мяч, 8 кеглей,  1баскетбольный мяч, 1 набивной мяч-1кг, мат для страховки под гимнастическую стенку.

Судьи: судья с секундомером, помощники на каждом  этапе и секретарь.

День четвертый

обучающиеся 1 – 2 классов (4 команды) приглашены к 12.00.  Две команды участвуют, другие две зрителей(определено жеребьевкой)  

обучающиеся 3 – 4  классов (4 команды) приглашены к 13.00

Метание в вертикальную цель малого мяча

Участник метает  в цель D-1м, обозначенную на стене, с расстояния 10м. На выполнение дается три попытки. Засчитывается общее число попаданий.

Инвентарь:  мяч для большого тенниса -3шт

Судьи: судья,  секретарь.

Метание в горизонтальную цель малого мяча

Участник метает  в цель D-1м, обозначенную на полу, с расстояния 10м. На выполнение дается три попытки. Засчитывается общее число попаданий.

Инвентарь:  мяч для большого тенниса -3шт, обруч.

Судьи: судья,  секретарь.

Метание  малого мяча на дальность

Участник метает  малый мяч. На выполнение дается три попытки. Засчитывается результат лучшей попытки.

Инвентарь: рулетка, мел.

Судьи: судья, секретарь.  

Правила выполнения упражнений на состязаниях

Метание в вертикальную цель малого мяча

Участник с мячом в одной руке находится за обозначенной  линией. Метает мяч одной рукой после команды судьи  «Можно!»  При заступе на линию попытка не засчитывается, количество попыток не увеличивается.

Метание в горизонтальную цель малого мяча

Участник с мячом в одной руке находится за обозначенной  линией. Метает мяч одной рукой после команды судьи  «Можно!»  При заступе на линию попытка не засчитывается, количество попыток не увеличивается. Мяч считается попавшим в цель первым касанием в пола внутри обруча.

Метание малого мяча на дальность

Участник с мячом в одной руке находится за обозначенной линией. Метает мяч одной рукой после команды судьи «Можно!»  При заступе на линию попытка не засчитывается, количество попыток не увеличивается. Судья находиться в поле метания и объявляет результат метания для записи секретарю.

День пятый.

Закрытие соревнований.

Зал оформлен лентами, шарами и тематическими плакатами. Зрители на своих местах. Команды построены в колонны вне зала, капитаны команд стоят впереди.  В центре зала директор школы, главный судья и судьи соревнований  

Звучит спортивный марш, в зал входят участники соревнований.

Ведущий: Добрый день участники соревнований, болельщики и судьи! Сегодня мы подводим итоги соревнований «Я - олимпиец». Участники соревнований показали нам какие они быстрые, ловкие и смелые.

Ведущий: Слово предоставляется директору школы.

иректор поздравляет участников с участием в соревнованиях и желает им дальнейших успехов в спортивной жизни).

Ведущий: По тогам соревновании выявлены следующие лидеры и призеры...... (проходит награждение участников и команд).

Ведущий обращает внимание на стенд с кольцами (принесен из начального звена) и отмечает полюбившиеся моменты соревнований с наибольшим количеством значков. Благодарит болельщиков за активное участие в рефлексии мероприятия.

Ведущий: Почетное право опустить флаг предоставляется победителю в нескольких видах соревнований или капитану победившей команды. Равнение на флаг! (Звучит гимн России)

Ведущий: Соревнования «Я- олимпиец» объявляются закрытыми. Звучит марш, команды уходят за своими капитанами.


Используемая литература:

        Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

         Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24.06.1999г.

  1. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие / В.В. Бойко – СПб.: Союз, - 2002. – 160 с.
  2. Мазина, О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея : учебно-методическое пособие / О.Н. Мазина. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – С.45.
  3. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. «Асоциальное поведение детей и подростков». –М., -2012.
  4. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. - М.,2010.
  5. Челышева Ю.В. «Профилактика асоциального поведения детей и подростков»: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2014.
  6.  Белякова Н.Т., Стань сильным, ловким и выносливым.-М: Физкультура и спорт, 2009

7. Погадаев Г.И., Мишин Б,И., Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.- М:Дрофа 2010

8. Видякин М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе.-Волгоград,2011

      9. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. -М: ВАКО, 2010


Приложение № 1

Положение

 о спортивном мероприятии «Я - олимпиец»

 для обучающихся начальной школы

I. Цели и задачи:

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Популяризация физической культуры и спорта.

- Сохранение и укрепление здоровья детей начальной школы

  - Выявление лучших обучающихся в командном зачете и личном первенстве.

   - Воспитание ответственности, настойчивости в достижении цели, честности, командного сотрудничества.  

II Время и место проведения

Соревнования проводятся   в спортивном зале школы.

Соревнования проводятся в три этапа:

-открытие игр,

-соревнования по многоборью

-закрытие игр и награждение.

     Виды состязаний: Многоборье (прыжки в длину с места; прыжки через скакалку; подтягивание в висе стоя мальчики, в висе лежа девочки; челночный бег 3*10 м.; поднимание и опускание туловища в И.П.– лежа на спине, руки за головой; полоса препятствий.) Снайперский турнир (метание в вертикальную цель, метание в горизонтальную цель, метание на дальность)

III. Организация и ответственные лица

Ответственность за проведение мероприятия «Я- олимпиец» возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.  Главный судья соревнований – учитель физической культуры, судьи на видах состязаний –учителя других классов.

IV. Участники

К участию в играх допускаются учащиеся 1-4 классов, прошедшие медицинский осмотр. Участвуют 8 команд.  Команды делятся на две возрастные категории: 1,2 класс и 3,4 класс. Команды выбирают название, девиз и эмблема.

V. Сроки подачи заявки.

Заявка на участие в соревнованиях подается за один день до начала соревнований по форме:

Заявка на участие в соревнованиях «Я- олимпиец»                                                                                                          

п/п

Фамилия, имя, отчество

Допуск врача

1

2.....

VI. Определение победителей.

Командное первенство определяется по наибольшей сумме баллов, заработанных в отдельных видах. В каждом виде берутся 5 лучших результатов.

VII. Награждение.

Обучающиеся, занявшие 1-3 места по многоборью, награждаются грамотами и памятными призами. Команды, выигравшие в полосе препятствий и «Снайперском турнире», грамотами и сладкими призами. За первое место в соревнованиях команда награждается кубком и грамотой; команды, занявшие 2 и 3 места, награждаются грамотами и памятными призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

данная статья была представлена на Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни Игра-квест "Территория здоровья"

Данна методическая разработка будет полезна педагогам школы среднего звена, педагогам дополнительного образования....

Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних с учетом этнопсихологических особенностей

Что такое деструктивное поведение? Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющи...